Проблемы развития ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста с нарушением зрения (дети с амблиопией и косоглазием)
статья по коррекционной педагогике по теме
Аннотация: статья посвящена проблеме развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения. Положительный эффект достигается посредством игр, направленных на закрепление навыков, полученных на коррекционных занятиях.
Ключевые слова: ориентировка в пространстве, игра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 24.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Куликова Ольга Дмитриевна
учитель-дефектолог
Савельева Ирина Викторовна
старший воспитатель
МАДОУ МО г.Краснодар «Детский сад «Сказка»
структурное подразделение №145
г.Краснодар, Краснодарский край
Проблемы развития ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста с нарушением зрения (дети с амблиопией и косоглазием)
Аннотация: статья посвящена проблеме развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения. Положительный эффект достигается посредством игр, направленных на закрепление навыков, полученных на коррекционных занятиях.
Ключевые слова: ориентировка в пространстве, игра.
Приоритетное направление развития образовательной системы Российской Федерации - обеспечение качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Повышенное внимание в настоящий момент к коррекционно – развивающей работе с детьми с нарушением зрения. Одной из наиболее актуальных проблем обучения и воспитания детей с нарушением зрения была и остается проблема ориентировки в пространстве.
Причинами трудностей в овладении навыками пространственной ориентировки дошкольникам с нарушением зрения является переоценка своих зрительных возможностей, неумение пользоваться нарушенным зрением, искажённое восприятие предметов и их расположения в пространстве, неумение пользоваться сохранными анализаторами.
Коррекционная работа в нашем детском саду с детьми с нарушенным зрением решает следующие задачи:
- Обобщение знаний о пространственном расположении частей своего тела, ориентировки в окружающем пространстве «от себя»; «от другого человека»;
- Формирование навыков полисенсорного восприятия предметов, умения анализировать информацию, полученную с помощью зрения и сохранных анализаторов, применять в практической ориентировке;
- Обучение моделированию предметно-пространственных построений, помещений детского сада, участка, чтению их схем; самостоятельному составлению схем;
- Формирование у детей прочной связи слов, обозначающих пространственные признаки предметов, с их чувственным восприятием.
В процессе специального обучения ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения используются все общедидактические методы в комплексе: наглядный, практический и словесный.
С детьми, испытывающими значительными трудностями в овладении ориентировки в пространстве обучение проходит сначала на индивидуальных коррекционных занятиях. Когда ребёнок освоит программный материал, сформированные у него навыки закрепляются и совершенствуются в различных играх и упражнениях на подгрупповых занятиях, а также в самостоятельных видах деятельности.
Игры на формирование ориентировки “на себе” | Игры на ориентировку в замкнутом и открытом пространстве |
“Солнышко” Цель: закреплять знания о месте расположения частей лица, умение ориентироваться на собственном теле. Оборудование: схематическое изображение лица человека. Содержание: ребятам предлагается схематическое изображение лица человека с ориентиром (нос). Предлагается выложить на нем части лица (глаза, брови, губы). Затем ребенок закрывает глаза и выполняет это задание снова, проговаривая где по отношению друг к другу располагаются все части лица. | “Прятки” Цель: развитие внимания, быстроты реакции, умения ориентироваться в открытом пространстве. Оборудование: – Содержание: Все играющие делятся на две команды, которые возглавляют капитаны. По жребию определяют, кто будет прятаться, а кто – разыскивать. Для игры устанавливают место (дерево, стену, дверь и т. п.) – “город”, куда должны прибежать игроки. Тех, кто должен прятаться, уводит капитан команды, указывает им места для укрытия, а сам возвращается к команде, которая должна разыскивать спрятавшихся. Капитан ходит, все время выкрикивая: “Мы находимся… (называет местонахождение)!”. Это помогает его команде ориентироваться: оставаясь в укрытии или бежать завоевывать “город”. Если те, кто ищет, заметит хотя бы одного из спрятавшихся, они громко называют его имя и место укрытия, а сами группой бегут в “город”. Команда, прибежавшая в “город” раньше другой, получает очко. Команда, которая прячется, может подбежать и завоевать “город” еще до выявления местонахождения соперников или после того, как их увидели. |
Игры на ориентировку в микропространстве | Игры на ориентировку в замкнутом и открытом пространстве |
“Художник” Цель: умение ориентироваться на плоскости, закреплять умение понимать пространственную терминологию. Оборудование: картинка – фон, предметные картинки. Содержание: Рассказываем ребенку: Представь, что ты – художник, а я – твой помощник. Сейчас мы будем создавать картину. Я буду называть тебе место и изображение, которое ты должен будешь изобразить на этом месте. Ребенок выполняет задание педагога, после чего меняется с ним ролями. | “Всадник” Цель: развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве, согласованности в движениях. Содержание: Играющие распределяются по парам: один – “конь”, другой – “наездник”. Игрок-”конь” вытягивает руки назад-вниз, игрок-”наездник” берет его за руки. По команде в таком положении пары должны добежать до финиша. Победитель пары затем соревнуется с победителем другой пары. |
Игры на ориентировку в пространстве с точкой отсчета “от себя” и “от предметов” | Игры на ориентировку в пространстве с помощью сохранных анализаторов |
“Кто правильно назовет” Цель: стимулировать умение определять пространственные отношения между собой и окружающими объектами. Содержание: В игре ребенок показывает правую руку и называет, что находится справа, а затем ему предлагают закрыть глаза, повернуться на одном месте несколько раз. Затем открыть глаза, опять показать правую руку и назвать то, что находится справа от него. Таким образом, проводится работа и с левой рукой | “Автогонки” Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов, обозначать в речи эти направления соответствующими пространственными терминами. Оборудование: 2 машинки разного цвета, размера, способа управления (обычная и энерционная), темная повязка для глаз. Содержание: ребенку предлагается 2 машинки. Ребенок рассматривая их отмечает цвет, размер, звук издаваемый в процессе движения. Затем детям закрываются глаза и предлагают при помощи сохранного анализатора (слуха) определить и сказать в каком направлении от тебя сейчас поехала машинка, какого она цвета и размера. |
