Конспект ООД «Малахитовая шкатулка»
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Организованная образовательная деятельность в рамках  в рамках пилотной площадки по формированию предпосылок  читательской грамотности для детей подготовительной группы, целью которой является приобщение детей дошкольного возраста к истокам культуры через знакомство с творчеством уральского писателя П.П. Бажова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest_malahitovaya_shkatulka.docx106.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

«Детский сад № 22 «Журавушка» общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением деятельности по художественно - эстетическому  

направлению развития детей»

КОНСПЕКТ ООД

в рамках пилотной площадки по формированию предпосылок

 читательской грамотности по теме

«Малахитовая шкатулка»

(подготовительная группа)

  Воспитатели: Любовь Ивановна Киселева,

Зиновьева Инна Рашидовна.

   

г. Шарыпово, 2023 г.

Цель: приобщение детей дошкольного возраста к истокам культуры через знакомство с творчеством уральского писателя П.П. Бажова.

Задачи:

  • Закрепить и уточнить знания детей о сказах П.П. Бажова.
  • Систематизировать знания о героях сказов.
  • Развивать коммуникативные способности, познавательный интерес, творческое мышление.
  • Развивать и поддерживать интерес к чтению и книге, расширять читательский кругозор через чтение художественной и биографической литературы.
  • Прививать интерес и любовь к чтению, воспитывать интерес к самостоятельному чтению детских книг.

Оборудование: Компьютерная игра по сказам П.П. Бажова, планшет или ноутбук, шкатулка с кешками на которых нанесены буквы слова «лэпбук», конверты с разными заданиями, модели ключей (медные ключи - с тремя бороздками, серебряные - с двумя бороздками и золотые - с одной бороздкой), раскраски по сказам П.П. Бажова

Предварительная работа:

  • Знакомство со сказами П.П. Бажова – чтение сказов, рассказывание, слушание в записи, объяснение старинных слов, просмотр мультфильмов, драматизации, рассматривание иллюстраций и книг.
  • Оформление тематической книжной выставки «Сказы П.П. Бажова».

Ход квест-игры

(На экране Хозяйка Медной горы)

Воспитатель: Над городом опускается вечер и зажигает огни

Голубые, синие, красные, зеленые…..

А может это совсем не огни, а лепестки чудесного каменного цветка,

Который расцветает по ночам над спящим городом?

А может выходит по ночам тот волшебный козлик,

У которого на правой передней ноге серебряное копытце.

Где топнет он этим копытцем, там и вылетит из земли

Дорогой камен-самоцвет!

Целая груда досталась домикам, теснящимся на горах,

Сколько сверкающих камушков из-под серебряного копытца нападало в светящиеся окна!

Вечерний город и в самом деле похож на сказочную шкатулку с самоцветами!

(на экране закрытая малахитовая шкатулка)

Воспитатель: Ребята, посмотрите вот она малахитовая шкатулка. Ах, как хочется полюбоваться на каменья самоцветные, примерить украшения, да покрасоваться. Давайте посмотрим откроем?

(на экране открытая пустая малахитовая шкатулка)

Воспитатель: эх, ребята, пустой оказалась наша шкатулочка. Что же делать? (Мы можем сами отыскать сокровища.)

Воспитатель: правильно, ребята, ведь уральская земля очень богата камнями поделочными да самоцветными. Но клад добыть непросто - нужно приложить усилие, проявить упорство и выдержку, показать свои знания. Согласны, ребята, пройти испытания? (Ответы детей). Тогда нужно будет выполнить задания!

Воспитатель: А для того, чтобы нам быстрее отыскать сокровища малахитовой шкатулки, предлагаю разделиться на команды. Ребята, а в сказах Бажова, люди каких профессий, добывали драгоценные камни и обрабатывали их? (Горно-добытчики, старатели, горные мастера). Давайте и мы с вами разделимся на 3 команды (дети берут карточки и находят свою команду «кирка»- горно-добытчики, «сито - старатели», «стамеска» - мастера и находят друг друга, присаживаются вокруг кубика, на котором изображен символы команды).

Воспитатель: Вы знаете ребята, малахитовая шкатулка закрыта на замочек с кодом. А получить кодовое число можно только после того как вы соберёте по 3 ключа и зайдете в 3 сказочных дома в которых необходимо выполнить различные задания. Шкатулка, не простая, поэтому замки у нее тоже не простые, получить код и открыть ее можно только набором из девяти ключей: 3 медных ключа, 3серебряных ключа и 3 золотых ключа.

