ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
материал по логопедии (подготовительная группа) на тему
Дети с нарушениями речи ограничены в первую очередь в речевом общении. Нарушения эти весьма разнообразны (общее недоразвитие речи, дизартрия и т. д.) в любом случае нарушение касается компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики. Такие дети не верно произносят звуки, не различают на слух и в произношении близкие по звучанию звуки, искажают слоговую структуру слов, не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию. Наиболее характерные лексические трудности касаются называния частей предметов и объектов (кабина, сиденье, фундамент, подъезд); глаголов, выражающих оттенки действия (лакает, лижет, грызет, откусывает - все выражается словом «ест»); приставочных глаголов (подплыл, переплыл, всплыл); антонимов (гладкий - шершавый, глубокий - мелкий); относительных прилагательных (шерстяной, глиняный, песчаный). Поэтому у таких детей низкий словарный запас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mart_ivanova_zh.m._podvizhnye_igry_dlya_detey_s_rechevymi_narusheniyami.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 99
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ТОП-ТОП»
663300, Красноярский край, г. Норильск, ул. Хантайская, д.25, тел. (3919) 43-34-60
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Материал подготовила:
учитель-логопед высшей квалификационной категории
Жанна Михайловна Иванова
Дети с нарушениями речи ограничены в первую очередь в речевом общении. Нарушения эти весьма разнообразны (общее недоразвитие речи, дизартрия и т. д.) в любом случае нарушение касается компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики. Такие дети не верно произносят звуки, не различают на слух и в произношении близкие по звучанию звуки, искажают слоговую структуру слов, не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию. Наиболее характерные лексические трудности касаются называния частей предметов и объектов (кабина, сиденье, фундамент, подъезд); глаголов, выражающих оттенки действия (лакает, лижет, грызет, откусывает - все выражается словом «ест»); приставочных глаголов (подплыл, переплыл, всплыл); антонимов (гладкий - шершавый, глубокий - мелкий); относительных прилагательных (шерстяной, глиняный, песчаный). Поэтому у таких детей низкий словарный запас.
Еще Л.С.Выготский указывал на огромную роль устной речи в развитии и воспитании аномальных детей, поскольку речь является средством накопления социального опыта и участия в социальной жизни. Часто дефекты речи тяжело сказываются на общем развитии ребенка, не позволяя ему полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняют познание окружающего мира, отягощают эмоционально - психическое состояние ребенка.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
По мере овладения ребенком двигательными навыками у него развивается и координация движения. Формирование движений происходит при участии речи. Точное динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает и совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. для детей с речевыми нарушениями проговаривание стихов и другого речевого материала одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь ритмизуется движениями, становится более громкой, четкой и эмоциональной.
Установлено, что на формирование речи влияют такие факторы, как моторика мелких мышц кисти, координационные способности, дыхания, осанка, фонематический слух, четкость артикуляции, зрительно – двигательная координация.
В подвижных играх создаются благоприятные условия для развития тех способностей, от которых зависит формирование правильной речи.
Поэтому главными педагогическими задачами являются следующие:
- развивать моторику мелких мышц кисти;
- развивать координационные способности;
- совершенствовать функцию дыхания в процессе выполнения физических упражнений;
- формировать осанку и предупреждать ее нарушение;
- развивать устную речь при выполнении физических упражнений;
- формировать фонематический слух при помощи физических упражнений в процессе игры;
- формировать четкость артикуляции в процессе выполнения физических упражнений;
- формировать зрительно - двигательную координацию в процессе выполнения физических упражнений.
Игры, направленные на совершенствование функции дыхания.
Поскольку звуки речи произносятся на выдохе, необходимо обучать детей правильному дыханию с акцентом на выдохе.
«Пёрышки»
Цель: формирование правильного носового дыхания.
Количество игроков - 8 - 12 человек.
Инвентарь: 2 веревки, 3-5 перышек.
Инструкция. На две натянутые горизонтально веревки кладут перышки, каждое на расстоянии 10 см одно от другого. Дети играют стоя или сидя. Играющие делятся на две команды, располагаясь напротив (перышек) на расстоянии 50 см.
По сигналу ведущего первые игроки команд подходят к веревке с перышками и, сделав глубокий вдох носом, сильным выдохом сдувают вначале одно перышко, а затем последовательно и другие, делая перед каждым выдохом глубокий вдох через нос. Чтобы осуществить сильный выдох, губы нужно сложить узкой трубочкой и щеки надуть.Выигрывает та команда, у которой перышки слетели быстрее.
