Дополнительная образовательная программа. "Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры".
рабочая программа по теме
Дополнительная образовательная программа по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, пусть это будут народные игры, в которые дети очень любят играть.
Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основа для развития патриотических чувств. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста.
Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуарам, богатое и разнообразное по своему содержанию.
А.П.Усова; К.Д.Ушинский, П.Ф.Лесгафт отмечали, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Они считали подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.
К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…» именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.
Опыт работы в детском саду по приобщению детей к русской народной культуре является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в основе которых лежит теория развития ребенка как личность, его социализация. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Проанализировав уровень воспитанности детей, пришли к выводу, что у них недостаточно формируется нравственно-этические чувства, воспитывается любовь к Родине. Данные исследования помогли разработать методический проект, основанный на приобщение детей к национальной культуре в соответствии с лучшими традициями педагогики.
Проект составлен в соответствии с требованиями и рекомендациями программ « Программа воспитания и обучения в детском саду», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Проект ориентирован на четыре возрастные ступени:
младший возраст - от 3-4 лет;
средний возраст – от 4-5 лет;
старший возраст – от 5-6 лет;
подготовительную к школе группу от 6 - 7 лет.
Проект построен на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения
Основные цели и задачи проекта:
-Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через русские народные подвижные игры.
-Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками их обычаями и традициями.
-Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
-Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.
-Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играми.
Методический проект на доступном детям уровне знакомит детей с народными играми, народным календарем, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа, крестьянским трудом, способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.
В группах создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству.
«Полочка народного декоративно- прикладного искусства»,
Мини-музей народной старины «Русская горница»
Разработаны перспективные планы по приобщению к истокам русской народной культуры, по народным подвижным играм.
Составлена картотека: русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр.
В уголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица» и другие.
Проектом предусматривается развитие интереса к истории жизни и деятельности людей, явлениям природы, воспитания любви к родному краю, городу, поселку, России.
Основной формой работы остаются занятия, которые проводятся как фронтально, так и подгруппами, и индивидуально. Используются комплексные, сюжетные, тематические и другие виды занятий.
Наряду с занятиями новой формой организации являются праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин и т.д. в фольклорных праздниках принимают участие дети всех возрастов, меняется лишь долевое их участие от возраста к возрасту.
В детском саду регулярно проводятся народные праздники: Осенние посиделки, Масленица, Зимние святки, активными участниками которых являются и взрослые и дети.
При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяется подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. Произведение соответствует содержанию праздника, высокохудожественные, интересные и доступные для ребят.
Главным показателем успешности праздника является эмоционально окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведение детей, заинтересованность, радостные эмоции, рождаемые действиями персонажа. Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – радовать детей.
Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.
Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведение русских народных праздниках, в изготовлении атрибутов в мини-музее «Русской избы», в украшении группы к русским народным праздникам «Пасха», Рождество, Новый год, Масленица, участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах.
Результатами проведенной работы являются:
-Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
-Умеют играть в русские народные подвижные игры. Используя считалки.
-Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
-Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
-Знание истории русского народного костюма, головных уборов.
-Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
-Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Приложение № 1. Перспективные планы.
Приложение № 2. Тематический годовой план.
Приложение № 3. Русские народные календарные игры
Литература
М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.
Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева, О.Н,Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Капелька»
ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Руководитель: Карянова Валентина Петровна
Срок реализации: 4 год
Возраст детей: 3- 7 лет.
п. Заречье
Дополнительная образовательная программа по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, пусть это будут народные игры, в которые дети очень любят играть.
Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основа для развития патриотических чувств. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста.
Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуарам, богатое и разнообразное по своему содержанию.
А.П.Усова; К.Д.Ушинский, П.Ф.Лесгафт отмечали, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Они считали подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.
К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…» именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.
Опыт работы в детском саду по приобщению детей к русской народной культуре является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в основе которых лежит теория развития ребенка как личность, его социализация. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Проанализировав уровень воспитанности детей, пришли к выводу, что у них недостаточно формируется нравственно-этические чувства, воспитывается любовь к Родине. Данные исследования помогли разработать методический проект, основанный на приобщение детей к национальной культуре в соответствии с лучшими традициями педагогики.
Проект составлен в соответствии с требованиями и рекомендациями программ « Программа воспитания и обучения в детском саду», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Проект ориентирован на четыре возрастные ступени:
младший возраст - от 3-4 лет;
средний возраст – от 4-5 лет;
старший возраст – от 5-6 лет;
подготовительную к школе группу от 6 - 7 лет.
Проект построен на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения
Основные цели и задачи проекта:
-Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через русские народные подвижные игры.
-Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками их обычаями и традициями.
-Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
-Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.
-Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играми.
Методический проект на доступном детям уровне знакомит детей с народными играми, народным календарем, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа, крестьянским трудом, способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.
В группах создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству.
«Полочка народного декоративно- прикладного искусства»,
Мини-музей народной старины «Русская горница»
Разработаны перспективные планы по приобщению к истокам русской народной культуры, по народным подвижным играм.
Составлена картотека: русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр.
В уголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица» и другие.
Проектом предусматривается развитие интереса к истории жизни и деятельности людей, явлениям природы, воспитания любви к родному краю, городу, поселку, России.
Основной формой работы остаются занятия, которые проводятся как фронтально, так и подгруппами, и индивидуально. Используются комплексные, сюжетные, тематические и другие виды занятий.
Наряду с занятиями новой формой организации являются праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин и т.д. в фольклорных праздниках принимают участие дети всех возрастов, меняется лишь долевое их участие от возраста к возрасту.
В детском саду регулярно проводятся народные праздники: Осенние посиделки, Масленица, Зимние святки, активными участниками которых являются и взрослые и дети.
При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяется подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. Произведение соответствует содержанию праздника, высокохудожественные, интересные и доступные для ребят.
Главным показателем успешности праздника является эмоционально окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведение детей, заинтересованность, радостные эмоции, рождаемые действиями персонажа. Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – радовать детей.
Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.
Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведение русских народных праздниках, в изготовлении атрибутов в мини-музее «Русской избы», в украшении группы к русским народным праздникам «Пасха», Рождество, Новый год, Масленица, участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах.
Результатами проведенной работы являются:
-Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
-Умеют играть в русские народные подвижные игры. Используя считалки.
-Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
-Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
-Знание истории русского народного костюма, головных уборов.
-Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
-Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Приложение № 1. Перспективные планы.
Приложение № 2. Тематический годовой план.
Приложение № 3. Русские народные календарные игры
Литература
М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.
Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева, О.Н,Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
Приложение №1
Перспективные планы
II младшая группа
Месяц | Вид игры | Название игры |
Сентябрь | Подвижные | Трамвай Наседка и цыплята Кто бросит дальше Птички и птенчики |
Малоподвижные | Найди и промолчи | |
Хороводные | Ходит Ваня | |
Народные | Охотники и собаки У медведя во бору | |
Октябрь | Подвижные | Воробушки и кот Птички в гнездышках Поймай комара Попади в круг |
Малоподвижные | Найди свой цвет | |
Хороводные | Мыши водят хоровод | |
Народные | Летят не летят Гуси – гуси | |
Ноябрь | Подвижные | Лохматый пес С кочки на кочку Поезд Береги предмет |
Малоподвижные | Найди зайчонка | |
Хороводные | Карусель | |
Народные | Салки – догонялки Утица | |
Декабрь | Подвижные | Бегите ко мне Мыши и кот Кролики Птичка и птенчики |
Малоподвижные | Сбей кеглю | |
Хороводные | Каравай | |
Народные | Бабка Ежка Птички | |
Январь | Подвижные | По ровненькой дорожке Мыши в кладовой Бегите к флажку Воробушки и автомобиль |
Малоподвижные | Угадай, кто, как кричит | |
Хороводные | Колпачок | |
Народные | Лошадки Жмурки | |
Февраль | Подвижные | Самолеты Кто бросит дальше мешочек Лохматый пес Птички в гнездышках |
Малоподвижные | Угадай, кто позвал Узнай по голосу | |
Хороводные | Васька – кот | |
Народные | Салки Лошадки | |
Март | Подвижные | Наседка и цыплята Попади в круг Кто дальше бросит Трамвай |
Малоподвижные | Найди свой домик | |
Хороводные | Греет солнышко теплее | |
Народные | Солнышко-ведрышко Лиса в курятнике | |
Апрель | Подвижные | Солнышко и дождик Самолеты С кочки на кочку Воробушки и автомобиль |
Малоподвижные | Найди и промолчи | |
Хороводные | Веснянка | |
Народные | Пчелы и ласточка Гуси - гуси | |
Май | Подвижные | Цветные автомобили Кегли По ровненькой дорожке Поезд |
Малоподвижные | Кто ушел | |
Хороводные | Летал, летал воробей | |
Народные | Пастух и стадо Летят не летят |
Средняя группа
Месяц | Вид игры | Название игры |
Сентябрь | Подвижные | Солнышко и дождик Самолеты Наседка и цыплята Трамвай |
Малоподвижные | Найди флажок | |
Хороводные | Летал, летал воробей. | |
Народные | Муха Капуста | |
Октябрь | Подвижные | Цветные автомобили Ловишки Лохматый пес Наседка и цыплята |
Малоподвижные | Море волнуется | |
Хороводные | Хороводная – огородная | |
Народные | У медведя во бору Охотники и собаки | |
Ноябрь | Подвижные | Садовник и цветы Зайцы и волк Птичка и птенчики Поезд |
Малоподвижные | Найди свой цвет | |
Хороводные | Ходит Ваня | |
Народные | У дядюшки Трифона Золотые ворота | |
Декабрь | Подвижные | Трамвай Бездомный заяц Мыши в кладовой Птички в гнездышках |
Малоподвижные | Найди и промолчи | |
Хороводные | Карусель | |
Народные | Бабка Ежка Жмурки | |
Январь | Подвижные | Лошадки Мыши и кот Воробушки и кот Бегите ко мне |
Малоподвижные | Кто ушел | |
Хороводные | Каравай | |
Народные | Скакалка Два мороза | |
Февраль | Подвижные | Птички и кошка Лиса в курятнике Прятки По ровненькой дорожке |
Малоподвижные | Пузырь | |
Хороводные | Кто у нас хороший | |
Народные | Горелки Летят не летят | |
Март | Подвижные | Слышим – делаем Серый зайка умывается У медведя во бору Лохматый пес |
Малоподвижные | Мяч через сетку | |
Хороводные | Греет солнышко теплее | |
Народные | Пирог Салки | |
Апрель | Подвижные | Найди себе пару Бездомный заяц Лиса в курятнике Ловишки |
Малоподвижные | Подбрось - поймай | |
Хороводные | Веснянка | |
Народные | Ручеек Птички | |
Май | Подвижные | Лошадки Поезд Мыши и кот Пастух и стадо |
Малоподвижные | Сбей булаву | |
Хороводные | Мы на луг ходили | |
Народные | Солнышко- ведрышко. Гуси – гуси. |
Старшая группа
Месяц | Вид игры | Название игры |
Сентябрь | Подвижные | С кочки на кочку Медведь и пчелы Солнышко и дождик Самолеты |
Малоподвижные | Море волнуется | |
Хороводные | Хороводная – огородная | |
Народные | Олени и пастух Капуста | |
Октябрь | Подвижные | Ловишки Уголки Лохматый пес Наседка и цыплята |
Малоподвижные | Летает – не летает | |
Хороводные | Урожайная | |
Народные | Муха Охотники и собаки | |
Ноябрь | Подвижные | Перелет птиц Караси и щука Мышеловка Зайцы и волк |
Малоподвижные | Найди свой цвет | |
Хороводные | Найди себе пару | |
Народные | Гуси летят Море волнуется | |
Декабрь | Подвижные | Бездомный заяц Перебежки Хитрая лиса Мыши в кладовой |
Малоподвижные | Кто ушел | |
Хороводные | Новогодний хоровод | |
Народные | Обыкновенные жмурки Иголка, нитка, узелок. | |
Январь | Подвижные | Охотник и зайцы Кто сделает меньше прыжков У медведя во бору Наседка и цыплята |
Малоподвижные | Найди и промолчи | |
Хороводные | Зимний хоровод | |
Народные | Пустое место Два мороза | |
Февраль | Подвижные | Сделай фигуру Мы веселые ребята Лиса в курятнике Кто скорее добежит до флажка |
Малоподвижные | Подбрось - поймай | |
Хороводные | Мы военные | |
Народные | Горелки Пятнашки | |
Март | Подвижные | Перелет птиц Затейники Лохматый пес Садовник и цветы |
Малоподвижные | У кого мяч | |
Хороводные | Веснянка | |
Народные | Пастух и стадо Салки | |
Апрель | Подвижные | Не оставайся на полу Удочка Ловишки Пятнашки |
Малоподвижные | Мяч через сетку | |
Хороводные | Пошла Млада за водой | |
Народные | Гуси-лебеди Птички | |
Май | Подвижные | Классы Мяч водящему Серсо Перебежки |
Малоподвижные | Сбей кеглю | |
Хороводные | Во поле береза стояла | |
Народные | Перетягивание каната Ручеек |
Подготовительная группа
Месяц | Вид игры | Название игры |
Сентябрь | Подвижные | Мышеловка Гуси-лебеди Удочка Хитрая лиса |
Малоподвижные | Эхо | |
Хороводные | Хороводная – огородная. | |
Народные | Море волнуется Гуси летят | |
Октябрь | Подвижные | Ловишки Догони свою пару Кто скорее докатит обруч до флажка Совушка |
Малоподвижные | Летает – не летает | |
Хороводные | Как у наших у ворот «У рябинушки» | |
