Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Шаги к успешности"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
ДООП "Шаги к успешности" социально-педагогической направленности для детей 5-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shagi_k_uspeshnosti_2019.docx | 37.94 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГУСЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»
КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6»
238050, Россия, Калининградская область, г. Гусев, ул. З. Космодемьянской, д. 10 «А»
телефон 8 (40177) 2-18-03 факс 8 (40177)2-18-04
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МАДОУ «Детский сад №6»
_________________ Е. Г. Ларионова
«___» _______________ 2019 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-педагогической направленности
«Шаги к успешности»
для детей 5-7 лет.
срок реализации программы: 1 год / 9 месяцев
36 часов
Программу составила:
Щукина Ольга Сергеевна
воспитатель.
г. Гусев
2019
Пояснительная записка
Подготовка к поступлению в школу – один из самых важных и серьезных моментов в жизни ребенка. От того, насколько успешным будет начало школьного обучения зависит успешность ученика в последующие годы, его отношение к школе, интерес к интеллектуальной и творческой деятельности, его психическое и психологическое здоровье. Предлагаемая программа подготовки реализуется с использованием материалов программы «Шаги к успешности» Алендеевой О.М. по развитию познавательных процессов, формированию предпосылок к учебной деятельности у детей 5-7 лет.
Программа «Шаги к успешности» социально-педагогической направленности разработана для организации целенаправленных и систематических занятий по подготовке детей 5-7 лет к обучению в школе.
Актуальность и педагогическая целесообразность.
Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Разработке данной дополнительной общеразвивающей программы послужил социальный запрос родителей.
Новизна. Предлагаемая программа, построенная по системе формирования познавательной деятельности детей через повышение интереса к учебному материалу, через развитие потребности ребенка самостоятельно заниматься познавательной деятельностью, способствует формированию у детей базовых психических функций и структурных компонентов учебной деятельности, готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29.12.2012 года.
- Концепции развития дополнительного образования детей до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726 – р.
- Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 года № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049 — 13. «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
- Уставом муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 6».
- Положением о дополнительной общеразвивающей программе МАДОУ «Детский сад № 6» от 01.09.2015 года.
Отличительной особенностью данной программы является то, что занятия носят развивающий характер, ориентированы на развитие потенциальных возможностей, способностей каждого ребенка. Создает условия для включения ребенка в новые социальные формы общения. Готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности;
При отборе содержания программы были соблюдены следующие принципы:
- учет индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста;
- уважение к воспитаннику, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход;
- доступность;
- систематичность и последовательность;
- вариативность занятий;
- наглядность.
Возрастные и психологические особенности детей 5-7 лет.
Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра; ведущая потребность в общении; ведущая функция — воображение.
Особенности возраста:
- общение со взрослым ситуативно — личностное;
- проявление произвольности всех психических процессов;
- общение со сверстниками происходит от ситуативно - деловой формы к вне ситуативно — деловой;
- проявление творческой активности во всех видах деятельности;
- развитие фантазии;
- половая идентификация;
Новообразования:
- предвосхищение результата деятельности;
- активная планирующая функция речи;
Шестилетний ребенок становится самостоятельным. Формируется самосознание, которое проявляется в самооценке и осмыслении своих переживаний.
Срок реализации данной программы: 1 год, в объеме 36 часов.
Занятия проводятся с детьми 5-7 лет 1 раз в неделю, поподгруппам (6-8 человек); Длительность занятия определяется возрастом детей: не более 25-30 минут.
Формы организации: Занятия проходят в игровой форме. Дети сидят за столами лишь недолгое время, необходимое на выполнение какого-либо конкретного задания, что с одной стороны приучает их к дисциплине, с другой – не утомляет.
Основной целью данной программы является подготовка детей к безболезненному вхождению в школьную жизнь, развитие познавательных процессов, формирование предпосылок учебной деятельности, приспособление ребенка к новой системе специальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности.
Задачи:
1. Создать положительный эмоциональный фон, который является необходимым условием для успешного развития каждого ребенка.