Вариант: увеличивать расстояние между веревкой с перышками и игроками. Методические указания. Игра малой интенсивности для детей 6-7 лет.
«Подпрыгни и подуй на шарик"
Цель: улучшение функции дыхания.
Количество игроков - 5 - 15 человек.
Инвентарь: воздушный шарик, веревка, на которой подвешивается шарик.
Инструкция. Чуть выше головы ребенка весит воздушный шарик. Дети сидят на скамейке или стоят.
По сигналу ведущего ребенок подходит к шарику, подпрыгивает и дует на него, шарик отлетает. Самые «прыгучие» дети могут соревноваться между собой, прыгая на еще большую высоту. В этом случае шарик подвешивается еще выше.
Методические указания. Игра для детей 4-7 лет, интенсивность умеренная.
Игры, направленные на развитие моторики мелких мышц кисти.
Со становлением речи тесно связано развитие тонких движений пальцев рук и наоборот. Для усиления педагогического воздействия целесообразно сочетать движение пальцев рук с одновременным рассказыванием и показом.
«Замок»
Цель: развитие у детей мелких мышц кисти, устной связной речи, памяти, воображения.
Инструкция.
Текст Движения
Нa двери висит замок. Ритмичные быстрые соединения пальцев рук в
«замок».
Кто открыть его бы мог? Повторение движений.
Потянули. Пальцы сцеплены,
основаниями ладоней
постучать друг о друга.
Покрутили, Движения кистями рук
со сцепленными
пальцами от себя - к себе.
Постучали Пальцы слеплены в «замок», руки потянуть в
одну, потом в другую сторону.
И - открыли! Пальцы расцепить, ладони в стороны.
«Гонки»
Цель: развитие быстроты и координации движений пальцев рук, развитие воображения.
Количество игроков - 2 - 5 человек.
Инструкция. Поставить одну руку на край стола на кончики пальцев - это пятилапые зверьки «многоножки». По сигналу многоножки устремляются к противоположному краю стола, передвигая пальцами - ножками. Каждая ножка должна успевать делать шажок; скользить по столу или прыгать НЕЛЬЗЯ.
Побеждает многоножка, первой добежавшая до противоположного края стола.
Варианты.
«Гонки двуногих»
На край стола встают выпрямленные указательные и большие пальцы, остальные пальцы прижаты к ладони. По сигналу «двуногие» бегут к противоположному краю стола.
«Тонки слонов»
Указательный и безымянный пальцы - передние ноги слона. Большой палец и мизинец - задние ноги. Вытянутый вперед средний палец - хобот. Слон, переваливаясь, шаг за шагом ступает но столу. Подпрыгивать и касаться хоботом земли слону строго ЗАПРЕЩЕНО. Когда слон научится ходить и бегать, можно устраивать гонки.
Усложнение игры:
- в гонках участвует только левая рука (для леворуких детей - только правая рука);
- в гонках участвуют обе руки.
Методические указания. Игра малой интенсивности выполняется сидя за столом.
«Братъя - ленивцы»
Цель обучение детей независимым движениям пальцев рук.
Инструкция.
Текст Движения
Спят в избушке пятеро братьев. Ладонь лежит на столе .
Утром проснулся браг старший, Большой палец тянется вверх
потянулся, а самому вставать лень. (остальные плотно лежат на столе).
Большой палец несколько раз
постукивает по указательному и
ложится на стол.
Брат - указка проснулся, потянулся. Вверх тянется указательный палец.
Стал будить брата - середку: Указательный постукивает по
среднему и ложится на стол.
- Вставай, середка, утро на дворе!
А сам в кровать.
Потянулся брат - середка,
поглядел - и впрямь Поднимается средний палец.
вставать пора.
Разбудил второго братца - указку: Стучит по безымянному и ложится
на стол.
-Ну-ка, брат, поднимай семью!
А сам досыпать улегся.
Трудней всех братцу - ленивцу
вставать, Безымянный палец с усилием
тянется вверх.
трудней всех потянуться.
Будит он брата младшего: Безымянный постукивает по
мизинчику и ложится на стол.
Мизинчик, подними всех!
Проснулся мизинчик, потянулся... Мизинчик тянется вверх.
Да как закричит: В такт словам мизинец барабанит
по столу.
