Использование мягких модулей в работе с дошкольниками
методическая разработка по физкультуре
Опыт работы построения игрового пространства на физкультурных занятиях с мягкими модульными элементами "Использование проблемно-игровых двигательных заданий для развития инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispotzovanie_myagkih_moduley.docx | 19.88 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование проблемно-игровых двигательных заданий для развития инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста»
В современных условиях образования перед инструктором по физической культуре стоит задача не только формирования основных двигательных умений и навыков, но и развитие двигательного воображения. Дошкольник должен экспериментировать с движением, решать различные двигательные «задачи», проявляя самостоятельность и инициативность.
А, следовательно, стоит искать новые подходы к организации физкультурных занятий.
Решение этой проблемы мы видим в построении педагогического процесса с дошкольниками с помощью системы проблемно-игровых ситуаций с современным оборудованием.
Предлагаю вам опыт работы построения игрового пространства на физкультурных занятиях с мягкими модульными элементами.
Под модульными элементами понимаются полифункциональные конструкции, изготовленные из современных синтетических материалов, которые легко переносятся и трансформируются детьми дошкольного возраста.
В своей работе мы ставим следующую цель:
Создавать условия для развития самостоятельности, инициативности и двигательной активности старших дошкольников на занятиях по физическому развитию путём включения проблемных ситуаций.
Для реализации поставленной цели выделены следующие задачи:
-обогащение двигательного опыта детей в разных видах двигательной деятельности;
-совершенствование двигательных умений, навыков самоорганизации и контроля деятельности;
-развитие осмысленной моторики, пространственного мышления в конструктивной деятельности;
-развитие коммуникативных навыков, двигательного воображения.
Работа по развитию самостоятельности дошкольников строиться на следующих основных принципах:
-развивающего обучения (создание педагогом проблемных ситуаций – психич. состоян. субъекта, испытывающего познавательную или практическую трудность);
-возрастной адресованности (тщательного отбора материала с учётом возрастных особенностей детей);
-интеграции различных видов детской деятельности (двигательная, игровая, конструктивная);
-активности (включения детей в разнообразную двигательную деятельность, развитие уверенности детей в своих силах, особенно пассивных);
-бережного и уважительного отношения детскому творчеству (без оценочное принятие выбора ребёнка).
Можно выделить этапы работы по развитию самостоятельности дошкольников на занятиях с модульными элементами:
Предварительный этап – включение модульных элементов в традиционные занятия (замена традиционного оборудования модульными элементами, например замена гимнастической скамьи – «брусом», для отработки ОВД); для закрепления используем полосы препятствий, или метод круговой тренировки.
После того как дети на предварительном этапе познакомились со всеми видами движений на модулях можно переходить к первому этапу развития самостоятельности
1. Репродуктивный этап (все этапы названы по метод обучения) (воспроизведение ранее полученных знаний с опорой на наглядность)
предполагает конструирование по образцу.
Примерные задания на данном этапе:
-строим дорожку как у меня;
-подскажи Незнайке, как правильно пройти по дорожкам?
2 этап – Поисковый
Детям предлагается конструирование по условиям и наглядным схемам
Примеры заданий:
-Закончить дорожку, выложив модули, но с условием на развитие определённых видов движения, например прыжков;
-Построить дорожку из модулей по схеме (Карлсон);
-пройди не так как я, построй не так как я.
3 этап- Творческий или проблемный
Детям предлагается конструирование по теме. Дети работают автономно, педагог не ограничивает выбор модулей, последовательность сбора конструкции, выбора движений по модульным элементам.
Примеры тематик: тропа индейцев, автотрек для ралли, космическая миссия – изучаем планету Марс,
Количество вариаций движений, выполняемых с такими конструкциями, ограничено только фантазией детей и требованиями безопасности.
Структура занятий не отличается от традиционного и состоит из 3-х частей с той лишь разницей что после комплекса ОРУ следует конструктивная деятельность, затем прохождение детьми полосы препятствий или этапов круговой тренировки, в виду максимального ограничения пространства зала подвижная игра проводиться под музыкальное сопровождение, так называемые «убыстрялки», когда движения ускоряются с каждым новым куплетом.
В третьей, заключительной части занятия проводиться рефлексия (что понравилась, а что нет. Что было трудно, а что легко, что хотелось бы заменить или перекомбинировать, усовершенствовать, предложение новых тематик.
Для проверки эффективности такого способа построения образовательного процесса нами были выделены критерии:
Критерий | Уровни | ||
Низкий | Средний | Высокий | |
Автономность | Требуется помощь взрослого | Помощь взрослого эпизодическая | Практически полная |
Способы действий | Хаотические, не согласованные | Групповые, частично согласованные | Осмысленные, коллективные |
Характер выполнения заданий | Репродуктивный | Частично-поисковый | Проявление элементов творчества |
Контроль действий | Не осознанность действий | Проявление самоконтроля | Самоконтроль и самооценка, взаимоконтроль |
Показатели эффективности 2017-2018 уч г. Подг.гр.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что такой подход к организации игрового пространства с дошкольниками на занятиях по физическому развитию побуждает ребёнка встать в позицию субъекта познания, позволяет развивать двигательные способности, проявлять самостоятельность, утверждаться как активный деятель и преобразователь окружающей действительности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта. Использование мягких модулей «Ромашка» в НОД физкультурой.
В пезентации выложена ссылка видео с фрагментом НОД на физкультуре....
Игры с использованием мягких модулей
Картотека игр с использованием мягких модулей в младшей группе...
Мастер-класс с родителями по теме: «Использование мягких модулей в игровой деятельности дошкольников»
Знакомство родителей с мягкими модулями и с некоторыми играми, которые можно использовать с детьми в домашних условиях....
Мастер-класс "Использование мягких модулей в работе с детьми"
Мастер-класс "Использование мягких модулей в работе с детьми" Автор: Воронина Валерия Михайловна ...
«Использование мягких модулей для развития физических навыков и умений у детей подготовительной группы, в рамках проекта «Дошкольник без границ»
Данная консультация поможет воспитателям использовать магкие модуля, для развития физических навыков и умений в группе. Так как сад участвует в пректе "Дошкольний без границ", данный вид дея...
Использование мягких модулей напольного конструктора на занятиях физической культурой со старшими дошкольниками
Дошкольный возраст - период интенсивного развития пространственных представлений. Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия окружающей среды и словесного обоз...
Использование мягких модулей напольного конструктора на занятиях физической культурой со старшими дошкольниками. Опыт работы
В презентации представлен опыт применения мягкого модульного конструктора на занятитиях по физическому развитию старших дошкольников...