Физкультурные игровые занятия с использованием логоритмики
консультация по физкультуре
Физкультурные игровые занятия с использованием логоритмики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoritmika.docx | 19.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Физкультурные игровые занятия с использованием логоритмики
Оказывают положительное влияние на формирование психических процессов, двигательной и речевой активности детей; повышают интерес и мотивацию к физической культуре; являются важным компонентом в освоении дошкольниками содержания образовательных областей "Физическое развитие", "Речевое развитие", создании комплексной развивающей образовательной среды с учетом положений ФГОС ДО.
Известно, что ребнок развивается в движениях. С развитием двигательных
навыков тесно связано звукопроизношение, поэтому так важно на занятиях в детском саду и дома использовать логоритмику (пальчиковый игротренинг, пальчиковую гимнастику, динамические паузы, подвижные игры).
Логоритмика — это игровой метод работы с детьми, в котором сочетаются музыка, движения и слова стихотворений или песенок. Логоритмические занятия включают в себя: ходьбу или марширование под музыку; игры для развития дыхания; упражнения для артикуляции; ритмические задания; речевые упражнения; пальчиковые игры.
Логоритмика - это система музыкально-двигательных, музыкально-речевых игр и упражнений. На логоритмических занятиях, музыка не просто сопровождает движения, а является их организующим началом. Помимо традиционных разделов: пение, слушание, музыкально – ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, встречаются упражнения регулирующие мышечный тонус для развития координации слова с движением, развитием внимания, а также психогимнастика: этюды на
выражение эмоций, на расслабление, тренировку дыхания, пантомим,
пальчиковые упражнения.
Основной принцип музыкального занятия - тесная связь движения с
музыкой, включение речевого материала. Например: игры «Радуга - дуга»,
«Огурчик», игры-потешки «Суслик», «Солнышко», «Дедушка Егор» и. т. д.
Логоритмические упражнения, занятия имеют оздоровительную
направленность - это общеразвивающие упражнения, работа над певческим
дыханием, если это на музыкальном занятии, простейшие примеры массажа,
гимнастика для глаз, дыхательные упражнения. Например: сюжет: «Прогулка
в лес», «На море», «В зоопарке». На занятиях или в течение дня в режимных
моментах включаются пальчиковые игры или массаж пальцев.
В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца
повышает активность головного мозга, указательного - положительно
воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного –
на печень и почки, мизинец – на сердце.
С развитием двигательных навыков тесно связано звукопроизношение,
поэтому так важно использовать на занятиях динамические паузы,
пальчиковый аутотренинг, подвижные игры.
При проведении пальчиковых игр происходит автоматизация произношения звуков, развивается выразительность голоса, а также мимика, пластика движения, точность координации как общей, так и мелкой моторики, а это особенно важно. Эти динамичекие паузы и пальчиковый
игротренинг, сначала заучивается с детьми, а затем четко проговариваются
с музыкальным руководителем.
Принципы организации занятий.
1. Принцип систематичности. Системность и постепенность заключается в непрерывности, регулярности, планомерности образовательного процесса.
2. Принцип повторения вырабатываемых двигательных навыков.
Только многократные систематические повторения способствуют образованию здоровых двигательных стереотипов.
3. Принцип доступности и индивидуализации. Предусматривает учёт
возрастных особенностей, речевых и двигательных возможностей.
4. Принцип сознательности и активности. Сознательное и активное
отношение к выполняемым заданиям.
5. Принцип наглядности. Показ выполняемого задания.
6. Принцип постепенного повышения требований. Переход к новым,
более сложным упражнениям должен происходить постепенно, по мере
закрепления формирующихся навыков.
Структура физкультурного занятия с элементами логоритмики имеет
традиционную структуру, как и для занятий по физической культуре. Это
вводная, основная и заключительная.
Но хочу выделить особенности:
Механизм выполнения упражнений вводной части занятия берутся различные виды ходьбы, перестроений и бега под музыку, упражнения с одновременным проговариванием речевок и речевого материала. Которые помогают детям укрепить мышцы органов артикуляционного аппарат.
Особенность детей младшего возраста в 3 -4 года, заключается в том, что
детям трудно сочетать движения и текст, поэтому они проговаривают
отдельные слова, фразы.
В 4-5 лет дети произносят небольшие стишки и выполняют движения.
В 5-7 лет можно самостоятельно использовать речевки.
Стихотворный материал для занятий дети разучивают и закрепляют в
группе с воспитателем.