Народные | Олени и пастух Уголки | |
Ноябрь | Подвижные | Караси и щука Перелет птиц Чье звено скорее соберется Лягушки и цапли |
Малоподвижные | Фигуры | |
Хороводные | На горе-то калина | |
Народные | Круговая лапта Иголка, нитка, узелок. | |
Декабрь | Подвижные | Лохматый пес Зайцы и волк Быстро возьми, быстро положи Хитрая лиса |
Малоподвижные | Молчанка | |
Хороводные | Новогодняя хороводная Праздничный хоровод | |
Народные | Два мороза Скакалка | |
Январь | Подвижные | Перебежки Волк во рву Лошадки Ловишка, беру ленту! |
Малоподвижные | Затейники | |
Хороводные | Зимний хоровод | |
Народные | Обыкновенные жмурки Бабка Ёжка | |
Февраль | Подвижные | Мы веселые ребята Слышим – делаем Охотники и звери Стоп |
Малоподвижные | Тихо-громко | |
Хороводные | Пошла млада за водой | |
Народные | Пятнашки Салки | |
Март | Подвижные | Садовник и цветы Лиса в курятнике Перемени предмет Наседка и цыплята |
Малоподвижные | Великаны и гномы | |
Хороводные | Веснянка | |
Народные | Филин и пташки Птички | |
Апрель | Подвижные | Коршун и наседка У медведя во бору Бездомный заяц Карусель |
Малоподвижные | Тишина | |
Хороводные | Земелюшко - чернозем | |
Народные | Классы Пчелки и ласточки | |
Май | Подвижные | Мяч по дорожке Медведь и пчелы Цветные автомобили Садовник и цветы |
Малоподвижные | Молчанка | |
Хороводные | Солнышко-ведрышко. | |
Народные | Гуси-лебеди Пастух и стадо |
Приложение №2
Тематический годовой план занятий
Младшая группа
- Словесные методы
- Наглядные методы
- Практические методы
- Исследовательские методы
- Частично- поисковые методы
- Исследовательские методы
- Др.
Формы организации занятия:
- Групповые
- Подгрупповые
- Индивидуальные
- Индивидуально-групповые
Формы проведения занятий:
- Занятие-игра
- Экскурсия
- Викторина
- Занятие-путешествие
- Др.
Тема занятия | Программное содержание | |
Сентябрь | «Милости просим, гости дорогие» | Первое посещение детьми «избы». Знакомство с ее хозяйкой |
«Ходит сон близ окон» | Знакомство с колыбельной (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями. | |
«Во саду ли, в огороде» | Знакомство с огородом детского сада | |
«Репка» | Знакомство со сказкой «Репка» | |
Октябрь | «Чудесный сундучок» | Знакомство с сундучком, в котором живут загадки. Загадывание загадок об овощах. |
«Как у нашего кота» | Знакомство детей с обитателем «избы» - котом Васькой заучивание потешек «Как у нашего кота» | |
«Котик, котик, поиграй» | Повторение потешки «Как у нашего кота», дидактическое упражнение «Похвали котика» | |
«Девочка и лиса » | Знакомство со сказкой «Снегурочка и лиса». Игра «Кто позвал?» (угадывание по голосу) | |
Ноябрь | «Водичка, водичка умой мое личико» | Знакомство детей с рукомойником. Разучивание потешки «Водичка, водичка умой мое личико» |
«С гуся вода, а с Ванечки худоба» | Повторение потешки «Водичка, водичка умой мое личико» и колыбельных. | |
«Идет коза рогатая» | Разучивание потешки «Идет коза рогатая» . | |
«Волк и семеро козлят» | Знакомство со сказкой «Волк и семеро козлят» | |
Декабрь | «Стоит изба из кирпича, то холодна то горяча» | Знакомство с печкой, чугунком, ухватом, кочергой. |
«Колобок» | Знакомство со сказкой «Колобок». | |
«Уж ты, зимушка - зима» | Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку» | |
«Сундучок Деда Мороза» | Загадывание загадок о зиме, о зимней одежде | |
Январь | «Пришла коляда – отворяй ворота» | Знакомство детей с Рождеством. |
«Фока воду кипятит и как зеркало блестит» | Знакомство детей с самоваром. Дидактическая игра «Напоим куклу чаем» | |
«Гость на гость – хозяйке радость» | Знакомство детей с медведем мишуткой. Лепка посуды. | |
«Три медведя» | Знакомство со сказкой Л.Н.Толстого «Три медведя» |
Тема занятия | Содержание | |
Февраль | «Маша и медведь» | Знакомство со сказкой «Маша и медведь» |
Хозяйкины помощники. | Знакомство детей с предметами обихода – коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской. | |
«Половичку курочка веничком метет» | Разучивание потешки «Наша-то хозяюшка сметлива была» | |
«Масленица дорогая - наша гостьюшка годовая» | Знакомство детей с масленицей. | |
Март | «Нет милее дружка, чем родимая матушка» | Этическая беседа «Моя любимая мама» |
«Приди, весна, с радостью» | Разучивание заклички «Весна, весна красная!» | |
«Петушок- золотой гребешок» | Знакомство детей с новым персонажем – Петушком. Разучивание потешки о петушке. | |
«Заюшкина избушка» | Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка» | |
Апрель | «Трень – брень, гусельки» | Знакомство с русским народным инструментом – гуслями. |
«Кот, лиса и петух» | Знакомство со сказкой «Кот, лиса и петух» | |
«Петушок с семьей» | Знакомство с семьей петушка. Знакомство с рассказом К.Д.Ушинского «Петушок с семьей» | |
«Курочка ряба» | Знакомство со сказкой «Курочка ряба» | |
Май | «Здравствуй, солнышко – колоколнышко!» | Разучивание потешки про солнышко. |
«Сорока – белобока кашу варила» | Знакомство с предметами обихода – глиняным горшком | |
«Кто в тереме живет?» | Знакомство со сказкой «Теремок» | |
Прощание с «избой» | Дидактическая игра «Чудесный сундучок». Прощание детей с Хозяйкой до осени. |
Средняя группа
Тема занятия | Содержание | |
Сентябрь | «Во саду ли, в огороде» | Дидактическая игра «Что растет в саду и огороде». Загадывание загадок об овощах и о фруктах. Разучивание потешки «Наш козел». |
«У бабушки в деревне» | Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных | |
«Коровушка и бычок» | Знакомство детей с домашними животными – коровой и бычком. Разучивание потешек про корову и бычка | |
«Бычок – черный бочек» | Повторение потешки про бычка. Знакомство со сказкой «Бычок – черный бочек, белые копытца» | |
Октябрь | «Приглашаем в гости к нам » | Игра-упражнение «Вежливое обращение к гостям». Повторение потешек о козле, коровушке, бычке. |
«Гуси – лебеди» | Знакомство со сказкой «Гуси – лебеди». Разучивание потешки «А тари, тари, тари». | |
«Сошью Маше сарафан» | Знакомство с женской русской народной одеждой. Повторение пготешки «А тари, тари, тари». | |
«Матрешки» | Использование на занятии русского народного костюма. Проведение русских народных игр «Кошки-мышки», «Салки-догонялки». | |
