Организация работы воспитателя по развитию устной речи у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в условиях специализированной группы дошкольного образовательного учреждения
статья по логопедии по теме
Данная методическая рекомендация адресована воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения и имеющим нарушения устной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_vospitatelyam_po.docx | 17.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации воспитателям по
организации работы по развитию устной речи у детей дошкольного возраста с нарушением зрения
В силу того, что большую часть времени ребенок находится в ДОУ с воспитателем, то именно ему отводится одна из главных ролей в осуществлении коррекционного процесса.
Коррекционная работа по преодолению нарушений устной речи у детей с патологией зрения должна быть направлена не только на развитие речи, но и на развитие познавательной деятельности ребенка.
Вся учебно-воспитательная и коррекционная работа проводится воспитателем под руководством логопеда, тифлопедагога, офтальмолога с учетом общего развития и зрительного восприятия детей.
Коррекционно-логопедические задачи решаются в игровой, учебной, трудовой, предметно-практической деятельности и на музыкально-ритмических занятиях. Все виды деятельности имеют коррекционную направленность.
Одним из основных коррекционных направлений в работе воспитателя с детьми с сенсорным дефектом, является развитие зрительного восприятия. Данную работу следует начинать с создания условий, в которых будет проходить коррекционно-педагогический процесс:
- для каждого ребенка с недостатками зрения необходимо определить место на занятии. При светобоязни ребенка нужно посадить так, чтобы не было прямого, раздражающего попадания света в глаза. Дети с низкой остротой зрения занимают первые места. При сходящемся косоглазии ребенку следует найти место в центре. При разной остроте зрения обоих глаз ребенка сажают лучше видящим глазом ближе к центру, к воспитателю, который находится у доски или стенда справа, обязательно лицом к детям;
- во время занятий рекомендуется использовать специальную наглядность: более крупную для фронтальных демонстраций и строго дифференцированную индивидуальную, соответствующую показателям основных зрительных функций ребенка (острота зрения, поле зрения) и зрительной патологии (близорукость, амблиопия и т.д.);
- при демонстрации цветных изображений должны соблюдаться определенные требования: нужно использовать яркие, насыщенные, контрастные, чистые, натуральные цвета (помидор - красный, огурец - зеленый, репка - желтая и т. д.). Особенно это важно на начальных этапах работы с ребенком, когда зрительное восприятие страдает из-за отсутствия эталона предъявляемого объекта, отсутствия «прошлого опыта».
- показывая дидактический материал, наглядные средства, воспитатель должен учитывать не только его размеры и цвет, но и контрастность фона на котором он находится; чаще использовать контур для того или иного объекта и указку с ярким наконечником;
- для выполнения зрительной и речевой работы с использованием наглядности, необходимо учитывать вид плоскости рабочей поверхности, которая может быть вертикальная и горизонтальная, в зависимости от вида косоглазия (при расходящемся – горизонтальная, а при сходящемся – вертикальная) и от нозологической формы глазной патологии (при близорукости, глаукоме – вертикальная, при дальнозоркости – горизонтальная). Именно поэтому воспитатель для зрительной работы с детьми должен постоянно использовать подставку, фланелеграф, мольберт и т. д.
- обязательной частью любого занятия с детьми с недостатками зрения является проведение гимнастики для глаз либо динамических пауз:
Буратино потянулся (дети встают на носочки, поднимают руки и смотрят на кончики пальцев),
Вправо - влево повернулся, вниз - вверх посмотрел (не поворачивая головы, смотрят вправо- влево, вверх- вниз),
И на место тихо сел (дети усаживаются на свои места).
- Иногда на фоне общеукрепляющих упражнений следует использовать упражнения, направленные на улучшение кровообращения всех структур глаза. Например:
Ветер дует нам в лицо (дети часто моргают веками),
Закачалось деревцо (не поворачивая головы, смотрят влево – вправо),
Ветер тише, тише, тише (медленно приседают, глаза опускают вниз),
Деревцо все выше, выше (встают, глаза поднимают вверх).
