Технические средства реабилитации детей с нарушением ОДА
статья по физкультуре

Прудникова Василиса Станиславовна

Виды, назначение и функциональность ТСР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технические средства реабилитации детей с нарушением ОДА

Начиная с самого раннего возраста дети ежедневно исследуют окружающий мир. Его изучение начинается с момента пробуждения и длится до момента, когда малыши засыпают.

У детей с двигательными нарушениями это происходит по-другому. Они нуждаются в технических решениях, которые создадут условия для реализации их основных потребностей.

Мобильность и возможность быть независимым от окружающих необходимы не только для физического развития ребенка, но и для успешного диалога с окружением, для социального взаимодействия с ним.

Средства реабилитации дадут возможность ребенку быть активным, избежать развития вторичных осложнений и поддерживать результаты, достигнутые в процессе реабилитации.

Под техническим средством реабилитации (ТСР) понимается любое изделие, инструмент, оборудование, устройство, прибор, приспособление или техническая система, используемые человеком для компенсации ограничений жизнедеятельности, вызванных болезнью или травмой. В зависимости от назначения все ТСР обычно подразделяют на три группы:

1. протезно-ортопедические изделия;

2. средства передвижения;

3. средства, облегчающие жизнь (средства для ухода, быта и досуга).

Протезно-ортопедические изделия – это технические средства для лечения больных с заболеваниями и деформациями опорно-двигательного аппарата, черепа, грудной или брюшной стенки, органов слуха и зрения, а также для возмещения косметических и функциональных дефектов различных областей и органов человека.

К группе средств передвижения среди ТСР относятся приспособления, помогающие людям преодолеть ограничения жизнедеятельности, связанные с нарушениями опорно-двигательного аппарата. К данной группе принадлежат опоры для сидения, стояния, ползания, лежания, ходунки, манежи, рамы, роллаторы, поручни (ручки-опоры, стойки), кресла-коляски. К наиболее востребованным среди этой группы средствам реабилитации относятся креслаколяски, вертикализаторы, ортопедические столы-стулья, ходунки, трости, костыли.

К средствам, облегчающим жизнь людей с ограниченными возможностями здоровья, относятся санитарные приспособления (абсорбирующее белье, кресла-стулья с санитарным оснащением, кресла-коляски с судном), средства для ухода (приспособления для одевания, раздевания, приема пищи, захвата предметов), средства быта и досуга (специальная мебель, приспособления для кухни и ванной); специальные средства для ориентирования, общения, обмена информацией; средства для обучения и занятий трудовой деятельностью.

Главные принципы подбора ТСР:

1. Безопасность. Любое ТСР должно быть безопасным, надежным и прочным и способствовать сохранению физического и психического здоровья человека.

2. Функциональность и простота в обслуживании. ТСР должны давать тот объем помощи, который необходим, в частности, улучшение мобильности в квартире, на улице, самостоятельное бытовое обслуживание, участие в производственном процессе, обучении.

3. Комфорт. Любые приспособления должны улучшать положение тела и движения человека с ограниченными возможностями здоровья. ТСР не должны затруднять физиологическую активность человека или препятствовать ей.

4. Индивидуальность подбора ТСР с учетом социальных критериев человека с ограниченными возможностями здоровья. При назначении конкретных ТСР должны приниматься во внимание (в дополнении к установленным медицинским показаниям) такие факторы, как, социальное окружение человека, условия его проживания (обеспеченность жильем, возможность использования ТСР в имеющемся жилищном пространстве); наличие развитой инфраструктуры жизнеобеспечения человека (город, село, наличие транспортных путей, сервисных структур); возможность осуществления затрат, связанных с эксплуатацией ТСР; социальная активность, коммуникабельность, общие физические способности с точки зрения занятий спортом, возраст.

Технические средства реабилитации:

• Улучшают качество жизни.

• Обеспечивают независимость.

• Создают базу для развития самооценки.

• Повышают мобильность.

• Помогают двигаться.

• Поддерживают процесс реабилитации.

• Корректируют патологическую позу и движения.

• Поддерживают оптимальную и стабильную позу.

• Поддерживают выполнение ежедневных активностей.

• Обеспечивают социальную интеграцию.

• Уменьшают развитие контрактур.

• Помогают сопровождающим.

• Исключают асимметрию в позе.

• Обеспечивают профилактику развития вторичных проблем.

• Помогают в регуляции мышечного тонуса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СОЗДАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛНОЦЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ, В УСЛОВИЯХ ДОУ СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ»

Для получения  обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии  воспитания, создана система специального образования. Однако некоторая часть этих детей может обучаться в коллективе здо...

Создание физкультурно-оздоровительной технологии для обеспечения полноценного воспитания и реабилитации детей, имеющих нарушения в развитии, в условиях ДОУ средствами адаптивной физкультуры

Для получения обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии воспитания, создана система специального образования. Однако некоторая часть этих детей может обучаться в коллективе здоровых сверст...

Статья "Использование игр В. В. Воскобовича в социально-бытовой реабилитации детей с нарушением зрения"

Использование игр Воскобовича для развития зрительного восприятия детей, мелкой моторики....

Статья: «Адаптивное физическое воспитание как средство реабилитации детей с нарушением зрения»

Занятия адаптивной физической культурой явля­ются необходимой составной частью превентивных, реабилитацион­ных и лечебных мероприятий для детей с нарушением зрения....

Методические рекомендации Вибротактильная фаза в реабилитации детей с нарушениями слуха

Ещё в 1929 году американскими учёными был проведён эксперимент, который показал, что тело человека может воспринимать звук. Исследования, проведённые в Центре «СУВАГ», подтвердили это. Данное положени...

Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")

Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")...