2. Создать условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
3. Научить понимать свое эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей.
4. Развивать важнейшие познавательные процессы: восприятие, внимание, ощущение, память, мышление, воображение и речь.
5. Создать необходимые условия для формирования предпосылок учебной деятельности:
- развивать умение ориентироваться на систему правил в работе;
- развивать умение работать по образцу: учиться сопоставлять свои действия с заданным образцом, обнаруживать совпадения, сходства, различия;
- развивать умение слушать, слышать, выполнять инструкцию педагога;
- развивать умение сознательно подчинять свои действия правилу, планировать и контролировать свои действия;
- развивать умение оценивать свою работу, приложенные усилия и соотносить их с результатами своего труда;
- развивать самоконтроль, научить устанавливать взаимосвязи приложенных усилий с полученными результатами.
- формировать положительное отношение к интеллектуальной деятельности, способствовать развитию познавательного интереса, любознательности и познавательной мотивации.
- развивать умение работать в коллективе, сотрудничать с педагогом и сверстниками.
Учебный план на 1 год обучения
№ п/п | Раздел программы | Теория | Практика | Всего |
1. | Восприятие | 1 ч 20 мин | 2 ч | 3 ч 20 мин |
2. | Мышление, воображение | 0 ч 50 мин | 1 ч 15 мин | 2 ч 5 мин |
3. | Внимание | 0 ч 50 мин | 1 ч 15 мин | 2 ч 5 мин |
4. | Ориентировка в пространстве, во времени | 0 ч 50 мин | 1 ч 15 мин | 2 ч 5 мин |
5. | Память | 0 ч 50 мин | 1 ч 15 мин | 2 ч 5 мин |
6. | Мышление и речь | 1 ч 20 мин | 2 ч | 3 ч 20 мин |
Всего | 6 ч | 9 ч | 15 ч |
Содержание учебного плана
№ п/п | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности детей | Общее кол-во часов |
Раздел 1. Восприятие (8 ч) | |||
1. | Организационное занятие. Давайте познакомимся. | Ознакомиться с правилами общения. Рассказать о себе. Задерживать свои импульсы (не перебивать). Высказывать свое отношение к правилам. | 1 ч |
2. | Восприятие. Зрительное и слуховое восприятие. Восприятие цвета и формы. Оценка своей работы. | Распознавать свое эмоциональное состояние, называть его. Отгадывать загадки, придумывать свои. Определять правило построения узора, продолжать узор. Рисовать фигуру по образцу. Называть геометрические фигуры. Оценивать свои старания. | 1 ч |
3. | Восприятие формы и величины. Сравнение предметов по величине. Понятия: «больше, меньше» | Слушать и выполнять задание по инструкции педагога. Выявлять закономерность. Рисовать фигуру по образцу. Перечислять названия школьных предметов. | 1 ч |
4. | Зрительно-пространственный анализ и синтез. Сравнение предметов по длине. Понятие: «одинаковой (равной) длины» | Определять закономерность. Раскладывать картинки разными способами. Дорисовывать узор. Произносить четко и быстро скороговорку. Перечислять овощи и фрукты. | 1 ч |
5. | Зрительно-двигательная координация. Понятия: «первый, второй, последний, предпоследний» | Называть свое настроение, выражать. Сравнивать результат с заданным эталоном. Дорисовывать фигуры одинаковой величины. Осуществлять зрительный анализ и синтез. Перечислять названия одежды и обуви. | 1 ч |
6. | Восприятие пространства. Пространственные отношения: над, под. | Считать количество, сравнивать предметы. Проставлять точки в определенных местах. Раскладывать картинки разными способами. Перечислять домашних животных. Рисовать по образцу. | 1 ч |
7. | Целостность восприятия. Способность к комбинированию. Пространственные отношения: справа, слева. | Выполнять инструкцию педагога. Сравнивать результат с заданным эталоном. Складывать целое из частей. Ориентирование на листе бумаги. | 1 ч |
8. | Зрительное восприятие и внимание. Буквы, цифры, фигуры. | Находить и зачеркивать цифры среди букв. Рисовать фигуру по образцу. Узнавать предметы в условиях затемненной картинки. Вычленять существенные признаки предметов. | 1 ч |
