«Физическое воспитание детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата»
консультация по физкультуре

Дудкина Ольга Валентиновна

«Физическое воспитание детей дошкольного возраста

с нарушением опорно-двигательного аппарата»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx23.56 КБ

Предварительный просмотр:

«Физическое воспитание детей дошкольного возраста

с нарушением опорно-двигательного аппарата»

Физическое воспитание детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата направлено на коррекцию физического и психического развития с учётом индивидуальных особенностей. 

Основные задачи:

-коррекционно-оздоровительные: сохранение, укрепление и охрана здоровья детей, повышение физической работоспособности, предупреждение утомления, обучение комплексам физических упражнений с оздоровительной и корригирующей направленностью, коррекция нарушения опорно-двигательного аппарата, укрепление ослабленных мышц, развитие силы мышц верхних, нижних конечностей, туловища и шеи, развитие равновесия, координации и согласования движений верхних и нижних конечностей. 

-образовательные: формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни, формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности, развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений, развитие интереса к физическим упражнениям. 

-воспитательные: воспитание в детях чувства уверенности в себе, в своих силах и возможностях. 

Занятия физической культурой проходят в подгруппах и индивидуально, группы детей комплектуются исходя из патологий неврологического статуса и тяжести заболевания каждого ребёнка. 

В занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений (метание, ходьба, бег, лазанье, ползание, прыжки), а также общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, координацию движений, формирование правильной осанки, развитие равновесия. 

Организация комплексной системы физического воспитания детей, имеющих такие нарушения, создает условия. Физическое воспитание детей с НОДА включает специальные коррекционные упражнения способствующие преодолению недостатков физического развития и осуществлению взаимосвязи с медицинской реабилитации детей. в общеразвивающие упражнения на развитие мышц шеи, мелкой моторики рук, на формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета, мышечно-связочного аппарата стопы.

В связи с низкими двигательными потенциальны возможностями детей используются доступные им виды заданий. Содержание подвижных игр и элементов спортивных упражнений предусматривает решение задач коррекции двигательного развития детей, противопоказаниями к тем или иным видам движений.

Коррекционные задачи: достижение соответствующего возрастным особенностям уровня развития основных движениях, физических качеств, координации движений, ориентировки в пространстве и др;

коррекция здоровья и физического развития путем использования специальных средств и методов, способствующих повышению функциональных возможностей;

преодоление недостатков, возникающих в фоне двигательной патологии при овладении движениями при овладении движениями (страх перед новым, боязнь пространства, неуверенность при передвижении, скованность движений;

активизация и упражнения двигательного аппарата в процессе физического воспитания во взаимосвязи с реабилитационной работой медицинского персонала.

для каждой группы определяется следующие формы ДЦП.

гиперкинетическая форма.

Основная цель специальных упражнений по воспитанию движений при гиперкинетической форме церебрального паралича – нормализация поз и движений для улучшения мышечной координации и овладения навыками самообслуживания.

Важное место при работе с этим детьми отводится положению тела для выполнения тех или иных упражнений. При выборе этих положений стремятся к расслаблению напряженных мышц, уменьшению непроизвольных движений и устранению неправильных поз.

Возникает при двусторонних поражениях центральных двигательных неврозов в центральных отделах. характеризуется наличием спастических парезов во всех конечностях. При этой форме имеют благоприятный прогноз и положительную динамику в физическом развитии.

Атоническая – астатическая форма характеризуется, главным образом, снижением мышечного тонуса,  ребенок не может контролировать движение головы, конечностей, туловища. имеются также нарушения координации движений и равновесия.

Двусторонняя гемиплегия одна из самых тяжелых форм ДЦП из-за тяжелого поражения мозга еще период внутриутробной жизни оказываются резко нарушенными такие важнейшие функции организма, как правило, в одинаковой степени в руках и ногах. Иногда руки поражаются сильнее, чем ноги, реже – наоборот.

К 3-4 году жизни у детей замедленная двигательная реакция, сила мышц-сгибателей выше силы мышц-разгибателей, что определяет особенности позы ребенка: голова слегка наклонена вперед, живот выпячен, ноги согнуты в коленных суставах. с учетом этих особенностей необходимы упражнения для мышц, удерживающих позу, и для мышц – разгибателей.

Движения детей младшего дошкольного возраста отличаются не достаточной координацией, нечетким ритмом, несогласованностью, движений рук и ног.

С 4-5 лет жизни расширяется двигательный опыт ребенка и развивается произвольность управления движениями. В этом возрасте дети могут последовательно выполнять несколько двигательных действий подряд, изменять направление движения, подчиняться заданному темпу. Поэтому маленьким детям трудно сопровождать словами игровые действия или воспринимать указания и объяснения в процессе выполнения физических упражнений.

К 5-7 году жизни у ребенка в основном состоит из хрящевой ткани, что создает условия для роста, изменения формы, строения костной системы. Гибкость и эластичность детской кости, слабость скелетной мускулатуры могут привести к деформации позвоночника, ног, свода стопы, вызвать нарушение осанки, способность травмам.

К 5 годам увеличивается объем мышечных волокон, повышается мышечная сила, но глубокие мышцы спины, мышцы живота остаются слабыми, поэтому в этом возрасте часто отмечаются функциональные отклонения осанки, такая особенность отмечается и в 6-7 лет.

Сила мышц-сгибателей больше силы мышц-разгибателей, поэтому необходимы упражнения для мышц, удерживающих позу, и для мышц-разгибателей.

