Использование технологии «Лэпбук» в социальной адаптации и интеграции детей с ментальными нарушениями.
материал
Использование технологии "Лэпбук" в работе с детьми с ментальными нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esipenko_l.v._lepbuk.docx | 26.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области
ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями»
Отделение круглосуточного и дневного пребывания г.Шелехов
социальный педагог Есипенко Л.В.
Использование технологии «Лэпбук» в социальной адаптации и интеграции детей с ментальными нарушениями.
Методическая разработка- Лэпбук «Такие разные птицы»
Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно – воспитательной деятельности, подразумевают, что педагогу необходимо постоянно заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности и владеть необходимыми образовательными технологиями.
Поэтому перед педагогом стоит задача найти новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны детям, учитывали бы их возрастные и индивидуальные особенности, и наиболее эффективно бы решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи.
Я начала сначала изучать, а затем и использовать в своей работе интересное незаменимое методическое пособие – лэпбук.
Автором пособия считают американку Тэмми Дюби. Она придумала наполнить небольшую папку разнообразными картинками, кармашками, стишками и бумажными поделками для закрепления и сохранения информации, которую освоила со своими детьми. Фото первых лэпбуков попало в интернет и это пособие стало достоянием всех неравнодушных родителей, воспитателей и учителей. Лэпбукинг (изготовление лэпбуков) признан инновационной технологией, имеющей множество достоинств.
Лэпбук (lap book) – в дословном переводе с английского значит «наколенная книга». Это такая небольшая самодельная папка, но, несмотря на кажущую простоту в ней содержится множество материалов по теме.
Эффективно использовать лэпбук можно как при коллективной работе, групповой, подгрупповой, индивидуальной так и для самостоятельной работы с детьми с ментальными нарушениями.
Одной из важнейших задач пособия считают стимуляцию у детей с ментальными нарушениями познавательной активности, стремления узнавать и запоминать новое, а в старшем дошкольном возрасте — пробуждения желания учиться.
Следует отметить две существенных особенности лэпбука:
- Интерактивность. Ребёнок взаимодействует с папкой, а не просто рассматривает её.
- Тематичность. Собрать в небольшой папке информацию по разным темам сложно, детям будет трудно усвоить и понять её, поэтому лэпбуки обычно посвящают одной теме, к примеру, «Осень», «Птицы», «Семья» и т.д.
Таким образом, современный лэпбук представляет собой тематическую интерактивную папку (книгу), содержащую систематизированную и разнообразно оформленную информацию.
Разновидности лэпбуков
Тематические папки бывают нескольких видов. В основном их различают по способу применения.
Виды пособий в зависимости от назначения и наполнения
Принято выделять такие виды лэпбуков по назначению:
- Игровой. Эта папка предусмотрена для игры, вместе с педагогом или самостоятельной детской, поэтому главный акцент в ней необходимо сделать на развлекательность, лёгкость восприятия информации. В неё можно, кроме игровых подвижных элементов (окошки, круги, раздвижные кармашки-лепестки), вложить популярные сейчас игры-ходилки, карточки для логических игр наподобие «Кто я?», «Что я загадал?», мелкие предметы для игры «Что у меня в руке?», «Отгадай на ощупь» в небольшом тканевом мешочке.
- Учебный (энциклопедический). Прекрасное подспорье для организованной образовательной деятельности и индивидуально работы по закреплению определённой темы. В такой лэпбук можно поместить не только обучающие игры, карточки для развития памяти, пословицы, но и интересные факты, народные приметы, вопросы для викторины. Естественно, использовать такое пособие дети смогут при помощи воспитателя.
- Поздравительный. Будет оригинальным и очень приятным подарком для близкого человека, вкусы и увлечения которого вам хорошо известны. Лучшей подружке дочери подойдёт изготовленный совместно с мамой лэпбук, в котором найдётся место общим фотографиям подружек, бумажной кукле с набором платьев и аксессуаров, собственноручно сшитой тряпичной кукле, небольшой плоской шкатулочке с детской бижутерией. Лэпбук в подарок мальчику можно наполнить магнитами с изображением динозавров, героев мультфильмов, деревянным конструктором (его детали плоские и уместятся в конверте), фотографиями любимых спортсменов, автомобилей.
- Автобиографические. Это может быть как история одного ребёнка (материалы и оформление помогают сделать малышу родители дома), так и история жизни одной группы детского сада, в которой будут собраны фото, поделки и забавные высказывания малышей. При изготовлении лэпбука «Наша группа» важно распределить материал так, чтобы каждому ребёнку было уделено внимание, каждый присутствовал в каком-либо разделе и хотя бы на одной из фотографий.
Материалы и форма интерактивной папки
Материал, из которого делают лэпбуки, может быть самым разнообразным. Но лучше остановить внимание на привычных, безопасных материалах: картон, ватман, цветная бумага. Подойдут для основы и картонные ящики из-под конфет, печенья, готовые папки А4, папки для ручного труда, куда вклеивают дополнительные листы.
Формы лэпбуков зависят от фантазии их создателей:
- Классическая прямоугольная;
- Квадратная, овальная, в виде других геометрических фигур;
- Отражающая тему папки, то есть и в виде матрёшки, чашки, птицы, цветка, облака.
