Конспект занятия в подготовительной группе «Малахитовая шкатулка»
план-конспект занятия по рисованию

Петросян Лилит Артуровна

Конспект занятия в подготовительной группе

«Малахитовая шкатулка»

Программное содержание:

Познакомить детей с драгоценными и поделочными камнями Уральских гор.

Познакомить с П. П. Бажовым, сказами Бажова.

Способствовать развитию в детях любознательности, желания узнавать новое.

Воспитывать в детях интерес к окружающей природе.

Способствовать развитию творчества, желание экспериментировать, делая соответствующие выводы.

Предварительная работа:

1. Чтение и беседы по сказкам П. П. Бажова.

2. Рассматривание иллюстраций по сказам.

3. Рисунки по сказке «Серебряное копытце» П. П. Бажова.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malahitovaya_shkatulka_risovanie.docx30.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе «Малахитовая шкатулка»

Конспект занятия в подготовительной группе

«Малахитовая шкатулка»

Программное содержание:

Познакомить детей с драгоценными и поделочными камнями Уральских гор.

Познакомить с П. П. Бажовым, сказами Бажова.

Способствовать развитию в детях любознательности, желания узнавать новое.

Воспитывать в детях интерес к окружающей природе.

Способствовать развитию творчества, желание экспериментировать, делая соответствующие выводы.

Предварительная работа:

1. Чтение и беседы по сказкам П. П. Бажова.

2. Рассматривание иллюстраций по сказам.

3. Рисунки по сказке «Серебряное копытце» П. П. Бажова.

Ход.

Уральские горы не только красивы, они еще богаты драгоценными и поделочными камнями: Изумруд, Хризолит, Горный Хрусталь, Малахит, Яшма, Гранит и еще многие- многие другие

Издавна Урал называют «Каменный пояс Земли Русской». Потому что Урал перепоясывает Россию.

Раньше люди на Руси носили широкие пояса и за ними хранили все свои богатства.

Вот и во владениях Хозяйки Медной горы, в уральском поясе, богатств не счесть. Каких только камней самоцветов у неё нет!

Давайте представим, что мы находимся в подземном царстве и случайно услышали разговор …

Сказка.

“Под землей в темноте, где ничего не видно, попробуй, отличи полезного от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным”.

– Я – соль Земли, – говорит соль, – без меня кашу не сваришь.  

– А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда. – Кастрюли – то же делают из алюминия. Без кастрюли, конечно, каши не сваришь.  

– А на чем варить будете? – интересуется уголь, – Без топлива в этом деле не обойдешься.

– И, между прочим, обо мне тоже не следует забывать, – говорит железная руда, которая дает железо для лопат. – Прежде чем кашу варить, нужно вас всех из земли выкопать.

Издавна славится Урал своими поделочными камнями – самоцветами. Посмотрите, какие они разноцветные!

 самоцветы

Неповторимая красота самоцветов вдохновила уральского писателя Павла Бажова рассказать в сказе “Хозяйка – медной горы” , о сокровищах, хранящихся в тайниках Урала.

Хозяйка медной горы—она стережет богатства горы. Ее называют Малахитница, Каменная дева, Повелительница ящериц.

Хранительница драгоценных пород и камней, которая иногда предстает перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой — в виде ящерицы в короне.

В моей земле богатства скрыты:

Она и золото хранит,

И рядом с медью — малахиты,

Железо, мрамор и гранит.

Найдёшь в ней много по приметам

Цветных камней, не только руд:

Рубин сияет красным цветом,

Зелёным цветом — изумруд.

Темны кристаллики агата,

Лучисты грани хрусталя.

И знаменита, и богата

Ты-- Уральская земля.

Появлялась Медной горы Хозяйка всегда неожиданно, а уходила, превращаясь, в ящерицу.

Ящерка волшебная, из сказов самого Бажова.

О камнях:

Интересно, знают дети, Что такое самоцветы?

Посмотрите рассыпаны камни. Камни не простые, а драгоценные.

- Почему их называют драгоценными? Прислушайтесь к звучанию слова.

- Для чего используют драгоценные камни (шкатулки, украшения, стены в музее, в метро, вазы, рамки для картин и мн. другое).

-Малахит стал визитной карточкой Урала, Уральских гор. (Малахит)

В нем застыл зеленый камень,

Красив своим рисунком минерал.