«Золотое веретено» | Знакомство с предметами обихода - прялкой и веретеном. Знакомство со сказкой «Золотое веретено» | |
Ноябрь | «Волшебные спицы» | Знакомство со спицами и вязанием на них. Беседа о шерстяных изделиях и о том , откуда берется шерсть (козья, овечья) |
«Лисичка со скалочкой» | Знакомство с предметами обихода – скалкой. Знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой» | |
«Петушок - золотой гребешок» | Упражнение в вежливом обращении к гостю. Дидактическая игра «Похвали петушка». Знакомство со сказкой «Петушок и бобовое зернышко» | |
«Чудесный сундучок» | Дидактическая игра «Кто спрятался?»(отгадывание загадок о домашних животных). Повторение потешек и попевок о домашних животных. | |
Декабрь | «Здравствуй зимушка- зима» | Загадки о зиме. Разучивание русской народной песенки «Как на тоненький ледок» |
«Зимовье зверей » | Знакомство со сказкой «Зимовье зверей ». повторение песенки «Как на тоненький ледок» | |
«Одень зверей» | Занятие аппликацией по готовым формам. Самостоятельный пересказ детьми сказки «Зимовье зверей» | |
«Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!» | Знакомство с празднованием Нового года. Разучивание колядки «Щедровочка» |
Тема занятия | Содержание | |
Январь | «Сундучок Деда Мороза» | Беседа «Подарки Деда Мороза». Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не морозь мой нос» |
«Лиса и козел» | Дидактическая игра «Похвали лису». Повторение потешек о домашних животных. Знакомство со сказкой «Лиса и козел». | |
«Веселые ложки» | Знакомство с предметами обихода – деревянными ложками. Загадывание загадок о животных. | |
«Заюшкина избушка» | Самостоятельный пересказ детьми сказки «Заюшкина избушка». | |
Февраль | «Кто же в гости к нам пришел?» | Знакомство с домовенком Кузей. Игра «Аюшки» |
«Русская балалайка » | Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о балалайке. | |
«Лисичка-сестричка» | Знакомство со сказкой «Лисичка – сестричка и серый волк». | |
«Масленица дорогая – наша гостюшка годовая» | Знакомство с Масленицей. Разучивание песенок блины. | |
Март | «При солнышке - тепло при матушке – добро». | Беседа о маме с включением пословиц и погоаворок. Самостоятельный рассказ «Какая моя мама». Пение песенок о маме. |
«Весна, весна, поди сюда!» | Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заучивание заклички о весне. | |
«Пасха» | Рассказ воспитателя о праздновании Пасхи. Проведение русских народных игр. «Верба-вербочка», «Солнышко-ведрышко» | |
«Пасхальное яичко» | Использование на занятии сюжета русской народной сказки «Курочка Ряба». Проведение русских народных игр с яйцами. | |
Апрель | «Шутку шутить – людей насмешить» | Знакомство с потешным фольклором - дразнилками, скороговорками. |
«Небылица- небывальщина» | Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц. | |
«Русская свистулька». | Рассказ о глиняной свистульке. Лепка свистулек. | |
«Чудесный сундучок» | Раскрашивание свистулек. Дидактическая игра «Угадай по звуку». Слушание народных мелодий. | |
Май | «Времена года » | Рассказать о временах ода с использованием соответствующих загадок. Повторение закличек, песенок о временах года. |
«Волшебная палочка» | Узнавание знакомых сказок по отрывкам из них, иллюстрациям, предметам. | |
«Игра с Колобком» | Самостоятельное творческое развитие сюжета сказки «»Колобок | |
«Прощание с избой » | Знакомство детей с новой сказкой (по выбору хозяйки). Прощальное чаепитие. |
Старшая группа
Тема занятия | Содержание | |
Сентябрь | «Гуляй, да присматривайся» | Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды, листья). Разучивание песенки - попевки «Восенушка - осень» |
«В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу» | Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта. | |
«Вершки да корешки» | Знакомство со сказкой «Мужик и медведь». Дидактическая игра «Вершки да корешки». Загадывание детьми загадок. | |
«Хлеб всему голова» | Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» знакомство со старинным орудием труда – цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе. | |
Октябрь | «Октябрь пахнет капустой» | Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках (Покров, Сергиев день). Знакомство с предметами обихода – деревянным корытцем, тяпкой. Повторение попевки «Восенушка - осень» |
«Зайчишка-трусишка» | Знакомство со сказкой «Заяц - хваста». Разучивание потешки «Зайчишка-трусишка» | |
«У страха глаза велики» | Беседа о страхе. Знакомство со сказкой «У страха глаза велики» | |
«Друг за дружку держаться – ничего не бояться» | Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да масленый». Беседа о взаимовыручке и поддержке. | |
Ноябрь | « Народные приметы » | Знакомство с приметами на ноябрь месяц. |
«Гончарные мастеровые» | Дидактическая игра «Что как называется?» рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин» | |
«Что нам осень принесла?» | Беседа об осени с использованием соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц. | |
«Крестьянская игрушка» | Знакомство детей с русской народной игрушкой-самоделкой. | |
Декабрь | «Здравствуй, зимушка-зима!» | Беседа о характерных особенностях декабря с использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз» |
«Проказы старухи зимы» | Загадывание загадок о зиме. Повторение заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». Знакомство со сказкой К.Д.Ушинского «Проказы старухи зимы» | |
«Зимние святки» | Рассказ воспитателя о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок (Рождество, Новый год) | |
«С новым годом со всем родом» | Рассказ о традициях празднования Нового года. Пение колядок. |
Тема занятия | Содержание | |
Январь | «Пришла коляда – отворяй ворота» | Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки. |
«Гуляй, да присматривай» | Беседа о характерных особенностях января. Знакомство со сказкой «Морозко» | |
«Сказка для Кузи» | Самостоятельное рассказывание детьми сказок | |
Февраль | «Гуляй, да присматривай» | Беседа о характерных особенностях февраля Знакомство со сказкой «Два Мороза» |
