Физическое воспитание детей дошкольного возраста с нарушением зрения
статья по физкультуре
Физическое воспитание детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Физическое воспитание детей дошкольного возраста с нарушением зрения | 14.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Физическое воспитание детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Наряду с общими задачами охраны и укрепления здоровья физическое воспитание направлено на преодоление недостатков физического развития детей с нарушением зрения, которое отрицательно влияет на овладение детьми движениями, ориентировкой в пространстве, что приводит к гиподинамии и сказывается на общем физическом развитии детей и состоянии здоровья.
При нарушении зрения у детей отмечаются недостатки физического развития (в быстроте, ловкости, координации, в статическом и динамическом равновесии, точности, силе, выносливости). У большинства детей со зрительной неполноценностью отмечены нарушения в микро- и макроориентировке пространстве.
Недостатки формирования двигательной сферы и ориентации в пространстве при низкой остроте зрения и нарушении бинокулярного зрения снижают двигательную активность детей и нередко обусловливают отклонения в развитии вегетативной нервной системы.
Развитие движений осуществляется через использование подвижных игр и двигательных упражнений на воздухе с применением игрушек и атрибутов разной величины, формы я цвета. На прогулках большое место должны занимать игры и упражнения на развитие макро- и микроориентировки в пространстве. Уровень физического развития и физической подготовленности, а также развития движений и ориентации оценивается с учетом состояния зрения, характера нарушений зрительной системы, этиология и патогенеза. Содержание коррекционно-воспитательной работы подчинено задачам, которые определены Программой воспитания в детском саду с учетом структуры дефекта, состава нарушенных и недоразвитых зрительных функций, вторичных отклонений, а также особенностей развития ребенка на разных возрастных стадиях.
При нарушении зрения у детей отмечаются нарушения осанки, позы, искривления позвоночника, а также асимметрии развития движений рук и других органов тела. Назначение режима занятий для разных возрастных групп производится с учетом не только общего состояния здоровья, физического развития в подготовленности, но и состояния зрительных функций, индивидуальных первичных и вторичных отклонений в физическом развитии.
Врач-офтальмолог не должен ограничиться только противопоказаниями для занятий по физическому воспитанию, он должен продумать вместе со специалистом по физической культуре и назначить систему показанных для таких детей физических упражнений, имеющих как общеукрепляющее, так и коррекционно-восстановительное значение для физического развития. Важно соблюдать дифференцированный подход в назначении режима питания, закаливающих процедур, при подборе подвижных и настольных игр, физических упражнений. При этом особое внимание обращается на индивидуальный подход при коррекции недоразвитых двигательных функций. В физическом воспитании детей с нарушением зрения особенно большое внимание уделяется формированию правильности позы и осанки у детей.
На физкультурных занятиях, в подвижных играх учитываются рекомендации офтальмолога, а также тифлопедагога.
В целях преодоления недостатков развития движений используют физические упражнения, имеющие коррекционно-воспитательное значение. В процессе выполнения этих упражнений педагоги учат детей выполнять четко и точно движения как на основе показа, т. е. наглядного образца, так и по словесной инструкции. Следует научить детей согласовывать движения с темпом и ритмом музыкального сопровождения: правильно оценивать и выполнять движения в определенном направлении на видимую цель или на звук; соответственно применять выработанные двигательные навыки в быту, игровой и учебно-трудовой деятельности, при самообслуживании.
Во всех физических упражнениях необходимо развивать не только двигательные, но и зрительные, а также слуховые функции детей, формировать у них приемы макро- и микроориентировки в пространстве.
Серьезное внимание уделяется повышению двигательной активности детей в течение всего дня. Необходимо предусмотреть условия для развития пространственной ориентации и движений детей на участке детского сада и в помещении, для повышения двигательной активности детей используют мячи, кегли, скакалки и т. д. в перерывах между занятиями, на прогулке и в свободных играх.
Во всех подвижных играх воспитатели используют различные ориентиры для выработки правильного движения детей; звуковые сигналы (колокольчики, бубны, музыкальные инструменты); зрительные (флажки, султанчики, значки и т. д.). К нормативам основных движений, которые указаны в программе воспитания в детском саду по каждой возрастной группе, следует подходить с учетом индивидуальных особенностей зрения и движения детей.
Утренней гимнастикой дети занимаются ежедневно, где наряду с общеукрепляющими упражнениями осуществляется работа по предупреждению плоскостопия, исправлению осанки и др. Закаливающие мероприятия (солнечные, воздушные и водные процедуры) проводят на основе рекомендаций педиатра, офтальмолога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения через "Экопластику"
Метод Экопластики дает детям дошкольного возраста возможность максимально реализовать игровые интересы и желания. У детей появляется возможность создавать забавные игрушки, фигурки, скульптуры, ...
Особенности зрительного восприятия У детей дошкольного возраста с нарушением зрения
консультация для педагогов...
Организация работы воспитателя по развитию устной речи у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в условиях специализированной группы дошкольного образовательного учреждения
Данная методическая рекомендация адресована воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения и имеющим нарушения устной речи....
Приобщение детей к процессу слушания и чтения, как важному уровню интеллектуального развития детей дошкольного возраста с нарушениями зрения
использование нетрадиционных форм работы с детьми и родителями...
Проблемы развития ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста с нарушением зрения (дети с амблиопией и косоглазием)
Аннотация: статья посвящена проблеме развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения. Положительный эффект достигается посредством игр, направленных на закрепление навыков, полученн...
Дополнительная образовательная программа секции «Фитнес-клуб «Здоровый росток» по физическому воспитанию детей дошкольного возраста (на основе авторской программы «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возра
Актуальность темы дополнительной образовательной программы секции «Фитнес-клуб «Здоровый росток» обусловлена необходимостью формирования здоровья детей, полноценного развития их орга...
Особенности физического воспитания детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
В статье описываются особенности физического развития детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Поставлены задачи и раскрыты основы коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР....