НОД по чтению художественной литературы в старшей группе
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Елена Сергеевна Ермилова

Конспект занятию по ЧХЛ в старшей группе "Дядя Стёпа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по чтению произведения С. Михалкова
Тема: «Дядя Стёпа»

Возрастная группа: старшая группа.
Форма совместной деятельности: Чтение художественной литературы, коммуникативная.
Форма организации: коллективная
Образовательная область: «Чтение художественной литературы»

Цель: познакомить детей с отрывком стихотворения С.Михалкова «Дядя Стёпа»
Задачи:

1. Обучающие задачи:
-  продолжать обобщать и систематизировать знания детей о творчестве С. Михалкова;
- познакомить с произведением «Дядя Стёпа», прочитать отрывок  из стихотворения;

 - расширять представления детей о труде взрослых, общественной значимости профессии «Полицейский»;

- обогащать речь детей существительными предметами: погоны, кокарда, шинель, каланча;
- продолжить совершенствовать умение детей вести беседу по содержанию литературного произведения;

2. Развивающие задачи:
- развивать умение эмоционально воспринимать образное содержание произведения, понимать его значение;

 -  развивать устную речь, память, мышление, творческие способности, воображение, слух, умение отвечать на вопросы.

3. Воспитательные задачи:
-  продолжать воспитывать интерес к творчеству С. Михалкова, любовь к чтению художественной литературы;
 уважение и интерес к профессии «полицейский».

Оборудование: портрет С. Михалкова, картинки из книги автора С. Михалкова,  изображение Дяди Стёпы профессии милиционер, коробка для книг, цветные карандаши, раскраска «Дядя Стёпа» Физкультминутка «Полицейский»


Ход занятия:
1. Организационный момент.

 Воспитатель: (звучит музыка  дети входят в группу делают круг).

Упражнение «Приветствие» 

Встанем  рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся -

Утро доброе начнётся.

- ДОБРОЕ УТРО!

-Ребята посмотрите к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся!

В: Здравствуйте!
– Ребята, сегодня, когда я зашла в детский сад, увидела у двери вот эту коробку.

Тут написано, что это посылка для деток из нашей группы.

 Из Ленинграда. Она тяжелая. Интересно, что в ней лежит.

 Хотите посмотреть? Да!
- Что это?

Д: В этой коробке лежат книги.
- Верно - это книги. А что делают с книгами?

Д: Мы должны их прочитать.

Верно!
В: А как называют  людей, которые пишут стихи, сказки?

Д: Людей, которые пишут стихи, сказки называют поэтами или писателеми.
В: Нам с вами, ребята, предстоит большое путешествие в мир творчества одного очень известного автора.

А какого - я вам сейчас расскажу.

Итак приаживайтесь на стульчики!
1. Основной этап.

Портрет

В: Ребята мы с вами ранней осенью уже познакомились с творчеством писателя Сергея Михалкова и его сказкой «Три поросенка»

- Кто вспомнит о чём это сказка?

Д: Это сказка про трех братьев-поросят, которые построили себе домики. Один брат построил дом из соломы, второй из веток и прутьев, а третий — из кирпича.

В: Правильно! Эту сказку перевёл Сергей Владимирович Михалков – замечательный  писатель. Он написал много разных сказок и стихотворений для детей. Даже когда он был маленький, как вы, уже тогда написал несколько стихотворений.

- А сегодня мы познакомимся с его произведением, которое называется «Дядя Степа». Произведение написано в стихах. Вы хотите послушать? Но сначала скажите, что бывает низким (дом, человек), а что высоким? (дерево, человек). Раньше высокого человека в шутку называли – каланча. А вы знаете, что такое каланча?

Дети: ?

В:  - Дети, каланча – это такая высокая башня для наблюдений, которая  находится при пожарной части (картинка). Итак, садитесь поудобнее и внимательно слушайте:

Стих можно прочитать из книги

В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью Каланча,

По фамилии Степанов
И по имени Степан,
Из районных великанов
Самый главный великан.

Уважали дядю Степу
За такую высоту.
Шел с работы дядя Степа —
Видно было за версту.

Лихо мерили шаги
Две огромные ноги:
Сорок пятого размера
Покупал он сапоги.

Он разыскивал на рынке
Величайшие ботинки,
Он разыскивал штаны
Небывалой ширины.

 Все любили дядю Степу,
Уважали дядю Степу:
Был он самым лучшим другом
Всех ребят со всех дворов.

Он шагает по району

От двора и до двора,

И опять на нём погоны,

С пистолетом кобура.

Он с кокардой на фуражке.

Он в шинели под ремнём,

Герб страны блестит на пряжке-

Отразилось солнце в нём!

