Применение кинезотерапии в процессе физической реабилитации детей дошкольного возраста.
статья по физкультуре

Бондаренко Анна Юрьевна

В статье описан опыт применения методик кинезотерапии на занятиях по физическому развитию с детьми дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение кинезотерапии в процессе физической реабилитации детей дошкольного возраста

У детей с особыми потребностями физические упражнения помогают восстановить генетический код, в котором развитие функциональных систем организма происходит благодаря движению. В связи с этим, в работе с такими детьми я делаю упор на использование кинезотерапии.

Основная цель кинезотерапии для детей — это активизация и развитие активных движений. При регулярном повторении они оказывают более глубокое воздействие на организм, чем пассивные упражнения и массаж. В работе с детьми я предпочитаю использовать активные методы кинезотерапии: ЛФК, игротерапия.

Для детей с особенностями в развитии характерно выраженное безразличие к действительности, эмоциональная незрелость.

Двигательная пассивность существенно ограничивает диапазон их двигательной сферы, а также общение со взрослыми и сверстниками. Дети очень остро ощущают интерес к себе, к своим способностям и достижениям. Поэтому очень важно найти такие педагогические методы, которые позволят уделять внимание каждому ребёнку в отдельности, осуществляя индивидуальный подход к каждому.

В моей работе очень важно на занятиях создавать благоприятные двигательно-игровые условия для самопроизвольной реализации детьми их естественного двигательного потенциала. Принцип «не навреди» является одним из наиболее существенных в организации физкультурно-спортивной, досугово-игровой сферах педагогической деятельности. Игры двигательного характера оказывают комплексное воздействие на организм ребенка: увеличивают активность сенсорных систем, совершенствуют вегетативную регуляцию, мобилизуют общую моторную деятельность, повышают эмоциональный тонус организма.

Игра — это источник удовольствия от общения, который позволяет почувствовать себя живым и полноценным, что особенно ценно для людей с ограниченными возможностями.

В работе с особыми детьми применяю кооперативные формы игры: игры без победителей, которые приносят радость, доставляют удовольствие, довольно увлекательны, способствуют созданию «ситуации успеха».

Радость и успех необходимы детям с особенностями в развитии гораздо в большей степени, чем обычным детям, поскольку достижения и продвижения даются им несравнимо большими усилиями и поддержать их может только чувство радости и удовлетворения. В основном использую игры, предложенные Ульрихом Бером в пособии «Карточки с играми для специальной и лечебной педагогики», адаптируя их к нашим условиям и возможностям воспитанников.

Все игры разделяются на категории с различными игровыми целями:

1. Движение и танец.

2. Представление и фантазия.

3. Вступление и разминка.

4. Мастерство и сотрудничество.

5. Близость тела и нежность.

6. Познание материала и пространство.

7. Спокойствие и расслабление.

8. Удовольствие и развлечение, беседа.

9. Восприятие и действие.

Каждая категория представлена серией игр по определенной теме. Так, серия игр «Знакомство с предметами и пространством» дает детям возможность приобрести определенный опыт органам чувств. При работе с материалами и при оформлении помещения создается мотивация для активных действий. Игры из раздела «Движение и танцы» (активные и простые танцевальные игры) стимулируют детей при помощи музыки двигаться и расслабляться, развивают стремление игроков к движению, повышают способность восприятия и концентрации, расширяют опыт взаимодействия, познания пространства.

Серия игр из раздела «Мастерство и сотрудничество» (общение и кооперация с одним или многими людьми) делает познаваемыми различные связи и зависимости. Дети учатся согласовывать свое собственное поведение с поведением других. Часто в этих играх удается установить контакт, осилить решение задачи, которую было невозможно выполнить самостоятельно («Передать другому камушки», «Летающий от дуновения шарик»). Разнообразие игр в игротеке открывает путь к индивидуальному подходу, что оказывается важным педагогическим условием эффективности игротерапевтической деятельности.

«Карточки с играми для специальной и лечебной педагогики» являются стимулом для творческой работы с «особыми детьми». Благодаря им я разработала свои игры для детей, которые посещают наш детский сад.