Народная вышивка | Знакомство с народной вышивкой. Обучение детей вышиванию тамбурным швом | |
«На героя и слава бежит » | Беседа о русских богатырях | |
«Ой ты, Масленица!» | Рассказ воспитателя о Масленице. Проведение русских народных игр «Горшки» «Гори, гори ясно» | |
Март | «Нет милее дружка, чем родимая матушка» | Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок маме. |
«Гуляй, да присматривайся» | Беседа о характерных признаках начала весны. Разучивание закличке о весне «Жаворонки, прилетели» | |
«Мудреному и счастье к лицу» | Знакомство со сказкой «Семилетка». Загадывание загадок. | |
Вербное воскресенье | Посещение «избы» рассказ Хозяйки о праздновании Вербного воскресенья и о вербе. Проведение русских народных игр «Верба-вербочка» «Ерыкалище», | |
Апрель | «Небылица в лицах, небывальщина» | Знакомство с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц. |
«Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна» | Рассказ воспитателя о прялке. Знакомство с Городецкой росписью. Проведение русской народной игры «Прялица» | |
«Апрель ленивого не любит, проворного голубит» | Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семях. | |
«Красна горка» | Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Словесные игры. Пение частушек. | |
Май | «Весна красна цветами» | Повторение закличек, песенок, пословиц о весне. Отгадывание загадки. Знакомство со сказкой Н.Павловой «Под кустом» |
«Победа в воздухе не вьется, а руками достается». | Рассказ о воинах – защитниках Отечества. Знакомство со сказкой «Каша из топора». | |
«А за ним такая гладь – ни морщинки не видать» | Знакомство детей с различными способами глажения белья. Загадывание загадок о предметах обихода. | |
Прощание с «избой». | Словесные народные игры. Рассказывание докучных сказок. Пение частушек. |
Подготовительная группа
Тема занятия | Содержание | |
Сентябрь | «Восенушка - осень – сноп последний косим» | Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Повторение заклички «Восенушка-осень» |
«Корнеплоды» проводится 13 сентября в Куприянов день | Познакомить детей с понятием «корнеплод» рассмотреть с ними разные виды корней. Учить детей отгадывать загадки. | |
Семенов день (14 сентября) | Рассказ воспитателя о празднике Семенов день, о народных приметах и обычаях, с ним связанных. Проведение русской народной игры «Муха» | |
«Хлеб - всему голова» | Беседа о старинных способах уборки хлеба. Повторение пословиц и поговорок о труде, хлебе | |
Октябрь | «Октябрь – грязник – ни колеса, ни полоза не любит» | Беседа о характерных приметах октября |
Покров (14 октября) | Рассказ воспитателя о празднике Покров, народных приметах и об обычаях, с ним связанных. Отгадывание загадок, проведение русских народных игр «В углы» «Карусель». | |
«Посиделки» 27октября (Параскева-льняница) | Познакомить детей с русскими народной вышивкой, традицией совместного труда рукодельниц на посиделках. Разучить с детьми русскую народную игру «Ворота» | |
«Муравьи» 28 октября (Ефимий) | Познакомить детей с образом жизни муравьев и их поведением в природе, загадки об этих насекомых | |
Ноябрь | «Синичкин день» | Заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки. |
Народная игрушка | Формировать целостное представление о народной игрушке. Формировать представление о традициях народного искусства. | |
«Где живет перо Жар – птицы?» | Знакомство детей с хохломской росписью | |
«Чудо- чудное, диво- дивное – Золотая хохлома» | Рассказ о традициях хохломской росписи
| |
Декабрь | «Зима – не лето, - в шубу одето» | Беседа о характерных особенностях зимы. Проведение русской народной игры «Лиса и зайцы», «Медведь». |
«Светит, да не греет» | Беседа о разных источниках освещения | |
«Пришел мороз – береги ухо и нос» | Знакомство со сказкой В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе. | |
Снегурочка – внучка Деда Мороза | Знакомство со сказкой «Снегурочка». | |
Январь | «Пришла Коляда на кануне Рождества» | Беседа о рождественских праздниках, святочных гадания. Пение песенок. |
«Зимние узоры» | Знакомство с творчеством вологодских кружевниц | |
«Гжель прекрасна» | Знакомство с гжельским художественным промыслом. |
Тема занятия | Содержание | |
Февраль | «Гуляй, да присматривай» | Беседа о характерных особенностях февраля |
«Дело мастера боится» | Знакомство со сказкой «Семь Симеонов». Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы» повторение пословиц о труде и мастерстве. | |
«На героя и слава бежит » | Рассказ о русских богатырях | |
Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько! | Беседа о Масленице. Пение песен, частушек. | |
Март | «Сердце матери лучше солнца греет» | Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок. |
«Русская матрешка» | Рассказ о матрешке. Разучивание частушек | |
«Живет в народе песня» | Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. | |
Вербное воскресенье | Посещение «избы» рассказ Хозяйки о праздновании Вербного воскресенья и о вербе. Проведение русских народных игр «Верба-вербочка» «Ерыкалище», | |
Апрель | «Грач на горе – весна на дворе» | Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне. |
«Шутку шутить – людей насмешить» | Беседа о народном юморе (докучные сказки, скороговорки, дразнилки). Словесная игра «путаница» | |
«Апрель ленивого не любит, проворного голубит» | Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян. | |
«Красна горка» | Рассказ воспитателя о праздновании Пасхи. Проведение русских народных игр. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки» | |
Май | «Литературная викторина» | Литературная викторина. Игра -драматизация |
«Край родной навек любимый» | Русские подвижные игры на открытом воздухе. | |
«Пастухи» | Познакомить детей с работой пастухов в прежние времена, особенностями пастушьего снаряжения. | |
Прощание с «избой». | Заключительная беседа о русской избе и национальной кухне. Чаепитие |
Приложение №3
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ КАЛЕНДАРНЫЕ ИГРЫ
Игры — своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх — залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем.
