Использование технологии «Лэпбук» в социальной адаптации и интеграции детей с ментальными нарушениями.
материал

Использование технологии "Лэпбук" в работе с детьми с ментальными нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esipenko_l.v._lepbuk.docx26.08 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области

ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков

с ограниченными возможностями»

Отделение круглосуточного и дневного пребывания г.Шелехов

социальный педагог Есипенко Л.В.

Использование  технологии «Лэпбук» в социальной адаптации и интеграции детей с ментальными нарушениями.

Методическая разработка- Лэпбук «Такие разные птицы»

Современные  требования, предъявляемые государством к качеству образовательно  – воспитательной деятельности, подразумевают, что педагогу необходимо постоянно заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности и  владеть необходимыми образовательными технологиями.

  Поэтому перед педагогом стоит задача найти новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые  были бы интересны детям, учитывали бы их возрастные и индивидуальные особенности, и наиболее эффективно бы решали  педагогические, образовательные и воспитательные задачи.

Я начала сначала изучать, а затем и использовать в своей работе интересное незаменимое методическое пособие – лэпбук.

Автором пособия считают американку Тэмми Дюби. Она придумала наполнить небольшую папку разнообразными картинками, кармашками, стишками и бумажными поделками для закрепления и сохранения информации, которую освоила со своими детьми. Фото первых лэпбуков попало в интернет и это пособие стало достоянием всех неравнодушных родителей, воспитателей и учителей. Лэпбукинг (изготовление лэпбуков) признан инновационной технологией, имеющей множество достоинств. 

  Лэпбук (lap book) – в дословном переводе с английского значит «наколенная книга». Это такая небольшая самодельная папка, но, несмотря на кажущую простоту в ней содержится множество материалов по теме.

  Эффективно использовать лэпбук можно как при коллективной работе, групповой, подгрупповой, индивидуальной так и для самостоятельной работы с детьми с ментальными нарушениями.

Одной из важнейших задач пособия считают стимуляцию у детей с ментальными нарушениями познавательной активности, стремления узнавать и запоминать новое, а в старшем дошкольном возрасте — пробуждения желания учиться.

Следует отметить две существенных особенности лэпбука:

  • Интерактивность. Ребёнок взаимодействует с папкой, а не просто рассматривает её.
  • Тематичность. Собрать в небольшой папке информацию по разным темам сложно, детям будет трудно усвоить и понять её, поэтому лэпбуки обычно посвящают одной теме, к примеру, «Осень», «Птицы», «Семья» и т.д.

Таким образом, современный лэпбук представляет собой тематическую интерактивную папку (книгу), содержащую систематизированную и разнообразно оформленную информацию.

Разновидности лэпбуков

Тематические папки бывают нескольких видов. В основном их различают по способу применения.

Виды пособий в зависимости от назначения и наполнения

Принято выделять такие виды лэпбуков по назначению:

  • Игровой. Эта папка предусмотрена для игры, вместе с педагогом или самостоятельной детской, поэтому главный акцент в ней необходимо сделать на развлекательность, лёгкость восприятия информации. В неё можно, кроме игровых подвижных элементов (окошки, круги, раздвижные кармашки-лепестки), вложить популярные сейчас игры-ходилки, карточки для логических игр наподобие «Кто я?», «Что я загадал?», мелкие предметы для игры «Что у меня в руке?», «Отгадай на ощупь» в небольшом тканевом мешочке.
  • Учебный (энциклопедический). Прекрасное подспорье для организованной образовательной деятельности и индивидуально работы по закреплению определённой темы. В такой лэпбук можно поместить не только обучающие игры, карточки для развития памяти, пословицы, но и интересные факты, народные приметы, вопросы для викторины. Естественно, использовать такое пособие дети смогут при помощи воспитателя.
  • Поздравительный. Будет оригинальным и очень приятным подарком для близкого человека, вкусы и увлечения которого вам хорошо известны. Лучшей подружке дочери подойдёт изготовленный совместно с мамой лэпбук, в котором найдётся место общим фотографиям подружек, бумажной кукле с набором платьев и аксессуаров, собственноручно сшитой тряпичной кукле, небольшой плоской шкатулочке с детской бижутерией. Лэпбук в подарок мальчику можно наполнить магнитами с изображением динозавров, героев мультфильмов, деревянным конструктором (его детали плоские и уместятся в конверте), фотографиями любимых спортсменов, автомобилей.
  • Автобиографические. Это может быть как история одного ребёнка (материалы и оформление помогают сделать малышу родители дома), так и история жизни одной группы детского сада, в которой будут собраны фото, поделки и забавные высказывания малышей. При изготовлении лэпбука «Наша группа» важно распределить материал так, чтобы каждому ребёнку было уделено внимание, каждый присутствовал в каком-либо разделе и хотя бы на одной из фотографий.                                

Материалы и форма интерактивной папки

Материал, из которого делают лэпбуки, может быть самым разнообразным. Но лучше остановить внимание на привычных, безопасных материалах: картон, ватман, цветная бумага. Подойдут для основы и картонные ящики из-под конфет, печенья, готовые папки А4, папки для ручного труда, куда вклеивают дополнительные листы.

Формы лэпбуков зависят от фантазии их создателей:

  • Классическая прямоугольная;
  • Квадратная, овальная, в виде других геометрических фигур;
  • Отражающая тему папки, то есть и в виде матрёшки, чашки, птицы, цветка, облака.

