НОД по чтению художественной литературы в старшей группе
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по чтению произведения С. Михалкова
Тема: «Дядя Стёпа»
Возрастная группа: старшая группа.
Форма совместной деятельности: Чтение художественной литературы, коммуникативная.
Форма организации: коллективная
Образовательная область: «Чтение художественной литературы»
Цель: познакомить детей с отрывком стихотворения С.Михалкова «Дядя Стёпа»
Задачи:
1. Обучающие задачи:
- продолжать обобщать и систематизировать знания детей о творчестве С. Михалкова;
- познакомить с произведением «Дядя Стёпа», прочитать отрывок из стихотворения;
- расширять представления детей о труде взрослых, общественной значимости профессии «Полицейский»;
- обогащать речь детей существительными предметами: погоны, кокарда, шинель, каланча;
- продолжить совершенствовать умение детей вести беседу по содержанию литературного произведения;
2. Развивающие задачи:
- развивать умение эмоционально воспринимать образное содержание произведения, понимать его значение;
- развивать устную речь, память, мышление, творческие способности, воображение, слух, умение отвечать на вопросы.
3. Воспитательные задачи:
- продолжать воспитывать интерес к творчеству С. Михалкова, любовь к чтению художественной литературы; уважение и интерес к профессии «полицейский».
Оборудование: портрет С. Михалкова, картинки из книги автора С. Михалкова, изображение Дяди Стёпы профессии милиционер, коробка для книг, цветные карандаши, раскраска «Дядя Стёпа» Физкультминутка «Полицейский»
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: (звучит музыка дети входят в группу делают круг).
Упражнение «Приветствие»
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся.
- ДОБРОЕ УТРО!
-Ребята посмотрите к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся!
В: Здравствуйте!
– Ребята, сегодня, когда я зашла в детский сад, увидела у двери вот эту коробку.
Тут написано, что это посылка для деток из нашей группы.
Из Ленинграда. Она тяжелая. Интересно, что в ней лежит.
Хотите посмотреть? Да!
- Что это?
Д: В этой коробке лежат книги.
- Верно - это книги. А что делают с книгами?
Д: Мы должны их прочитать.
Верно!
В: А как называют людей, которые пишут стихи, сказки?
Д: Людей, которые пишут стихи, сказки называют поэтами или писателеми.
В: Нам с вами, ребята, предстоит большое путешествие в мир творчества одного очень известного автора.
А какого - я вам сейчас расскажу.
Итак приаживайтесь на стульчики!
1. Основной этап.
Портрет
В: Ребята мы с вами ранней осенью уже познакомились с творчеством писателя Сергея Михалкова и его сказкой «Три поросенка»
- Кто вспомнит о чём это сказка?
Д: Это сказка про трех братьев-поросят, которые построили себе домики. Один брат построил дом из соломы, второй из веток и прутьев, а третий — из кирпича.
В: Правильно! Эту сказку перевёл Сергей Владимирович Михалков – замечательный писатель. Он написал много разных сказок и стихотворений для детей. Даже когда он был маленький, как вы, уже тогда написал несколько стихотворений.
- А сегодня мы познакомимся с его произведением, которое называется «Дядя Степа». Произведение написано в стихах. Вы хотите послушать? Но сначала скажите, что бывает низким (дом, человек), а что высоким? (дерево, человек). Раньше высокого человека в шутку называли – каланча. А вы знаете, что такое каланча?
Дети: ?
В: - Дети, каланча – это такая высокая башня для наблюдений, которая находится при пожарной части (картинка). Итак, садитесь поудобнее и внимательно слушайте:
Стих можно прочитать из книги
В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью Каланча,
По фамилии Степанов
И по имени Степан,
Из районных великанов
Самый главный великан.
Уважали дядю Степу
За такую высоту.
Шел с работы дядя Степа —
Видно было за версту.
Лихо мерили шаги
Две огромные ноги:
Сорок пятого размера
Покупал он сапоги.
Он разыскивал на рынке
Величайшие ботинки,
Он разыскивал штаны
Небывалой ширины.
Все любили дядю Степу,
Уважали дядю Степу:
Был он самым лучшим другом
Всех ребят со всех дворов.
Он шагает по району
От двора и до двора,
И опять на нём погоны,
С пистолетом кобура.
Он с кокардой на фуражке.
Он в шинели под ремнём,
Герб страны блестит на пряжке-
Отразилось солнце в нём!
Он идёт из отделенья,
И какой – то пионер
Рот раскрыл от изумления
Вот так милиционер!
Беседа по прочитанному произведению «Дядя Стёпа» :
- Вам понравилось стихотворение?