Он идёт из отделенья,

И какой – то пионер

Рот раскрыл от изумления

Вот так милиционер!

Беседа по прочитанному произведению «Дядя Стёпа» :

- Вам понравилось стихотворение?

- Кто написал его?

-О ком мы с вами прочитали?

- Как выглядел дядя Степа? (Воспитатель предлагает детям сказать, каким они представляют себе дядю Степу, и рассказать о нем. Какого роста он был: высокого или низкого? Ботинки он носил

большого или маленького размера? Просит детей вспомнить, как дядя Степа однажды

примерял штаны, зачитывает отрывок )

- Где он жил? В каком городе? (Ленинград)

- Ребята, раньше, когда Сергей Михалков писал это стихотворение, знакомый вам город Санкт- Петербург назывался Ленинградом. Оттуда нам и прислали посылку.

- Как вы думаете, дядя Степа добрый или злой? Почему?

Дядя Стёпа был очень добрым и всегда помогал детям. Он много раз снимал змеев которые застревали на проводах, поднимал маленьких  когда тем хотелось посмотреть парад, а однажды дядя Стёпа даже спас тонующего мальчика Васю Бородина,  предотвратил аварию поезда на размытых дождями путях. А ещё он защищал свой город Ленинград  от от врага

Ещё одним отважным поступком дядя Стёпы было спасение голубей, когда загорелось голубятня.

А ещё детям нравилось дружить с Дядей Стёпой, они гордились им когда он был моряком, и гордились когда стал милиционером.

Дядя Стёпа из стихотворения Сергея Михалкова- собирательный образ даже для взрослого, сильный, весёлый, готовый всегда прийти на помощь. Он снискал уважение за свои добрые дела.

- Чем он занимался?

Ответ: он был милиционером

В: Ребята, а кто такой милиционер, чем он занимается?

Ответы: Милиционер – это профессия. Это человек, который помогает людям в опасных ситуациях, ловит преступников, борется с хулиганами, грабителями, бандитами и нарушителями правил дорожного движения.

- Ребята,  а как сейчас называются милиционеры?

Максим: Полицейские!

В: Действительно, милицию переименовали в полицию.

В: А знаете ли вы номер полицейской службы?

Дети:  Номер полицейской службы 102.

А можно ли  просто так звонить по этому номеру? Нет. А почему?

А если и в правду произойдёт беда, за ложный вызов т них очень часто зависит жизнь человека. Чаще всего причиной такого вызова становится детская шалость!

А как вы считаете, каким должен быть полицейский?

Ответы: сильный, ловкий, умный, смелый, храбрый.

В полиции служат мужчины и женщины.

Они дежурят на улицах, проезжают на служебных автомобилях. А как мы их узнаём?

Д: У каждого полицейского есть своя форма, нашивки на плечо, погоны, китель. (объяснение, что такое нашивка- нашивки полиции обозначают принадлежность человека к определённой службе говорит о том что перед вами полицейский, китель- повседневная  форма одежды, погоны-  это знак отличия  звания). А ещё полицейские умеют обращаться с оружием.

- Что вам в стихотворении больше всего понравилось?

- Какие еще добрые дела мог совершить дядя Степа?

- Какие прозвища, в шутку, в произведении давали дяде Стёпе (каланча, маяк).

Ребята, а вы знаете, что такое «маяк»?

Маяк – это высокая башня в море или на острове с сигнальными огнями и большим фонарём – прожектором, который освещается море, показывая путь кораблям.

- Кем стал дядя Степа(моряком)

В: Что вам известно о профессии моряка

Ответы

Физминутка « Полицейский»

 А давайте мы тоже немного побудем  с вами полицейскими! Вы согласны!

Хорошо!

У многих полицейских есть напарники.

Встаём! Берите себе пару. Повторяйте  за мной.

Мой напарник – ты опора (Поворачиваются к своей паре лицом к лицу)

Мы с тобой шагаем споро (Шагают на месте)

Мы направо и налево очень строго поглядим (Поворачивают голову направо и налево)

 И порядок и законы нарушать мы не дадим (Грозят пальцем)

Ведь мы закона  -  лица (Встали по стойке «смирно»)

Служители полиции!

Ребята Вы сегодня так много узнали о полицейских, что  обязательно должны  справиться с заданием дяди Стёпы.

Поиграем с вами в его любимую игру  «Что пропало» (подвести детей к другому месту, чтобы была смена деятельности)

Проходим к столу. Итак внимание! На столе находятся изображения: жезл вместо светофора стоит регулеровщик,  свисток –подавать сигнал, полицейская собака – она идет по следу по запаху, фуражка-это головной убор,  полицейская машина догонят преступников, наручники- чтобы задержать преступника, пистолет-  отбиваться от преступников , бинокль чтобы  дольше  смотреть, рассматривать. (взять сами предметы, спросить, что за предметы и для чего).

