Реализация принципа сознательности в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста посредством физкультурных праздников и досугов
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Ваганова Евгения Владимировна

Назначение принципа сознательности и активности в физическом воспитании состоит в том, чтобы сформировать у воспитанников глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребности к физкультурно-оздоровительной деятельности, а также побуждать их к максимальной активности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация принципа сознательности в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста посредством физкультурных праздников и досугов

Автор: Ваганова Евгения Владимировна, инструктор по физической культуре МАДОУ № 21 «Искорка», г. Бердск, Новосибирская обл.

ФГОС направлен на решение множества задач, но главной задачей является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия. И это совершенно справедливо. Ведь именно дошкольный возраст является периодом в жизни ребёнка, когда идёт интенсивное формирование опорно-двигательного аппарата и других физиологических систем организма.  Одним из главных факторов формирования опорно-двигательного аппарата является двигательная активность ребёнка. А согласно «энергетическому правилу двигательной активности», характер деятельности скелетных мышц определяет развитие и других физиологических систем организма. В том числе сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную, пищеварительную и другие системы организма.  Двигательная активность является физиологической естественной потребностью у детей, которую мы обязаны удовлетворять. Что мы и делаем в процессе занятий с детьми различными формами физической культуры.

Но в последнее время возникает необходимость, у определённого количества детей, которое растёт с каждым годом, воспитывать данную потребность. Так как эти дети ведут, в силу разных причин, малоподвижный образ жизни, который переходит в привычку.

Исходя из этого, возникает необходимость решения такой задачи как «Формирование ценностей здорового образа жизни» Ведь именно в дошкольном возрасте закладываются привычки. Данная задача также является приоритетной в ФГОС.

Поэтому при организации любой формы занятия физической культурой основополагающим принципом я считаю принцип сознательности. Принуждение рождает отказ.

Назначение принципа сознательности и активности в физическом воспитании состоит в том, чтобы сформировать у воспитанников глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребности к физкультурно-оздоровительной деятельности, а также побуждать их к максимальной активности.

Самой благоприятной формой образовательной области «физическая культура» для реализации принципа сознательности является организация физкультурных праздников и досугов. В процессе проведения праздников и досугов у детей повышается  положительно-эмоциональный тонус. Этому способствуют сюжет,  герои (герои из сказок, мультфильмов, приглашённые спортсмены и.т.д.), присутствие родителей, музыкальное сопровождение, сюрпризный момент и.т.д. А это является мотивацией для детей  на двигательную деятельность. (Ссылка на примеры из опыта работы: https://cloud.mail.ru/public/8iPo/GoH3b5Whr)

Также происходит реализация основных принципов дошкольного образования, которые прописаны в ФГОС, таких как:

  1. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Во время проведения праздников и досугов дети более эмоциональны.  Это способствует:  

2. Более активному проявлению   детской инициативы, которую мы должны поддерживать;

3. Формированию познавательных интересов и познавательных действий.

    4. Также реализуется принцип сотрудничества Организации с семьёй и.т.д.

В процессе физкультурных праздников и досугов происходит закрепление приобретённых умений и навыков (младший дошкольный возраст) и совершенствование (старший дошкольный возраст) физических упражнений. Это способствует тому, что дети, демонстрируя перед другими людьми  свои успехи и получая за это похвалу, понимают, что они достигли определённой цели, что способствует повышению самооценки. А это, в свою очередь, мотивирует на дальнейшее приобретение двигательного опыта.

Источники

  1. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. – М.: Медицина, 1989.- 128с.
  2. Кожухова Н.Н. и др. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320с.
  3. http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/doshkolnoe-obrazovanie/fgos/fgos-do.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация индивидуально-дифференцированного подхода в процессе физического развития детей дошкольного возраста средствами эмоционального стимулирования

Представлено планирование использования методов эмоционального стимулирования с точки зрения триединства понятия "Здоровье"....

Консультация для воспитателей на тему «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством знакомства с классической музыкой в свете реализации ФГОС ДО»

Одной из приоритетных задач ФГОС ДО  является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществ...

Проект: «Использование элементов спортивных игр посредством ИКТ - технологий в физическом воспитании детей дошкольного возраста»

Проект: «Использование элементов спортивных игр посредством ИКТ - технологий в физическом воспитании детейдошкольного возраста»...

Презентация "Реализация гендерного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста"

Гендерное воспитание — комплексный подход, который проявляется в любом виде деятельности.Учет гендерных особенностей детей — важнейший аспект здоровьесбережения.Учет гендерных особенностей...

Доклад из опыта работы "Использование мультимедийных технологий в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"

Качественные преобразования в науке, технике и социальной структуре общества, как следствие,  влекут за собой необходимость повышения качества  дошкольного образования. Это обуславливает нео...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проведения праздников.

Патриотизм – это любовь к Родине. Так в самом простом виде можно охарактеризовать  это  непростое,  многогранное  понятие.Конвенция о правах ребенка, статья 29 гласит: «...