Вставай, братцы, пора за дело браться!
Разбудил брата четвертого, самого ленивого. Мизинец ложится на стол.
А сам - под одеяло.
Тут все братья и проснулись. Все пальцы тянутся вверх,
прогибаясь.
Ладонь прижата к столу.
«В гости к пальчику большому»
Цель: обучение детей точным движениям пальцев рук, развитие координации движений пальцев, ритмичное выполнение движений в соответствии с ритмом стихотворения, повышение слухового внимания.
Инструкция.
Текст Движения
В гости к пальчику большому Руки согнуты перед собой, ладони
направлены друг к другу, большие
пальцы вверх.
Приходили прямо к дому Соединить под углом кончики пальцев
обеих рук (крыша домика).
Указательный и средний, Называемые пальцы поочередно
соединяются с большим на двух руках
одновременно.
Безымянный и последний.
Сам мизинчик – малышок Пальцы в кулак, выставить
вверх только мизинцы.
Постучался о порог Все пальцы сжать в кулаки,
Постучать кулачками друг о друга.
Вместе пальчики - друзья.
Друг без друга им нельзя. Ритмичное сгибание и разгибание
пальцев на обеих руках
«Прижми палец»
Цель: развитие силы и ловкости пальцев рук.
Инструкция. Правые руки играющих сцепляются сомкнутыми и согнутыми пальцами. Большие пальца подняты вверх. По сигналу большой палец каждого игрока начинает «охотиться» за большим пальцем соперника, стараясь прижать его сверху. За пойманный и прижатый палец соперника игрок получает одно очко. Победителем становится, кто первым наберет 10 очков.
Вариант: в соревновании сражаются левые руки игроков.
Методические указания: Игра малой подвижности, дети играют по двое.
«Письмо на ладони»
Цель: развитие тактильной чувствительности ладоней, внимания, пространственных представлений. Играют пять и более детей.
Инструкция. Игроки встают друг за другом, каждый заводит ладонь правой руки за спину. Ведущий чертит пальцем на ладони последнего игрока какой-нибудь знак (это может быть геометрическая фигура, буква или цифра). Игрок повторяет начерченный знак на ладони предпоследнего игрока, гот -на ладони предыдущего, пока знак не дойдет до первого. Первый молча рисует знак мелом на доске (карандашом на бумаге, палочкой на песке и т. п.)
Варианты.
- Ведущий чертит знак (например, крест) на ладони последнего игрока. Тот, поняв, что это за знак, шепотом передает на ухо предпоследнему: «Крест», тот рисует этот знак на ладони предыдущего, и так далее до первого игрока.
- В «письме» можно отправлять несколько знаков.
- Игра проводится в виде соревнования команд. Игроки делятся на две команды. Каждая команда строится в колонну по одному. Ведущий рисует одинаковые знаки на ладонях последних игроков, и по сигналу «письма» отправляются в путь. Побеждает команда, чья почта работает лучше, то есть, чье письмо дойдет быстрее.
.
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ,
ФОРМИРОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ КООРДИНАЦИИ
Доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, скороговорок, потешек, способствует развитию координации, общей и тонкой моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными.
Выполнение любого физического упражнения предполагает зрительный контроль за правильностью выполняемого действия и последующую коррекцию движения в случае ошибки. Этот вид координационных способностей принято называть зрительно-двигательной координацией.
«Мы на карусели сели»
Цель: развитие координации движений, общей и тонкой моторики, выразительности имитационных движений, воображения.
При разучивании текста стихотворения: развитие слуховой, речевой и двигательной памяти, развития навыка связной устной речи.
Играют четное количество детей.
Инструкция.
Текст Движения
Мы на карусели сели, Взявшись за руки, кружиться.
Завертелись карусели. То же.
Пересели на качели. Взявшись за руки. Один игрок
стоит, другой приседает, потом -
наоборот.
Вверх летели,
Вниз летели.
И теперь с тобой вдвоем То же.
Мы на лодочке плывем. Взявшись за руки, качаться
вправо-лево, вперед-назад.
Ветер по морю гуляет,
Ветер лодочку качает. То же
Весла в руки мы берем,
Быстро к берегу гребем. Изображать, как гребут веслами.
К берегу пристала лодка, То же, немного быстрее.
Мы на берег прыгнем ловко, Полуприсед, руки назад.
И поскачем на лужайке, Прыжок вперед на двух ногах.
