ЦВЕТОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по физкультуре

Использование цветов на занятиях физической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korchevskaya_statya.docx13.4 КБ

Предварительный просмотр:

ЦВЕТОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Корчевская В.И.

ГБДОУ детский сад № 33 Кировского района

г. Санкт-Петербург

В детском возрасте формируются жизненно важные, базовые навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой, впоследствии формируется вся двигательная деятельность человека.

Целью физического воспитания в дошкольном возрасте является формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.

Современные подходы в физическом воспитании обусловили создание новых программ, где допускается большая вариативность в деятельности педагога. Перед педагогом физической культуры стоит задача обеспечить высокий уровень активности учащихся на уроках. Для этого необходимо, чтобы дошкольники испытывали интерес к занятиям физическими упражнениями, стремились демонстрировать физические и психические качества в двигательной деятельности и получали удовлетворение от занятий [3].

Интерес к занятиям физическими упражнениями можно сформировать только в том случае, если: образовательный процесс будет строиться с учетом возрастных особенностей; формирование интереса к данного вида занятиям будет опираться на личностно-ориентированный подход.

По мнению В.К. Бальсевич, интерес – это осознанное положительное отношение к чему-либо, побуждающее человека проявлять активность для познания интересующего объекта [1].

Интерес проявляется на разных уровнях, и признаки его проявления могут быть различными в зависимости от возраста занимающихся.  

Рассмотрим интерес к физической культуре через цветовое сопровождение. Цвет играет важную роль в жизни человека – это известно всем. Он не только делает наш мир разнообразным, но и ориентирует в окружающем пространстве, информирует, подсказывает, управляет. Потенциальные возможности цвета настолько велики, что интерес исследователей к его изучению только усиливается. При этом, как отмечают учёные, механизм цветового влияния на человека изучен не до конца, многие факты и теоретические положения требуют систематизации и уточнения [2].

В статье И.В. Стародубцевой рассматриваются теоретические и прикладные аспекты использования цвета в физическом воспитании детей дошкольного возраста. С помощью цвета можно не только внести существенное разнообразие в образовательный процесс, но и значительно повысить его эффективность.

В практике занятий физическими упражнениями цвет выполняет множество функций.

  1.  Цвет как эталон. В жизни ребёнок сталкивается с огромным разнообразием форм, звуков, красок и других свойств предметов, которые человечество в процессе общественно исторического развития выделило и систематизировало. Они выступают в качестве эталонов, образцов, помогающих детям разобраться во всём многообразии особенностей предметов.
  2. Цвет как ориентир. Как известно, ознакомление с окружающей средой у человека осуществляется с помощью ориентировочно исследовательской деятельности. По мере развития ребёнка возрастающее участие в этом процессе начинает принимать вторая сигнальная система, что создаёт возможность отражения окружающей действительности в виде отвлечённых понятий. Однако ведущая роль первой сигнальной системы, обеспечивающей реагирование на не посредственные раздражители, идущие через органы чувств, сохраняется на протяжении всего дошкольного детства. Организация образовательного процесса с учётом этих особенностей облегчает процесс познания, экономит время, помогает детям ориентироваться в окружающем мире.
  3. Цвет как стимул. О стимулирующем влиянии цвета на психофизическое состояние человека было известно ещё в древности. В настоящее время эта особенность активно используется в цвето-терапии, при лечении и профилактике различных заболеваний [4].

Цвет повышает эффективность образовательного процесса, а значит, заслуживает более пристального внимания специалистов по физическому воспитанию дошкольников.

 В целях развития и поддержания интереса к физкультурным занятиям важно позаботиться о подборе цветного стандартного физкультурного оборудования, так и нестандартного. Цветное оборудование вызывает очень много положительных эмоций, а значит, вызывает интерес к занятиям физкультурой. Рациональный подбор цветного оборудования, его обновление, внесение новых  цветных пособий, их перестановка или чередование – все это помогает реализовать содержание разных типов занятий (тренировочное, игровое, сюжетно-игровое, контрольно-проверочное).