Раздел 2. Мышление, воображение. (5 ч) | |||
1. | Логическое мышление. Пространственные отношения: внутри, снаружи, около, вокруг. | Определять закономерность расположения фигур, рисовать следующую. Расставлять фигуры в разном порядке всевозможными способами. Обводить одинаковые фигуры. Перечислять названия птиц. | 1 ч |
2. | Наглядно-образное мышление. Временные отношения: сначала, потом. | Выполнять задания по словесной инструкции педагога. Рассматривать картинки, определять, что было сначала, что потом. Зачеркивать определенные буквы разными способами. Рисовать узор по точкам. Определять закономерность. Перечислять названия рыб. | 2 ч |
3. | Произвольное внимание. Способность к обучению. | Подчинять свои действия определенному правилу, точно выполнять словесные инструкции педагога. Оценивать свои старания, свой результат выполнения. | 1 ч |
4. | Пространственное воображение, комбинаторные способности. Понятие «кроме» | Воспринимать и выполнять задания по инструкции педагога. Складывать силуэты из геометрических фигур. | 1 ч |
Раздел 3. Внимание (5 ч) | |||
1. | Распределение и переключаемость внимания. | Проходить по указанному маршруту. Расставлять буквы в соответствии с цифрами. Рисовать по образцу. Придумывать слова из имеющихся букв. Участвовать в игре. | 2 ч |
2. | Устойчивость внимания. Понятия: «только, внутри» | Слушать рассказ, понимать смысл, запоминать содержание. Находить слова среди напечатанных букв. «Вышивать» узор по образцу. Перечислять названия насекомых. | 1 ч |
3. | Наглядно-схематическое мышление. Понятия: «выше, ниже, уже, шире» | Понимать символическое изображение вещей. Пошагово соотносить рисунок со схемой. Использовать условно-схематические изображения для ориентировки в пространстве. | 1 ч |
4. | Концентрация внимания. Пространственные отношения: над, под, между. | Удерживать несколько заданных условий при выполнении задания. Писать полученное слово. Продолжать узор. Продолжать предложение, называть слова, противоположные по смыслу. | 1 ч |
Раздел 4. Ориентировка в пространстве, во времени (5 ч) | |||
1. | Ориентирование на плоскости, на листе бумаги. Пространственные отношения: слева, справа. | Ориентироваться в пространстве, на плоскости, листе бумаги. Определять пространственные отношения. Уточнять отношения: слева, справа. Рассматривать картинки, определять, что было сначала, а что потом. | 1 ч |
2. | Пространственные отношения: около, за, перед, на, над, под. | Ориентироваться в пространстве. Заполнять пустые клетки таблицы. Определять закономерность, продолжать узор. Находить одинаковые части по форме. Перечислять названия цветов. | 1 ч |
3. | Ориентировка во времени. Времена года. Месяцы. Понятия: раньше, позже. | Перечислять в правильной последовательности времена года, их признаки. Называть зимние, весенние, летние, осенние месяцы. Делить фигуру на части. Решать логическую задачу. Перечислять названия деревьев и кустарников. | 1 ч |
4. | Пространственные представления. Ориентировка на плоскости. | «Вышивать» узор по образцу. Решать логическую задачу. Составлять слова из букв. | 1 ч |
5. | Ориентировка во времени. Части суток. | Рисовать стрелки, указывающие разные направления. Называть по порядку части суток. Расставлять фигуры в разном порядке всевозможными способами. | 1 ч |
Раздел 5. Память (5 ч) | |||
1. | Слуховая память. Логические задачи. | Слушать, запоминать, воспроизводить. Решать логические задачи. | 1 ч |
2. | Зрительная память. | Сравнивать предметы и анализировать их количество. Смотреть, запоминать парами, вспоминать, рисовать значки. Называть по порядку дни недели. Решать задачу на смекалку. | 1 ч |
3. | Объем памяти. Память на цифры, буквы, слова. | Смотреть, запоминать, вспоминать, что изменилось. Решать логическую задачу. Раскладывать картинки разными способами. Продолжать рисунок. | 1 ч |
