Создание физкультурно-оздоровительной технологии для обеспечения полноценного воспитания и реабилитации детей, имеющих нарушения в развитии, в условиях ДОУ средствами адаптивной физкультуры
статья по теме
Для получения обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии воспитания, создана система специального образования. Однако некоторая часть этих детей может обучаться в коллективе здоровых сверстников. Это, так называемое, интегрированное обучение. Реализацию интегрированного подхода к образованию детей, имеющих нарушения в развитии, следует рассматривать в плане перспектив и возможностей дальнейшего развития системы специального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.docx | 24.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание физкультурно-оздоровительной технологии для обеспечения полноценного воспитания и реабилитации детей, имеющих нарушения в развитии, в условиях ДОУ средствами адаптивной физкультуры
Соловьева Екатерина Юрьевна, воспитатель
Алексеева Елена Александровна, инструктор ФК, воспитатель
Зинкова Ирина Викторовна, воспитатель
Чекалина Светлана Васильевна, старший воспитатель
Карандина Мария Валерьевна, воспитатель
Чочиева Тамара Георгиевна, инструктор ФК
Статья отнесена к разделу: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика
“Детский сад комбинированного вида № 24” – первый в городе Краснодаре открыл группы для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. В настоящее время ДОУ посещают не только дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, но и дети-инвалиды, имеющие тяжелые нарушения в развитии. На базе детского сада функционируют группы кратковременного пребывания “Особый ребенок”.
Для получения обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии воспитания, создана система специального образования. Однако некоторая часть этих детей может обучаться в коллективе здоровых сверстников. Это, так называемое, интегрированное обучение. Реализацию интегрированного подхода к образованию детей, имеющих нарушения в развитии, следует рассматривать в плане перспектив и возможностей дальнейшего развития системы специального образования.
Однако проблема состоит в том, что разработанные на сегодняшний день системы физкультурно-оздоровительной и коррекционной работы в ДОУ, не рассчитаны на детей смешанной категории, а разработка интегрированных программ системы совместных физкультурных занятий детей с различным уровнем развития находится в стадии разработки и требует привлечения новых исследовательских ресурсов. В этих условиях дальнейшее развитие системы специального образования обуславливает необходимостью в разработке новых форм и методов коррекционно-оздоровительной работы с детьми, имеющих различный уровень развития. У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата отмечаются общая физическая ослабленность, недостаточная сформированность двигательных навыков и физических качеств, низкая моторная обучаемость. Наблюдаются различные хронические заболевания, снижение сопротивляемости к инфекционным заболеваниям, особенно к заболеваниям верхних дыхательных путей. Это может быть связано как с низкой двигательной активностью детей, так и с поражением центральной нервной системы (при ДЦП), с частыми поражениями дыхательных функций. Дети плохо адаптируются к изменяющимся условиям внешней среды и прежде всего к температурным и атмосферным изменениям. Изучаемая и используемая в работе программы “Комплексная физическая реабилитация детей с нарушением опорно-двигательного аппарата” Л.С. Сековец и Н.Н. Ефименко “Театр физического развития” недостаточно охватывают различные формы заболеваний ДЦП. Современные программы, особенно разделы по физическому воспитанию, ориентированы на детей, уровень развития которых соответствует возрастным нормам, не требуют специальной коррекционной помощи по реабилитации (восстановлению) нарушенных двигательных функций, не нуждаются в индивидуальных программах по развитию движений. Кроме того, содержание программ не имеет коррекционной направленности, учитывающей ведущие нарушения моторной сферы, медицинские показания и противопоказания по усвоению определённых движений. Дети не способны освоить все основные движения раздела по физическому воспитанию современных программ в силу особенностей своего психофизического развития.
Цель адаптивной физической культуры как вида физической культуры – максимально возможное развитие жизнеспособности ребёнка, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимально возможной самоактуализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.
Максимальное развитие с помощью средств и методов адаптивной физической культуры жизнеспособности ребёнка, поддержание у него оптимального психофизического состояния предоставляют каждому шансы реализовать свои творческие возможности и достичь выдающихся результатов, не только соизмеримых с результатами здоровых детей, но и даже превышающих их.
Задачи, решаемые в адаптивной физической культуре, должны ставиться исходя из конкретных потребностей каждого ребёнка; приоритет тех или иных задач во многом обусловливается компонентом (видом) адаптивной физической культуры, учебным материалом, материально-техническим обеспечением образовательного процесса и другими факторами.
Основанием для разработки нашего инновационного проекта послужил ряд причин:
- Увеличение численности детей с проблемами физического и психического развития, нуждающихся в комплексном подходе.
- Растущая потребность семьи, воспитывающая проблемного ребёнка, в высококвалифицированной помощи специалистов разных профилей, работающих в одном учреждении. Это обусловлено занятостью родителей и тем, что родители не могут оказать квалифицированную помощь ребёнку, в силу недостаточной компетенции в сложных вопросах коррекции детей.
- Недостаточное программное методическое обеспечение для коррекции психофизических нарушений у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
- Необходимость реализации комплексного подхода в реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата на основе взаимодействия и координации деятельности медицинских и педагогических работников в воспитании и обучении детей.
Предполагаемый инновационный проект направлен на коррекцию (исправление), реабилитацию (восстановление) и компенсацию нарушенных психофизических функций детей с нарушением опорно-двигательного аппарата средствами адаптивной физкультуры.
К средствам адаптивной физической культуры относятся физические упражнения, естественно-средовые (природные) и гигиенические факторы. Физическое упражнение является основным специфическим средством, с помощью которого достигается направленное воздействие на занимающегося, решаются коррекционно-развивающие, компенсаторные, лечебные и профилактические, образовательные, оздоровительные, воспитательные задачи.
Усовершенствование характеристик движений, освоение двигательных умений, развитие физических качеств достигается за счет многократного повторения упражнений. Физические упражнения оказывают положительное влияние на организм человека с ограниченными возможностями в любом возрасте, особенно на растущий организм с нарушениями в развитии. Они:
1) укрепляют и развивают опорно-двигательный аппарат, стимулируют рост костей, укрепляют суставы и связки, повышают силу, тонус и эластичность мышц;
2) улучшают крово- и лимфообращение, обмен веществ;
3) благоприятно влияют на центральную нервную систему (ЦНС), повышают работоспособность коры головного мозга и устойчивость к сильным раздражителям;
4) улучшают аналитико-синтетическую деятельность ЦНС и взаимодействие двух сигнальных систем;
5) улучшают функции сенсорных систем.
Физические упражнения, связаны с целым рядом психических процессов (вниманием, памятью, речью и др.), развивают интересы, убеждения, мотивы, потребности, формируют волю, характер, поведение и являются, таким образом, одним из средств духовного развития человека; т.е. влияют одновременно на организм и личность.
Информация об опыте.
Актуальность выбранной проблемы. В отличие от физической культуры объектом познания и преобразования, субъектом самосовершенствования в адаптивной физической культуре являются не здоровые, а больные дети, в том числе и инвалиды. Все это требует значительной, а иногда и принципиальной приспособления, коррекции или, адаптации, задач, принципов, средств, методов и др. применительно к столь необычной для физической культуры категории воспитанников. В настоящее время в качестве цели реабилитации инвалидов и детей с отклонениями в состоянии здоровья, как правило, рассматривается социальная интеграция, которая понимается, во-первых, в статическом плане как некоторое состояние достигнутого и зафиксированного положения инвалида в обществе и, во-вторых, применительно к отдельно взятому “особому ребёнку” (т.е. только в индивидуальной плоскости). Социальная интеграция представляет собой двусторонний процесс взаимного сближения, встречного движения двух социальных субъектов, в нашем случае – лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, стремящихся к включению в общество нормально развивающихся людей, и самих этих людей, которые должны создать благоприятные условия для такого включения. Поэтому в качестве цели социальной реабилитации предлагается использовать понятие “образ жизни”. Будучи одним из ключевых понятий социологии, оно обозначает реально существующие, устоявшиеся и типичные для конкретных общественно-исторических условий формы индивидуальной и групповой жизнедеятельности людей, характеризующие особенности их поведения, общения и практики. Таким образом, цель реабилитации инвалидов состоит в обеспечении их способности к реализации образа жизни нормально развивающихся людей.
