Реализация регионального компонента через образовательную область «Физическое развитие» детей 4-5 лет. Культурные практики
календарно-тематическое планирование по физкультуре (средняя группа)

Жаркова Елена Владимировна

Физическая культура и спорт – это неотъемлемая часть окружающего мира, в котором живет ребенок. Занятия о физической культуре и спорте, представленные детям в доступной форме, позволяют значительно расширить кругозор ребенка, способствуют развитию восприятия,памяти, мышления, воображения.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_regionalnyy_komponent_mo_novyy.docx105.45 КБ

Предварительный просмотр:

       МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад  общеразвивающего вида № 45муниципального образования город Новороссийск

  • 353910, Россия, Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Алексеева,25-а,  тел.: 8(8617)71-35-20, e-mail: mdou45@list.ru

«Реализация регионального компонента через образовательную область «Физическое развитие» детей 4-5 лет.

Культурные практики

https://cdn.culture.ru/images/839681ff-9bdf-59ca-8741-51a036adc2bc

Педагог:  Жаркова Е.В.

1 Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Жаркова Елена Владимировна. Я работаю воспитателем в детском саду №45.Тема моего выступления «Реализация регионального компонента через образовательную область «Физическое развитие» детей 4-5 лет. Культурные практики

2 Реализация регионального компонента через образовательную область «Физическое развитие» позволяет педагогам решать следующую цели и задачи:

  • приобщать детей к физической культуре, к ценностям культуры здоровья как части этнической культуры жителей нашего края, способствовать развитию чувства принадлежности к своей родине, своему народу, чувства общности и гордости за свою культуру.
  • Развивать потребность в двигательной активности детей с помощью подвижных народных игр, спортивных игр, физических упражнений, соответствующих их возрастным особенностям; 
  • совершенствовать физическое развитие детей через национальные праздники, народные игры;
  • воспитывать патриотизм и чувство гражданственности у дошкольников, развивать нравственные качества личности ребенка: доброту, отзывчивость, способность сопереживать, любовь к родному краю, к Родине;
  •  Способствовать развитию личности, опираясь на    основы народной культуры.

3 Физическая культура и спорт – это неотъемлемая часть окружающего мира, в котором живет ребенок. Занятия о физической культуре и спорте, представленные детям в доступной форме, позволяют значительно расширить кругозор ребенка, способствуют развитию восприятия, памяти, мышления, воображения.

В нашем детском саду разработан и адаптирован опыт решения задач образовательной области «Физическое развитие» в процессе реализации культурной практики «Динамический час». Динамический час - это время преимущественно самостоятельной двигательной деятельности дошкольника, направленной на совершенствование двигательных умений и развитие двигательного творчества.

4-7. Педагогический коллектив детского сада активно использует такие виды динамического часа: «Час подвижных игр», «Час игр - этафет», «Час двигательного творчества», «Веселый стадион». Он проводится один раз в неделю.

8 Двигательная деятельность в рамках динамических часов может быть разного характера: с использованием одного атрибута (мяч, скакалка и др.), направленной на закрепление одного вида движения (метание, бег, прыжки и т.д.), развитие одного физического качества (ловкость, сила, выносливость) или на комплексное двигательное развитие и совершенствование детей.

Цель динамического часа – совершенствовать двигательную деятельность детей на основе формирования потребности в движениях через знакомство с играми и традициями

9 Динамический час имеет определенную структуру и состоит из трех частей: вводно-подготовительной, основной и заключительной.

 Первая часть - оздоровительная разминка в игровой форме, в которой используются различные виды ходьбы, бега, прыжков, имитационные движения, упражнения для профилактики плоскостопия и осанки. Настроечное игровое задание, зазывалка, слово воспитателя, которое привлекает внимание детей, создает интерес.

 Вторая часть – оздоровительно-развивающая, в процессе которой решается комплекс запланированных двигательных задач, в том числе в рамках самостоятельной двигательной деятельности. Игры разной подвижности, самостоятельная двигательная деятельность детей с пособиями и элементами творчества составляет содержание второй части.

Третья часть, заключительная, содержание которой направлено на восстановление функций организма.

10 При подготовке к «динамическому часу» важно учитывать мнение детей и предоставлять им право выбора варианта динамического часа. Дети учатся самостоятельно составлять свою программу оздоровительно-развивающей части динамического часа (выбирают упражнения и игры, атрибуты к игре, спортивное оборудование), что дает возможность для более эффективного, осознанного решения задач образовательной области «Физическое развитие»

11 В систему физического воспитания дошкольников также активно внедряется региональный компонент. Для его реализации в нашей работе активно используется «Час народных игр».

