Картотека "Подвижные игры для детей с ментальными нарушениями"
картотека по физкультуре

Особую категорию составляют дети с ментальными нарушениями.   Ментальные нарушения – тяжелые нарушения психического развития, при котором прежде всего страдает способность к социальному взаимодействию и поведению. К этой категории относятся дети с умственной отсталостью, проявляющейся в стойких нарушениях познавательной деятельности, возникающих вследствие органического поражения коры головного мозга. Это такое нарушение развития, при котором страдает не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Ценность подвижных игр для детей с умственной отсталостью заключается в возможности одновременного воздействия на моторную и психическую сферу. Быстрая смена игровых ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов, быстроте реакции и нестандартности действий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnye_igry_dlya_detey_s_mentalnymi_narusheniyami.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

ПОДВИЖНЫЕ  ИГРЫ  ДЛЯ  ДЕТЕЙ  С  МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

О. В.  Балеевских

Муниципальное автономное общеобразовательное  учреждение  Артинского городского округа «Артинская средняя общеобразовательная школа  № 1» структурное подразделение детский сад «Берёзка»

Особую категорию составляют дети с ментальными нарушениями.   Ментальные нарушения – тяжелые нарушения психического развития, при котором прежде всего страдает способность к социальному взаимодействию и поведению. К этой категории относятся дети с умственной отсталостью, проявляющейся в стойких нарушениях познавательной деятельности, возникающих вследствие органического поражения коры головного мозга. Это такое нарушение развития, при котором страдает не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие.

Но, несмотря на многочисленные отклонения во всех сферах жизнедеятельности, умственно отсталые дети способны к обучению и развитию.  Наиболее адекватной формой преодоления и компенсации указанных недостатков является двигательная активность, в которой ведущее место принадлежит подвижной игре.  Ценность подвижных игр для детей с умственной отсталостью заключается в возможности одновременного воздействия на моторную и психическую сферу. Быстрая смена игровых ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов, быстроте реакции и нестандартности действий. При подборе подвижных игр важно учитывать эмоциональное состояние, характер, поведение детей. Состояние умственно отсталого ребенка нестабильно. Эмоциональное напряжение, усталость могут вызвать нарушения поведения, капризы, ссоры, драки.  При подготовке к проведению подвижных игр педагог должен учитывать следующие моменты:

  • содержание игр должно соответствовать возрасту, уровню интеллектуальных и двигательных возможностей, эмоциональному состоянию и личностным интересам детей;
  • насыщение игры моторными действиями должно быть постепенным, по мере овладения простыми формами движений;
  • содержание игр должно предусматривать коррекцию двигательных нарушений, физических качеств, координационных способностей, укрепление и оздоровление организма в целом.

Беги к тому, что назову

     Цель:  напомнить названия предметов,  научить бегать «стайкой».

     Правила: уметь слушать взрослого.

Ход игры

     Дети стоят возле воспитателя и слушают, что он скажет.   Воспитатель объясняет:   «Куда я скажу, туда вы побежите и будете ждать меня». Затем произносит: «Раз, два, три.   К песочнице беги!»

     Дети стайкой бегут к песочнице. Воспитатель идет за ними, не спешит, дает им время передохнуть. Хвалит, что все бежали правильно, и произносит: «Раз, два, три, к веранде беги!»

     Затем игра повторяется. Дети бегут к качелям, к столику, к горке и т.д.   

Лохматый пес

   Цель: учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются   в игровой форме.

     Материал: крупная игрушечная собака.

Ход игры

      Воспитатель читает стихотворение, жестом приглашая детей выполнять соответствующие действия:

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнул он нос,

Тихо-смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим, что-то будет.

     Дети подкрадываются к собачке, тихо зовут: «Собачка, собачка, поиграй с нами!».  Собачка «лает». Дети разбегаются в разные стороны.

     Игра повторяется 2-3 раза.

По узенькой дорожке

     Цель: учить перешагивать из круга в круг (нарисованный палочкой на песке, мелом на асфальте или в зале обручи).

     

Ход игры

     Воспитатель чертит на земле круги (кругов должно быть больше, чем играющих детей). Затем поясняет, что через ручеек можно перейти «по камешкам» - кружкам, иначе промочишь ножки.

     Воспитатель произносит слова и показывает действия: «По узенькой дорожке шагают наши ножки!»

     Все дети шагают за воспитателем, приближаются к «камешкам». Взрослый показывает, как нужно перешагивать из круга в круг. Дети подражают его действиям: «По камешкам, по камешкам, по камешкам!»

     Вдруг воспитатель неожиданно произносит: «И в ямку – бух!», выпрыгивает из кружка, приседает, а за ним и все дети.

          Игра повторяется   2-3 раза.

У медведя во бору

Цель: учить действовать согласно словам текста.

Материал: крупная игрушка (медведь).

Ход игры

Воспитатель медленно читает стихотворение:

«У медведя во бору

Грибы-ягоды беру,

А медведь глядит

И на нас рычит: «Рррр!»