Цель проекта: является создание физкультурно-оздоровительной технологии с использованием адаптивной физической культуры в условиях ДОУ, направленной на повышение эффективности реабилитационного процесса детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата.
Задачи проекта:
- Создать условия для психофизической и социальной реабилитации детей средствами адаптивной физкультуры.
- Расширить научно-методическую базу по обеспечению учебно-воспитательного процесса детей с отклонениями здоровья.
- Повысить уровень компетентности педагогов и родителей в области воспитания и образования детей, имеющих нарушения ОДА.
- Разработать здоровьесберегающую и реабилитационную технологию коррекции психофизического развития детей с нарушениями ОДА.
- Разработать систему взаимодействия педагогов, медицинского персонала и родителей.
- Выявить уровень физического и психического развития детей дошкольного возраста с нарушениями ОДА.
- Экспериментально проверить эффективность разработанную технологию.
Описание проекта:
Работа проводится в три этапа.
Первый этап (предварительное исследование) октябрь 2009 – октябрь 2010 года заключался в изучении состояния проблемы в научно-методической литературе, сборе информации в поликлиниках, медицинских центрах, занимающиеся проблемами детей-инвалидов, подбор диагностических методик и проведение сравнительной диагностики физической подготовленности и психических процессов.
Второй этап: разработка конспектов занятий по адаптивной физкультуре, рекомендации для родителей для использования элементов адаптивной физкультуры в домашних условиях с детьми, имеющими нарушения в развитии, апробация занятий адаптивной физической культуры, обобщение готовых материалов и издание методического пособия.
Третий этап: внедрение и распространение опыта работы в систему общей коррекционно-развивающей деятельности ДОУ.
В ходе работы были:
- изучена научно-методическая литература по данной теме;
- создан банк данных детей, имеющих нарушения физического и психического развития, нуждающихся в занятиях адаптивной физкультурой;
- подобраны диагностические методики;
- проведена сравнительная диагностика;
- разработка особенности двигательной активности для детей дошкольного возраста с нарушениями ОДА;
- проведено анкетирование родителей;
- подобраны методические рекомендации для педагогов ДОУ и родителей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии.
В ходе работы была опубликована статья в электронном журнале “Наша новая школа” № 6 2010 год “Создание физкультурно-оздоровительной технологии для обеспечения полноценного воспитания и реабилитации детей, имеющих нарушение в развитии в условия ДОУ средствами адаптивной физкультуры”.
Большая работа ведется по распространению информации о данной проблеме. Проводился круглый стол и семинар-практикум по данной теме, на котором присутствовали представители МДОУ и Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма.
Методы реализации
1. Подготовительный этап октябрь 2009 – октябрь 2010 года.
Мероприятия | Результаты |
Изучение состояния проблемы в научно-методической литературе | Привлечение сотрудников КГУФК СиТ к работе в эксперименте. |
Сбор информации в поликлиниках, медицинских центрах, занимающиеся проблемами детей-инвалидов | Создание банка данных детей, имеющих различные нарушения физического развития и нуждающихся в занятиях адаптивной физкультурой |
Подбор диагностических методик и проведение сравнительной диагностики физической подготовленности и психических процессов | Модификация и адаптация диагностик с учетом заболевания детей 4 – 7 лет. Проверка диагностических процедур на соответствие математической теории тестов |
Заседание творческой группы | Оформление плана экспериментальной работы |
Медико-педагогическое совещание | Работа медицинского персонала с инструкторами ФК и ЛФК . Разработка режима двигательной активности для детей дошкольного возраста. |
Анкетирование родителей | Разработанные анкеты. Выявление уровня знаний родителей |
2. Основный этап октябрь 2010 – октябрь 2011 года.