Мелкие мышцы кисти продолжают медленно развиваться, и только к 6-7 годам движения кисти и пальцев становятся более точными и сложными.

До 7 лет не закончено окостенение опорных костей носовой перегородки, что необходимо учитывать при организации подвижных игр, упражнений предупреждая травмы, ушибы области носа, уха и лица.

Основные виды рекомендованных движений.

ходьба:4 года – обычная, в разных направлениях, с остановкой, обходя предметы, высоко поднимая ноги, на носках, с изменением темпа, приставными шагами вперед;

5 лет – на носках, на пятках, на внешней стороне стопы, приставными шагами назад, вправо, влево, с разными положениями рук, с открытыми и закрытыми глазами (на месте и в движении);

6-7 лет – перекатом с пятки на носок, приставными шагами на носках и пятках вперед, в стороны, гимнастическим шагом, приставным шагом с полуприседанием, в полуприседе.

бег:4 года - с изменением темпа, с остановкой, сменой направления.

5 лет - на носках с высоким подниманием колена, широким шагом, обегая предметы, с выполнением заданий;

6-7 лет – с преодолением небольших препятствий, с поворотом, боковым галопом, подскоками, поднимая вперед прямые ноги.

равновесие:4 года – ходьба и бег по извилистой дорожке, ходьба по наклонной доске, по гимнастической скамейке.

5 лет – ходьба по гимнастической скамейке с поворотом, прямо, боком приставными шагом, с перешагиванием набивных мячей, по наклонной доске с разными положениями рук, бег с остановкой по сигналу, упражнение на статическое равновесие, кружение на месте.

6-7 лет – ходьба по гимнастической скамейке с мешочками на голове, на носках, приставным шагом в полуприседом, на четвереньках с мешочком на спине, ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки, приставляя пятку одной ногой к носку другой, по полусферам, вращение на диске «здоровье» по кругу в приседе, упражнение «ласточка».

ползание, лазанье:4 года – ползание по наклонной доске вверх на четвереньках, подлезание под предметы боком, переползание через скамейку, бревно, влезание на гимнастическую стенку и спуск с нее;

5 лет – ползание по скамейке на четвереньках с опорой на ладони и колени, на предплечья и колени, пролезание в обруч боком, ползание по скамейке на животе, подтягиваясь руками, подлезание под скамейку, лазанье по гимнастической стенке с пролета на пролет, вверх-приставным шагом с попыткой применить переменный шаг.

6-7 лет – лазанье по гимнастической стенке переходом с пролета на пролет приставным шагом влево и вправо, ползание на четвереньках по гимнастической скамейке.

бросание, ловля, метание:4 года – бросание и ловля мяча двумя руками снизу, от груди, из-за головы, метание мяча, мешочка двумя руками в горизонтальную цель, бросание мяча о пол и ловля его двумя руками;

5 лет – метание мяча в цель одной рукой, отбивание мяча от пола двумя (одной) руками, бросание мяча о стену и ловля его, прокатывание обруча (одной) руками по прямой, между предметами;

6-7 лет –отбивание мяча от пола одной рукой на месте и с продвижением, перебрасыванием мяча друг другу и умение ловить его стоя, разными способами, прокатывание мяча друг другу и умение ловить его стоя, разным способом. прокатывание набивного мяча между предметами и прямом направлении до цели, метание мяча, мешочка в горизонтальную цель.

прыжки:4 года – прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперед, с ноги на ногу, перепрыгивание через предметы, спрыгивание со скамейки, прыжки на батуте, в длину с места, прямой галоп;

5 лет – прыжки «ноги вместе – ноги врозь», подскоки вверх на месте, с поворотом вокруг себя, подскоки «ноги вперед-назад», (попеременно, прыжки через скакалку, прыжки с места в длину, высоту;

6-7 лет – прыжки на одной ноге на месте и с продвижением, боковой галоп, прыжки через длинную качающуюся скакалку на двух ногах.

в конце обучения дети со средним уровнем двигательных возможностей могут:

• включаться в выполнение отдельных движений;

• выполнять индивидуально задание с помощью взрослого;

• выполнять некоторые сложные задания с опорой.

дети с низким уровнем двигательных возможностей могут:

• выполнять все задание в соответствии со своим «индивидуальным маршрутом»;

• включаться в выполнение определенных основных видов движений с учетом показаний и противопоказаний к подвижной игре нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технология БОС- ортопедический в развитии координационных способностей у детей дошкольного возраста с нарушением опорно – двигательного аппарата»

Краткая аннотация проекта   В педагогическом проекте представлены коррекционно – развивающие компьютерные программы  на основе технологии «БОС - ортопедический» для работы с детьм...

Использование технологии БОС – ортопедический в развитии координационных способностей у детей дошкольного возраста с нарушением опорно – двигательного аппарата (педагогический проект)

Использование компьютерных программ на основе технологии БОС - ортопедический в развитии координационных способностей дошкольников и в целом в коррекционно – развивающем процессе с детьми  с нару...

Значение плавания в физическом развитии детей дошкольного возраста с нарушением опорно - двигательного аппарата

Общеукрепляющее и специальное коррекционное воздействие плавания на физическое  развитие детей дошкольного возраста с нарушением опорно - двигательного аппарата....

Формирование мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата

Данный материал поможет логопедам, родителям, специалистам, работающими с детьми данной категории. Материал апробирован и одобрен...

Коррекционно-развивающая среда для детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата

Коррекционно-развивающая среда для детей дошкольного возрастас нарушением опорно-двигательного аппарата...

Особенности сенсорного воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Особенности сенсорного воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата....