Знакомство детей со сказкой "Крылатый, мохнатый да масленый". Лексико-грамматические упражнения.
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Знакомство со сказкой, беседа после прочитанного, пересказ сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_krylatyy_mohnatyy_da_maslenyy.docx | 11.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»
Цель. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обработка И. Карнауховой), помочь понять ее смысл.
- Ход занятия
Дети сидят на стульчиках перед воспитателем.
Воспитатель :Для начала, ребята давайте сделаем зарядку для наших язычков, чтобы речь наша была четкой.
Проводится артикуляционная гимнастика.
Сегодня мы с вами отправимся в страну сказок, но сначала мне хочется узнать, любите ли вы сказки?
(ответы детей)
Я тоже очень люблю сказки, особенно русские народные. Ребята, а как вы думаете, что значит – русские народные?
(ответы детей)
А теперь давайте поиграем.
Воспитатель проводит дидактическую игру «Что бывает?».
Что бывает крылатое?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, птицы.
Воспитатель вывешивает на доске воробья.
Воспитатель: Что бывает мохнатое?
(Ответы детей)
Правильно, звери.
Вывешивает на доске мышку.
Воспитатель: Что может быть масляная, масляный, масленое?
(Ответы детей. Воспитатель вывешивает фигурку блина).
Воспитатель: Ребята, мы сегодня не зря вспомнили всё крылатое, всё мохнатое, всё масляное, так как эти слова составляют название русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный».
А теперь ребята, давайте поиграем!
Физкультминутка «Мышка».
Дети встают со своих мест и выполняют действия по тексту.
Мышка быстренько бежала (бег на месте),
Мышка хвостиком виляла (имитация движений),
Ой, яичко уронила (наклониться, поднять),
Посмотрите-ка, разбила (показать на вытянутых руках).
Повторяется 3 раза в разном темпе от быстрого к медленному.
Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю эту сказку, а вы слушайте её внимательно.
Воспитатель читает сказку.
Во время чтения вывешивает на доску последовательно картинки – сюжеты. После прочтения сказки воспитатель проводит беседу.
Воспитатель: Как звали героев сказки?(Ответы детей)
- Как жили друзья в начале сказки?
- Правильно ли сделал воробей, когда обиделся на друзей?
- Что случилось, когда друзья решили поменяться своей работой?
- «Вот так всегда бывает, когда один на другого кивает, а свое дело делать не хочет», - так сказал Блин. Почему он так сказал?
- Чем заканчивается сказка?
Воспитатель: А теперь ребята давайте попробуем составить схему, опираясь на которую нам легко будет пересказать сказку.
Детям предлагаетя выбрать с чего началась сказка, расставить все картинки в соответствии с текстом. После составления мемо-таблицы предлагаем детям пересказать текст.
Воспитатель:
Ребята, нам пора возвращаться из страны сказок. Для этого давайте закроем глазки, повернемся через левое плечо.
- Скажите, как называется сказка, с которой мы сегодня познакомились?(ответ детей)
- Чему научила вас эта сказка?
(ответы детей)
Действительно, ребята, эта сказка многому вас научила. А впереди вас ожидает знакомство с новыми интересными сказками.
Молодцы. Занятие закончено.
Текст сказки
На лесной опушке, в тепленькой избушке, жили-были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый да блин масленый.
Воробей с поля прилетел, мышонок от кота удрал, блин со сковороды убежал.
Жили они, поживали, друг друга не обижали. Каждый свою работу делал, другому помогал. Воробей еду приносил — с полей зерен, из лесу грибов, с огорода бобов. Мышонок дрова рубил, а блин щи да кашу варил.
Хорошо жили. Бывало, воробей с охоты воротится, ключевой водой умоется, сядет на лавку отдыхать. А мышь дрова таскает, на стол накрывает, ложки крашеные считает. А блин у печи — румян да пышен — щи варит, крупной солью солит, кашу пробует.
Сядут за стол — не нахвалятся. Воробей говорит:
— Эх, щи так щи, боярские щи, как хороши да жирны!
А блин ему:
— А я, блин масленый, окунусь в горшок да вылезу — вот щи и жирные!
А воробей кашу ест, похваливает:
— Ай каша, ну и каша — горазд горяча!
А мышь ему:
— А я дров навезу, мелко нагрызу, в печь набросаю, хвостиком разметаю — хорошо в печи огонь горит — вот и горяча!
— Да и я, — говорит воробей, — не промах: соберу грибов, натащу бобов — вот вы и сыты!
Так они жили, друг друга хвалили, да и себя не обижали.
Только раз призадумался воробей.
«Я, — думает, — целый день по лесу летаю, ножки бью, крылышки треплю, а они как работают? С утра блин на печи лежит — нежится, а только к вечеру за обед берется. А мышь с утра дрова везет да грызет, а потом на печь заберется, на бок перевернется, да и спит до обеда. А я с утра до ночи на охоте — на тяжкой работе. Не бывать больше этому!»
Рассердился воробей — ножками затопал, крыльями захлопал и давай кричать:
— Завтра же работу поменяем!
Ну, ладно, хорошо. Блин да мышонок видят, что делать нечего, на том и порешили. На другой день утром блин пошел на охоту, воробей — дрова рубить, а мышонок — обед варить.
Вот блин покатился в лес. Катится по дорожке и поет:
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок,
На сметанке мешан,
На маслице жарен!
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок!
Бежал, бежал, а навстречу ему Лиса Патрикеевна.
— Ты куда, блинок, бежишь-спешишь?
— На охоту.
— А какую ты, блинок, песенку поешь?
Блин заскакал на месте да и запел:
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок,
На сметанке мешан,
На маслице жарен!
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок!
— Хорошо поешь, — говорит Лиса Патрикеевна, а сама ближе подбирается. — Так, говоришь, на сметане мешан?
А блин ей:
— На сметане да с сахаром!
А лиса ему:
— Прыг-скок, говоришь?
Да как прыгнет, да как фыркнет, да как ухватит за масленый бок — ам!
А блин кричит:
— Пусти меня, лиса, в дремучие леса, за грибами, за бобами — на охоту!
А лиса ему:
— Нет, я съем тебя, проглочу тебя, со сметаной, с маслом да и с сахаром!
Блин бился, бился, еле от лисы вырвался, — бок в зубах оставил, — домой побежал!
А дома-то что делается!
Стала мышка щи варить: чего ни положит, а щи все не жирны, не хороши, не маслены.
«Как, — думает, — блин щи варил? А, да он в горшок нырнет да выплывет, и станут щи жирные!»
Взяла мышка да и кинулась в горшок. Обварилась, ошпарилась, еле выскочила! Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Села на лавку да слезы льет.
А воробей дрова возил: навозил, натаскал да давай клевать, на мелкие щепки ломать. Клевал, клевал, клюв на сторону своротил. Сел на завалинку и слезы льет.
Прибежал блин к дому, видит: сидит воробей на завалинке — клюв на сторону, слезами воробей заливается. Прибежал блин в избу — сидит мышь на лавке, шубка у ней повылезла, хвостик дрожмя дрожит.
Как увидели, что у блина полбока съедено, еще пуще заплакали.
Тут блин и говорит:
— Так всегда бывает, когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет.
Тут воробей со стыда под лавку забился.
Ну, делать нечего, поплакали-погоревали, да и стали снова жить-поживать по-старому: воробей еду приносить, мышь дрова рубить, а блин щи да кашу варить.
Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подгрупповое психолого-логопедическое занятие для детей 7-ого года жизни с лексико-грамматическим недоразвитием речи: "Шкатулка Сказок"
Конспект совместного занятия учителя - логопеда и педагога - психолога для детей 7-ого года жизни с лексико-грамматическим недоразвитием речи....
Логопедическое занятие для детей 6-7 лет по развитию лексико-грамматических средств языка, связной речи по теме "Осень.Лес" учитель-логопед МБДОУ №12 "Ладушка" г.Тихрецка Турова Н.И.
Конспект содержит лексический материал по теме "Осень", закрепление тем "Овощи", "Фрукты". Формирование грамматических категорий-относительные прилагательные, согласование слов, употребление существит...
Логопедическое занятие для детей 4-5 лет по развитию лексико-грамматических категорий по теме "Человек. Здоровый образ жизни"
Содержится подбор лексического материала по теме, отрывок из произведения К.И.Чуковского "Мойдодыр", отрабатываются образование уменьшительно-ласкательных существительных, понимание, подбор слов с про...
Совместная деятельность логопеда с деть ми подготовительной группы по развитию лексико - грамматического строя речи "Поможем Карлсону"
Конспект деятельности логопеда с детьми...
Статья по теме "Использование лексико-грамматических игровых упражнений в формировании речи детей".
Использование лексико-грамматических игровых упражнений помогает в коррекции и воспитании речевого развития детей....
Лексико-грамматические игровые упражнения по теме РЫБЫ для детей старшего дошкольного возраста. Рекомендации для родителей.
Перечень лексико-грамматических упражнений позволит родителям закрепить пройденный материал по теме в игровой форме....
Конспект логопедического занятия в группе детей 6-7 лет по развитию лексико-грамматических категорий по теме "Дикие животные"
Логопедическое занятие в подготовительной группе на тему "Дикие животные"...