"Малахитовая шкатулка или полезные ископаемые"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
-Сбор информации и иллюстративного маетриала о камнях и их использовании;
-Сбор камней для создания коллекции;
-Чтение уральских сказов Павла Бажова;
-Научные опыты(из чего сделана Земля,исчезающий мел, выращиваем кристаллы, осадочные породы,магнитные свойства камней,растворимые камни).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khozyayka_mednoy_gory.docx | 22.04 КБ |
departament_obrazovaniya_goroda_moskvy_krugovorot_v_prirode.docx | 14.04 КБ |
programmnoe_soderzhanie_obrazovatelnykh_oblastey.docx | 16.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход занятия:
I часть
Воспитатель: Ребята, у нас в группе появилась шкатулка. Как вы думаете, кто мог ее прислать?
(Волшебница, сказочник и т.д.)
В группу входит Хозяйка Медной горы.
-Хозяйка Медной горы: “Здравствуйте, дорогие ребята. Я живу в горном царстве-государстве и являюсь его хозяйкой. Все мое богатство находится под землей. Геологи ищут камни - самоцветы, а мастера – ювелиры делают из них украшения. Я знаю, что вы увлекаетесь изучением камней. Примите мой подарок. Но, чтобы открыть малахитовую шкатулку, вы должны выполнить задания, которые находятся в трех ларцах.
Дети находят ларец под номером 1.
(В ларце находятся конверты на каждого ребенка с картинками, на которых изображены предметы живой, неживой природы и предметы рукотворного мира).
Приложение 1
Воспитатель: Перед нами карта мира. Вы должны распределить на карте объекты живой природы, затем – объекты неживой природы.
Воспитатель: Ребята, а как называется планета, на которой мы живем? А какие планеты солнечной системы вы знаете? (Марс, Юпитер, Венера и т.д.)
Презентация “Планеты солнечной системы”
Воспитатель: Что вы можете о них рассказать?
Ответы детей: (Есть камни, полезные ископаемые, пыль и т.д.)
Мы справились с первым задание Хозяйки Медной горы.
Дети находят ларец под номером 2.
(В ларце - фигура геолога, карточки с предметами, необходимые в экспедиции).
Приложение 2
Воспитатель: Как называют профессию человека, который находит месторождения полезных ископаемых? (Геолог) Какими качествами должен обладать этот человек? Ответы детей: (смелость, выносливость, может помочь в беде и т.д.)
Воспитатель: Я предлагаю вам стать геологами и отправиться в горы на поиски камней.
Работа с карточками.
Дети направляются к макету горы, на котором спрятаны различные камни, ищут их.
Воспитатель: Ребята, рассмотрите свои находки, вы нашли камни разные или одинаковые?
Дети: Камни разные (у всех разные камни).
Воспитатель: Как люди должны относиться к природным камням?
Дети: Их надо беречь, о них надо заботиться, их надо изучать.
Дети находят ларец под номером 3.
( В ларце находятся халаты для работы в лаборатории)
Воспитатель предлагает отправиться в лабораторию для изучения тайн найденных камней.
II часть:
Воспитатель предлагает взять лабораторные карты (схематичные изображения признаков камней) и разместиться за лабораторными столам для изучения тайны камня. Направляет исследовательскую деятельность детей путем определения заданий для проведения опыта.
(Опыты проводятся детьми в индивидуальной форме.)
Опыт 1
Воспитатель: Дети, рассмотрите камни через лупу и отметьте в карте, какого он цвета.
Дети: делают зарисовку цветными карандашами.
Опыт 2
Воспитатель: Потрогайте камень, Какой он на ощупь. Зачеркните в таблице то, что по вашему мнению, неверно.
Опыт 3
Воспитатель: Что еще можно обнаружить на вашем камне?
Дети: Сколы, трещинки, узоры.
Воспитатель: Если такие особенности присутствуют, то отметьте в таблице галочкой
Опыт 4
Воспитатель: Каким предметом можно нанести царапины на камне?
Дети: Твердым, можно монеткой.
Воспитатель: Поцарапайте камень и отметьте результат в карте.
Расскажите, у кого камень самый твердый, и почему?
Дети: На самом твердом камне царапины еле заметны.
Опыт 5
Воспитатель: Проверьте, что будет, если выдавить на камень сок лимона. Поместите камешек в жужжащий стаканчик, послушайте. Расскажите о результате.
Дети: Некоторые камни “шипят” (мел - известняк).
Опыт 6
Воспитатель: Опустите камень в воду. Что происходит? Отметьте в карте.
Дети: Некоторые камни плавают (керамзит, пористый туф), некоторые тонут, некоторые растворяются (соль).
Опыт 7
Воспитатель: Прислоните камешек к щеке, он теплый или холодный?
Дети: Холодный.
Воспитатель: Подержите немножко в руке и опять прислоните к щеке. Стал ли камень теплее?
Дети: Он нагрелся в руке.
Приложение 3
Воспитатель предлагает 1-2 детям рассказать с помощью карты о своем камне.
III часть:
Воспитатель предлагает пройти к выставке камней и послушать рассказы экскурсовода об истории камней.
Воспитатель:
У древних людей не было спичек и зажигалок, они высекали огонь из камня, который называется “Кремень”, этот камень очень прочный, из него люди делали ножи, топоры и наконечники для стрел.
- Из других камней люди научились строить дома, дворцы, лестницы и памятники, даже реки в городах прочно держат гранитные берега.
Воспитатель показывает искусственные камни (кусочек кирпича, керамзит, бетон, гипс, смола, стекло)
-Ребята встречаются ли эти камни в природе?
Дети: Эти камни искусственные сделаны людьми.
Воспитатель: Чем они полезны людям?
Дети: Люди строят дома, стеклят окна, делают посуду, делают украшения.
На экране появляется Хозяйка Медной горы
Хозяйка Медной горы: Молодцы! Вы справились с заданиями. Чтобы открыть шкатулку произнесите волшебные слова:
«Сила камня помоги
Шкатулку волшебную нам отвори!»
(Звучит музыка)
Воспитатель предлагает подарок Хозяйки Медной горы (изделия из камней) отнести в группу для оформления экспозиции выставки.
Приложение 4.
Перспективно-тематический планирование к разделу “Природные богатства” ( познавательно-поисковая деятельность, экспериментирование)
1) Фронтальное “Объекты живой и неживой природы” -формировать интерес к неживой природе. -дать первоначальные сведения о горных породах и минералах; -формировать умения делать выводы; -воспитывать любозна-тельность. макет планеты, картинки с объектами живой и неживой природы (растения, животные, горы, камни, солнце), небольшие камни, обычная соль, одноразовая тарелка.(Групповое помещение)
2) Подгрупповое Игра-экспериментирование
“ Горные породы и минералы”
-развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира. -воспитывать желание интересоваться объектами неживой природы.
- развивать речевое творчество одинаковые наборы деталей конструктора. (Участок группы)
3) Индивидуальная работа Игра “ Разложи образцы”
- развивать любознательность, наблюдательность, внимание упорядоченное, структуриро-ванное мышление коллекция горных пород, минералов.
Подгрупповое Д\игра
- “ Найди, что опишу”,
- “Загадай мы отгадаем”,
- “Что сделано из металла”
- формировать мыслительные процессы: умение классифицировать камни по разным признакам, анализировать и обобщать свои наблюдения, делать выводы. (образцы горных пород)
4) Подгрупповое «Наши поделки»
“Кристаллы из бумажного листа”
-воспитывать усидчивость; интерес и способность работать в группе.
-воспитывать у детей любознательность, наблюдательность.
-развивать мелкую моторику руки, творчество. четыре квадратных листа плотной бумаги,клей Групповое помещение
5) Фронтальное “Эти обыкновенные и необыкновенные камни” -познакомить детей с различными видами камней, их свойствами. -научить различать виды камней по внешним их признакам. -доказать свойства камней экспериментальным путем. -развивать умение организовать взаимодействие при работе в парах кусочек дерева, емкость с водой, коробочки; для каждой пары детей наборы речных и морских камней, салфетки; для каждого ребенка: одноразовая тарелка, деревянный кубик, камень. Групповое помещение
6) Фронтальное Знакомство с произведением П. Бажова “Хозяйка Медной горы” -формировать умение слушать художественное произведение, понимать образное содержание сказки, оценивать характеры персонажей; - закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений. (художественное произведение, иллюстрации к сказке.)
7) Подгрупповое “Знакомство с микроскопом” -вызвать интерес к рассматриванию предмета через микроскоп, сравнит увеличение предмета через микроскоп и через лупу. (Микроскоп, лупы)
8) Подгрупповое Научный опыт “Выращивание сталактитов”
- уточнить знания с опорой на опыты.
-вызвать радость открытий полученных из опытов. (сода, горячая вода, пищевой краситель, две стеклянные баночки, толстая шерстяная нитка).
8) Индивидуальная Наблюдение в природе (собрать камушки разной формы и размера) Игра "Живые камни"
-развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.
