РАЗВИТИЕ ЛОВКОСТИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по физкультуре

Демиденко Мария Сергеевна

В статье изложены результаты анализа современной теоретической и методической литературы по проблеме путей, средств и приемов развития ловкости и координации движений у детей старшего дошкольного возраста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инструктор физической культуры в ГБДОУ 81
Демиденко М.С.

РАЗВИТИЕ ЛОВКОСТИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

В статье изложены результаты анализа современной теоретической и методической литературы по проблеме путей, средств и приемов развития ловкости и координации движений у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова

Ловкость, координация движений, дети старшего дошкольного возраста, средства и приемы развития ловкости и координации движений.

Постановка проблемы. Современный быстрый ритм жизни требует от человека умения точно ориентироваться и своевременно реагировать на поступающую информацию. Эти навыки постепенно формируются в дошкольном возрасте через накопление двигательного опыта, а также развитие основных двигательных умений и качеств. Исследования, проведенные Е.Н. Вавиловой, Э.С. Вильчковским, Д.В. Хухлаевой и другими в второй половине XX века, показывают, что развитие ловкости и координации движений в старшем дошкольном возрасте имеет особое значение. Поэтому возникает необходимость в теоретическом анализе современных исследований, посвященных развитию этих навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях детских учреждений.

Цель статьи: путем анализа теоретической и методической литературы (начало XXI в.) раскрыть пути, средства и методы развития ловкости и координации движений у старших дошкольников в условиях дошкольной организации.

В исследованиях Н.А. Бернштейна и В.С. Фарфеля было убедительно показано, что ловкость можно развивать и тренировать. В научно-методической литературе (например, у Э.С. Вильчковского и Е.Н. Вавиловой) выделяются два основных направления тренировки ловкости: накопление разнообразных двигательных навыков и совершенствование способности адаптировать движения в изменяющихся условиях. Э.С. Вильчковский, Е.Н. Вавилова и Л.П. Матвеев отмечают, что для развития ловкости у старших дошкольников полезны различные упражнения, которые предполагают преодоление координационных трудностей. Исследователи акцентируют внимание на важности новизны и необычности упражнений, что требует от детей проявления нестандартных реакций в координации движений. Также они подчеркивают значимость улучшения функции вестибулярного аппарата, рекомендуя использовать упражнения с ограничением зрительного контроля. Э.Я. Степаненкова утверждает, что ловкость можно развивать через общеразвивающие упражнения с необычными исходными положениями, работой над скоростью и темпом, дополнительными движениями, зеркальным выполнением упражнений и изменением пространственных границ выполнения. Она приходит к выводу, что подвижные игры как сознательная и активная деятельность ребенка наилучшим образом способствуют развитию ловкости у дошкольников.

Исследования Л.Д. Назаренко [2] показывают, что для развития ловкости и координации движений детям необходимо достаточно самостоятельной двигательной активности вне дошкольного учреждения, а также использование новых подходов к выполнению освоенных движений в различных спортивных играх. В.Н. Шебеко [6] также подчеркивает, что разнообразие упражнений с элементами новизны способствует улучшению ловкости и координации. Исследователь рекомендует включать в занятия упражнения на метание в неподвижные и движущиеся цели, а также задания на равновесие (как статическое, так и динамическое) и вариативные упражнения, где детям предлагается выполнять задания из разных исходных положений или с использованием различных предметов. По её мнению, в рамках дошкольного учреждения такие задания следует давать на короткий срок из-за высокой четкости мышечных ощущений и напряженного внимания детей.

Исследования Т.М. Панкратович [3] акцентируют внимание на важности создания физкультурно-игровой среды в дошкольных учреждениях как ключевого условия для развития координации у детей. Ученый считает, что в дошкольном образовании необходимо разнообразить программу, включая различные варианты основных движений и их комбинации. Также следует четко разграничивать упражнения, направленные на дифференциацию и технику выполнения движений, при этом учитывая биомеханику движений в разных плоскостях пространства.

Результаты исследований Д. М. Правдова [4] и С.Ю. Бесшапошниковой [1] подтверждают целесообразность развития координации движений у детей старшего дошкольного возраста с помощью упражнений, связанных с уменьшенной опорой, вращением, балансировкой и выбором направления движения. Ученые отмечают, что такие упражнения могут быть организованы как отдельные комплексы или интегрированы с традиционными физкультурными методами. В их комплексы можно включать общеразвивающие и танцевальные упражнения, а также задания, способствующие развитию пространственной ориентации и равновесия, и подвижные игры с сюжетом для поддержания эмоционального настроя детей. Также рекомендуется постепенно усложнять задания: увеличивать уровень опоры до 20 см, изменять исходные позиции на опоре, скорость, амплитуду движений и темп. При этом нагрузка должна соответствовать возрасту, индивидуальному опыту в двигательной сфере и эмоциональному состоянию детей.