- Кто написал его?
-О ком мы с вами прочитали?
- Как выглядел дядя Степа? (Воспитатель предлагает детям сказать, каким они представляют себе дядю Степу, и рассказать о нем. Какого роста он был: высокого или низкого? Ботинки он носил
большого или маленького размера? Просит детей вспомнить, как дядя Степа однажды
примерял штаны, зачитывает отрывок )
- Где он жил? В каком городе? (Ленинград)
- Ребята, раньше, когда Сергей Михалков писал это стихотворение, знакомый вам город Санкт- Петербург назывался Ленинградом. Оттуда нам и прислали посылку.
- Как вы думаете, дядя Степа добрый или злой? Почему?
Дядя Стёпа был очень добрым и всегда помогал детям. Он много раз снимал змеев которые застревали на проводах, поднимал маленьких когда тем хотелось посмотреть парад, а однажды дядя Стёпа даже спас тонующего мальчика Васю Бородина, предотвратил аварию поезда на размытых дождями путях. А ещё он защищал свой город Ленинград от от врага
Ещё одним отважным поступком дядя Стёпы было спасение голубей, когда загорелось голубятня.
А ещё детям нравилось дружить с Дядей Стёпой, они гордились им когда он был моряком, и гордились когда стал милиционером.
Дядя Стёпа из стихотворения Сергея Михалкова- собирательный образ даже для взрослого, сильный, весёлый, готовый всегда прийти на помощь. Он снискал уважение за свои добрые дела.
- Чем он занимался?
Ответ: он был милиционером
В: Ребята, а кто такой милиционер, чем он занимается?
Ответы: Милиционер – это профессия. Это человек, который помогает людям в опасных ситуациях, ловит преступников, борется с хулиганами, грабителями, бандитами и нарушителями правил дорожного движения.
- Ребята, а как сейчас называются милиционеры?
Максим: Полицейские!
В: Действительно, милицию переименовали в полицию.
В: А знаете ли вы номер полицейской службы?
Дети: Номер полицейской службы 102.
А можно ли просто так звонить по этому номеру? Нет. А почему?
А если и в правду произойдёт беда, за ложный вызов т них очень часто зависит жизнь человека. Чаще всего причиной такого вызова становится детская шалость!
А как вы считаете, каким должен быть полицейский?
Ответы: сильный, ловкий, умный, смелый, храбрый.
В полиции служат мужчины и женщины.
Они дежурят на улицах, проезжают на служебных автомобилях. А как мы их узнаём?
Д: У каждого полицейского есть своя форма, нашивки на плечо, погоны, китель. (объяснение, что такое нашивка- нашивки полиции обозначают принадлежность человека к определённой службе говорит о том что перед вами полицейский, китель- повседневная форма одежды, погоны- это знак отличия звания). А ещё полицейские умеют обращаться с оружием.
- Что вам в стихотворении больше всего понравилось?
- Какие еще добрые дела мог совершить дядя Степа?
- Какие прозвища, в шутку, в произведении давали дяде Стёпе (каланча, маяк).
Ребята, а вы знаете, что такое «маяк»?
Маяк – это высокая башня в море или на острове с сигнальными огнями и большим фонарём – прожектором, который освещается море, показывая путь кораблям.
- Кем стал дядя Степа? (моряком)
В: Что вам известно о профессии моряка
Ответы
Физминутка « Полицейский»
А давайте мы тоже немного побудем с вами полицейскими! Вы согласны!
Хорошо!
У многих полицейских есть напарники.
Встаём! Берите себе пару. Повторяйте за мной.
Мой напарник – ты опора (Поворачиваются к своей паре лицом к лицу)
Мы с тобой шагаем споро (Шагают на месте)
Мы направо и налево очень строго поглядим (Поворачивают голову направо и налево)
И порядок и законы нарушать мы не дадим (Грозят пальцем)
Ведь мы закона - лица (Встали по стойке «смирно»)
Служители полиции!
Ребята Вы сегодня так много узнали о полицейских, что обязательно должны справиться с заданием дяди Стёпы.
Поиграем с вами в его любимую игру «Что пропало» (подвести детей к другому месту, чтобы была смена деятельности)
Проходим к столу. Итак внимание! На столе находятся изображения: жезл вместо светофора стоит регулеровщик, свисток –подавать сигнал, полицейская собака – она идет по следу по запаху, фуражка-это головной убор, полицейская машина догонят преступников, наручники- чтобы задержать преступника, пистолет- отбиваться от преступников , бинокль чтобы дольше смотреть, рассматривать. (взять сами предметы, спросить, что за предметы и для чего).
