Дополнительная общеразвивающая программа для детей 4-7 лет «Крепыш» на 2022-2023 учебный год
рабочая программа по физкультуре (средняя, старшая, подготовительная группа)

Волкова Александра Игоревна

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду.

Дошкольный возраст – важный период совершенствования основных функций организма, становления жизненно-необходимых двигательных умений, навыков и физических качеств. В настоящее время дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора, за компьютером и т.д.). Это увеличивает статическую нагрузку на определённые группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.

Ребенок в дошкольном возрасте чувствует мышечную радость и любит движение, это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движениях, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни.

К семи годам развивается способность, переносить статические нагрузки, сформировано умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств. Двигательная деятельность становиться естественной потребностью каждого ребенка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности. От того, как будет организована работа с детьми по физической культуре, зависит, будет ли ребёнок физически готов к обучению в школе.

В программе представлены различные здоровьесберегающие технологии: Танцевально-ритмическая гимнастика, игропластика, коммуникативные игры, суставная гимнастика, стретчинг, подвижные игры, точечный самомассаж, дыхательные упражнения, релаксационная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, логоритмические упражнения, гимнастика для ног, беседы о здоровье.

Возраст детей. Программа «Крепыш», рассчитана на детей дошкольного возраста 4-7 лет. Доступно детям любой категории: с ослабленным здоровьем, с низким уровнем развития физических качеств, с проблемами в эмоционально-волевой сфере, с низкими адаптивными возможностями.

Сроки реализации. Программа рассчитана на 3 года обучения. Длительность занятий не более 25 минут 2 раза в неделю, следовательно, в год проводится 72 занятия, что дает большие возможности в овладении необходимыми навыками и умениями.

Отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на использовании нетрадиционных эффективных музыкального воспитания детей. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Нетрадиционные виды упражнений представлены: танцевально- ритмической гимнастикой, оздоровительными упражнениями и криативной гимнастикой. В основу программы положено личностно – ориентированное обучение, где во главу становиться личность ребёнка, её самоценность, признание ребёнка главной действующей фигурой всего физкультурно- оздоровительного процесса.

1.Цель и задачи программы

Цель: создать устойчивую мотивацию и потребность в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.

Задачи:

  • Развитие сенсорных и моторных функций;
  • Профилактика   нарушений   опорно-двигательного   аппарата,   зрения, простудных заболеваний; приобретение навыка правильного дыхания;
  • Привитие навыков самомассажа;
  • Развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве);
  • Развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
  • Формирование гармоничной личности (умения дружить, чувства уважения, доброты, самокритичности и др.).
  • Повышение интереса к занятиям физкультурой, развитие потребности в систематических занятиях спортом.

2. Планируемые результаты

  • увеличение количества детей с правильной осанкой;
  • улучшение координации движений у детей;
  • улучшение физического здоровья, укреплению здоровья ребёнка, его физическому и умственному развитию;
  • повышение уровня сопротивляемости к простудному фактору;
  • совершенствование нервно-психических процессов;
  • обогащение детей не только двигательным, но и, эмоциональным, танцевальным, волевым опытом;
  • раскрытие творческих способностей у детей.

3.Учебный план

Учебный план рассчитан на 3 года обучения (в учебный год 72 занятия).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 22-23_krepysh_dlya_detey_4-7_let_na_3_goda.docx47.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 80 «Веснушка» города Смоленска

Согласована на заседании                                                                                 Утверждаю:

педагогического совета                                                                     Заведующий МБДОУ

                                                                                           «Детский сад № 80 «Веснушка»

от «___» _________ _____года                                                                   Я.Н.Вербицкая

Протокол  № ____                                                           от «___» __________ _____ года

Дополнительная общеразвивающая программа для детей 4-7 лет

«Крепыш»

Автор-составитель:

Волкова Александра Игоревна,

инструктор по физической культуре

Смоленск, 2022-2023 учебный год

Содержание программы

  1. Пояснительная записка        стр.3

  1. Цель и задачи программы…………………………………...………..стр.4

  1. Планируемые результаты…………………………………………….стр. 5 4. Учебный план…………………………….……………………………стр.5
  1. Календарно-тематический план………………………………………стр. 6

  1. Учебный календарный график…………………………………..........стр.9

  1. Содержание программы……………………………………………..стр.10

  1. Организационно-педагогические условия………...……………...стр.11 Список литературы……………………………….…………..………..стр.12 Приложения

Нормативы диагностики…………………………………..……….… ..стр.13

  1. Пояснительная записка

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду.

Дошкольный возраст – важный период совершенствования основных функций организма, становления жизненно-необходимых двигательных умений, навыков и физических качеств. В настоящее время дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора, за компьютером и т.д.). Это увеличивает статическую нагрузку на определённые группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.

Ребенок в дошкольном возрасте чувствует мышечную радость и любит движение, это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движениях, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни.

К семи годам развивается способность, переносить статические нагрузки, сформировано умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств. Двигательная деятельность становиться естественной потребностью каждого ребенка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности. От того, как будет организована работа с детьми по физической культуре, зависит, будет ли ребёнок физически готов к обучению в школе.

В программе представлены различные здоровьесберегающие технологии: Танцевально-ритмическая гимнастика, игропластика, коммуникативные игры, суставная гимнастика, стретчинг, подвижные игры, точечный самомассаж, дыхательные упражнения, релаксационная

гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, логоритмические упражнения, гимнастика для ног, беседы о здоровье.

Возраст детей. Программа «Крепыш», рассчитана на детей дошкольного возраста 4-7 лет. Доступно детям любой категории: с ослабленным здоровьем, с низким уровнем развития физических качеств, с проблемами в эмоционально-волевой сфере, с низкими адаптивными возможностями.

Сроки реализации. Программа рассчитана на 3 года обучения. Длительность занятий не более 25 минут 2 раза в неделю, следовательно, в год проводится 72 занятия, что дает большие возможности в овладении необходимыми навыками и умениями.

Отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на использовании нетрадиционных эффективных музыкального воспитания детей. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Нетрадиционные виды упражнений представлены: танцевально- ритмической гимнастикой, оздоровительными упражнениями и криативной гимнастикой. В основу программы положено личностно – ориентированное обучение, где во главу становиться личность ребёнка, её самоценность, признание ребёнка главной действующей фигурой всего физкультурно- оздоровительного процесса.

  1. Цель и задачи программы

Цель: создать устойчивую мотивацию и потребность в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.

Задачи:

  • Развитие сенсорных и моторных функций;
  • Профилактика        нарушений        опорно-двигательного        аппарата,        зрения, простудных заболеваний; приобретение навыка правильного дыхания;
  • Привитие навыков самомассажа;
  • Развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве);
  • Развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
  • Формирование гармоничной личности (умения дружить, чувства уважения, доброты, самокритичности и др.).
  • Повышение интереса к занятиям физкультурой, развитие потребности в систематических занятиях спортом.

  1. Планируемые результаты

  • увеличение количества детей с правильной осанкой;
  • улучшение координации движений у детей;
  • улучшение физического здоровья, укреплению здоровья ребёнка, его физическому и умственному развитию;
  • повышение уровня сопротивляемости к простудному фактору;
  • совершенствование нервно-психических процессов;

-        обогащение детей не только двигательным, но и, эмоциональным, танцевальным, волевым опытом;

  • раскрытие творческих способностей у детей.

  1. Учебный план

Учебный план рассчитан на 3 года обучения (в учебный год 72 занятия).

№ п.п

.

Тема,

содержание

Количество часов (по годам обучения)

Примечание

1-й год обучения

2-й год обучения

3-й год обучения

1.

Вводная часть: Игроритми ка,

игрогимнас

8

5

5

Включает подготовительные упражнения, разминку, упражнения на расслабление мышц, дыхательные упражнения и на укрепление

тика.

осанки.

2.

