Конспект НОД в подготовительной группе «Малахитовая шкатулка»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Якунина Юлия Владимировна

 Конспект НОД  в подготовительной группе 

             «Малахитовая шкатулка»

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Конспект НОД  в подготовительной группе  

             «Малахитовая шкатулка»

Цель: формировать познавательное развитие детей.

Задачи:

Познакомить детей с драгоценными  и поделочными камнями Уральских гор.

Познакомить с П.П.Бажовым, сказами Бажова. 

Способствовать развитию творчества, желание экспериментировать, делая соответствующие выводы

Способствовать развитию в детях любознательности, желания узнавать новое.

Воспитывать в детях интерес к окружающей природе.

Предварительная работа:

1.Чтение и беседы по сказкам П.П. Бажова.

2.Рассматривание иллюстраций по сказам.

3.Рисунки по сказке «Серебряное  копытце» П.П. Бажова.

 Ход.

   (Слайд 1 Уральские горы)

Уральские горы не только красивы, они еще богаты драгоценными и поделочными камнями: Изумруд, Хризолит, Горный Хрусталь, Малахит, Яшма, Гранит и еще многие- многие другие

Издавна Урал называют «Каменный пояс Земли Русской». Потому что Урал перепоясывает Россию.   Слайд 2

Раньше люди на Руси носили широкие пояса и за ними хранили все свои богатства.

 Вот и во владениях Хозяйки Медной горы, в уральском поясе, богатств не счесть. Каких только камней самоцветов у неё нет!

Давайте представим, что мы находимся в подземном царстве и случайно услышали разговор….  Слайд 3

Сказка.

“Под землей в темноте, где ничего не видно, попробуй, отличи полезного от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным”.

– Я – соль Земли, – говорит соль, – без меня кашу не сваришь.  Слайд 4

– А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда. – Кастрюли – то же делают из алюминия. Без кастрюли, конечно, каши не сваришь.  Слайд 5

– А на чем варить будете? – интересуется уголь, – Без топлива в этом деле не обойдешься.

Слайд 6

– И, между прочим, обо мне тоже не следует забывать, – говорит железная руда, которая дает железо для лопат. – Прежде чем кашу варить, нужно вас всех из земли выкопать.

Слайд 7

Издавна славится Урал своими поделочными камнями – самоцветами. Посмотрите, какие они разноцветные!

(Слайд 8) самоцветы

 Неповторимая красота самоцветов вдохновила уральского писателя Павла Бажова (Слайд 9) рассказать в сказе “Хозяйка – медной горы” (Слайд 10), о сокровищах, хранящихся в тайниках Урала.  

Хозяйка медной горы—она стережет богатства горы. Ее называют Малахитница, Каменная дева, Повелительница ящериц.

Хранительница драгоценных пород и камней, которая иногда предстает перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой — в виде ящерицы в короне.  Слайд 11

В моей земле богатства скрыты:

Она и золото хранит,

И рядом с медью — малахиты,

Железо, мрамор и гранит.

Найдёшь в ней много по приметам

Цветных камней, не только руд:

Рубин сияет красным цветом,

Зелёным цветом — изумруд.

Темны кристаллики агата,

Лучисты грани хрусталя.

И знаменита, и богата

Ты-- Уральская земля.

Появлялась Медной горы Хозяйка всегда неожиданно, а уходила, превращаясь, в ящерицу.

 Ящерка волшебная, из сказов самого Бажова. Слайд 11

О камнях:

Интересно, знают дети,  Что такое самоцветы?     Слайд 12

Посмотрите  рассыпаны камни. Камни не простые, а драгоценные.

- Почему их называют драгоценными? Прислушайтесь к звучанию слова.

- Для чего используют драгоценные камни (шкатулки, украшения, стены в музее, в метро, вазы, рамки для картин и мн. другое).

-Малахит  стал визитной карточкой Урала, Уральских гор. (Малахит)

(Слайд 13,14,15) малахит

В нем застыл зеленый камень,

Красив своим рисунком минерал.

Скажите, как зовется этот камень,

Во всех краях прославивших Урал? (Малахит)

В давние времена из малахита вырезали детские амулеты, которые защищали от опасностей маленьких детей.

По твердости, по блеску, по всему

Меж самоцветов равных нет ему.

Велик ценой, хоть и размером мал.

Скажите, как зовется минерал? (Алмаз)   (Слайд 16)

Вот удивительный кристалл.

Он зелень всю в себя вобрал.

По всем статьям красив, хорош,

Годится в серьги, в перстень, в брошь,

В лучах искрится и горит.

Кто камень сей определит? (Изумруд)   (Слайд 17)

Сказка.

Спор камней.