Итак внимание! Смотрим, запоминаем все предметы, даю 10 сек.
Запомнили (тайком убирает предмет можно усложнить, убрать 2 предмета)
Какие вы молодцы!
Я думаю, что Дядя Стёпа очень рад! - Молодцы, внимательно меня слушали.
- Давайте поиграем и представим, что мы с вами тоже писатели?
Предлагаю сочинить новую историю о приключениях дяди Стёпы. Я буду начинать предложение, а вы его заканчивать, но что бы у нас все было в рифму.
Готовы? Итак, слушайте:
-Дядя Степа слышит. (Крик)
Помогите, помогите!
У пруда кричит. (малыш).
Дядя Степа. (подбежал)
Малыша на руки (взял,
Что случилось у тебя?
Я пришел сюда с собакой
Мы играли у пруда
Вдруг Дружок увидел. (кошку)
И за нею побежал .
Где же он куда (пропал?
Дядя Степа улыбнулся
Через пруд (перешагнул,
И увидели они,
Как сидит Дружок (один)
На полянке у пруда
В ожидании. (малыша) .
И хозяин и щенок очень рады встрече.
Дядя Степа вновь. (помог)
И не важно кто ты.
Если ты попал в (беду)
Дядя Степа на чеку
И всегда. (поможет!)
- Молодцы, ребята, у нас с вами получилось неплохое новое стихотворение о дяде Степе. Думаю, что Сергей Михалков был бы очень рад, что мы читаем его произведения и равняясь на них, сочиняем свои.
- Заключительный этап.
С какой профессией мы сегодня познакомились? - Кем стал дядя Степа?
В: Милиционером, помогал людям, которые нуждаются в его помощи, защищают нашу страну.
А из вас кто-нибудь хочет полицейским? Почему?
Ответы детей
Ребята, какие же вы молодцы! А вы знаете, а тут на дне коробки ещё что – то лежит. Давайте посмотрим (дети с педагогом заглядывают в коробку) .
- Вот это да! Нам в подарок прислали ещё и раскраски про дядю Стёпу! Давайте, скорее займём места за столами и примемся за дело!
– Ребята, сегодня, когда я зашла в детский сад, увидела у двери вот эту коробку.
Тут написано, что это посылка для деток из нашей группы.
Из Ленинграда. Она тяжелая. Интересно, что в ней лежит.
Хотите посмотреть? Да!
- Что это?
Д: В этой коробке лежат книги.
- Верно - это книги. А что делают с книгами?
Д: Мы должны их прочитать.
Верно!
В: А как называют людей, которые пишут стихи, сказки?
Д: Людей, которые пишут стихи, сказки называют поэтами или писателеми.
В: Нам с вами, ребята, предстоит большое путешествие в мир творчества одного очень известного автора.
А какого - я вам сейчас расскажу.
Встаём! Берите себе пару. Повторяйте за мной.
Мой напарник – ты опора (Поворачиваются к своей паре лицом к лицу)
Мы с тобой шагаем споро (Шагают на месте)
Мы направо и налево очень строго поглядим (Поворачивают голову направо и налево)
И порядок и законы нарушать мы не дадим (Грозят пальцем)
Ведь мы закона - лица (Встали по стойке «смирно»)
Служители полиции!
Ребята Вы сегодня так много узнали о полицейских, что обязательно должны справиться с заданием дяди Стёпы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД по ОО «Чтение художественной литературы» в старшей группе. Тема: «Чтение книги «Сказка про солнышко и луну».
Задачи:Учить понимать эмоционально-образное содержание сказки, её идею.Продолжать учить детей выразительно рассказывать стихотворения.Сформировать представление о солнце и луне.Воспитывать интерес к х...
Конспект итогового занятия по речевому развитию (Чтение художественной литературы) в старшей группе «Путешествие по миру литературы»
это занятие проводиться в конце учебного года в старшей группе....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по чтению художественной литературы в старшей группе Тема: Чтение Т. Александровой «Домовенок Кузя»
Тема: Чтение Т. Александровой «Домовенок Кузя»Задачи: Формирование умения внимательно слушать и понимать содержание произведения. Закрепление умения определять характер...
Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе «Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»
Конспект занятия по чтению художественной литературы...
Конспект занятия по «Чтению художественной литературы» в старшей группе «Чтение английской сказки «Три поросёнка» в обработке С. Михалкова. Анализ фразеологизмов, пословиц».
Конспект занятия по «Чтению художественной литературы» в старшей группе «Чтение английской сказки «Три поросёнка» в обработке С. Михалкова. Анализ фразеологизмов, п...
Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе «Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»
Познакомить детей с произведением В.Катаева "Цветик Семицветик"...