Мероприятия | Результаты |
Заседание творческой группы | Корректировка плана экспериментальной работы |
Педагогический час | Разработка конспектов занятий по адаптивной физкультуре |
Апробация занятий адаптивной физической культуры | Сравнительная динамика на начало/конец учебного года |
Родительские собрания | Рекомендации для родителей для использования элементов адаптивной физкультуры в домашних условиях с детьми, имеющими нарушения в развитии |
Открытые занятия | Показ сформированных умений и навыков |
Обобщение готовых материалов в физкультурно-оздоровительную технологию средствами адаптивной физкультуры | Издание методического пособия |
3. Заключительный этап октябрь 2011 – октябрь 2012 года.
Мероприятия | Результаты |
Заседание творческой группы | Корректировка плана экспериментальной работы |
Внедрение опыта работы в систему общей коррекционно-развивающей деятельности ДОУ | Повышение уровня физического и психического развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата |
Распространении физкультурно-оздоровительной технологии средствами адаптивной физической культуры | Проведение семинарских занятий для специалистов ДОУ |
Разработать методические рекомендации для педагогических работников и специалистов ДОУ по проблемам воспитания и оздоровления детей с нарушениями ОДА | Методические рекомендации для работников ДОУ |
Принимать участие в научно-практических конференциях, совещаниях различного уровня по вопросам оздоровления и коррекции, социальной адаптации детей с нарушениями ОДА | Участие в научно-практических конференциях, совещаниях |
Пропагандировать физкультурно-оздоровительную технологию средствами адаптивной физкультуры | СМИ, Интернет cad24.okis.ru |
В результате работы нами была собрана база данных о работе различных организаций города Краснодара. Был произведен сбор информации, о специфики работы различных организаций, создана картотека, благодаря которой родители быстро и точно найдут нужную информацию. В картотеку вошла информация о 20 различных учреждений, которые занимаются помощью в вопросах обучения и оздоровления ребенка-инвалида. В результате проекта был издан информационный буклет, который содержит краткую информацию о реализации проекта, адреса учреждений медицинского, социального и образовательного профиля, которые помогут родителям быстро и точно находить нужную информацию. Выпуск буклета был осуществлен благодаря проекту “Навстречу друг к другу” организация информационного пункта для родителей, воспитывающих ребенка-инвалида по вопросам общественной и государственной поддержки. Финансирование издание осуществлено Агентством США по международному развитию через ЮРРРЦ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«СОЗДАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛНОЦЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ, В УСЛОВИЯХ ДОУ СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ»
Для получения обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии воспитания, создана система специального образования. Однако некоторая часть этих детей может обучаться в коллективе здо...
Проект "Рисование скотчем - как средство развития мелкой моторики и речи детей, имеющих нарушения в развитии"
Обоснование выбора данной темы, задачи, этапы работы, результаты работы....
Консультация для педагогов общеобразовательных ГБДОУ «Развитие звуковой культуры речи детей, имеющих нарушения речевого развития».
План консультации:1. Значение звуковой культуры речи в жизни ребенка.2. Примерные сроки усвоения детьми гласных и согласных звуков.3. Компоненты звуковой культуры речи (общие речевые навыки) .4. Основ...
" Весна"(Республиканский семинар на тему: «Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения, воспитания и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья»)
Воспитателем Гимадиевой Г.З. разработано интегрированное занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, которое включает в себя: релаксационные паузы, просмотр слайд фильма, гимнастику дл...
Использование метода "замещающего онтогенеза" в реабилитации детей в нарушениями в развитии
Теоретические и практические методы нейропсихологического сопровождения детей с ОВЗ...
Использование развивающих игр при формировании словесно –логического мышления у детей, имеющих нарушения речевого развития.
Данный материал будет полезен для педагогов дошкольных учреждений. Предложенные игры, направлены на решение многих задач и дают возможнсть проводить образовательную деятельность с детьми более живо и ...
"Звукобуковка"Дополнительная образовательная программа учителя- логопеда по подготовке к обучению грамоте детей 5-7 лет, имеющих нарушения речевого развития в условиях логопункта приДОУ общеразвивающего вида "Звукобуковка".
quot;ЗВУКОБУКОВКА" Дополнительная образовательная программа учителя-логопеда по подготовке к обучению грамоте детей 5-7 лет, имеющих нарушения речевого развития в условиях логопункта ДОУ...
Комментарии
Для получения обучения и