При подборе спортивно-игрового оборудования следует учитывать, что дети предпочитают простые, ярки, насыщенные цвета, действующие как сильные, активные раздражители и способствующие привлечению непроизвольного внимания. Использование подобного оборудования на занятиях следует начинать с предварительного ознакомления детей с новым предметом: обозначить его название, выделить основные части и свойства, в том числе цвет, установить его назначение. Это не только облегчит процесс детского восприятия, но и поможет направить внимание ребёнка на предстоящую двигательную деятельность, требующую высокой концентрации и сосредоточенности.

 С целью выявления отношения воспитателей к проблеме цветового сопровождения процесса физического воспитания был проведен опрос, в котором приняли участие 15 воспитателей:

13,3% опрошенных считают, что цвет на занятиях физическими упражнениями играет большую роль только к спортивной форме (белый верх и черный низ), т.к. это дисциплинирует занимающихся (детей);

13,3% воспитателей решили, что цвет необходим при проведении спортивных и тематических праздников, досугов и других культурно-досуговых мероприятиях;

33,3% участвующих в опросе допускают, что цвет в процессе физического воспитания можно использовать по временам года в соответствии с лексическими темами: осенью – желтый; зимой – бело-синий; весной – зеленый; летом – красный;

40,1% респондентов считают, что цвет необходимо применять и очень широко использовать в подвижных играх, играх-эстафетах, соревнованиях и играх-аттракционах, мотивируя это тем, что в подвижные игры дети играют на каждом физкультурном занятии, что доставляет очень много положительных эмоций, которые так необходимы нашим детям.

Таким образом, создание положительного эмоционального фона на занятиях физической культурой имеет исключительно положительное значение. И используя широкие возможности цветового сопровождения процесса физического воспитания у дошкольников можно сформировать интерес к занятиям физическими упражнениями.

Список литературы

1. Бальсевич, В. К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (К проблеме развития физкультурного знания) [Текст] / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры / Под ред. В. К. Бальсевич. – М. : Новое время. – 2009. – № 7. – 120 с.

2. Базыма, Б.А. Психология цвета: теория и практика / Б.А. Базыма. – СПб. : Речь, 2005. – 205 с.

3. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. – М.: Академия. – 2009. – 160 с.

4. Марченко, Т.К. Особенности мозгового кровообращения у детей дошкольного возраста в процессе цветотерапии / Т.К. Марченко, Т.П. Тетерина // Социальная технология научно-практической школы им. Ю.Ф. Змановского. – М. : АРКТИ, 2001. – С. 135–136.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация индивидуально-дифференцированного подхода в процессе физического развития детей дошкольного возраста средствами эмоционального стимулирования

Представлено планирование использования методов эмоционального стимулирования с точки зрения триединства понятия "Здоровье"....

Реализация принципа сознательности в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста посредством физкультурных праздников и досугов

Назначение принципа сознательности и активности в физическом воспитании состоит в том, чтобы сформировать у воспитанников глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребности к физкультурно...

Доклад из опыта работы "Использование мультимедийных технологий в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"

Качественные преобразования в науке, технике и социальной структуре общества, как следствие,  влекут за собой необходимость повышения качества  дошкольного образования. Это обуславливает нео...

Мастер - класс для инструкторов по физической культуре "Использование отдельных элементов акробатики в физическом воспитании детей дошкольного возраста".

Развитие компетентности инструкторов по физической культуре в области знаний отдельных элементов акробатики....

Проектирование эффективного процесса физического развития детей дошкольного возраста

Двигательное действие тестовых испытаний I ступени ГТО "Прыжок в длину с места"...

Дополнительная образовательная программа секции «Фитнес-клуб «Здоровый росток» по физическому воспитанию детей дошкольного возраста (на основе авторской программы «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возра

Актуальность темы дополнительной образовательной программы секции «Фитнес-клуб «Здоровый росток» обусловлена необходимостью формирования здоровья детей, полноценного развития их орга...