ИГРЫ В СУХОМ БАССЕЙНЕ

Цель: обучать согласованности движений друг с другом, развивать внимание, быстроту реакции, ловкость, координационные способности, кинестетические ощущения, формировать умение ориентироваться в пространстве, обогащать эмоциональный и сенсорный опыт детей.

«Поздороваемся»

Дети стоят на коленях вокруг сухого бассейна, по сигналу взрослого опускают руки глубоко в середину бассейна и стараются найти на дне чью-нибудь руку. По сигналу «Здороваются!» поднимают сцепленные руки вверх, говорят «здравствуй» и называют имя того ребенка, которого держат за руку.

«Найди жемчужины»

l вариант. В сухом бассейне среди мячей разбросаны жемчужины (блестящие шарики).

Двое детей заходят в бассейн, по звуковому сигналу взрослого каждый ребенок ищет и собирает жемчужины в чудесный мешочек. По второму звуковому сигналу заканчивают поиск жемчужин. Каждый ребенок считает, сколько жемчужин он собрал. Подводится итог, кто больше нашел жемчужин.

2 вариант.

Играют два ребенка. Каждому участнику ставится емкость, наполненная каштанами, бусами, жемчужинами, и одна пластмассовая тарелочка для найденных жемчужин. (Задание: кто, больше найдет жемчужин но время звучания музыки.)

Игра «Сделай правильно»

В игре участвуют 4 пары детей. Каждой паре раздают по одному полотенцу. Играющая пара занимает место в обруче определенного цвета (обручи красного, желтого, зеленого, синего цвета разложены вокруг сухого бассейна на небольшом расстоянии от него). Детям дается задание: из сухого бассейна выбрать мячи такого же цвета, как обруч, положить их на, полотенце и аккуратно перенести в обруч. (Задание выполняется с музыкальным сопровождением).

В коррекционно-развивающей игротерапии большое внимание уделяю сенсорной стимуляции. Изготовленная мной сенсорная дорожка помогает решить ряд важных задач особенно в работе с детьми с детским церебральным параличом, аутичными, слабовидящими и слепыми.

Быстро глазки закрывай,

Нас наощупь узнавай:

Кто колючий? Кто пушистый?

Кто холодный? Кто ершистый?

Используя эту сенсорную дорожку, предлагаю детям многовариативные задания:

«Путешествие по дорожке».

«Кто повстречался на пути».

«Погладь и узнай, кто это».

«Найди рыбку», «Найди гусеницу», «Найди цыпленка», «Найди ежика», «Найди ослика», «Найди кита».

«Кто холодный, кто теплый».

Очень важно учить детей запоминать фигурки по тактильным ощущениям от поверхностей различной фактуры.

Опыт моей работы показывает, что игротерапия является наиболее эффективной формой кинезотерапии. Она вносит разнообразие в жизнь «особых» детей, создает атмосферу праздника, дарит радость, чувство удовлетворенности от постепенно улучшающихся игровых достижений и способствует приобретению новых знаний, умений и навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация индивидуально-дифференцированного подхода в процессе физического развития детей дошкольного возраста средствами эмоционального стимулирования

Представлено планирование использования методов эмоционального стимулирования с точки зрения триединства понятия "Здоровье"....

Реализация принципа сознательности в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста посредством физкультурных праздников и досугов

Назначение принципа сознательности и активности в физическом воспитании состоит в том, чтобы сформировать у воспитанников глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребности к физкультурно...

Статья «Применение нестандартного спортивного оборудования в физическом развитии детей дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте – закладывается фундамент физического и психического здоровья детей.Для качественной работы по физическому воспитанию детей, одним из первых у...

Проект. Применение оригами как технологии конструирования в процессе развития у детей дошкольного возраста математических представлений.

Проект. Применение оригами как технологии конструирования в процессе развития у детей дошкольного возраста математических представлений. Практико-ориентированный, средней продолжительности, фронтальны...

Доклад из опыта работы "Использование мультимедийных технологий в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"

Качественные преобразования в науке, технике и социальной структуре общества, как следствие,  влекут за собой необходимость повышения качества  дошкольного образования. Это обуславливает нео...

Проектирование эффективного процесса физического развития детей дошкольного возраста

Двигательное действие тестовых испытаний I ступени ГТО "Прыжок в длину с места"...