4. | Образная память. Внутренний план действий. | Проходить по указанному маршруту. Мысленно поворачивать фигуру один раз по часовой стрелке, представлять, как будет выглядеть, находить среди других ответов, выделять. | 1 ч |
5. | Умственная работоспособность. Устойчивость внимания. | Находить и зачеркивать определенные фигуры. Рисовать фигуры по образцу. Запоминать фигуры и находить среди других. Перечислять названия профессий. | 1 ч |
Раздел 6. Мышление и речь (8 ч) | |||
1. | Мышление. Внутренний план действий. Логические задачи. | Рисовать по образцу. Складывать мысленно детали мозаики. Обосновывать свой ответ. Решать логические задачи. | 2 ч |
2. | Аналитические способности. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать. | Проходить по указанному маршруту. Находить сходства и отличия. Вычленять существенные признаки предметов. Решать логические задачи. Перечислять названия грибов. | 2 ч |
3. | Классификация наглядного материала по самостоятельно найденному основанию Понятие «пара». | Группировать фигуры. Считать количество групп. Считать и записывать количество фигур, пар. Решать логические задачи. Перечислять названия городов и стран. | 2 ч |
4. | Зрительный анализ. Планирование и контроль в практической деятельности. | Размещать на листе как можно больше предметов. Обобщать, подбирать обобщающее слово. Тренировать устойчивость зрительного внимания. Расшифровывать секретное письмо. | 2 ч |
Итого: 36 ч |
Планируемые результаты освоения программы:
Реализация программы «Шаги к успешности» обеспечивает развитие познавательных процессов:
- зрительного и слухового восприятия;
- распределения и переключаемости внимания;
- устойчивости и концентрации внимания;
- различных видов памяти;
- наглядно-образного мышления;
- интеллектуального и творческого мышления;
- зрительно-двигательной координации;
- мелкой моторики;
- ориентировки на листе бумаги, в пространстве, во времени;
- наблюдательности и сообразительности;
Программа способствует формированию предпосылок учебной деятельности:
- умение работать по образцу: учиться сопоставлять свои действия с заданным образцом, обнаруживать совпадения, сходства, различия;
- умение слушать и слышать педагога, подчиняться словесным указаниям, выполнять задания по инструкции;
- умение учитывать в своей работе заданную систему требований, сознательно подчинять свои действия правилу, планировать и контролировать свои действия;
- умение оценивать как свою работу, так и работу других детей;
- умение работать в коллективе, сотрудничать с педагогом и сверстниками;
- умение устанавливать взаимосвязь приложенных усилий с полученным результатом;
- формирование положительного эмоционального отношения к интеллектуальной деятельности.
В результате специально организованной деятельности и разработанных заданий дети учатся:
- оценивать и анализировать свое эмоциональное состояние;
- понимать чувства других людей и сопереживать им;
- выражать свои мысли;
- слушать своих сверстников;
- строить речевые высказывания в устной форме;
- проговаривать последовательность действий;
- овладевать навыками сотрудничества в группе при совместном решении учебной задачи;
- с желанием и интересом выполнять учебные задания;
Систематическое проведение занятий по данной программе способствует:
- достижению необходимого уровня психического развития ребенка для освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- формированию компонентов психологической готовности к школе:
- когнитивной готовности – сформированности важнейших познавательных процессов и навыков, позволяющих успешно осуществлять учебную деятельность;
- эмоционально-волевой готовности – способности произвольного регулирования своей деятельности и эмоциональных состояний, сопровождающих учебные ситуации;
- мотивационной готовности – сформированности внутренней позиции школьника;
- социальной готовности – способности занять социально одобряемую и продуктивную позицию в общении с педагогом и одноклассниками.