Воспитатель: Предлагаю вам вытянуть карту вашего маршрута и тогда вы увидите, какие ключи вам необходимо собрать. (Дети вытягивают свитки с картой, а в уголочке нарисован ключ)

Воспитатель: Ребята, но в нашем путешествии необходимо соблюдать правила. На конвертах вы увидите изображения ключей и задания вы выполнять будете только из своего конверта. Конверты разного цвета – каждому дому соответствует свой цвет.

ДОМ № 1 «ОСКОЛКИ ТАЮТКИНОГО ЗЕРКАЛА»

Конверт с золотым ключом «Угадай сказ» (Метод наглядного моделирования – мнемотехника) картинки-мнемотаблицы

- Посмотрите внимательно на все картинки - как вы думаете, к какому одному сказу П.П. Бажова они все подходят?  Назовите этот сказ.   

(По мере узнавания сказа на экране появляется отгадка-картинка). Молодцы, ребята узнали сказы и вспомнили их сюжеты. Вот вам награда - камень самоцветный. Узнали как он называется?

1.«Огневушка-Поскакушка» – мальчик, костер, филин, золото, лопата;

2.«Голубая змейка» – гребешок, конь, два мальчика, золото, корзинка с ягодами, мешок;

3.«Серебряное копытце» – девочка, дедушка, домик, кошка, козлик.

4. «Малахитовая шкатулка» - шкатулка, девочка, драгоценности.

Конверт с серебряным ключом

«Чьи это вещи?», «Игра «Потеряшка» Ребята, в этом задании потерялись вещи из сказов. Нужно найти им хозяина:

- Малахитовые серьги (принадлежат Танюшке, «Малахитовая шкатулка»)

- Дурман – цветок (каменный) (Даниле-мастеру, «Каменный цветок»)

- Голубой платок (Огневушке-Поскакушке, «Огневушка-поскакушка»)

- Зеркальце (Таютке, «Таюткино зеркальце»)

- 3 пёрышка- (Илье из сказа «Синюшкин колодец», Память о бабке Лукерье)  

- Узелок с вещами (Даренке «Серебряное копытце»)

Конверт с медным ключом Ребята, найдите героев сказов Павла Бажова, спрятанных в буквенной сетке. Слова могут пересекаться вертикально и горизонтально.

ДОМ № 2 «ЗАГАДКИ ХОЗЯЙКИ МЕДНОЙ ГОРЫ»

Конверт с золотым ключом «Ответь правильно»

В конверте находится лист с 15 вопросами по сказам П.П. Бажова («Серебряное копытце», «Огневушка-Поскакушка», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок»).

Ответь правильно:

 1. Как звали кошку из сказа «Серебряное копытце»? (Муренка)

2. Чем занимался Кокованя? (Был охотником)

3. Как звали девочку из сказа «Серебряное копытце»? (Даренка)

4. Какие слова повторяла кошка Муренка? (Правильно говоришь, правильно)

5. Как называлась избушка, в которой Кокованя и Даренка в лесу жили? (Балаган)

6. Как назывались камни, которые выбивал серебряное копытце? (Хризолиты)

7. Где показывалась Огневушка – Поскакушка, что находили на тех местах? (Золото)

8. В кого превращалась Хозяйка, когда хотела уйти? (В ящерицу)

9. Что подарила Хозяйка Настеньке – невесте Степана? (Малахитовую шкатулку)

10. На какой камень похожи слезы Хозяйки? (Изумруд)

11. Как звали деда в «Серебряном копытце»? (Кокованя)

12. Главный герой сказа «Каменный цветок»? (Данила)

13 На какой цветок должен был походить Каменный цветок по задумке Данила? (Дурман)

14. Что сделал Данила со своим Каменным цветком? (Разбил)

15. Как звали Данила на работе? (Горный мастер)

Конверт с серебряным ключом. В конверте с изображением серебряного ключа находится карточка с символом компьютерной игры.