- при проведении физкультурных занятий воспитатель должен широко использовать сохранные анализаторы детей (для слуха – звуковые маячки, для цветовосприятия – как сигнальные знаки – яркие цветные полосы на беговой дорожке, гимнастической скамейке, на месте отталкивания при прыжках и т. д.);
- планируя прогулку с проведением наблюдения за окружающей природой, также необходимо учитывать зрительные возможности воспитанников: ребенка с низкой остротой зрения нужно поставить в паре с лучше видящим ребенком; при разной остроте зрения обоих глаз ребенка необходимо поставить так, чтобы его держали за руку со стороны хуже видящего глаза; ребенку со светобоязнью следует надеть светозащитные очки или головной убор с козырьком, которые будут препятствовать попаданию солнечного света в глаза.
Учитывая основные офтальмологические рекомендации, воспитатель проводит всю коррекционно-педагогическую работу по преодолению нарушений устной речи у детей, имеющих зрительную патологию.
Особое внимание в работе воспитателя должно уделяться развитию познавательных интересов у детей, так как нарушение зрительного анализатора влечет отставание в формировании познавательной активности.
Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений.
В задачу воспитателя входит повседневный контроль состояния речевой деятельности детей, за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, грамматических форм.
Воспитатель готовит детей к восприятию материала логопедических занятий. Собственно усвоению речевых навыков предшествуют практические действия с предметами, самостоятельное участие в различных видах деятельности, активные наблюдения за жизненными явлениями. Поэтому каждая новая тема начинается с экскурсии, рассматривания, беседы по картинке и т.п.
Необходимым элементом при изучении каждой новой темы являются упражнения на развитие мышления, внимания, памяти. Широко используются сравнение предметов, выделение ведущих признаков, группировка по назначению, признакам, ситуации и т.д., выполнение заданий по классификации предметов, действий, признаков (с помощью картинок).
В процессе коррекционной работы, воспитатель уделяет большое внимание развитию не только речевых, но и неречевых функций. Так, во время свободной деятельности, воспитатель может предложить детям складывать мозаику, фигуры из спичек, тренироваться в застегивании и расстегивании одежды, развязывании и завязывании шнурков, собирать и сортировать пуговицы, бусины, карандаши разного размера.
Исходя из рекомендаций логопеда и дефектолога, воспитатель проводит индивидуальную ежедневную коррекционную работу (коррекционный час) во второй половине дня.
В содержание коррекционного часа входят такие задания как: закрепление хорошо поставленных звуков (произношение слогов, слов, предложений); повторение стихотворений, рассказов; игры и игровые упражнения на развитие кинестетического праксиса, динамического праксиса, пространственного восприятия, зрительного восприятия и зрительной памяти.
Таким образом, воспитатель, работающий с детьми, имеющими патологию зрения, выполняет помимо общеобразовательных ряд коррекционных задач, направленных на устранение речевого недоразвития, обусловленного сенсорным дефектом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения»
Выбранная тема публикации не нова, однако автор построил работу по развитию восприятия у детей дошкольного возраста по своей программе с учетом теоретических основ развития восприятия у детей и предло...
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте инт...
Интегрированная непрерывная образовательная деятельность учителя-логопеда по развитию связной речи у детей среднего возраста с нарушением зрения.
Конспект занятия по развитию связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитие речи, имеющих нарушения зрения. Тема: "В гостях у Сказки" ("Муха-Цокотуха")...
Работа воспитателя по развитию восприятия пространства у детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Из опыта работы воспитателя по развитию восприятия пространства у детей дошкольного возраста с нарушением зрения...
Статья "Формирование навыков связной речи у детей дошкольного возраста с нарушением зрения с помощью дидактических игр и упражнений"
В статье содержится иформация основанная на личном опыте логопедической работы с дошкольниками имеющими патологию зрения....
Перспективное планирование по самообразованию по теме «Развитие представлений об окружающем мире через сенсорные способности у детей дошкольного возраста с нарушение зрения и речи» Старшая группа 2019-2020 учебный год
Перспективное планирование по теме: "Развитие представлений об окружавющем мире через сенсорных способномсти у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи" Старшая группа....
Перспективное планирование по самообразованию по теме: «Развитие представлений об окружающем мире через сенсорные способности у детей дошкольного возраста с нарушение зрения и речи» Подготовительная группа 2020-2021 учебный год
Перспективный план по теме: Развитие представлений об окружающем мире через сенсорные способности у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи" Подготовительная группа...