Основная часть,

Из них

58

61

61

Танцевальн о-

ритмическа я гимнастика

, элементы коррекцион ной гимнастики

13

13

13

Проводятся с разными предметами.

Оздоровите льные упражнени я

32

34

34

Упражнения для глаз, ног. пальчиковые игры,

самомассаж и т.д

Подвижные игры

12

13

13

А также коммуникативные игры, музыкально-подвижные игры, физкультурные паузы, креативная гимнастика.

3.

Заключител ьная часть

6

6

6

Игропластика, дыхательные упр, релаксация.

Всего

72 час.

72 час.

72 час.

  1. Календарно – тематический план

Темы календарно – тематического плана представлены в таблице, название темы остается таким же, но с каждым последующим годом обучения добавляется нагрузка, темп выполнения и дозировка заданий (по необходимости темы могут изменяться педагогом, при этом прикладывается план занятия, разработанный в соответствии с данной программой)

№ занят

ия

Тема занятия

Количество часов

Месяц

1.

Точка, точка, запятая

1 час

Сентябрь

2.

Прогулка в весенний лес

1 час

3.

Это что за птица

1 час

4.

Колобок – колючий еж

1 час

5.

Радуга здоровья

1 час

6.

Земляничка

1 час

7.

Мишкина малина

1 час

8.

Полная корзина

1 час

9.

Зеленая аптека

1 час

Октябрь

10.

Осенняя ярмарка

1 час

11.

Новые приключения Буратино

1 час

12.

Сундучок осени

1 час

13.

Кто как к Зиме готовится

1 час

14.

Если бы я был деревом

1 час

15.

Почему медведь зимой спит

1 час

16.

Маугли.

1 час

17.

Магазин игрушек

1 час

Ноябрь

18.

Городок игрушек

1 час

19.

Поиграем в поезд

1 час

20.

Снежная баба

1 час

21.

Уважайте светофор

1 час

22.

Путешествие в страну Носарию

1 час

23.

Маша растеряша

1 час

24.

Почему у слоненка хвост длинный

1 час

25.

Заяц - хваста

1 час

Декабрь

26.

Кто сказал : «Мяу!»

1 час

27.

Два мороза

1 час

28.

Новоселье

1 час

29.

Новогодний поезд

1 час

30.

Зимняя царица

1 час

31.

Телефон

1 час

32.

Кошки дом

1 час

33.

У кошки новоселье

1 час

Январь

34.

Уши

1 час

35.

Двенадцать месяцев

1 час

36.

Мы строители

1 час

37.

Строим дом

1 час

38.

Пряничная избушка

1 час

39.

Кем быть?

1 час

40.

Крокодил Гена идет в армию

1 час

41.

Сказка о глупом мышонке

1 час

Февраль

42.

Сказка об умном мышонке

1 час

43.

Такие разные насекомые

1 час

44.

Пироги пекла лиса.

1 час

45.

Приключения в королевстве микробов

1 час

46.

Веселые музыканты

1 час

47.

Кто где живет

1 час

48.

Зайкин день

1 час

49.

На лесном перекрестке

1 час

Март

50.

Будем космонавтами

1 час

51.

Птицы

1 час

52.

Находчивый бобр

1 час

53.

В гостях у лягушат

1 час

54.

Приключения Квака

1 час

55.

Муха-Цокотуха

1 час

56.

Доктор Айболит

1 час

57.

Федорино Горе

1 час

Апрель

58.

Мойдодыр

1 час

59.

Жил да был крокодил

1 час

60.

Королева – зубная щетка

1 час

61.

Котята и поварята

1 час

62.

Приключения Чипполино

1 час

63.

Медведь и великий колдун

1 час

64.

Кораблик

1 час

65.

Краденое солнце

1 час

Май

66.

Как медвежонок стал сильным

1 час

67.

Бармалей

1 час

68.

В гостях у кошки

1 час

69.

Крошка Енот

1 час

70.

Будь здоров

1 час

71.

Как медвежонок стал сильным

(продолжение)

1 час

72.