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней.
Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.
Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зачастую прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится задуманное. Этому придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые.
Взрослые пересчитывались — стали пересчитываться и дети. Ведь многие детские игры имитируют серьезные занятия взрослых — охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и др.
Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, использовались сговорки: кого выбираешь? что выбираешь? что возьмешь?
Русские народные игры, в которых принято было играть во время проведения обрядовых праздников, посвященных разным циклам земледельческого календаря.
Новый год.
Арина
Бабка Ёжка
Баба Яга
В углы Башмачник
Жмурки
Рождественский сочельник
Два Мороза
Скакалка
Масло
Орешек
С города долой!
Зимние святки
Бабка
Гуськи
Дедушка-рожок
Краской
Прялица
Слепая курица и чулок
Слепой козел
«Черного» и «белого» не говорить, «да» и «нет» не повторять.
Масленица
В каравай
Взятие снежной крепости
Водить козла
Горелки
Гори, гори ясно
Горшки
Крута гора
Лапти
Летят- не летят
Пирог
Салки
Салки- догонялки
Салки-мартышки
Салки с мячом
Пятнашки с мячом
Благовещенье
«Ай да птица, что за птица!»
Бабочки и ласточки
В птицы
Воробей
Ворон
Голуби
Жаворонок
Коршун
Ласточки
Огородник и воробей
Птички
Пчелы
Пчелы и ласточка
Филин и пташки
Вербная неделя
Верба-вербочка
Дед
Захарка
Мосток
Пасха
Игры с яйцами
Чье яйцо дольше покрутится?
Катание яиц с горки
Бой яйцами
Солнышко-ведрышко
Береза
Медом или сахаром
Красная горка
В круги
Отгадывание
Лялин день
Ляля
Егорьев день
Лошадки
Пастух и стадо
Троица (Семик)
В кресты
Венок
Водяной
Горячее место
Ерыкальце
Никита-гусятник
В утку
Волк и гуси
Гуси-гуси
Утка и селезень
Заинька
Утица
Уточка
Давид – земляничник
У медведя во бору
Волкв лесу
Медведь
Николай Кочанский
Капуста
Плетень
Успение
Кто с нами?
Огородник
Пахари и жнецы
Семенов день
Муха
Охотники и собаки
Черный жук
Покров
Заря-зарница
Кружева
Молчанка
Пятнашки
У дядюшки Трифона
Кузьма и Демьян
Ворон и куры
Золотые ворота
Кузнецы
Курочки
Царевна
Описание игр
Пастух и стадо
Дети изображают стадо (коровы или овцы) и находятся в хлеву (за условной чертой). Водящий – пастух, он в шапке, за поясом хлыст, в руках рожок, и находится немного поодаль стада. По сигналу «Рожок!» (свисток или музыка) все животные спокойно выходят из домов, бегают, прыгают, ходят по пастбищу, по сигналу «Домой!» все возвращаются в свои дома.
Муха
На земле очерчивается круг. В центре вбивается кол, на него вешается кружок – «муха». Играющие встают за кругом и бросают палочки, кусочки дерева - стараются сбить «муху» с кола. У кола стоит караульщик, который должен всякий раз, как «муха» сбита, снова вешать ее на кол. Когда играющие бросят все свои «снаряды», то бегут за ними, и кто, вернувшись, не успеет занять свое место, тот становится караульщиком у «мухи».
Ручеек
Играющие выстраиваются парами друг за другом. Каждая пара,
взявшись за руки, поднимает их вверх (образует «ворота»). Последняя пара проходит через строй играющих и становится впереди. И так далее.
Игра проводится в быстром темпе. Играют, пока не надоест.
Пирог
Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка).
Все дружно начинают расхваливать «пирог»:
Вот он какой высоконький,
Вот он какой мякошенький,
Вот он какой широконький.
Режъ его да ешь!
После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор,
пока не проиграют все в одной из команд.
Капуста
Рисуется круг – «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это – «капуста». Все участники игры стоят за кругом, а один из них выбирается хозяином. Он садится рядом с «капустой». «Хозяин» изображает движениями то, о чем поет:
Я на камушке сижу,
Мелки колышки тешу.
Мелки колышки тешу,
Огород свой горожу,
Чтоб капусту не украли,
В огород не прибежали
Волк и лисица, бобер и курица,
Заяц усатый, медведь косолапый.
Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем.
Бабка Ёжка
В середину круга встает водящий — Бабка Ежка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:
Бабка Ежка Костяная Ножка С печки упала, Ногу сломала, А потом и говорит: — У меня нога болит. Пошла она на улицу — Раздавила курицу. Пошла на базар — Раздавила самовар.
Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот и замирает
У дядюшки Трифона
Играющие берутся за руки, образуя круг, водящий – в середине. Все поют или приговаривают:
У дядюшки Трифона семеро детей,
Семеро детей, и все сыновья.
Они не пьют, не едят,
Друг на друга глядят
И все делают вот так.
При этом водящий, выполняет какие – либо движения, а все играющие должны повторить их. Тот, кто не успевает повторить движения или повторяет их неточно, платит фант. Движения должны быть забавными.
Гуси-гуси
Выбираются «хозяйка» и «волк». Остальные играющие — «гуси». «Хозяйка» сзывает гусей, «гуси» ей отвечают.
— Гуси-гуси!
— Га-га-га
— Есть хотите?
— Да-да-да!
— Ну, летите же домой!
— Серый волк под горой,
Не пускает нас домой,
Зубы точит,
Съесть нас хочет!
— Ну летите, как хотите, только крылья берегите!
«Гуси» разбегаются, «волк» их ловит. Когда «волк» переловит всех «гусей», «хозяйка» говорит ему:
— Волк, у тебя на дворе много свиней и других зверей. Пойди прогони их.
«Волк» просит ее прогнать их. «Хозяйка» трижды делает вид, что прогоняет зверей, но не может прогнать всех. Тогда «волк» идет прогонять их сам, а «хозяйка» в это время уводит «гусей» домой.
Салки
Дети расходятся по площадке, останавливаются и закрывают глаза. Руки у всех за спиной. Водящий незаметно для других кладет одному из них в руку какой-нибудь предмет. На слова «раз, два, три, смотри» дети открывают глаза. Тот, которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит «Я — салка». Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я — салка!»
Игра повторяется.
Правила.
1. Если играющий устал, он может прыгать поочередно то на одной, то на другой ноге.
2. Когда меняются салки, играющим разрешается вставать на обе ноги.
3. Салка тоже должен прыгать на одной ноге.
Скакалка
Один из играющих берет веревку и раскручивает ее. Остальные прыгают через веревку: чем выше, тем больше будет доход и богатство. Перед началом игры говорят следующие слова:
Чтоб был долог колосок, Чтобы вырос лен высок, Прыгайте как можно выше.
Можно прыгать выше крыши.
Жмурки
Выбирается «жмурка». Ему завязывают глаза, заставляют повернуться несколько раз вокруг себя. Между играющими и «жмуркой» происходит диалог.
— Кот, Кот, на чем стоишь?
— На квашне.
— Что в квашне?
— Квас,
— Лови мышей, а не нас.
После этих слов участники игры разбегаются, а «жмурка» их
ловит, Кого он поймал — тот становится «жмуркой».
Считалки
Дети очень любят шутливые, веселые стихи-считалочки, быстро их запоминают. Все участники игры встают в круг, в ряд или садятся на скамейки, на траву, один из них выходит на середину и громко, четко выговаривая слова, произносит нараспев считалочку, например:
Тара – бара,
Домой пора —
Ребят кормить,
Телят поить,
Коров доить,
Тебе водить!
Тот, кто произносит считалку, при каждом слове, а иногда и слоге прикасается поочередно рукой к играющим, не исключая и самого себя. Тот, на кого выпадает последнее слово, становится водящим. Считалка не повторяется.
Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь,
Восемь, девять, десять.
Выплывает белый месяц!
Кто до месяца дойдет,
Тот и прятаться пойдет!
Катилося яблочко
Мимо сада,
Мимо огорода,
Мимо частокола;
Кто его поднимет,
Тот вон выйдет!
– Заяц белый,
Куда бегал?
– В лес дубовый!
– Что там делал?
– Лыки драл!
– Куда клал?
– Под колоду!
– Кто украл?
– Родион.
– Выйди вон!
Шла кукушка
Мимо сети,
А за нею
Малы дети.
И кричали:
«Кук! Мак!»
Убирай
Один кулак!
Шла кукушка
Мимо сети,
А за нею
Малы дети.
Кукушата
Просят пить.
Выходи —
Тебе водить!
Кукушечка –
Горюшечка
Плетень плела,
Детей вела.
Дети шли,
До конца дошли,
До конца дошли,
Обратно пошли.
Кук!
Тили – тели,
На лавочке сидели:
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник,
Портной.
А ты кто такой?
Ах ты, Совушка – сова,
Ты большая голова!
Ты на дереве сидела,
Головою ты вертела —
Во траву свалилася,
В яму покатилася!
За морями, за горами,
За железными столбами
На пригорке теремок,
На двери висит замок.
Ты за ключиком иди
И замочек отопри.
Лиса по лесу шла,
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела —
Мужу двое,
Себе трое
И детишкам
По лаптишкам!
Под мельницей,
Под веретельницей
Подралися два ерша.
Вот и сказка вся!
Обруч кружь, обруч кружь.
Кто играет, будет уж.
Кто не хочет быть ужом,
Выходи из круга вон!
Инцы-брынцы,
Балалайка!
Инцы-брынцы,
Поиграй-ка!
Инцы-брынцы,
Не хочу!
Инцы-брынцы,
Вон пойду!
По дорожке Дарья шла,
Клубок ниточек нашла.
Клубок маленький,
Нитки аленьки,
Клубок катится,
Нитка тянется.
Клубок дале, дале, дале,
Нитка доле, доле, доле.
Я за ниточку взяла,
Потянула, порвала.
Стакан, лимон —
Вышел вон.
Комарики-мошки,
Тоненькие ножки,
Пляшут по дорожке.
Близко ночь,
Улетайте прочь.
Еду-еду
К бабке, к деду
На лошадке
В красной шапке.
По ровной дорожке
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо,
А потом вдруг... в яму! Бух!
Катился горох по блюду.
Ты води,
А я не буду.
Тара-бара, домой пора,
Коров доить, тебе водить!
Заяц бегал по болоту,
Он искал себе работу.
Он работу не нашел,
А заплакал и пошел!
Конь ретивый с длинной гривой
Скачет, скачет по полям,
Тут и там, тут и там!
Где проскачет он —
Выходи из круга вон!
Ягода, малиновка,
Медок, сахарок,
Поди вон, королек!
Там тебе место,
В кислое тесто.
Раз, два, три, четыре —
Жили мошки на квартире.
К ним повадился сам-друг Крестовик — большой паук.
Пять, шесть, семь, восемь—
Паука мы попросим: —
Ты, обжора, не ходи.
Ну-ка, Мишенька, води.
Раз, два, три, четыре —
Меня грамоте учили.
Пять, шесть, семь —
Покосился пень.
Он, Додон,
Выйдет от нас вон!
По утренней росе,
По зеленой полосе.
Здесь яблоки, орешки, Медок,сахарок,
Поди, вон в уголок!