Руки согнуть перед грудью (это
лапки), прыжки на двух ногах.
Будто зайки, будто зайки.
Методические указания. Игра средней подвижности, дети играют в парах.
«Воздушный шарик»
Цель: развитие у детей координации движений, выразительности имитационных жестов, воображения, слухового внимания. Количество игроков может быть любым.
Инструкция.
Текст Движения
Шарик, шарик мой воздушный. Подбрасывать воображаемый шарик
То левой, то правой рукой.
Непоседа непослушный!
Шарик круглый, шарик гладкий,
Шарик тонкий, шарик мягкий.
Я на шарик нажимаю, Описать руками круг,
Потрогать шарик, погладить, нажать
на него.
Из-под рук он вылетает
Вверх. Но я его поймал, Поднять руки вверх,
Нитку к пальцу привязал. «поймать» шарик,
Вправо - шарик, влево - шарик. «намотать нитку».
Мой светящийся фонарик! Руки (параллельно) вправо и
влево.
Дай тебя я обниму То же.
И к щеке своей прижму. Обнять шарик.
Ты меня не покидай, Прижать к щеке.
Будь со мной, не улетай!
Методические указания. Необходимо следить, чтобы дети в процессе игры не
задевали друг друга руками.
«Голуби»
Цель: воспитание у детей навыков метания, развитие координации движений
крупных и мелких мышечных групп, ловкости, глазомера.
Количество игроков - 2 - 10 человек.
Инвентарь: для игры изготавливаются бумажные «голуби» (самолетики и т. д.).
Инструкция. Дети соревнуются, у кого голубь полетит дальше.
Вариант: дети соревнуются со взрослыми.
«Чья лошадка быстрее»
Цель: развитие координации и быстроты движений крупных и мелких мышечных
групп, формирование правильной осанки, тренировка внимания, улучшение зрения и слуха, их координация с движениями туловища и конечностей.
Количество игроков может быть любым.
Инвентарь: палочки длиной 20 см, шнурки или куски веревки, игрушечные
лошадки (или любые другие игрушки).
Инструкция. Дети сидят на стульях, держа в руках палочки, к которым за шнурки
привязаны игрушечные лошадки. Дети находятся на одинаковом расстоянии от
игрушек - 15 - 20 шагов. Выигрывает тот, кто, наматывая шнурок на палочку,
заставит быстрее «прискакать» к себе лошадку.
Вариант: наматывая шнурок на палочку, чтобы лошадка «прискакала»
быстрее, ребенок подбадривает ее щелчками языка.
«Сидячий футбол»
Цель: развитие координации движений, укрепление мышц ног и туловища,
тренировка меткости, быстроты реакции.
Играют две команды по 4 - 6 человек в каждой.
Инвентарь: мяч для футбола, кегли.
Инструкция. Дети сидят на полу, ноги согнуты в коленях и прижаты к животу.
Одна шеренга располагается лицом к другой на расстоянии 2,5 - 3 метров.
Игрок движением ног вперед отбрасывает мяч сидящему напротив ребенку, тот
ловит его руками, а затем ногами резко откатывает мяч своему партнеру. За
неточный бросок мяча команда получает штрафное очко. Выигрывает команда,
получившая меньше штрафных очков.
Варианты.
1. Ловить отбрасываемый мяч ногами.
2. Прокатывать и ловить мяч только одной ногой.
3. Сшибать мячом кегли, которые ставят на равном расстоянии между командами; за каждую сбитую кеглю команда получает призовое очко.
игры на формирование осанки
Нарушение осанки встречается часто и имеет серьезные последствия для организма: сдавливается грудная клетка, что приводит к затруднению вентиляции легких, организм испытывает недостаток кислорода, учащаются простудные и бронхолегочные заболевания, страдают и другие внутренние органы. Существует целый ряд специальных игр и упражнений, позволяющих откорректировать эти нарушения.
«Совушка»
Цель: формирование стереотипа правильной осанки, предупреждение нарушения осанки, развитие связной устной речи. Количество игроков - 6 - 15 человек.
Инструкция. Выбирается водящий - совушка. На площадке обозначается круг диаметром 1,5 метра - это гнездо совушки. В круге стоит совушка, принимая исходное положение: руки на пояс, локти назад, спина прямая. Игроки берутся за руки, образуя вокруг совушки большой круг. По сигналу дети идут боком приставными шагами и говорят:
Ах ты, совушка-сова,
Ты большая голова,
На дереве сидишь,
Ночь летаешь, днем ты спишь.
