РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «Первые шаги в искусство» Предмет по выбору «Логопедия»
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) на тему
Данная программа выполнена преподавателем Т.С. Чигринской в соответствии с требованиями к содержанию и направленности современным требованиям к преподаванию предмета «Логопедия».
Программа представляет собой коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико – грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.
Данная программа доступна к применению на дошкольном логопедическом пункте. С её помощью у дошкольников сформируется полноценная фонетическая система языка, разовьётся фонематическое восприятие, навыки звукослогового анализа и синтеза, автоматизируются слухопроизносительные умения и навыки, сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.
Таким образом, дети будут подготовлены к успешному обучению в школе, в чём и заключается главная цель данной программы. Рабочая программа по предмету «Логопедия» может быть рекомендована к применению в Детской школе искусств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_razvitiyu_rechevogo_apparata.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств ст. Холмской»
муниципального образования Абинский район
Обсуждено на заседании МО Протокол № ____ от _______2016 г. Руководитель МО __________________ СтешенкоЗ.Д. Подпись председателя МО Ф.И.О. | Согласовано Заместитель директора по МР ___________ 2016 г. __________ Русина Ю.В. подпись Ф.И.О. | Утверждено решением педсовета протокол № _ от ____2016 г. Председатель педсовета ___________ Волкова Н.И. подпись директора ОУ Ф.И.О. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
«Первые шаги в искусство»
Предмет по выбору «Логопедия»
По предмету: Логопедия
Класс(ы): 1 год обучения
Количество часов: 24 Уровень: ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЙ
Преподаватель: Чигринская Татьяна Сергеевна
Ст. Холмская
2016 г.
Пояснительная записка
В классической литературе выделено три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития .
Рабочая программа обсуждена на заседании подготовительного отделения, принята на педагогическом совете и утверждена в директором МБУДО «ДШИ ст.Холмской» Волковой Н.И
Проблема речевого недоразвития детей относится к числу наиболее актуальных. Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, а так же многолетние практические наблюдения показывают, что число детей со сложной структурой дефекта речи в последние годы выросло. На это влияют экологические, биологические, социально-психологические и другие факторы, а так же их сочетания. Поэтому остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми дошкольного возраста.
Недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи.
Развитие речи в дошкольном детстве представляет собой многоаспектный по своей природе процесс, поскольку развитое мышление человека – это речевое, языковое, словесно-логическое мышление. Взаимосвязь речевого и умственного, познавательного развития, свидетельствует об огромном значении языка для развития мышления. Концептуальный подход к проблеме преодоления общего недоразвития речи предполагает комплексное планирование и реализацию логопедической работы с этими детьми. Данный подход впервые представлен системой программных документов, регламентирующих содержание и организацию коррекционного воздействия при общем недоразвитии речи (I, II, III и IV уровни) в разных возрастных группах дошкольных учреждений.
Логопедическая работа строится с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей ребенка, а также с учетом коррекционно-развивающих задач.
Цель и задачи программы
Цель - создание сенсомоторных предпосылок для развития речи и помощи детям в практическом использовании языка как средства общения.
Основные задачи:
- активизация и выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата;
- подготовка артикуляционной базы для усвоения отсутствующих звуков;
- развитие понимания речи;
- развитие активной подражательной речевой деятельности;
- развитие произносительной стороны речи;
- развитие самостоятельной фразовой речи;
- формирование грамматически правильной речи;
- развитие связной речи
- развитие фонематического слуха и слоговой структуры.
Возраст детей: от 4 лет
Срок реализации программы: рассчитано на три месяца.
Форма работы: индивидуальная.
Общее количество занятий: 24ч.
Режим занятий: 2раза в неделю.
Логопедическая работа развитии речевого аппарата
Календарно-тематический план
№ | Тема | Основное содержание работы | Кол. ч. |
1 | Диагностика | Обследование анатомического строя артикуляционного аппарата, состояние речевой деятельности (понимания речи, состояние фонематического слуха, состояние активной речи, звукопроизношение). | 3 |
2 | Подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов | Развитие моторики артикуляционного аппарата с помощью специальных упражнений. Учить правильной артикуляции гласных звуков: [а], [о], [у], [и], [ы]. Уточнять правильное произношение звуков, имеющихся в речи ребенка. Вызывать отсутствующие звуки (раннего и среднего онтогенеза). Развивать правильное диафрагмальное дыхание и длительный ротовой выдох. | 7 |
3 | Развитие понимания речи | Развивать умение вслушиваться в обращенную речь. | 4 |
4 | Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка | Учить использовать в речи отдельные порядковые числительные (один, два, много). | 3 |
5 | Развитие самостоятельной фразовой речи | Закрепить навыки составления простых предложений по модели: «Кто? Что делает? Что?»; «Кто? Что делает? Чем?». | 2 |
6 | Развитие произносительной стороны речи | Продолжать учить подражанию: *голосам животных; *звукам окружающего мира; *звукам музыкальных инструментов. Учить различать речевые и неречевые звуки. | 5 |
Показатели результативности логопедической работы по программе:
* знание органов артикуляционного аппарат;
* соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным назначением;
* узнавать по словесному описанию знакомые предметы;
*сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам;
* понимать простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, повелительного и изъявительного наклонений глаголов, именительного, родительного, дательного и винительного падежей, некоторых простых предлогов;
*фонетически правильно оформлять согласные звуки ([п], [б], [м], [т], [д], [н], [к], [х], [г]), гласные звуки первого ряда ([а], [о], [у], [ы], [и]);
воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух- и трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков;
* правильно употреблять в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций;
*общаться, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения («Мой мишка», «Можно (нельзя) брать», «Маша, пой», «Маша, дай куклу» и проч.).