Например: (различные виды ходьбы с речевым сопровождением)
Зайка весело шагает,
ножки выше поднимает,
Вот так, вот так,
Ножки выше поднимает (ходьба, высоко поднимая колени)
Он на пяточках шагал,
Носик кверху поднимал,
Вот так, вот так,
Носик кверху поднимал (ходьба на пятках)
На носочки зайка встал,
По дорожке зашагал,
Вот так, вот так,
По дорожке зашагал (ходьба на носках)
Введение слова, особенно в стихотворной форме помогает сохранять ритм
движения.
В основной части занятия элементы логоритмики можно использовать как
в общеразвивающих упражнениях, так и в основных видах движений (лазание по гимнастической лестнице с речевкой, упражнения с мячом).
Общеразвивающие упражнения разучиваются поэтапно: сначала текст, затем
движения, потом произносят текст вместе с выполнением упражнений.
Стихотворения подбираются так, чтобы соотнести ритм стихотворной строки
с движениями рук, ног, и туловища, произносятся в умеренном темпе с
речевыми паузами и логическими ударениями. Все упражнения
выполняются поточным способом.
В период разучивания основных движений их выполнение основано на
показе педагога, далее в совместных с педагогом действиях, затем задания
постепенно усложняются и постепенно педагог переходит к речевой
инструкции.
Педагогу необходимо знать и помнить, что при выполнении основных
движений не все задания можно выполнять, двигаясь и одновременно
произнося слова. Это может вызвать расстройства дыхания, понизить
моторную плотность занятия. Поэтому для безопасного выполнения задания детей лучше разделить на две группы. Например, при лазании по гимнастической лестнице одна подгруппа детей лазает по лестнице, а другая в это время произносит текст.
Ёжик топал по тропинке, Дети поднимаются по лестнице
Топ, топ, топ, топ, Спускаются
И грибочек нёс на спинке, Поднимаются
Топ, топ, топ, топ. Спускаются
При проведении физкультурных занятий с элементами логоритмики
подбираются подвижные игры с речевым сопровождением («У медведя во
бору», «Лягушки», «Кот и мыши»)
Использование простейшего стихотворного текста (русские народные
песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому
запоминанию игры.
В заключительной части занятия хорошо использовать игры и игровые
упражнения малой подвижности со словесным сопровождением, массаж,
пальчиковая гимнастика.
Рекомендации по проведению физкультурных занятий с элементами
Логоритмики.
Добиваться обязательное сочетание речи и движения;
Разучивание общеразвивающих упражнений поэтапно: сначала текст,
затем движения, потом произносят текст вместе с выполнением
упражнений. Стихотворения подбираются так, чтобы соотнести ритм стихотворной строки с движениями рук, ног, и туловища, произносятся в умеренном темпе с речевыми паузами и логическими ударениями.
Все общеразвивающие упражнения выполняются поточным способом.
При выполнении основных движений детей лучше разделить на две
группы. Использование музыкального сопровождения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект физкультурного сюжетно-игрового занятия с использованием средств лечебной физкультуры
Одним из важных вопросов улучшения физического воспитания дошкольников является поиск эффективных средств и методов, с помощью которых достигается гармоничное развитие детского организма. Лечебная физ...
Конспект физкультурно-оздоровительного занятия с использованием игровой деятельности для детей подготовительной группы
Цели занятия:- формировать у детей интерес к двигательной ритмической деятельности; воздействовать на коррекцию осанки, верхних и нижних конечностей, координацию опорно-двигательного аппарата; развива...
Логопедическая непосредственная образовательная деятельность в игровой форме с использованием логоритмики (подготовительная группа)
Тематическое занятие, с элементами логоритмики,в логопедической подготовительной группе. Все задачи реализуются через игровые ситуации, через различные виды деятельности: музыкально-р...
Музыкально-игровое занятие с использованием логоритмики "Карлсон в гостях у детей"
Дети в игровой форме знакомятся с детским садом. В занятие включены коммуникативные, речевые, ритмические, пальчиковые, мимические упражнения и игры....
Музыкально-игровое занятие с использованием логоритмики "НАШ ДРУГ КАРЛСОН" - 2
Дети в игровой форме продолжают знакомство с детским садом. В содержание занятия включены коммуникативные, речевые, ритмические, пальчиковые игры с музыкальным сопровождением, ритмопластика (фонограмм...
Конспект занятия в первой младшей группе «Воздушные шары» (комплексное занятие с использованием логоритмики)
Играя, познаём мир, поём увлекательные песенки, развиваем речь....
Конспект интегрированного физкультурного сюжетно-игрового занятия с элементами логоритмики в старшей группе "Осенний праздник"
Конспект интегрированного физкультурного сюжетно-игрового занятия с элементами логоритмики в старшей группе "Осенний праздник"...