Слушая текст, ребята медленно приближаются к медведю (мягкой игрушке).

Как только медведь «зарычит», все разбегаются в разные стороны.

Затем воспитатель спрашивает: «Кто хочет быть медведем? Ты, Миша? А рычать будешь? Тогда садись рядом. У нас будет два медведя».

По желанию детей игра повторяется 3-4 раза, «медведи» могут меняться.

Снег кружится

Цель: научить соотносить собственные действия с действиями участников игры.

Материал: ободки с эмблемами-снежинками.

     

Ход игры

Воспитатель  напоминает  детям, что снег легкий, он медленно падает на землю, кружится, когда подует ветерок.

Затем предлагает всем участникам игры надеть ободки-снежинки и  покружиться,  произнося:  «Снег, снег кружится, белая вся улица!»

Затем жестом приглашая детей приблизиться, произносит: «Собрались мы все в кружок, завертелись, как снежок».

Дети выполняют действия произвольно и в конце медленно приседают.Воспитатель произносит: «Подул холодный ветер. Как? В-в-в-в! («В-в-в!» - произносят дети.) Разлетелись, разлетелись снежинки в разные стороны».

Дети разбегаются по площадке.

Игра по желанию детей повторяются 3-4 раза.

Паровозик

 Цель: учить двигаться в разном темпе, менять направление, показывать предметы, передавать характерные движения животных, птиц; упражнять в произношении звуков.

Ход игры

Воспитатель рассказывает детям: «Всем надо встать друг за другом – мы будем вагончиками. В вагончиках подарки. Впереди – паровоз».

Воспитатель выполняет роль паровоза: встает впереди детей лицом к ним и, медленно передвигаясь, произносит:  

«Чух-чух! Чух-чух!

 Мчится поезд во весь дух».

Дети передвигаются вслед за воспитателем и произносят: «Чух-чух!». Затем все вместе тянут протяжно: «У-у-у!». Воспитатель продолжает:

«Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.

Сто вагонов я тащу».

Все вместе: «У-у-у-у!»

Воспитатель поворачивает то в одну, то в другую сторону. Продолжает: «Приехали». «Ш-ш-ш!» - повторяют за ним дети.

Воспитатель «Паровозик, паровоз, что в подарок нам привез?»

Дети:  «Мячики»!  Дети начинают прыгать, как мячики. Воспитатель говорит: «У-у-у! Всех зовет паровоз!» Дети выстраиваются друг за другом.

Загудел паровоз и вагончики повез:

«Чух-чу! Чух-чу! Далеко я укачу!

Уууу! Чух-чу!»

Дети повторяют: «Чух-чу! Чух-чу!».

Игра  продолжается. Паровозик привозит детям в подарок зайчат, лягушат, медвежат. Каждый раз дети выполняют имитационные движения, упражняются в звукопроизношении, характерном для того или иного «подарка».

Солнечные зайчики

Цель: уточнять направления: вверх, вниз, в сторону; учить выполнять разнообразные движения.

Материал: маленькое зеркальце.

Ход игры

Воспитатель держит в руке маленькое зеркальце и говорит: «Посмотрите, к нам прискакал в гости веселый солнечный зайчик. Видите, как он радуется, скачет вверх, затем вниз, потом в сторону. И заплясал! (Водит солнечного зайчика по стене веранды.) Поиграем с ним». В. произносит:

«Скачут побегайчики –

Солнечные зайчики.

Прыг! Скок! Вверх – вниз – вбок!

(Дети пытаются поймать солнечного зайчика.)

Мы зовем их – Не идут.

Были тут – И нет их тут.

Прыг! Скок! Вверх – вниз – вбок!

Прыг, прыг  По углам.

Были там – И нет их там.

Где же побегайчики –

Солнечные зайчики?»

Дети включаются в игру и ищут солнечного зайчика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Дети с нарушениями речи ограничены в первую очередь в речевом общении. Нарушения эти весьма разнообразны (общее недоразвитие речи, дизартрия и т. д.) в любом случае нарушение касается компонентов язык...

«Развитие навыков самообслуживания у детей с ментальными нарушениями»

Рождение ребенка с нарушениями в развитии является стрессом для семьи. Он ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействи...

Программа "КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ОТ 3 ДО 9 ЛЕТ"

Программа групповых коррекционных занятий для детей с интеллектуальными нарушениями от 3 до 9 лет....

Презентация Глобальное чтение как одно из средств альтернативной коммуникации детей с ментальными нарушениями. Этапы работы.

Презентация Глобальное чтение как одно из средств альтернативной коммуникации детей с ментальными нарушениями. Этапы работы....

Использование технологии «Лэпбук» в социальной адаптации и интеграции детей с ментальными нарушениями.

Использование технологии "Лэпбук" в работе с детьми с ментальными нарушениями....

Полезные сайты для родителей детей с ментальными нарушениями

Материалы сайтов помогут родителям в воспитании детей с ментальными нарушениями....

«Игры для детей с ментальными нарушениями»

   Подвижные игры играют ключевую роль в физическом и эмоциональном развитии детей....