Чаще всего применяются лэпбуки в виде книг с небольшим количеством страниц, папок с вкладышами и ширм-гармошек. Последние детям на коленях удержать трудно, ими пользуются на столе или коврике.
Из каких элементов состоит лэпбук?
Это вращающиеся круги, открывающиеся окошки, движущиеся детали и фигурки. Первое впечатление от лэпбука обычно и у детей, и у взрослых: это забава, развлечение. Но так и должно быть, ведь дети дошкольного возраста познают мир играя. Первые два-три занятия с лэпбуком обязательно будут посвящены изучению его замечательных свойств и возможностей как игрушки, и лишь после этого малыши будут способны постигать содержащиеся в нём полезные сведения. Торопить детей не стоит, незаметно для себя, манипулируя с кармашками, кругами и картинками, они усвоят достаточно обширную долю информации.
Этапы изготовления «наколенной книги» (пошагово)
1. Начинаем мы с выбора темы.
Тема лэпбука может быть любая:
•интересные события, происходящие с ребенком;
•увлечения детей;
•темы недели;
•литературные произведения;
•мультипликационные герои и т.д.
Темы могут быть как общие, так и частные. Например, можно сделать общий лэпбук на тему «Насекомые». А можно взять какое-нибудь конкретное насекомое и в лэпбуке дать подробную информацию о нем.
2. План.
После того, как мы выбрали тему, составляется план, раскрывающий выбранную тему (Что вы хотите в этой папке рассказать) Содержание может быть разнообразно, это зависит от возраста детей и задач, поставленных программой и педагогом.
3. Создание макета и оформление.
После составленного плана можно приступать к рисованию макета. Вся предполагаемая информация размещается на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках и т.д.
После создания макета можно приступать к изготовлению и оформлению лэпбука. На этом этапе к деятельности может присоединиться ребенок.
Плюсы и минусы технологии.
+ активизирует у детей интерес к познавательной деятельности;
+ позволяет самостоятельно собирать нужную информацию (в старшем возрасте);
+ развивает креативность, творческое мышление, мелкую моторику, речь;
+ помогает разнообразить занятия, совместную деятельность со взрослым;
+ помогает детям лучше понять и запомнить информацию (особенно если ребенок визуал);
+ позволяет сохранить собранный материал;
+ объединяет педагогов, детей и родителей; +способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования; + способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми;
+ обеспечивает реализацию партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми;
+ способствует творческой самореализации педагога.
- большая затрата времени на планирование и поиск информации;
- время на изготовление лэпбука;
Вывод: технология имеет больше положительных моментов, чем отрицательных, что говорит об ее эффективности.
Содержание лэпбука «Такие разные птицы»
- «Места обитания»
- «Зимующие птицы» и «Перелетные птицы»
- «Строение птиц»
- Разрезная картинка «Собери птицу»
- «Чьи лапки»
- «Перья»
- «Кто чем питается?»
- «Как летают птицы»
- «Чье гнездо?»
- «Чья тень?»
- «Из чего состоит куриное яйцо?»
- «Птенцы»
Места обитания
Однажды решив сделать лэпбук для своего ребёнка или детишек группы, вы не остановитесь на достигнутом. Достоинства «наколенной книги» велики, а польза для малышей огромна, поэтому вскоре вам захочется воплотить новые задумки и изготовить папку по новой, увлекательной теме. Лэпбук — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться.
Литература:
1. Блохина Е., Лиханова Т. «Лэпбук – «наколенная книга» Журнал «Обруч № 4 2015 год.
2. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.
3. http://www.tavika.ru/p/blog-page_5.html
4 https://infourok.ru/iz-opita-raboti-igrovaya-innovacionnaya-tehnologiya-lepbuk-1170933.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проблема социальной адаптации и интеграции с особыми образовательными потребностями»
Социальная адаптация является многократным процессом, предлагающим усвоение культурных и нравственных норм поведения, формирование личностных качеств, определяющих взаимоотношений с другими...
«Развитие навыков самообслуживания у детей с ментальными нарушениями»
Рождение ребенка с нарушениями в развитии является стрессом для семьи. Он ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействи...
Программа "КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ОТ 3 ДО 9 ЛЕТ"
Программа групповых коррекционных занятий для детей с интеллектуальными нарушениями от 3 до 9 лет....
Картотека "Подвижные игры для детей с ментальными нарушениями"
Особую категорию составляют дети с ментальными нарушениями. Ментальные нарушения – тяжелые нарушения психического развития, при котором прежде всего страдает способность к социальном...
Проект по формированию социальной компетентности, как условие социальной адаптации и интеграции детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР) «Я-ты-мы!»
Проект по формированию социальной компетентности, как условие социальной адаптации и интеграции детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)«Я-ты-мы!»...
Презентация Глобальное чтение как одно из средств альтернативной коммуникации детей с ментальными нарушениями. Этапы работы.
Презентация Глобальное чтение как одно из средств альтернативной коммуникации детей с ментальными нарушениями. Этапы работы....
Полезные сайты для родителей детей с ментальными нарушениями
Материалы сайтов помогут родителям в воспитании детей с ментальными нарушениями....