Необходимо пройти все туры игры

Конверт с медным ключом  Кросворд «Назови героя сказа»

 По горизонтали:

 1. Скажите пожалуйста как называется сборник сказов П. П. Бажова? (Малахитовая шкатулка)

По вертикали:

2. Назовите героя сказа «Медной горы Хозяйка» Степан

3. Как называли в народе Медной горы Хозяйку? Малахитница

4. Имя деда в сказе «Серебряное копытце» Кокованя

5. Он был подмастерьем у старика Прокопьича Данила-мастер

6. Имя девочки в сказе «Серебряное копытце» Дарёнка

7. Назовите Фамилию мастера чугунного литья в сказе «Чугунная бабушка» Торокин

8. Как звали старушку из сказа «Синюшкин колодец»? Синюшка

IMG_256

ДОМ № 3 «ПРОКАЗЫ ОГНЕВУШКИ-ПОСКАКУШКИ»

Конверт с золотым ключом (Задание для читающих детей) Команде предлагается поискать в пространстве группы кирпичики Лего определенного цвета с наклеенными на них словами из пословицы и объяснить их.

«Доброе дело два века живет

Без хорошего труда нет плода»

Конверт с серебряным ключом

Придумайте 3 загадки о героях сказов Бажова способом дидактический синквейн и загадайте ведущему.

Конверт с медным ключом Ребята, вы наверное вы обратили внимание, что в сказах Бажова встречается много народных слов - забавных, красивых, но нередко не совсем понятных. Попробуйте определить, что они означают.

БАДОЖОК

дорожный посох

ВАТАГА

группа, артель

ЗАБЕДНО

обидно

ЗАРУКАВЬЕ

браслет

КЫШКАТЬСЯ

возиться, биться

ОПУПЫШЕК

округление, круглый выступ

КОСОПЛЕТКИ ПЛЕСТИ

сплетничать

ПОМУЧНЕТЬ

побледнеть

ОБУТКИ

род кожаной обуви

ПОДЛЕТОК

подросток

(дети возвращаются в музыкальный зал, на столе стоит шкатулка)

Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились и собрали все 9 ключей это значит, что мы сможем открыть малахитовую шкатулочку, положите в шкатулочку свои ключики и получите подсказку. (Дети кладут в шкатулочку все ключики и достают оттуда камень с кодом, набираю его на замочке, открывают шкатулочку, а внутри лежат бусины с буквами слова «Лепбук», составляют слово)

Воспитатель: Ну вот ребята, и закончилось наше увлекательное путешествие, читая сказы П.П. Бажова мы узнали как богата наша земля лесами, озерами, удивительными самоцветами и драгоценными камнями. Но самое главное богатство уральской земли – это люди, мастера своего дела. Мудрость, талант, трудолюбие, доброта – вот главные их качества.

 Как в сказах, так и сейчас хранительница природных кладовых Хозяйка Медной горы открывает свои богатства только тем, кто чист душою, любит родной край и ценит его красоту. Вот и вы сегодня в подарок получаете этот замечательный лепбук, а на память от Хозяйка Медной горы по камешку-самоцвету. (дарит мешочек, в котором лежат стеклярусы).

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Малахитовая шкатулка или полезные ископаемые"

-Сбор информации и иллюстративного маетриала о камнях и их использовании;-Сбор камней для создания коллекции;-Чтение уральских сказов Павла Бажова;-Научные опыты(из чего сделана Земля,исчезающий мел, ...

Интегрированное занятие по сказам П. Бажова "Малахитовая шкатулка"

Познавательное занятие патриотического содержания: ручной труд с нетрадиционной техникой рисования....

Проект «Малахитовая шкатулка»

Расширять знания об окружающем мире, познакомить детей с минералами их свойствами, применением, профессиями связанными с ними....

План-конспект занятия "Малахитовая шкатулка"

Конспект занятия  в подготовительной группе "Малахитовая шкатулка"...

Конспект НОД в подготовительной группе «Малахитовая шкатулка»

Конспект НОД  в подготовительной группе               «Малахитовая шкатулка»...

Конспект занятия-развлечения по развитию речи в подготовительной школе группе «Малахитовая шкатулка»

Развивать представления детей о литературном творчестве уральского писателя П.П. Бажова, о красоте и богатстве Уральских гор.Обогащать словарный запас образными выражениями, знакомить с новыми словами...

Конспект занятия в подготовительной группе «Малахитовая шкатулка»

Конспект занятия в подготовительной группе«Малахитовая шкатулка»Программное содержание:Познакомить детей с драгоценными и поделочными камнями Уральских гор.Познакомить с П. П. Бажовым, ска...