Условия реализации программы:
Для успешного выполнения поставленных задач созданы следующие условия:
- специально оборудованный кабинет с мебелью;
- ноутбук;
- интерактивная доска и мультимедийный проектор;
- музыкальный центр;
Демонстрационный материал:
- наглядные пособия;
- цветные иллюстрации;
- раздаточный материал;
- необходимая литература.
- рабочие тетради;
Кадровое обеспечение: педагог МАДОУ «Детский сад № 6».
Педагог пользуется различными формами и методами организацииучебнойдеятельности детей:
- творческие задания;
- проблемные ситуации;
- игры - общения;
- занятие-путешествие;
- словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);
- наглядный (показ, видеопросмотр, работа по инструкции);
- практический;
- репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации);
- частично - поисковый (выполнение вариативных заданий);
- исследовательский метод;
- метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение);
Педагогические технологии, применяемые в реализации данной программы:
- технология личностно – ориентированного обучения (максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта).
- технология коллективной творческой деятельности (организация совместной деятельности детей и взрослого, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела).
- технология исследовательского (проблемного) обучения (педагог создает проблемную ситуацию, направляет детей на ее решение, организует поиск решения).
- игровые технологии;
- технологии развивающего обучения (создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств);
- информационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии (создание максимально возможных условий для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья детей);
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Опрос;
Беседа;
итоговое занятие;
практическое занятие;
тестирование;
В процессе реализации программы проводится тестирование детей, опрос родителей. Также педагог отслеживает результаты обучающихся с помощью творческих заданий, открытых занятий, ситуационных игр. Используются тесты: *А. Зака (игры «Просвет», «Разное – одинаковое», тренировочные задачи) *упражнения С. Коваль на развитие памяти *рисуночные тесты С. Степанова *диагностические таблицы А. Марковой по выявлению способностей дошкольника к учению и его мотивации.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: проводится в виде открытых занятий для родителей, тестовых заданий, анкетирования родителей. Контроль за освоением программы проводится в конце учебного года. С этой целью используются тесты «Готов ли ребенок к школе». Анализ выполнения заданий позволяет определить степень усвоения программы каждым ребёнком.
Оценочные материалы.
Оценка уровня освоения ребенком программного материала:
2 балла - ребенок имеет высокий уровень предметных представлений, способность мыслить, рассуждать, понимать причинно-следственные связи. Ребенок отвечает правильно и полно, аргументирует свой ответ, заметив ошибку или неточность, исправляет ее сам, объясняет, почему именно так надо ответить.
1 балл - ребенок имеет средний уровень представления, репродуктивно владеет ими, не умеет аргументировано обосновать их использование. Ребенок отвечает верно, но односложно, пытается объяснить ответ, используя формальное или поверхностное объяснение, самостоятельно и уверенно исправляет ошибки.
0 баллов - ребенок имеет «размытые», поверхностные представления, применяет их наугад, не объясняет их использование. Ребенок отвечает наугад или с ошибками, объяснить свой ответ затрудняется, ошибки исправляет неуверенно, отказывается от ответа.
Список литературы:
- Алендеева О.М. Шаги к успешности. Методическое пособие. Чебоксары: Перфектум, 2012.
- Алендеева О.М. Рабочая тетрадь по подготовке к школе детей 5-7 лет. Чебоксары: Перфектум, 2012.
- Ермолаева М.В. Психолого-педагогические средства познавательного развития дошкольников.-М: МПСИ,2012.
- Ильина М.Н. Подготовка к школе.-СПб: Питер, 2011.
- Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик». Программа психологических занятий для дошкольников 5-7 лет.- СПб: Речь, 2014.
- Локалова Н.П, Локалова Д.П. Готовимся к школе.-М: Генезис,2014.
- Павлова Н.Н, Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду.-М: Генезис, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 лет к школе
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 л...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)
2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)
Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»
Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по развитию познавательных процессов для создания базы успешного овладения чтением детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
quot;О муки чтения в раннем детстве, когда с головой погружаешься в механизм зубчатого сплетения букв, всем существом отдаваясь изучению машины из бесчисленных мельчайших колесиков! .....