Использование мягких модулей в работе с дошкольниками
методическая разработка по физкультуре

Мальцева Елена Александровна

Опыт работы построения игрового пространства на физкультурных занятиях с мягкими модульными элементами "Использование проблемно-игровых двигательных заданий для развития инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispotzovanie_myagkih_moduley.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование проблемно-игровых двигательных заданий для развития инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста»

В современных условиях образования перед  инструктором по физической культуре стоит задача не только формирования основных двигательных умений и навыков, но и развитие двигательного воображения. Дошкольник  должен экспериментировать с движением, решать различные двигательные «задачи», проявляя самостоятельность и инициативность.

А, следовательно, стоит искать новые подходы к организации физкультурных занятий.

Решение этой проблемы мы видим в построении педагогического процесса с дошкольниками с помощью системы проблемно-игровых ситуаций с современным оборудованием.

Предлагаю вам опыт работы построения игрового пространства на физкультурных занятиях с мягкими модульными элементами.

Под модульными элементами понимаются полифункциональные конструкции, изготовленные из современных синтетических материалов, которые легко переносятся и трансформируются детьми дошкольного возраста.

В своей работе мы ставим следующую цель:

Создавать условия для развития самостоятельности, инициативности и двигательной активности старших дошкольников на занятиях по физическому развитию путём включения проблемных ситуаций.

Для реализации поставленной цели выделены следующие задачи:

-обогащение двигательного опыта детей в разных видах двигательной деятельности;

-совершенствование двигательных умений, навыков самоорганизации и контроля деятельности;

-развитие осмысленной моторики, пространственного мышления в конструктивной деятельности;

-развитие коммуникативных навыков, двигательного воображения.

Работа по развитию самостоятельности дошкольников строиться на следующих основных принципах:

-развивающего обучения (создание педагогом проблемных ситуаций – психич. состоян. субъекта, испытывающего познавательную или практическую трудность);

-возрастной адресованности (тщательного отбора материала с учётом возрастных особенностей детей);

-интеграции различных видов детской деятельности (двигательная, игровая, конструктивная);

-активности (включения детей в разнообразную двигательную деятельность, развитие уверенности детей в своих силах, особенно пассивных);

-бережного и уважительного отношения детскому творчеству (без оценочное принятие выбора ребёнка).

Можно выделить этапы работы по развитию самостоятельности дошкольников на занятиях с модульными элементами:

Предварительный этап – включение модульных элементов в традиционные занятия (замена традиционного оборудования модульными элементами, например замена гимнастической скамьи – «брусом», для отработки ОВД); для закрепления используем полосы препятствий, или метод круговой тренировки.

После того как дети на предварительном этапе познакомились со всеми видами движений на модулях можно переходить к первому этапу развития самостоятельности

1. Репродуктивный этап (все этапы названы по метод обучения) (воспроизведение ранее полученных знаний с опорой на наглядность)

предполагает конструирование по образцу.

Примерные задания на данном этапе:

-строим дорожку как у меня;

-подскажи Незнайке, как правильно пройти по дорожкам?

2 этап – Поисковый

Детям предлагается конструирование по условиям и наглядным схемам

Примеры заданий:

-Закончить дорожку, выложив модули, но с условием на развитие определённых видов движения, например прыжков;

-Построить дорожку из модулей по схеме (Карлсон);

-пройди не так как я, построй не так как я.

3 этап- Творческий или проблемный

Детям предлагается конструирование по теме. Дети работают автономно, педагог не ограничивает выбор модулей, последовательность сбора конструкции, выбора движений по модульным элементам.

Примеры тематик: тропа индейцев, автотрек для ралли, космическая миссия – изучаем планету Марс,

Количество вариаций движений, выполняемых с такими конструкциями, ограничено только фантазией детей и требованиями безопасности.

Структура занятий не отличается от традиционного и состоит из 3-х частей с той лишь разницей что после комплекса ОРУ следует конструктивная деятельность, затем прохождение детьми полосы препятствий или этапов круговой тренировки, в виду максимального ограничения пространства зала подвижная игра проводиться под музыкальное сопровождение, так называемые «убыстрялки», когда движения ускоряются с каждым новым куплетом.

В третьей, заключительной части занятия проводиться рефлексия (что понравилась, а что нет. Что было трудно, а что легко, что хотелось бы заменить или перекомбинировать, усовершенствовать, предложение новых тематик.

Для проверки эффективности такого способа построения образовательного процесса нами были выделены критерии:

Критерий

Уровни

Низкий

Средний

Высокий

Автономность

Требуется помощь взрослого

Помощь взрослого эпизодическая

Практически полная

Способы действий

Хаотические, не согласованные

Групповые, частично согласованные

Осмысленные, коллективные

Характер выполнения заданий

Репродуктивный

Частично-поисковый

Проявление элементов творчества

Контроль действий

Не осознанность действий

Проявление самоконтроля

Самоконтроль и самооценка, взаимоконтроль

Показатели эффективности 2017-2018 уч г. Подг.гр.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что такой подход к организации игрового пространства с дошкольниками на занятиях по физическому развитию побуждает ребёнка встать в позицию субъекта познания, позволяет  развивать двигательные способности, проявлять самостоятельность, утверждаться как активный деятель и преобразователь окружающей действительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта. Использование мягких модулей «Ромашка» в НОД физкультурой.

В пезентации выложена ссылка видео с фрагментом НОД на физкультуре....

Игры с использованием мягких модулей

Картотека игр с использованием мягких модулей в младшей группе...

Мастер-класс с родителями по теме: «Использование мягких модулей в игровой деятельности дошкольников»

Знакомство родителей с мягкими модулями и с некоторыми играми, которые можно использовать с детьми в домашних условиях....

Мастер-класс "Использование мягких модулей в работе с детьми"

Мастер-класс "Использование мягких модулей в работе с детьми" Автор: Воронина Валерия Михайловна ...

«Использование мягких модулей для развития физических навыков и умений у детей подготовительной группы, в рамках проекта «Дошкольник без границ»

Данная консультация поможет воспитателям использовать магкие модуля, для развития физических навыков и умений в группе. Так как сад участвует в пректе "Дошкольний без границ", данный вид дея...

Использование мягких модулей напольного конструктора на занятиях физической культурой со старшими дошкольниками

Дошкольный возраст - период интенсивного развития пространственных представлений. Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия окружающей среды и словесного обоз...

Использование мягких модулей напольного конструктора на занятиях физической культурой со старшими дошкольниками. Опыт работы

В презентации представлен опыт применения мягкого модульного конструктора на занятитиях по физическому развитию старших дошкольников...