Однажды я услышала спор моих драгоценных камней…»

1.«Я самый главный среди вас всех,- крикнул Хризолит.    Слайд N 18

 Посмотрите  на мою свежую зелень, в которую окрасила меня сама матушка Природа. Полюбуйтесь, как сверкают мои грани, нет больше таких красавцев среди вас.  Какие красивые украшения получаются из хризолита.

 Разве вы забыли, что это мои братья-камешки вылетали из-под правой ножки      

 Серебряного копытца?     Слайд N 19        

                                                                   

   2.   «Нет, я — самый главный и самый красивый, — промолвил величественный Малахит   Слайд N 20      Посмотрите, какие яркие, удивительные украшения!

3.«А я всех полезнее и нужнее,- сказал серо — розовый Гранит.- Видели набережные вдоль рек.  Видели красивые площади? А ступени, ведущие в музей,  в театр и все лестницы внутри — это все я, это все я!    Слайд N 21

 4. «Нет — я, нет, я — главнее, — протараторил белый Мрамор.   Слайд N22

Посмотрите, как красивы столешницы, шкафы из мраморных плит.  Слайд N23

 Скульптуры    писателей, музыкантов,  художников,  статуэтки животных: все это я.

 Они будут  стоять  вечно, значит, я — очень крепкий, очень прочный, очень нужный.   Видите, какой я.

 5. Все мы хороши. — Годимся в серьги, в перстень, в брошь».   Слайд N24,25  украшения

   Все  камни  прекрасны, все полезны.  Недаром много-много лет назад удивительный уральский сказочник Павел Петрович Бажов описал в своих прекрасных сказах и назвал их «Малахитовая шкатулка», рассказал в ней о трудолюбивых людях: старателях, резчиках, огранщиках, ювелирных дел мастерах. Слайд N25

Викторина.  «Назови сказку по картинке»

1.

Ножкой сильно он стучит,

Камни рассыпая,

Рядом Мурка с ним сидит,

Будто подпевая. («Серебряное копытце»)

Козел тот особенный был:

Правой ножкой о камешки бил,

В каком месте топнет-

Камень дорогой появится.

Даренка все смотрит и удивляется…

Издалека- то его не разглядишь

И не разберешь, а близко к нему,

Как ни старайся, не подойдешь. (Серебряное копытце) слайд 26

2.

Кто-то сидит у окошка в избушке,

А маленький козлик стоит на опушке.

Ударит копытцем - каменья летят,

И россыпи их под луною блестят.

С козликом рядом кошка Муренка,

И смотрит на них из окошка ……. (Даренка)    слайд 27

3.

Махонька девчонка-

Сама вроде кукленочка-

Развехонько так пляшет,

В руке платочком машет. (Огневушка - поскакушка).   Слайд 28

4. Синюшкин колодец     слайд 22

 Ребята, наверное, вы уже поняли, что в жизни человек часто использует камни, применяет их в строительстве, ювелирном деле. Поэтому характер человека, и его внешность, и даже голос издавна стали сравнивать с ними.

Если голос звонкий, говорят… Серебряный голос.

Если глаза голубые, говорят… бирюзовые глаза.

Если человек сильный, говорят… у него стальные мышцы.

Если человек покладистый, говорят… у него золотой характер.

А что ещё у человека может быть золотым?

 Сердце может быть золотым, если человек добрый, чуткий, внимательный, а ещё золотыми могут быть руки. Это когда человек всё умеет делать и делает хорошо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОДв области «Речевое развитие» для детей старшего возраста моторная сказка - «Зайкина избушка»

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть-семь лет. Но они имеют очень большое значение. В этот период развитие ...

конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД "В гости к Незнайке"

конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД...

Беседа с детьми старшей группы "Малахитовая шкатулка"

Знакомит детей с произведениями П.Бажова...

Технологическая карта организации совместной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы "Малахитовые бусы" лепка.

Занятие познакомит детей с поделочным камнем - малахитом, напомнит детям сказы уральского писателя П.П.Бажова, научит подбирать пластилин по цвету, смешивать его, добиваясь повторения фактуры малахита...

Конспект НОДв средней группе: "Мы здоровью скажем: "Да!"

Тема: «Мы здоровью скажем «Да!» Цель: Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.   Программные задачи:Образовательные:  Расширять представление д...

Конспект занятия-развлечения по развитию речи в подготовительной школе группе «Малахитовая шкатулка»

Развивать представления детей о литературном творчестве уральского писателя П.П. Бажова, о красоте и богатстве Уральских гор.Обогащать словарный запас образными выражениями, знакомить с новыми словами...

Конспект занятия в подготовительной группе «Малахитовая шкатулка»

Конспект занятия в подготовительной группе«Малахитовая шкатулка»Программное содержание:Познакомить детей с драгоценными и поделочными камнями Уральских гор.Познакомить с П. П. Бажовым, ска...