Программа дополнительного образования «Русские народные подвижные игры»
материал по физкультуре

Марухина Елена Сергеевна

Программа дополнительного образования   «Русские народные подвижные игры»

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                           

Программа дополнительного образования  

«Русские народные подвижные игры»

НА ________________УЧЕБНЫЙ ГОД

                     

 Руководитель: инструктор по физической культуре Марухина Елена Сергеевна, первая квалификационная категория.

МБДОУ Гагинский детский сад № 1.

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Пояснительная записка

Актуальность: давно забытые русские народные игры, а они являются неотъемлемой частью патриотического воспитания детей.  В русских народных играх сохранились особенные черты русского характера.  Знакомя детей с русскими народными играми, мы через игровой фольклор расширяем и закрепляем знания детей о русском народном творчестве.  Развиваем в них духовный творческий  патриотизм, интерес к истокам русского народного творчества. Сохранение и возрождение национальной культуры является одной из первостепенных задач. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать их красоту, желание узнавать о них больше, формировать стремление оказывать посильную помощь людям, которые его окружают, воспитывать в детях толерантность.  Поэтому надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность. Так у меня возникла необходимость в создании кружка «Русских народных подвижных игр».

Проблема: Недостаточное количество времени уделяется взрослыми организации народных игр для детей. В этом случае дети даже просто не знают названий каких-то игр, и не могут самостоятельно играть или организовать игру, не говоря уже о том, что игры у разных народов разные.

Цель: содействие всестороннему развитию личности на основе овладения воспитанниками русскими народными подвижными играми, укрепление здоровья через физкультурно-оздоровительную деятельность.  Повысить двигательную активность детей дошкольного возраста, через организацию народных подвижных игр.

Задачи:

  • Познакомить воспитанников с русскими народными играми, отражающими национальный аспект, с историей возникновения  игр.
  • Содействовать укреплению здоровья, разностороннему физическому развитию воспитанников.
  • Прививать любовь к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
  • Воспитывать и развивать организаторские навыки у воспитанников.
  •  Воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной активности.

Ожидаемый результат.

     В результате регулярного посещения занятий воспитанники  должны:

- знать игры – их условия и правила – и использовать их в свободное время;           - использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;

- развить фантазию настолько, чтобы потом  сам мог изобретать подобные игры;

- у воспитанников должен сформироваться интерес к постоянным самостоятельным занятиям физкультурой и дальнейшему самосовершенствованию.

Форма организации: подвижная игра (образные, сюжетные, с предметами и пр.) , конкурсы, соревнования, развлечения, досуги.

Диагностическое обследование: по Сафоновой О.А.  

Направление образовательной деятельности: обеспечение духовно – нравственного, гражданско – патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Направленность дополнительного образования: физкультурно – спортивная.

Количество занятий: 1 раз в неделю.

Место проведения: в теплое время года - на улице, в холодное время - в спортивном зале

Срок реализации: 1 год.

Форма подведения итогов: отчет, фотоматериал, картотека игр.

Используемая литература: Литвинова М. Ф. «Русские народные подвижные игры», С. Якуб «Вспомним забытые игры».

Форма организации деятельности: групповая – воспитанники подготовительной к школе группы.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ

МЕСЯЦ

ЗАНЯТИЕ

ЦЕЛЬ

ПОСОБИЯ

3 СЕНТЯБРЯ

Мониторинг.

Цель: выявить у детей знания русских народных подвижных игр, умение распределять роли, организовать и провести игру.

10 СЕНТЯБРЯ

Знакомство с игрой «Кружева».  История игры.

Цель: упражнять детей в беге с заданиями. Познакомить с игровыми правилами.

17 СЕНТЯБРЯ

Игра «Кружева»

Цель: повторение правил игры.   Проведение игры.

24 СЕНТЯБРЯ

Знакомство с игрой «Хромая лиса».  История игры.

Цель: упражнять детей в прыжках, ловкости. Познакомить с игровыми правилами.

Обруч

8 ОКТЯБРЯ

Знакомство с игрой «Ворота». История игры.

Цель: упражнять детей в ловкости и быстроте. Познакомить с игровыми правилами.

15 ОКТЯБРЯ

Игра «Ворота»

Цель: повторение правил игры.   Проведение игры

22 ОКТЯБРЯ

Знакомство с игрой «Горелки с платочком». История игры.

Цель: упражнять детей в быстром беге, развивать ловкость и быстроту реакции.  Познакомить с игровыми правилами.

Платочек.

29 ОКТЯБРЯ

Игра «Горелки с платочком».  

Цель: повторение правил игры.   Проведение игры

5 НОЯБРЯ

Знакомство с игрой «Змейка».  История игры.

Цель: развивать координацию движений, быстроту реакции, тренировать внимание.  Познакомить с игровыми правилами.

12 НОЯБРЯ

Игра «Змейка»

Цель: повторение правил игры.   Проведение игры.