В процессе коррекционно-развивающего обучения у ребенка расширяется понимание обращенной речи, развивается речевая активность.
Методические обеспечение программы:
Содержание программы построено в соответствии с принципами:
-общекультурная направленность;
-научность;
-вариативность содержания;
-последовательность работы;
-учет индивидуальных и возрастных особенностей.
Список использованной литературы:
- Л.С.Волкова «Логопедия». Изд., «ВЛАДОС». Москва,2009г.
- Г.В.Чиркина, Т.Б.Филичева «Основы логопедической работы с детьми». Изд., «Аркти». Москва 2011г.
- Е.А.Дьякова «Логопедический массаж при разных формах дизартрии», «Точечный массаж в логопедии». Москва, 2014г.
- Е.Н.Винарская «Дизартрия». Изд. АСТ «Астрель». Москва, 2005г.
- Т.В.Буденная. Логопедическая гимнастика. С-Петербург. «Детство-Пресс»2003г.
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую модифицированную программу по общеобразовательной общеразвивающей программе
«Раннее эстетическое развитие»
«Первые шаги в искусство» по предмету
«Логопедия», составленную преподавателем
МБУДО «ДШИ ст. Холмской»
муниципального образования Абинский район
Чигринской Т.С.
Данная программа выполнена преподавателем Т.С. Чигринской в соответствии с требованиями к содержанию и направленности современным требованиям к преподаванию предмета «Логопедия».
Программа представляет собой коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико – грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.
Данная программа доступна к применению на дошкольном логопедическом пункте. С её помощью у дошкольников сформируется полноценная фонетическая система языка, разовьётся фонематическое восприятие, навыки звукослогового анализа и синтеза, автоматизируются слухопроизносительные умения и навыки, сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.
Таким образом, дети будут подготовлены к успешному обучению в школе, в чём и заключается главная цель данной программы. Рабочая программа по предмету «Логопедия» может быть рекомендована к применению в Детской школе искусств.
Рецензент:
Заместитель директора по УР
МБУДО «ДШИ ст. Холмской»
Преподаватель высшей квалификационной категории Ибраимова А.М.
Заверяю:
Директор
МБУДО «ДШИ ст. Холмской» Н.И. Волкова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа в области раннего эстетического развития «АБВГДйка»
Дополнительная общеразвивающая программа в области раннего эстетического развития«АБВГДйка»...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВЕСЁЛЫЕ ЗВОНОЧКИ» художественно – эстетической направленности. Возраст детей 6-7 лет.
Программа расчитана на групповую и индивидуальную детьми 6 - 7 лет. То есть, за небольшой промежуток отслеживается музыкальное развитие ребёнка.Ещё одной отличительной особенностью данной образователь...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)программа образовательной области – художественно-эстетическое развитие «Классическая музыка и дети»
Решению этой проблемы во многом будет способствовать реализация в дошкольном образовательном учреждении муниципального проекта г. Тамбова «Классическая музыка в детском саду». Этот проект ...
" ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ" Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по развитию графомоторных навыков.
Данная программа гуманитарной направленности разработана с целью оказания эффективной помощи детям в подготовке руки к письму, способствует развитию графомоторных навыков, плавности, точно...
Рецензия на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности по развитию графомоторных навыков "ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ"
Рицензируемый материал имеет важное значение и оценен положительно...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательно-исследовательской направленности «Сенсорное развитие детей через различные виды деятельности»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательно-исследовательской направленности «Сенсорное развитие детей через различные виды деятельности»Аннот...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по развитию пространственного мышления дошкольников через игры с геометрическими фигурами «Загадки дядюшки Танграма»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Загадки дядюшки Танграма» по развитию пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста» (далее – П...