Подается команда:
День наступает,
Все оживает!
Мышки замирают на месте, приняв заранее обусловленное положение правильной осанки. Совушка вылетает на охоту, зорко осматривает игроков и отправляется на скамейку тех. у кого осанка неправильная. Через 3-6 секунд дается команда «День!» - и игра продолжается.
Как только совушка поймает трех мышек, игра останавливается. Выбирается новая совушка. а выбывшие игроки возвращаются в круг. В конце игры называются игроки, которые ни разу не попадались совушке, и совушка, поймавшая наибольшее количество мышек.
Методические указания. Положения принимаемые мышками в то время, когда совушка вылетает на охоту:
- «Силачи»: руки к плечам, пальцы в кулаки, лопатки сблизить.
- «Пистолет»: полуприсед на правой ноге, левую вперед, руки на пояс, локти назад.
- «Флюгер»: полу присед, руки в стороны ладонями вперед, спина прямая, колени развести, смотреть прямо.
- «Лист»: стоя на правой ноге, согнуть в колене левую, руки вверх ладонями наружу.
«Слушай внимательно»
Цель: развитие внимания, координации, умение сохранять правильную осанку и
равновесие.
Количество игроков может быть любым.
Инструкция. Дети идут по кругу и принимают позы, соответствующие указаниям
ведущего. На слове «пень» - становятся на одно колено, опустив голову и руки,
затем сразу же встают и продолжают движение по кругу. На слове «елка» -
останавливаются и отставляют опущенные руки от туловища, приняв правильную
осанку. На слове «сноп» - останавливаются и поднимают руки вверх, соединяя их
над головой.
Затем указанные три команды даются в разбивку. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры. Сначала команды подаются через каждые 6-10 секунд, а затем темп постепенно увеличивается до 3 - 5 секунд. Ведущий контролирует правильность осанки.
«Ходим в шляпах»
Цель: формирование правильной осанки, укрепление мышечного «корсета»
позвоночника, развитие равновесия, ловкости, координации движений.
Количество игроков может быть любым.
Инвентарь: «шляпа» для каждого игрока - мешочек с песком массой 200 - 500г,
дощечка, колесико от пирамиды.
Инструкция. Играющие стоят. Детям кладут на голову легких груз - «шляпу».
Проверив осанку детей (голова прямо, плечи на одном уровне, параллельны полу,
руки спокойно лежа вдоль туловища), ведущий дает сигнал к ходьбе. Дети должны
ходить обычным шагом по комнате или площадке, сохраняя правильную осанку.
Варианты.
1. Детям предлагается не ходить, а пританцовывать.
2. пройти по извилистой линии, начерченной на полу мелом.
3. пройти по гимнастической скамейке или переступать через разные предметы на полу или на площадке (кегли, кубики, небольшие игрушки, камешки, шишки и т. п.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижные игры для детей с нарушениями зрения
Подвижные игры для детей с нарушением зрения имеют огромное значение в развитии сохранных функций, навыков ориентировки в пространстве, совершенствования движений, умения бегать, прыгать...
Подвижная игра как средство профилактики нарушений осанки у детей дошкольного возраста
В статье раскрыта актуальность проблемы профилактики нарушений осанки у детей дошкольного возраста и предупреждение дефектов осанки. Анализ литературы по этой проблеме.Роль подвижных игр на форм...
Консультация "Подвижные игры для детей с нарушением речи"
Развивать речь ребёнка в движении в игровой форме...
Консультация для педагогов "Подвижные игры для детей с нарушением зрения"
В данном материале даны рекомендации по организации и проведению подвижных игр для дошкольников с нарушением зрения, а так же представлены примерные игры и упражнения....
Подвижные игры для детей с нарушениями речи
Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Многие с трудом выдерживают длительное пребывание в коллективе. Для детей с дизартрическими нарушениями р...
Подвижные игры для детей с нарушением зрения
"Никогда не делай в помещении того, что можно сделать в данный момент на воздухе."...
Дидактические и подвижные игры для детей с нарушениями развития интеллекта
Игры для детей с нарушением интеллекта , помогающие развивать внимание, восприятие, память, мышление, развитие тактильных ощущений, ориентирование в пространстве. Игры, помогающие активизации речевой ...