-развивать воображения и связную речь детей, творчество. емкость для камней, краски Групповой участок
9) Фронтальное “О чем рассказывают камни” -познакомить детей со свойствами камня (тяжелый, легкий, твердый, гладкий, шероховатый, холодный). использование его в жизни человека. -совершенствовать умение, составлять небольшие рассказы о камнях по данному образцу. -развивать поисковый познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать. лупы, сосуды с водой, баночки с лимонным соком, монетки, пластилин, коробочки с бисером и бусинками, таблицы исследования камней, цветные карандаши. (Групповое помещение).
10) П\игра “Гора и камешки”, “Живая и неживая природа” -поддерживать потребность в самостоятельной двигательной активности -обогащать опыт детей подвижными играм; - закреплять, полученные знания (объекты живой и неживой природы.
11) Индивидуальная работа Д\игра “Как произошла эта вещь” -формировать умение составлять рассказ, используя имеющиеся у детей знания; -развивать у детей замысел, воображение, наблюдательность
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ ДЕТСКИЙ САД №2533 «КАПИТОШКА
Конспект непосредственно образовательной деятельности
(области интеграции: экология, экспериментирование, развитие речи, познавательно-поисковая деятельность).
Для старшего дошкольного возраста (подготовительная группа).
ТЕМА: «Малахитовая шкатулка или полезные ископаемые»
Конспект №5
Подготовила воспитатель
Вялкова Марина Анатольевна.
Предварительный просмотр:
Программное содержание образовательных областей
Образовательные области | Задачи |
«Познанавательно- исследовательская» | - Стимулировать детей к самостоятельному познанию окружающего мира через активное с ними; - Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. |
«Экспериментирование» | - Развивать представление о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камней; - Развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов (увеличительное стекло, микроскоп, чашечные весы, песочные часы т.д.) |
«Социализация» | - Развивать любознательность, внимание, наблюдательность, память, упорядоченное структурное мышление; - Воспитывать культуру общения со сверстниками взрослыми в процессе обмена мнениями |
«Коммуникация» | - Развивать мыслительные способности: уметь анализировать, сравнивать, обобщать; - Учить подводить итоги, выводы; - Учить задавать детей вопросы; - Формировать навыки работы с информацией: способствовать разрабатывать стратегию поиска информации, систематизировать, обрабатывать и воспроизводить полученные данные; - Расширять и активизировать словарный запас: геолог, исследователь, полезные ископаемые, руда, рудник, горный комбайн, горные минералы, грейдер, природные и искусственные камни, лаборатория, лупа, сколы и кремень. |
«Художественное творчество» | - «Чтение уральских сказов» Павла Бажова |
«Труд» | - Формировать представления о признаках и свойствах природных и искусственных камней; - Расширять представления детей об окружающем мире через знакомства с элементарными знаниями из разных областей в поисково-исследовательской деятельности дошкольника; - Формировать естественно- научные представления в поисково- исследовательской деятельности дошкольников; |
Оборудование: «Малахитовая шкатулка» с изделиями из камней, искусственные камни (керамзит, кусочки кирпича, асфальта), макет горы; материал для проведения экспериментов: лабораторная карта, цветные карандаши, лупы, колбы, выставка камней, презентация в виде слайдов.
Иллюстрации: «Планеты солнечной системы», система «мультимедиа», стол прозрачный для работы с песком и водой.
Предварительная работа:
-сбор информации и иллюстративного материала о камнях и их использования;
-сбор камней для создания коллекции;
-чтение уральских сказов Павла Бажова;
-научные опыты (из чего сделана Земля, исчезающий мел, выращиваем кристаллы, осадочные породы, магнитные свойства камней, растворимые камни);
Игры с камнями (выбрать самый большой и самый маленький, «разложи образцы», «Придумай камню имя» (словотворчество), «Узнай камень».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Самое полезное ископаемое"
Презентация к НОД "Формирование целостной картины мира"...
Соль полезное ископаемое
Занятие по ознакомлению с окружающим миром...
Детям о полезных ископаемых.Базальт.
Краткое описание,распространение и применение человеком....
Мел - полезное ископаемое Брянской области.
Краткое описание, распространение и применение....
Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Полезные ископаемые нашего Белгородского края»
Рассказать детям о полезных ископаемых нашего родного края...
Картотека - "Полезные ископаемые Кемеровской области"
Картотека - " Полезные ископаемые Кемеровской области"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы, тема: «Полезные ископаемые»
Цели и задачи: Обобщить знания о полезных ископаемых; дать представление детям о свойствах магнитов , где используются свойства магнитов в промышленности; развивать стремление к поисково-познават...