Итак внимание! Смотрим, запоминаем все предметы, даю 10 сек.

 Запомнили (тайком убирает предмет можно усложнить, убрать 2 предмета)

Какие вы молодцы!

Я думаю, что Дядя Стёпа очень рад! - Молодцы, внимательно меня слушали.
- Давайте поиграем и представим, что мы с вами тоже писатели?

 Предлагаю сочинить новую историю о приключениях дяди Стёпы.  Я буду начинать предложение, а вы его заканчивать, но что бы у нас все было в рифму.

 Готовы? Итак, слушайте:
-Дядя Степа слышит.
(Крик)
Помогите, помогите!
У пруда кричит.
(малыш).
Дядя Степа. (подбежал)
Малыша на руки (
взял,
Что случилось у тебя?
Я пришел сюда с собакой
Мы играли у пруда
Вдруг Дружок увидел.
(кошку)
И за нею побежал .
Где же он куда  
(пропал?
Дядя Степа улыбнулся
Через пруд (перешагнул,
И увидели они,
Как сидит Дружок
(один)
На полянке у пруда
В ожидании.
(малыша) .
И хозяин и щенок очень рады встрече.
Дядя Степа вновь. (
помог)
И не важно кто ты.
Если ты попал в
(беду)
Дядя Степа на чеку
И всегда.
(поможет!)
- Молодцы, ребята, у нас с вами получилось неплохое новое стихотворение о дяде Степе.
Думаю, что Сергей Михалков был бы очень рад, что мы читаем его произведения и равняясь на них, сочиняем свои.

- Заключительный этап.

С какой  профессией мы сегодня познакомились? - Кем стал дядя Степа?

В: Милиционером, помогал людям, которые нуждаются в его помощи, защищают нашу страну.

А из вас кто-нибудь хочет полицейским? Почему?

Ответы детей

Ребята, какие же вы молодцы! А вы знаете, а тут на дне коробки ещё что – то лежит. Давайте посмотрим (дети с педагогом заглядывают в коробку) .
- Вот это да! Нам в подарок прислали ещё и раскраски про дядю Стёпу! Давайте, скорее займём места за столами и примемся за дело!


– Ребята, сегодня, когда я зашла в детский сад, увидела у двери вот эту коробку.

Тут написано, что это посылка для деток из нашей группы.

 Из Ленинграда. Она тяжелая. Интересно, что в ней лежит.

 Хотите посмотреть? Да!
- Что это?

Д: В этой коробке лежат книги.
- Верно - это книги. А что делают с книгами?

Д: Мы должны их прочитать.

Верно!
В: А как называют  людей, которые пишут стихи, сказки?

Д: Людей, которые пишут стихи, сказки называют поэтами или писателеми.
В: Нам с вами, ребята, предстоит большое путешествие в мир творчества одного очень известного автора.

А какого - я вам сейчас расскажу.


Встаём! Берите себе пару. Повторяйте  за мной.

Мой напарник – ты опора (Поворачиваются к своей паре лицом к лицу)

Мы с тобой шагаем споро (Шагают на месте)

Мы направо и налево очень строго поглядим (Поворачивают голову направо и налево)

 И порядок и законы нарушать мы не дадим (Грозят пальцем)

Ведь мы закона  -  лица (Встали по стойке «смирно»)

Служители полиции!

Ребята Вы сегодня так много узнали о полицейских, что  обязательно должны  справиться с заданием дяди Стёпы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по ОО «Чтение художественной литературы» в старшей группе. Тема: «Чтение книги «Сказка про солнышко и луну».

Задачи:Учить понимать эмоционально-образное содержание сказки, её идею.Продолжать учить детей выразительно рассказывать стихотворения.Сформировать представление о солнце и луне.Воспитывать интерес к х...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по чтению художественной литературы в старшей группе Тема: Чтение Т. Александровой «Домовенок Кузя»

   Тема: Чтение Т. Александровой «Домовенок Кузя»Задачи: Формирование умения внимательно слушать и понимать содержание произведения. Закрепление умения определять характер...

Конспект занятия по «Чтению художественной литературы» в старшей группе «Чтение английской сказки «Три поросёнка» в обработке С. Михалкова. Анализ фразеологизмов, пословиц».

Конспект занятия по «Чтению художественной литературы»  в старшей группе «Чтение английской сказки «Три поросёнка» в обработке С. Михалкова. Анализ фразеологизмов, п...