Три поросенка

1 час

Всего:

72 часа

  1. Учебный календарный график

Содержание

Возрастные группы

Средняя, старшая, подготовительные группы

Количество возрастных

групп

1

Начало учебного года

Сентябрь

Продолжительность

учебного года

36 недель

Окончание учебного

года

Май

Продолжительность организованной образовательной

деятельности

не более 25 мин

Недельная образовательная

нагрузка занятий

2

Количество занятий в

месяц

8

Количество занятий по программе (учебный

год)

72

Объем недельной образовательной

нагрузки (в неделю)

50 минут

Сроки проведения

мониторинга

Сентябрь (начало учебного года)

Май (конец учебного года)

  1. Содержание программы

Занятия        проводятся        в        игровой        форме,                учитывая        возрастные особенности детей. Оно может быть проведено как игра-путешествие, сказка, знакомство с новым персонажем и т. д. В различной последовательности на занятии        проводятся:        дыхательные        упражнения;        гимнастика                для        глаз; игроритмика, игрогимнастика, общеразвивающие упражнения; игротанцы, массаж или самомассаж (спины, рук, ног); фонопедические упражнения; игропластика; коммуникативные игры; упражнения для коррекции осанки; подвижные игры; пальчиковые игры; психогимнастические этюды.

Не все перечисленные педагогические единицы включаются в занятие одновременно. Обычно достаточно 8-9 видов упражнений. В занятие могут быть включены речевые игры с музыкальными инструментами. Обязательно включаются в занятие упражнения на развитие дыхания, танцы и подвижные игры. В остальном структура занятия варьируется. Завершается занятия упражнениями на расслабление, слушанием музыки, пальчиковой гимнас- тикой. Синтез различных видов деятельности подчинен одной цели — мотивации здорового образа жизни и формированию здоровья.

Важнейшая роль в занятиях отведена музыке, которая является интегральной основой всего курса. С помощью музыки проводится развивающий дозированный эмоциональный тренинг, приводящий к улучшению психологического и физиологического состояния организма ребенка. Все общеразвивающие и двигательные упражнения сопровождаются звучанием четкой, равномерно звучащей музыки, способствующей развитию чувства ритма у детей. Оздоровительные занятия являются в своем роде

«уроками здоровья». Они не требуют специального разучивания художественного слова, танцев, комплексов физических упражнений

  1. Организационно- педагогических условия

  1. Гимнастический зал
  2. Фитболы, массажные мячи, мячи разных размеров
  3. Гимнастическая лестница, канаты, кольца, лестницы, скамейки. 4.Мягкие модули

5.Массажные коврики. Коврики индивидуальные 6.Обручи, скакалки

7.Подбор музыкальных произведений для занятий и отдыха

Наличие социального партнёрства

  1. Открытые занятия для родителей на неделе открытых дверей

  1. Участие и выступление на праздниках и развлечениях.

  1. Совместное проведение занятий с родителями.

  1. Анкетирование удовлетворенности родителями данной программой.

Список литературы

  1. Буренина        А.И.        Программа        по        ритмической        пластике        «Ритмическая мозаика». СПб.,2000.
  2. Ефименко        Н.        Театр        физического        развития        и        оздоровления        детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Линка – Пресс, 1999.
  3. Герела Н.Ф. Дыхание, движение, самомассаж. – Л.,1991. 4.Йог Раманантата. Упражнения йоги для глаз. – М.,2003.
  1. Казакевич Н.В., Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. Ритмическая гимнастика. Методическое пособие. – СПб.,2001.
  2. Картушина М.Ю. «Зеленый огонек здоровья» // Управление ДОУ. - 2004.-

№ 3.

