Конспект НОД в подготовительной группе «Малахитовая шкатулка»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект НОД в подготовительной группе
«Малахитовая шкатулка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД в подготовительной группе «Малахитовая шкатулка» | 23.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в подготовительной группе
«Малахитовая шкатулка»
Цель: формировать познавательное развитие детей.
Задачи:
Познакомить детей с драгоценными и поделочными камнями Уральских гор.
Познакомить с П.П.Бажовым, сказами Бажова.
Способствовать развитию творчества, желание экспериментировать, делая соответствующие выводы
Способствовать развитию в детях любознательности, желания узнавать новое.
Воспитывать в детях интерес к окружающей природе.
Предварительная работа:
1.Чтение и беседы по сказкам П.П. Бажова.
2.Рассматривание иллюстраций по сказам.
3.Рисунки по сказке «Серебряное копытце» П.П. Бажова.
Ход.
(Слайд 1 Уральские горы)
Уральские горы не только красивы, они еще богаты драгоценными и поделочными камнями: Изумруд, Хризолит, Горный Хрусталь, Малахит, Яшма, Гранит и еще многие- многие другие
Издавна Урал называют «Каменный пояс Земли Русской». Потому что Урал перепоясывает Россию. Слайд 2
Раньше люди на Руси носили широкие пояса и за ними хранили все свои богатства.
Вот и во владениях Хозяйки Медной горы, в уральском поясе, богатств не счесть. Каких только камней самоцветов у неё нет!
Давайте представим, что мы находимся в подземном царстве и случайно услышали разговор…. Слайд 3
Сказка.
“Под землей в темноте, где ничего не видно, попробуй, отличи полезного от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным”.
– Я – соль Земли, – говорит соль, – без меня кашу не сваришь. Слайд 4
– А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда. – Кастрюли – то же делают из алюминия. Без кастрюли, конечно, каши не сваришь. Слайд 5
– А на чем варить будете? – интересуется уголь, – Без топлива в этом деле не обойдешься.
Слайд 6
– И, между прочим, обо мне тоже не следует забывать, – говорит железная руда, которая дает железо для лопат. – Прежде чем кашу варить, нужно вас всех из земли выкопать.
Слайд 7
Издавна славится Урал своими поделочными камнями – самоцветами. Посмотрите, какие они разноцветные!
(Слайд 8) самоцветы
Неповторимая красота самоцветов вдохновила уральского писателя Павла Бажова (Слайд 9) рассказать в сказе “Хозяйка – медной горы” (Слайд 10), о сокровищах, хранящихся в тайниках Урала.
Хозяйка медной горы—она стережет богатства горы. Ее называют Малахитница, Каменная дева, Повелительница ящериц.
Хранительница драгоценных пород и камней, которая иногда предстает перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой — в виде ящерицы в короне. Слайд 11
В моей земле богатства скрыты:
Она и золото хранит,
И рядом с медью — малахиты,
Железо, мрамор и гранит.
Найдёшь в ней много по приметам
Цветных камней, не только руд:
Рубин сияет красным цветом,
Зелёным цветом — изумруд.
Темны кристаллики агата,
Лучисты грани хрусталя.
И знаменита, и богата
Ты-- Уральская земля.
Появлялась Медной горы Хозяйка всегда неожиданно, а уходила, превращаясь, в ящерицу.
Ящерка волшебная, из сказов самого Бажова. Слайд 11
О камнях:
Интересно, знают дети, Что такое самоцветы? Слайд 12
Посмотрите рассыпаны камни. Камни не простые, а драгоценные.
- Почему их называют драгоценными? Прислушайтесь к звучанию слова.
- Для чего используют драгоценные камни (шкатулки, украшения, стены в музее, в метро, вазы, рамки для картин и мн. другое).
-Малахит стал визитной карточкой Урала, Уральских гор. (Малахит)
(Слайд 13,14,15) малахит
В нем застыл зеленый камень,
Красив своим рисунком минерал.
Скажите, как зовется этот камень,
Во всех краях прославивших Урал? (Малахит)
В давние времена из малахита вырезали детские амулеты, которые защищали от опасностей маленьких детей.
По твердости, по блеску, по всему
Меж самоцветов равных нет ему.
Велик ценой, хоть и размером мал.
Скажите, как зовется минерал? (Алмаз) (Слайд 16)
Вот удивительный кристалл.
Он зелень всю в себя вобрал.
По всем статьям красив, хорош,
Годится в серьги, в перстень, в брошь,
В лучах искрится и горит.
Кто камень сей определит? (Изумруд) (Слайд 17)
Сказка.
Спор камней.