Чуха, рюха, ты свинуха!
Семьсот поросят
За тобой кричат.
Шестьсот красот
По болоту бродят,
Тебя не находят,
Щиплют травку-лебеду,
Ее в рот не берут —
Под березоньку кладут.
Кто возьмет ее из нас,
Пусть он выйдет тот же час!
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло,
Стой подоле,
Гляди на поле,
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Шатар, батар,
Шуми, шу,
Я не тятькин сын,
Я не мамкин сын,
Я на елке рос,
Меня ветер снес,
Я упал на пенек,
Поди водить, паренек!
Первой дал,
Второй взял,
Трое сели —
Все поели.
Кому гадки гадать?
По-турецки писать?
Шел, прошел —
Шишел, вышел,
Вон пошел!
Аты-баты,
Шли солдаты,
Аты-баты,
На базар.
Аты-баты,
Что купили?
Аты-баты,
Самовар!
Соломинка, яреминка,
Прела, горела,
На море летела,
Кастюк-мастюк,
Родион, поди вон!
Тенти-бренти!
Сам сокол
Через поле
Перешел:
Руку, ногу
Наколол.
Шишел, вышел,
Вон пошел!
- Чики-брики, ты куда?
- Чики-брики, на базар.
- Чики-брики, ты зачем?
- Чики-брики, за овсом!
- Чики-брики, ты кому?
- Чики-брики, я коню!
- Чики-брики, ты какому?
- Чики-брики, вороному!
Таря-Маря
В лес ходила,
Шишки ела —
Нам велела.
А мы шишки
Не едим,
Таре-Маре
Отдадим!
Раз, два, три, четыре, пять.
Вышел зайчик погулять,
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф! Паф! Не попал,
Серый зайчик убежал!
Ходит свинка
По бору,
Рвет траву-мураву.
Она рвет,
И берет,
И в корзиночку кладет.
Этот выйдет,
Вон пойдет.
Ахи, ахи, ахи, ох,
Маша сеяла горох.
Уродился он густой,
Мы помчимся, ты постой!
Летела кукушечка мимо сада, Поклевала всю рассаду
И кричала: «Ку-ку-мак!»
Раскрывай один кулак.
Катилася торба
С высокого горба.
В этой торбе
Хлеб, соль, пшеница.
С кем хочешь поделиться?
Прыг да скок,
Прыг да скок,
Скачет зайка —
Серый бок.
По лесочку
Прыг-прыг-прыг,
По снежочку
Тык-тык-тык.
Под кусточек присел,
Схорониться захотел.
Кто его поймает, тот и водит.
Ехал Ваня из Казани,
Полтораста рублей сани.
Двадцать пять рублей дуга. — Мальчик — девочке слуга. —
Ты, слуга, подай карету,
Я в ней сяду и поеду.
Тани-бани,
Что за вами
Под железными
Столбами?
Пчелы в поле полетели,
Зажужжали, загудели.
Сели пчелы на цветы.
Мы играем – водишь ты.
По тропинке кувырком
Скачет зайка босиком.
Заинька, не беги —
Вот тебе сапоги,
Вот тебе поясок,
Не спеши в лесок.
Иди к нам в хоровод
Веселить народ.
— Теля— меля, ты, Емеля,
Третий бас.
Поводи-ка ты за нас!
Покатилось колесо,
Укатилось далеко,
И не в рожь,
И не в пшеницу,
А до самой
До столицы.
Колесо кто найдет,
Тот ведет.
Трух-тух,
Трух-тух-тух,
Ходит по двору петух.
Сам со шпорами,
Хвост с узорами.
Под окном стоит,
На весь мир кричит.
Кто услышит,
Тот бежит.
Погляди на небо,
Звезды горят,
Журавли кричат:
Гу-гу! Убегу!
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
Уж как шла лиса по тропке,
Нашла грамоту в охлопке,
Она села на пенек
И читала весь денек.
Петушок-петушок,
Покажи свой кожушок.
Кожушок горит огнем,
Сколько перышек на нем?
Раз, два, три, четыре, пять, Невозможно сосчитать!
Ниточка, иголочка,
Синенько стеколочко,
Рыба-карась,
Ты убирайсь!
Стульчик,
Мальчик,
Сам король,
Шишел, вышел,
Вон пошел.
Сговорки
В играх где все играющие делятся на две партии (группы, команды), вначале выбирают вожака (матку) для каждой партии, а затем уже определяют состав команд. Разделить всех игроков поровну, так, чтобы никому не было обидно, помогают сговорки.
Играющие образуют пары, отходят в сторону и сговариваются между собой, кому какое название взять. Это могут быть названия зверей, птицы, игрушки, растения и т.д. Разрешается применять шуточные названия: цапы-цапы и топы-топы; дедушка Пыхто и бабушка Никто и т.п. сговорившись, пары подходят поочередно к тому или другому матке и спрашивают:
Матка, матка! Чего тебе надо?
Пирог с грибами или козла с рогами?
Из ведра ерша или из корзины ежа?
Выбирая названия, матка выбирает себе игроков. Сговорки бывают разные.
Выбирай:
Сахару кусочек
Или красненький платочек?
Ландыш душистый
Или одуванчик пушистый?
Колокольчик голубой
Или желтый зверобой?
Белую березу
Или красную розу?
Гороху мешок
Или масла горшок?
Медведя лохматого
Или козла рогатого?
Зеленую лягушку
Или хлеба краюшку?
Из речки ерша
Или из лесу ежа?
Выбери помощника:
Сено косить
Или дрова рубить?
Коня ковать
Или двор подметать?
Горох молотить
Или кашу варить?
Лапти плести
Или двор мести?
Колыбельку качать
Или сметану лизать?
Шары катить
Или воду лить?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект: «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»
ПРОЕКТ: Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игрыАктуальность темы: Приобщение дошкольников в современном общест...
Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»
народные подвижные игры как средства приобщения к национальной культуре....
Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего....
Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры
Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», «деградация общества». Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопрос...
Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в ее возрождении; самореализовать себя как лич...
Проект: «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»
Проект: «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»Цель: приобщение детей к истории и культуре своей страны.Задачи:•...
ПРОЕКТ: Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры
Актуальность темы: Приобщение дошкольников в современном обществе к национальной культуре становиться актуальным педагогическим вопросом, потому что каждый народ не просто хранит свои традиции и ...