Игры на ориентировку в пространстве в процессе передвижения | Упражнения и игры, направленные на практическое определение направлений |
“Найди игрушки” Цель: учить детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями педагога, с учетом ориентира, употреблять в речи пространственную терминологию. Оборудование: разные игрушки Содержание: Детям сообщается, что все игрушки спрятались. Чтобы их найти нужно внимательно слушать “подсказки” (инструкции) и следовать им. После обнаружения игрушки, ребенок рассказывает в каком направлении он шел, в какую сторону поворачивал, где нашел игрушку. | Игра «Найти спрятанный предмет». В ходе игры ребенок и взрослый исполняют роли двух персонажей (кошки и мышки, собачки и птички и т.п.), картинки с изображением которых поочередно прячутся под деталями конструктора, расположенными на листе «в середине», «внизу», «слева» и т.д. |
Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двумерном пространстве). | Игры, направленные на развитие пространственно-ориентировочных и временных ориентировок |
игра «Назови соседей». Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов. Вариант 1: воспитатель просит найти изображение какого-то предмета и определить: - что изображено справа от него, Вариант 2: воспитатель просит назвать или показать предмет(ы), который(е) находятся: - в правом верхнем углу, | «Где находится?» Цель: формировать пространственную ориентировку на листе бумаги. Стимульный материал: белый лист бумаги, на котором изображены геометрические фигуры (овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) разного цвета, Можно геометрические фигуры заменить различными изображениями животных (медведь, лиса, заяц, корова), видами транспорта (корабль, самолет, машина, камаз), игрушками и т. д. Фигуры расположены по углам, посредине рисуется круг. «Посмотри внимательно на рисунок и скажи, где нарисован круг?, овал?, квадрат?, треугольник?, прямоугольник? Покажи, что нарисовано справа от круга?, слева от круга? |
Игры на формирование пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко. | . Игры на формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. |
игра «Что справа». Дети сидят вдоль края ковра. По всем сторонам ковра расположено по 5-6 игрушек. Вариант 1. Воспитатель просит детей вспомнить, где у них правая рука. Затем одному из детей предлагается встать в центр на ковре и назвать – какие игрушки расположены справа от него. При этом каждый следующий ребёнок повёрнут в другом направлении по сравнению с предыдущим. Вариант 2. Воспитатель или кто-нибудь из детей называет игрушки, расположенные в одном ряду и просят ребёнка, находящегося в центре ковра назвать – с какой они стороны. Вариант 3. Воспитатель просит одного из детей встать так, чтобы игрушки, сидящие по одной из сторон ковра (называет их), были справа от него. | игра «Новоселье». В этой игре дети используют настенные полки для игрушек в виде домиков и небольшие игрушки (животные). Каждый из детей по очереди должен «заселить» дом по заданной инструкции. Например, внизу квартиры получили: мышка, козлёнок и обезьянка, причём козлёнок – слева, а обезьянка – между мышкой и козлёнком, и т.д. Эту игру целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей (2-3человека). В роли ведущего вначале выступает воспитатель, в дальнейшем необходимо привлекать детей, - это будет способствовать закреплению и расширению их активного словарного запаса. |
Эти игры также способствуют совместной координированной работе моторного, слухового и зрительного анализаторов и могут проводится не только на занятиях, но и использоваться другими педагогами и родителями.
Библиография.
1. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: Методическое пособие – М.: Издательство «Экзамен», 2006.
2. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушением зрения/ Под ред. В.А. Феоклистовой, Л.В. Рудаковой, Т.П. Головиной – Санкт-Петербург, 1995.
3. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения. - М.,1998.
4. Подколзина Е.Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС,2009.
5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду: Учебно-методическое пособие. / Под ред. Л.И. Плаксиной - М.: Экзамен, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"
Патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Мы, взрослые, все учились в шко...
Картотека для детей дошкольного возраста «ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Картотека для детей дошкольного возраста «ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Работа воспитателя по развитию восприятия пространства у детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Из опыта работы воспитателя по развитию восприятия пространства у детей дошкольного возраста с нарушением зрения...
Развитие пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Статья предназначена для всех педагогов, работающих с детьми, имеющими нарушение зрения. Статья содержит теоретический и практический материал по коррекционно - развивающей работе с детьми разного воз...
Особенности психического развития детей дошкольного возраста с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, с косоглазием и амблиопией)
Органические расстройства зрительного анализатора, нарушая социальные отношения, изменяя статус ребенка со зрительной недостаточностью, провоцируют возникновение специфических установок, опосредованно...
Консультация для педагогов на тему: «Формирование толерантного сознания у детей дошкольного возраста»го сознания у детей дошкольного возраста»
В детском саду понятие толерантность не дается, чаще встречаются такие понятия как дружба, сострадание, любовь, понимание и мир. Эти понятия являются компонентом толерантности. Толерантность - тема зл...
Развитие артистических способностей у детей дошкольного возраста. ( актерский тренинг для детей дошкольного возраста) Воспитатель : Герина С.В.
Педагогический тренинг – это метод групповой учебной деятельности учащихся, при котором в результате многочисленных, особым образом организованных упражнений по воссозданию, прож...