Новые технологии реабилитации детей с нарушениями слуха и проблемы их обучения
статья по теме
Статья посвящена реабилитации детей после КИ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Новые технологии реабилитации детей с нарушениями слуха и проблемы их обучения
Левина Е. С.
Государственное казенное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) «Республиканская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида»
Кохлеарная имплантация - это не только хирургическая операция, а система мероприятий, в том числе и послеоперационная слухоречевая реабилитация. Эффективность кохлеарной имплантации зависит от правильной организации педагогической реабилитации. У детей послеоперационная реабилитация является самым трудоемким и длительным периодом, который длится от 5 и более лет. Основная работа с имплантированным ребенком ложится на плечи специалистов (сурдопедагога, логопеда, психолога) и только совместная систематическая, целенаправленная работа специалистов и родителей ведет к определенному результату.
В декабре 2011 года в г. Якутске была открыта дошкольная группа для детей после кохлеарной имплантации "Гнездышко" при ГКОУ РС(Я) РС(К)ОШИ II вида. Группу посещают 8 детей с кохлеарными имплантами от 3 до 5 лет.
Основные цели дошкольной группы: Подготовка детей к обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях, т. е. интеграция детей в слышащее общество.
Задачи:
1. Содействовать социализации и интеграции детей после кохлеарной имплантации в слышащее общество.
2. Улучшить качества реабилитационных услуг в Республике Саха (Якутия) для детей с нарушенным слухом и детей после кохлеарной имплантации.
3. Переподготовка сурдопедагогов, логопедов, психологов-дефектологов по реабилитации детей с кохлеарными имплантами.
4. Обучать и воспитывать детей с нарушенным слухом и детей после кохлеарной имплантации в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка.
5. Создавать специальные условия организованной коррекционно-педагогической помощи для детей-инвалидов по слуху в дошкольных учреждениях и учреждениях общего среднего образования.
6. Организовать психологическое сопровождение для детей с нарушенным слухом при организации коррекционно-педагогической помощи.
7. Оказывать психолого-педагогическую поддержку семье ребенка с нарушенным слухом.
8. Разработать и усовершенствовать методику и приемы работы с детьми с нарушенным слухом с целью подготовки детей к обучению в массовой школе.
9. Пропаганда толерантного отношения к детям с нарушенным слухом в образовательном пространстве.
В настоящее время на федеральном и республиканском уровне нет программ обучения и воспитания детей с кохлеарными имплантами. Изучив программу для общеобразовательных дошкольных учреждений «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С., программу специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» (авторы Головчиц Л. А., Носкова Л. П., Шматко Н. Д. и др.), и «Методические рекомендации по реабилитации детей после кохлеарной имплантации» (Зонтова О. В.), нами была разработана «Программа обучения и воспитания детей после кохлеарной имплантации дошкольного возраста (первый год обучения)».
Программа состоит из следующих разделов:
1. Пояснительная записка.
2. Физическое воспитание.
3. Труд.
4. Игра.
5. Изобразительная деятельность и конструирование.
6. Ознакомление с окружающим миром.
7. Развитие речи.
8. Развитие слухового восприятия и обучение произношению.
9. Формирование элементарных математических представлений.
10. Музыкальное воспитание.
Программа предназначена для работы с детьми после кохлеарной имплантации дошкольного возраста от 3 до 5 лет, воспитывающихся в специальном детском саду. Программа рассчитана на 1 год обучения и содержит необходимый материал для организации воспитательно-образовательного процесса по разным направлениям педагогической работы, обеспечивающей разностороннее развитие ребенка.
В программе представлены темы занятий, словарь, требования к обучению.
В дошкольную группу приняты дети разного возраста, разной степени тугоухости, разного уровня психического, интеллектуального развития, словарного запаса и звукопроизношения, с разными сопутствующими медицинскими диагнозами, дети прооперированы в разном возрасте, реабилитационные мероприятия начаты в разные сроки. С учетом их психофизических возможностей к каждому ребенку осуществляется индивидуальный подход.
По итогам пяти месяцев работы дошкольной группы пятеро детей направлены в логопедические группы общеобразовательных дошкольных учреждений. Трое детей не справились с программой вследствие пропусков и непродолжительного посещения группы (1-2 месяца).
Родители наших воспитанников в основном ориентированы на обучение в общеобразовательной школе по достижению детьми школьного возраста. Но сегодня делать конкретные прогнозы на будущее сложно, т. к. работа с такой категорией детей только начата.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по поисково-познавательной деятельности детей с нарушением слуха на 2 году обучения.
Данный конспект является одним из серии занятий разработанных мною по поисково-познавательной деятельности детей с нарушением слуха в разных возрастных группах. Конспект содержит методические приёмы п...
конспект занятия по поисково-познавательной деятельности детей с нарушением слуха на 2 году обучения.
Данный конспект является одним из серии занятий разработанных мною по поисково-познавательной деятельности детей с нарушением слуха в разных возрастных группах. Конспект содержит методические приёмы п...
Теоретические основы проблемы готовности к школьному обучению детей с нарушением слуха
Данные педагогических и психофизиологических наук, в частности таких, как детская и педагогическая психология, психофизиология дошкольного возраста, являются основой построения программного содержания...
Методические рекомендации Вибротактильная фаза в реабилитации детей с нарушениями слуха
Ещё в 1929 году американскими учёными был проведён эксперимент, который показал, что тело человека может воспринимать звук. Исследования, проведённые в Центре «СУВАГ», подтвердили это. Данное положени...
Конспект НОД образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" для детей с нарушенным слухом 1-2 год обучения
Занятие для детей с нарушенным слухом...
Роль музыкальных занятий в реабилитации детей с нарушением слуха.
На музыкальных занятиях слабослышащие дети учатся слушать и различать музыкально-шумовые звуки, вслушиваться в их звучание, тембральную окраску, учатся сопоставлять их с картинками. Обучаются иг...