Чаще всего применяются   лэпбуки в виде книг с небольшим количеством страниц, папок с вкладышами и ширм-гармошек. Последние детям на коленях удержать трудно, ими пользуются на столе или коврике.

Из каких элементов состоит лэпбук?

Это вращающиеся круги, открывающиеся окошки, движущиеся детали и фигурки. Первое впечатление от лэпбука обычно и у детей, и у взрослых: это забава, развлечение. Но так и должно быть, ведь дети дошкольного возраста познают мир играя. Первые два-три занятия с лэпбуком обязательно будут посвящены изучению его замечательных свойств и возможностей как игрушки, и лишь после этого малыши будут способны постигать содержащиеся в нём полезные сведения. Торопить детей не стоит, незаметно для себя, манипулируя с кармашками, кругами и картинками, они усвоят достаточно обширную долю информации.

Этапы изготовления «наколенной книги» (пошагово)

1. Начинаем мы с выбора темы.

Тема лэпбука может быть любая:

•интересные события, происходящие с ребенком;

•увлечения детей;

•темы недели;

•литературные произведения;

•мультипликационные герои и т.д.

Темы могут быть как общие, так и частные. Например, можно сделать общий лэпбук на тему «Насекомые». А можно взять какое-нибудь конкретное насекомое и в лэпбуке дать подробную информацию о нем.

2. План.

После того, как мы выбрали тему, составляется план, раскрывающий выбранную тему (Что вы хотите в этой папке рассказать) Содержание может быть разнообразно, это зависит от возраста детей и задач, поставленных программой и педагогом.

3. Создание макета и оформление.

После составленного плана можно приступать к  рисованию макета. Вся предполагаемая информация размещается на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках и т.д.

После создания макета можно приступать к изготовлению и оформлению лэпбука. На этом этапе к деятельности может присоединиться ребенок.

Плюсы и минусы технологии.

+ активизирует у детей интерес к познавательной деятельности;

+ позволяет самостоятельно собирать нужную информацию (в старшем возрасте);

+ развивает креативность, творческое мышление, мелкую моторику, речь;

+ помогает разнообразить занятия, совместную деятельность со взрослым;

+ помогает детям лучше понять и запомнить информацию (особенно если ребенок визуал);

+ позволяет сохранить собранный материал;

+ объединяет педагогов, детей и родителей;                                                                                                +способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;                                                                                                                                           + способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми;                                    

+ обеспечивает реализацию партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми;

+ способствует творческой самореализации педагога.

- большая затрата времени на планирование и поиск информации;

- время на изготовление лэпбука;

     Вывод: технология имеет больше положительных моментов, чем отрицательных, что говорит об ее эффективности.

Содержание лэпбука «Такие разные птицы»

  1. «Места обитания»
  2. «Зимующие птицы» и «Перелетные птицы»
  3. «Строение птиц»
  4. Разрезная картинка  «Собери птицу»
  5. «Чьи лапки»
  6. «Перья»
  7. «Кто чем питается?»
  8. «Как летают птицы»
  9. «Чье гнездо?»
  10. «Чья тень?»
  11. «Из чего состоит куриное яйцо?»
  12. «Птенцы»

Места обитания

Однажды решив сделать лэпбук для своего ребёнка или детишек группы, вы не остановитесь на достигнутом. Достоинства «наколенной книги» велики, а польза для малышей огромна, поэтому вскоре вам захочется воплотить новые задумки и изготовить папку по новой, увлекательной теме.                                                                                                                          Лэпбук — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться.

Литература:

1. Блохина Е., Лиханова Т. «Лэпбук – «наколенная книга» Журнал «Обруч № 4 2015 год.

2. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.

3. http://www.tavika.ru/p/blog-page_5.html

4 https://infourok.ru/iz-opita-raboti-igrovaya-innovacionnaya-tehnologiya-lepbuk-1170933.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проблема социальной адаптации и интеграции с особыми образовательными потребностями»

Социальная адаптация является  многократным процессом, предлагающим усвоение культурных и нравственных норм поведения, формирование личностных качеств, определяющих взаимоотношений с другими...

«Развитие навыков самообслуживания у детей с ментальными нарушениями»

Рождение ребенка с нарушениями в развитии является стрессом для семьи. Он ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействи...

Программа "КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ОТ 3 ДО 9 ЛЕТ"

Программа групповых коррекционных занятий для детей с интеллектуальными нарушениями от 3 до 9 лет....

Картотека "Подвижные игры для детей с ментальными нарушениями"

Особую категорию составляют дети с ментальными нарушениями.   Ментальные нарушения – тяжелые нарушения психического развития, при котором прежде всего страдает способность к социальном...

Проект по формированию социальной компетентности, как условие социальной адаптации и интеграции детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР) «Я-ты-мы!»

Проект по формированию социальной компетентности, как условие социальной адаптации и интеграции детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)«Я-ты-мы!»...

Презентация Глобальное чтение как одно из средств альтернативной коммуникации детей с ментальными нарушениями. Этапы работы.

Презентация Глобальное чтение как одно из средств альтернативной коммуникации детей с ментальными нарушениями. Этапы работы....

Полезные сайты для родителей детей с ментальными нарушениями

Материалы сайтов помогут родителям в воспитании детей с ментальными нарушениями....