Это одна из любимых форм двигательной деятельности дошкольников. Примерная структура его следующая:

1. Игра малой подвижности.

 2. Игра средней подвижности.

3. Творческие игровые двигательные задания или самостоятельная деятельность.

4. Игра большой подвижности.

5. Игра малой подвижности.

12 Особое и прочное место занимают подвижные народные игры и праздники, развлечения, построенные на основе народных игр. У кубанского народа исторически сложился богатый опыт физического воспитания подрастающего поколения. Большинство народных игр требуют от детей быстроты, ловкости, сноровки, двигательных умений, воспитывают в них смелость, коллективизм, честность, развивают выносливость. Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление способствуют активизации двигательной деятельности.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Эти четкие считалки, напевно-забавные потешки быстро и прочно запоминаются и с удовольствием проговариваются детьми в их повседневных играх.

Двигательные упражнения в народных подвижных играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (пробежать, держа в руке ложку с положенным в нее яйцом и не уронить; бежать в мешке; выполнить движения с завязанными глазами; «напоить лошадку» и т. д.). Такие игры можно организовать командными, а можно провести как игры-аттракционы.

13 Объясняя новую народную игру, в которой есть зачин (считалка, певалка или жеребьевка), взрослому не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой прием доставит детям большое удовольствие и избавит их от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом. Ребята, вслушиваясь в ритмичное сочетание слов, при повторении игры легко запоминают зачин.

      В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к ее содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, поддерживают и регулируют эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучают их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость.

    Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

 Одним словом, задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть в народные игры.

14 Спортивные развлечения в детском саду являются эффективной формой активного отдыха детей. В течение учебного года в нашем детском саду проводится много праздников и развлечений на основе народных подвижных игр, которые используются в динамическом часе: «Капустник», «Фестиваль дворовых игр», «Масленица», «Коляда», «Ярмарка народных подвижных игр», «Русские игры да забавы», «Смех да веселье», «Папа, мама, я - спортивная семья» и др.  Активное участие в развлечениях обогащает детей новыми впечатлениями, дает возможность приобрести двигательные навыки и умения.

15-16   Сотрудничество с родителями по данному направлению имеет существенное значение.  Родители активно участвуют в проведении динамического часа и различных праздников и развлечений связанных с подвижными и народными играми. Проводят сами или участвуют в качестве актера. В нашем детском саду ежегодно проводится фестиваль дворовых и народных игр, который проводят родители.

 17 Итак, подведу итог, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Они являются неотъемлемой частью патриотического, физического воспитания дошкольников. дети научились использовать народные подвижные игры в самостоятельной деятельности, ребята действуют согласно их правилам, знают названия игр.

 Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, у них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного края, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Малой Родине. А также, повысился образовательный уровень родителей через введение их в увлекательный мир народных игр.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование регионального компонента в образовательной области «Физическое развитие»

Физическая подготовка коренных народностей Приамурья находилась в прямой связи с воспитанием молодого поколения. Именно благодаря систематической и оригинальной форме физического воспитания  из н...

Реализация ФГОС ДО в образовательной области "Физическое развитие"

В материале отражена преемственность и последовательность работы ДОО по приоритетному направлению физического развития воспитанников...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ образовательная область «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

          Рабочая программа по обучению детей групп ОН от 3 до 4  и от 5 до 6 лет; и КН  с ТНР от 5 до 6 лет разработана в соответствии с Основной образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации образовательной области «Физическое развитие» детей дошкольного возраста (3-7лет)

Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа.Именно поэтому забота о всестороннем развитии подрастающего поколения постоянно находится в центре внимания Российской Федерации.Оч...

Рабочая программа Образовательная область «Физическое развитие» детей седьмого года обучения

Рабочая программа по физической культуре составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность ДОУ:− Законом «Об образовании в Российской Федерации&r...

Конспект выступления на малых Олимпийских играх по образовательной области «Физическое развитие» детей группы общеразвивающей направленности от 6 до 8-ми лет № 10 «Яблонька» «Малые олимпийские игры»

Название команды: «Верные друзья».Девиз команды: Мы команда хоть куда!В спорте все мы мастера.Будем бегать, мяч гонять,За победу воевать.Организованно вывести детей на приветствие, построи...

Памятка для педагогов ДОУ по теме: «Реализация регионального компонента в образовательной области художественно-эстетическое развитие в старшем дошкольном возрасте» (5-7 лет)

В данном буклете представлены рекомендации для педагогов ДОО по использованию педагогического опыта с целью реализации регионального компонента в образовательной области "художественно-эстетическ...