Исследования Д.Б. Юшкевича [7] показали, что для повышения точности движений у детей старшего дошкольного возраста целесообразно применять специальные упражнения на метание в рамках различных форм физкультурно-оздоровительной деятельности, включая физкультурные занятия, гимнастику перед и после дневного сна, а также подвижные и спортивные игры. При выборе упражнений необходимо учитывать анатомические особенности суставов и подходить дифференцированно к развитию мышечных групп и опорно-двигательного аппарата ребенка. Эффективными могут быть упражнения, в которых ребенок занимает нестандартные исходные позиции в пространстве, как в вертикальном, так и в горизонтальном положении. Во время метаний ребенок может выполнять движения с использованием разных частей опорно-двигательного аппарата и различных расположений предметов. Ученый подчеркивает важность разнообразия метательных упражнений, включая направления движения: вверх, вперед-вверх, назад-вверх, вниз и в стороны. Также рекомендуется использовать инвентарь различных размеров, форм, цветов и весов. В процессе выполнения упражнений можно исключить зрительный контроль, изменять расстояние до цели с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка. Кроме того, автор предлагает организовывать игры и эстафеты с метанием, создавая необычные условия для выполнения заданий, например, используя различные части тела для метания.

Выводы. Анализ научной и методической литературы выявил два основных направления развития ловкости: накопление разнообразных двигательных навыков и умений, а также улучшение способности адаптировать двигательную деятельность в соответствии с изменяющимися условиями. К средствам, способствующим развитию ловкости и координации движений, относятся: общеразвивающие упражнения, специальные упражнения на метание и равновесие, упражнения для ориентировки в пространстве, развитие вестибулярного аппарата, танцевальные упражнения, сложные комбинации основных движений, а также подвижные и спортивные игры. Для повышения эффективности применения этих средств можно использовать следующие приемы: вариативное выполнение упражнений (с уменьшенной опорой, вращением, балансировкой и выбором направления движения, с необычными исходными позициями, изменением скорости, темпа и ритма; добавлением дополнительных движений, зеркальным выполнением и изменением пространственных границ выполнения; исключением зрительного контроля и повторным выполнением заданий; совместным выполнением согласованных действий несколькими участниками).

Список использованной литературы:

1. Бесшапошникова, С. Ю. Развитие двигательной координации у детей 5-7 лет с использованием гимнастических упражнений на уменьшенной опоре [Электронный ресурс] / С. Ю. Бесшапошникова.– Шуя, 2004. – 181 с. Режим доступа:

2. Назаренко, Л.Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков [Текст] / Л.Д. Назаренко– М.: Теория и практика физической культуры, 2001. – 332 с.

3. Панкратович, Т. М., Купцова В. Г. Создание физкультурноигровой среды в образовательном пространстве дошкольного учреждения как условие эффективного воспитания координационных способностей детей 5–6 лет [Электронный ресурс] // Т. М. Панкратович, В. Г. Купцова [Электронный ресурс] // Концепт. – 2013. – № 10 (октябрь).- Режим доступа:

4. Правдов, Д.М. Развитие координации у детей 5-7 лет в моделируемых условиях изменения внешней средыю.- [Электронный ресурс] / Д.М. Правдов // Ученые записки.-№3(73).- Шуя, ;4с.-Режим доступа: file:///C:/Users/Lenovo/Downloads/razvitie-koordinatsii-u-detey-5-7-let-v-modeliruemyh-usloviyahizmeneniya-vneshney-sredy%20(2).pdf

5. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст] / Э.Я. Степаненкова. – М.: Академия, 2001. - 368с.

6. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников [Текст] /В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.В. Шишкина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.

7. Юшкевич, Д.Б. Развитие точности движений у детей дошкольного возраста на основе использования упражнений в метаниях. –[Электронный ресурс] / Д.Б. Юшкевич - Шуя, 2006. – 171 с. Режим доступа:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие ловкости, координации движений у детей младшего дошкольного возраста по средством проектной деятельности.

Мини-проект «Путешествие с Колобком»         Задачи: развивать ловкость, координацию движений, умение балансировать, действовать сооб...

Влияние ритмической гимнастики на формирование координации движений у детей старшего дошкольного возраста

Влияние ритмической гимнастики на формирование координации движений у детей старшего дошкольного возрастаДошкольный возраст характеризуется активным, неравномерным и равномерным развитием координацион...

«Танцевальное деятельность как средство развития координации движения у детей старшего дошкольного возраста»

    Один из видов музыкальной деятельности, который в большей степени способствует развитию творчества - является музыкальное движение. Музыкальные движения - это наиболее продуктивны...

Развитие мелкой моторики пальцев рук и координации движений у детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем ...

Методическая разработка: «Программа развития ловкости движений у детей старшего дошкольного возраста»

Методическая разработка: «Программа развития ловкости движений у детей старшего дошкольного возраста»,  инструктор по физической культуре Заякина Людмила Александровна.Разработанный к...

Картотека подвижных игр на развитие координации движений с детьми старшего дошкольного возраста

Цель: Создать условия для развития у детей дошкольного возраста двигательных навыков и умений...

«Использование музыки на физкультурном занятии как средство развития ритмичности и координации движений у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: демонстрация использования музыкального сопровождения в водной части занятия из личного опыта работы.Задачи: роль музыки в формировании двигательных навыков и умений....