Однажды я услышала спор моих драгоценных камней…»
1.«Я самый главный среди вас всех,- крикнул Хризолит. Слайд N 18
Посмотрите на мою свежую зелень, в которую окрасила меня сама матушка Природа. Полюбуйтесь, как сверкают мои грани, нет больше таких красавцев среди вас. Какие красивые украшения получаются из хризолита.
Разве вы забыли, что это мои братья-камешки вылетали из-под правой ножки
Серебряного копытца? Слайд N 19
2. «Нет, я — самый главный и самый красивый, — промолвил величественный Малахит Слайд N 20 Посмотрите, какие яркие, удивительные украшения!
3.«А я всех полезнее и нужнее,- сказал серо — розовый Гранит.- Видели набережные вдоль рек. Видели красивые площади? А ступени, ведущие в музей, в театр и все лестницы внутри — это все я, это все я! Слайд N 21
4. «Нет — я, нет, я — главнее, — протараторил белый Мрамор. Слайд N22
Посмотрите, как красивы столешницы, шкафы из мраморных плит. Слайд N23
Скульптуры писателей, музыкантов, художников, статуэтки животных: все это я.
Они будут стоять вечно, значит, я — очень крепкий, очень прочный, очень нужный. Видите, какой я.
5. Все мы хороши. — Годимся в серьги, в перстень, в брошь». Слайд N24,25 украшения
Все камни прекрасны, все полезны. Недаром много-много лет назад удивительный уральский сказочник Павел Петрович Бажов описал в своих прекрасных сказах и назвал их «Малахитовая шкатулка», рассказал в ней о трудолюбивых людях: старателях, резчиках, огранщиках, ювелирных дел мастерах. Слайд N25
Викторина. «Назови сказку по картинке»
1.
Ножкой сильно он стучит,
Камни рассыпая,
Рядом Мурка с ним сидит,
Будто подпевая. («Серебряное копытце»)
Козел тот особенный был:
Правой ножкой о камешки бил,
В каком месте топнет-
Камень дорогой появится.
Даренка все смотрит и удивляется…
Издалека- то его не разглядишь
И не разберешь, а близко к нему,
Как ни старайся, не подойдешь. (Серебряное копытце) слайд 26
2.
Кто-то сидит у окошка в избушке,
А маленький козлик стоит на опушке.
Ударит копытцем - каменья летят,
И россыпи их под луною блестят.
С козликом рядом кошка Муренка,
И смотрит на них из окошка ……. (Даренка) слайд 27
3.
Махонька девчонка-
Сама вроде кукленочка-
Развехонько так пляшет,
В руке платочком машет. (Огневушка - поскакушка). Слайд 28
4. Синюшкин колодец слайд 22
Ребята, наверное, вы уже поняли, что в жизни человек часто использует камни, применяет их в строительстве, ювелирном деле. Поэтому характер человека, и его внешность, и даже голос издавна стали сравнивать с ними.
Если голос звонкий, говорят… Серебряный голос.
Если глаза голубые, говорят… бирюзовые глаза.
Если человек сильный, говорят… у него стальные мышцы.
Если человек покладистый, говорят… у него золотой характер.
А что ещё у человека может быть золотым?
Сердце может быть золотым, если человек добрый, чуткий, внимательный, а ещё золотыми могут быть руки. Это когда человек всё умеет делать и делает хорошо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОДв области «Речевое развитие» для детей старшего возраста моторная сказка - «Зайкина избушка»
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть-семь лет. Но они имеют очень большое значение. В этот период развитие ...
конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД "В гости к Незнайке"
конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД...
Беседа с детьми старшей группы "Малахитовая шкатулка"
Знакомит детей с произведениями П.Бажова...
Технологическая карта организации совместной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы "Малахитовые бусы" лепка.
Занятие познакомит детей с поделочным камнем - малахитом, напомнит детям сказы уральского писателя П.П.Бажова, научит подбирать пластилин по цвету, смешивать его, добиваясь повторения фактуры малахита...
Конспект НОДв средней группе: "Мы здоровью скажем: "Да!"
Тема: «Мы здоровью скажем «Да!» Цель: Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни. Программные задачи:Образовательные: Расширять представление д...
Конспект занятия-развлечения по развитию речи в подготовительной школе группе «Малахитовая шкатулка»
Развивать представления детей о литературном творчестве уральского писателя П.П. Бажова, о красоте и богатстве Уральских гор.Обогащать словарный запас образными выражениями, знакомить с новыми словами...
Конспект занятия в подготовительной группе «Малахитовая шкатулка»
Конспект занятия в подготовительной группе«Малахитовая шкатулка»Программное содержание:Познакомить детей с драгоценными и поделочными камнями Уральских гор.Познакомить с П. П. Бажовым, ска...