19 НОЯБРЯ

Фольклорный  досуг  (в форме соревнований)

«Русские народные игрища». (Обобщающий).

Цель: выявить знания детей о пройденном материале.

Платочек.

26 НОЯБРЯ

Игра «Платок».

Цель: познакомить с историей русского платка и с правилами игры.

Русские народные платки.

3 ДЕКАБРЯ

Игра «Платок».

Цель: повторение правил игры.   Проведение игры.

Русские народные платки.

10 ДЕКАБРЯ

Развлечение  «Русские народные игры с платком».

Цель: познакомить с играми с платками.

Русские народные платки.

17 ДЕКАБРЯ

Знакомство с игрой «Волки и овцы».  История игры.

Цель: воспитывать быстроту и ловкость.

24 ДЕКАБРЯ

Игра «Волки и овцы».  

Цель: Повторение правил игры.   Проведение игры.

14 ЯНВАРЯ

Развлечение (в форме соревнований) «Богатырские потехи».

Цель: знакомство с русским народным бытом, фольклором. Развивать у детей дружеские отношения в играх, чувство взаимопомощи.

21 ЯНВАРЯ

Игры с мячом. Знакомство с историей появления игр с мячом и фигурами. Цель: развивать глазомер, быстроту реакции.

Цель: знакомство с историей появления игр с мячом и фигурами.

Мячи по количеству детей.

28 ЯНВАРЯ

Познакомить с правилами игры «Мячик кверху».  

Цель: развивать быстроту, меткость, быстроту реакции.

Мяч.

4 ФЕВРАЛЯ

Игра «Мячик кверху».  

Цель. Повторение правил игры.   Проведение игры.

Мяч.

11 ФЕВРАЛЯ

Познакомить с правилами игры «Летучий мяч».  

Цель: тренировать внимание, развивать ловкость.

Мяч

18 ФЕВРАЛЯ

Игра «Летучий мяч»

Цель: повторение правил игры.   Проведение игры.

Мяч

25 ФЕВРАЛЯ

Познакомить с правилами игры «Охотник».  

Цель: развивать ловкость, силу, выносливость.

Мяч

3 МАРТА

Игра «Охотник».  

Цель. Повторение правил игры.   Проведение игры.

Мяч

10 МАРТА

Познакомить с правилами игры «Сторож».

Цель: воспитывать быстроту и ловкость.

Мяч

17 МАРТА

Игра «Сторож»

Цель: повторение правил игры.   Проведение игры.

Мяч

24 МАРТА

Познакомить с правилами игры «Мяч в лунке».

Цель: тренировать глазомер, внимание.

Мяч

31 МАРТА

Игра «Мяч в лунке»

Цель: повторение правил игры.   Проведение игры.

Мяч

7 АПРЕЛЯ

Конкурс  «Мой весёлый, звонкий мяч».

Цель: закрепление с детьми пройденного материала.

Мячи.

14 АПРЕЛЯ

Игры с прыжками.  Познакомить с правилами игры «Стрекозы». 

Цель: воспитывать ловкость, быстроту движений.

21 АПРЕЛЯ

Игра  «Стрекозы».

Цель: Повторение правил игры.   Проведение игры. Развитие координации движений, навыков общения.

28 АПРЕЛЯ

Познакомить с правилами игры «Попрыгунчики».  

Цель: развивать ловкость и быстроту реакции на сигнал.

5 МАЯ

Игра «Попрыгунчики»

Цель: Повторение правил игры.   Проведение игры.

12 МАЯ

Познакомить с правилами игры «Петушиный бой». 

Цель: упражнять в ловкости и прыжках на одной ноге.

19 МАЯ

Игра «Попрыгунчики»

Цель: Повторение правил игры.   Проведение игры.

26 МАЯ

Фольклорный праздник «Ярмарка русских народных игр»

Цель: выявить у детей знания русских народных подвижных игр, умение распределять роли, организовать и провести игру.

Мячи, платки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа. "Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры".

Дополнительная образовательная программа по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры  Необходимость приобщения молодого поколения к нацио...

Педагогический проект "Русские народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к истокам русской национальной культуры"

Данный проект направлен на формирование у детей дошкольного возраста знаний о традициях русского народа....

Презентация по программе дополнительного образования по обучению подвижным играм: "СПОРТИВНАЯ КАРУСЕЛЬ".

Актуальность данной программы заключается в подборе материалов занятий, ориентированных на профилактику здоровья детей нашего детского сада.Программа состоит из двигательных игр, упражнений, бесед о з...

Парциальная программа "Русские народные подвижные игры"

Парциальная программа "Русские народные подвижные игры" в первой младшей группе...

Конспект подвижной игры Тема: «Русские народные подвижные игры- забавы»

Продолжать знакомить детей с русскими народными играми. Приобщать детей к русской культуре....