Скажите, как зовется этот камень,

Во всех краях прославивших Урал? (Малахит)

В давние времена из малахита вырезали детские амулеты, которые защищали от опасностей маленьких детей.

По твердости, по блеску, по всему

Меж самоцветов равных нет ему.

Велик ценой, хоть и размером мал.

Скажите, как зовется минерал? (Алмаз) 

Вот удивительный кристалл.

Он зелень всю в себя вобрал.

По всем статьям красив, хорош,

Годится в серьги, в перстень, в брошь,

В лучах искрится и горит.

Кто камень сей определит? (Изумруд) 

Сказка.

Спор камней.

Однажды я услышала спор моих драгоценных камней…»

1.«Я самый главный среди вас всех,- крикнул Хризолит.

Посмотрите на мою свежую зелень, в которую окрасила меня сама матушка Природа. Полюбуйтесь, как сверкают мои грани, нет больше таких красавцев среди вас. Какие красивые украшения получаются из хризолита.

Разве вы забыли, что это мои братья-камешки вылетали из-под правой ножки

Серебряного копытца?

2. «Нет, я — самый главный и самый красивый, — промолвил величественный Малахит Посмотрите, какие яркие, удивительные украшения!

3.«А я всех полезнее и нужнее,- сказал серо — розовый Гранит. - Видели набережные вдоль рек. Видели красивые площади? А ступени, ведущие в музей, в театр и все лестницы внутри — это все я, это все я! Слайд N 21

4. «Нет — я, нет, я — главнее, — протараторил белый Мрамор.

Посмотрите, как красивы столешницы, шкафы из мраморных плит.

Скульптуры писателей, музыкантов, художников, статуэтки животных: все это я.

Они будут стоять вечно, значит, я — очень крепкий, очень прочный, очень нужный. Видите, какой я.

5. Все мы хороши. — Годимся в серьги, в перстень, в брошь».

Все камни прекрасны, все полезны. Недаром много-много лет назад удивительный уральский сказочник Павел Петрович Бажов описал в своих прекрасных сказах и назвал их «Малахитовая шкатулка», рассказал в ней о трудолюбивых людях: старателях, резчиках, огранщиках, ювелирных дел мастерах.

Викторина. «Назови сказку по картинке»

1.Ножкой сильно он стучит,

Камни рассыпая,

Рядом Мурка с ним сидит,

Будто подпевая. («Серебряное копытце»)

Козел тот особенный был:

Правой ножкой о камешки бил,

В каком месте топнет-

Камень дорогой появится.

Даренка все смотрит и удивляется…

Издалека- то его не разглядишь

И не разберешь, а близко к нему,

Как ни старайся, не подойдешь. (Серебряное копытце) 

2.Кто-то сидит у окошка в избушке,

А маленький козлик стоит на опушке.

Ударит копытцем - каменья летят,

И россыпи их под луною блестят.

С козликом рядом кошка Муренка,

И смотрит на них из окошка …. (Даренка) 

3.Махонька девчонка-

Сама вроде кукленочка-

Развехонько так пляшет,

В руке платочком машет. (Огневушка - поскакушка).

4. Синюшкин колодец

Ребята, наверное, вы уже поняли, что в жизни человек часто использует камни, применяет их в строительстве, ювелирном деле. Поэтому характер человека, и его внешность, и даже голос издавна стали сравнивать с ними.

Если голос звонкий, говорят… Серебряный голос.

Если глаза голубые, говорят… бирюзовые глаза.

Если человек сильный, говорят… у него стальные мышцы.

Если человек покладистый, говорят… у него золотой характер.

А что ещё у человека может быть золотым?

Сердце может быть золотым, если человек добрый, чуткий, внимательный, а ещё золотыми могут быть руки. Это когда человек всё умеет делать и делает хорошо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...

Конспект НОД в подготовительной группе «Малахитовая шкатулка»

Конспект НОД  в подготовительной группе               «Малахитовая шкатулка»...

Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру и развитию речи (подготовительная группа)

МБДОУ ВМР «Васильевский детский сад общеразвивающего вида»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с детьми подготовительной группы.Воспитатель: Смирнова М. Б., март 2...

Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы.

Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы. Подготовила Педагог-психолог:Винничук Ирина Мирославовна Цель занят...