  1. Киркос Р.Ю., Постоева И.А. Сказка приходит на праздник. М., 1996.
  2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль, 1997.
  3. Козак О.К Путешествие в Страну Игр. СПб., 1997.
  4. Колодницкий Т.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. М., 1998.
  5. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – СПб.,1998.
  6. Крючек Е.С. Аэробика: Учебное пособие. –СПб.,1999.
  7. Крючек Е.С., Кудашова Л.Т., Сомкин А.А., Малышева О.М. Нетрадиционные виды гимнастики в массовой физкультурно- оздоровительной работе: Учебное пособие. – СПб.,1994.
  8. Кудрявцев В. Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. М.: Линка – Пресс, 2000. – 296 с.
  9. Лавринова А.П. Дружи со своим телом. Архангельск, 1999.
  10. Лазарев М.Л. Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста «Здравствуй!». М., 1997.
  11. Логинова Л. Мой замечательный нос // Обруч. 1999. № 6. 18.Лопухина И.С Логопедия — речь, ритм, движение. СПб., 1997. 19.Лупша С. Путешествие на Планету Здоровья //АБВГД.

20.Лысова В.Я., Яковлева Т.С, Зацепина М.Б. и др. Спортивные праздники и развлечения. М., 1999.

21..Массаж по китайской медицине // Семейный доктор. 1996. № 12.

  1. Михайлова        М.А.,        Воронина        Н.В.        Танцы,        игры,        упражнения        для красивого движения. Ярославль, 2000.
  2. Петрова Т.Н., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
  3. Прокофьева СЛ., Сатир Г.В., Гришин В.Г. Румяные щеки. М., 1989. 25.Турин Аверкий. Самомассаж. – СПб.; Харьков, 1997.
  1. Фирилева        Ж.Е.,        Сайкина        Е.Г.        Лечебно-профилактический        танец.        – СПб,2007.
  2. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Танцевально-игровая гимнастика для детей.

Приложение №1.

Нормативы диагностики

Критерии оценки эффективности программного материала:

№ п/ п

ФИО

Диагностика        физического развития                и

подготовленности ребенка

Самостоятельное выполнение оздоровительных упражнений.

Качество        выполнение упражнений.

Развита        координации движений рук и ног, быстрота реакции

Развито        чувство равновесия

Всего баллов

Уровень усвоения

Оценка уровня развития:

3балла: ребенок при показе правильно выполняет упражнения, знает их последовательность; движения четкие и правильные; движения рук и ног скоординированы; развито чувство равновесия; проявляет самостоятельность и творчество (эмоции) при выполнении упражнений;

2 балла: ребенок требует повтора показа упражнений несколько раз, делает ошибки в последовательности упражнений; движения недостаточно четкие; делает ошибки в координации рук и ног; иногда теряет чувство равновесия; иногда проявляет самостоятельность и творчество (эмоции) при выполнении упражнений;

1 балл: ребенок выполняет движения только с помощью взрослого; координация нарушена; не развито чувство равновесия; не изменяет движения в соответствии со сменой темпа музыки; не проявляет самостоятельность и творчество (эмоции) при выполнении упражнений;

Оценка:

  • высокий уровень: 21 - 25 баллов
  • средний уровень: 11 - 20 баллов
  • низкий уровень: 10 - 7 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Ручной труд»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 190 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ 1,5 – 3 ЛЕТ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ « МАЛЫШОК»

Пояснительная запискаВ настоящее время признан приоритет семейного воспитания детей раннего возраста, однако современные социальные условия вынуждают родителей прибегать к общественным формам воспитан...

Дополнительная общеразвивающая программа адаптации детей 2-3 лет в детском саду.

Дополнительная общеразвивающая программа адаптации детей 2-3 лет в Доу...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста «Почемучки» (возраст детей 4-5 года)

Цель: расширить знания детей об окружающем мире, посредством экспериментальной деятельности; способствоватьразвитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятель...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей по кружковой деятельности «Волшебные ладошки» для детей младшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цел...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей «Фитнес для детей»

Программа «Фитнес для детей» направлена на укрепление здоровья дошкольников, обеспечение оптимальной двигательной активности детей, повышение уровня привлекательности занятий физической ку...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста (5-6 лет) с ТНР художественной направленности «Необычное в обычном» (32 часов)

Пояснительная записка      Программа «Необычное в обычном»  разработана  согласно  федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного о...