Особенности физического воспитания детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
статья (старшая группа)
В статье описываются особенности физического развития детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Поставлены задачи и раскрыты основы коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Физическое воспитание детей с ТНР | 36.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности физического воспитания детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
Актуальность проблемы обусловлена тем, что Федеральным законом «Об образовании в РФ» поддерживается система специального (коррекционного) образования и обеспечение качества образования на всех его уровнях, включая дошкольное образование.
Тема физического воспитания в настоящее время очень актуальна, потому что физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на создание условий, способствующих улучшению здоровья, физического и двигательного развития ребенка. Двигательные умения и навыки, физические качества, некоторые элементарные знания о способах укрепления собственного здоровья позволят обеспечить детям необходимый уровень физической подготовленности для поступления в школу.
Физическое развитие – понимается как процесс и итог формирования способностей и функций организма человека, достигнутый под воздействием наследственности, окружающей среды и уровнем двигательной активности.
Речь — это исторический дар, приобретенный в процессе эволюции и определяющий человека как разумное существо. Через речь люди могут общаться друг с другом, проявлять коммуникативные способности в различных сферах жизни общества. Тяжелые нарушения речи отражаются на умственной деятельности ребенка, которая проявляется в познавательной, эмоциональной и волевой сферах личности.
Наличие речевого дефекта приводит к ярко выраженным изменениям ключевых показателей психофизического развития ребенка. Таким детям свойственно неумение слушать, повышенная утомляемость, снижение уровня восприятия. Наблюдается замедленное развитие всех видов памяти: речевой, зрительной, слуховой, моторной.
Актуальность данной проблемы состоит в том, что неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы детей. Многие исследователи отмечают недостаточную устойчивость внимания, тенденцию к снижению психической работоспособности, низкий уровень мнемических функций, в особенности вербальной памяти [4;5]. Дети с речевой патологией часто забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Им трудно переключаться с одного вида деятельности на другой.
Особенности физического развития детей с ТНР состоят в том, что такие дети отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Кроме речевого дефекта у детей часто наблюдаются хронические заболевания дыхательной, вегетососудистой, нервной и костно-мышечной систем организма.
Для детей с ТНР характерна общая моторная недостаточность, разной степени выраженности, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как эти движения тесно связаны с речевой функцией. Состояние общей моторики влияет на развитие чувства ритма и равновесия, ориентировки в пространстве, способности управлять силовыми и пространственными движениями.
Специфично поведение и психическое развитие детей с ТНР. Им характерна повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, негативизм, раздражительность. И, наоборот, некоторым детям свойственны заторможенность, апатичность.
Также нарушается произвольная регуляция. Дети не способны к длительным волевым усилиям, из–за речевых недостатков затруднено общение со сверстниками.
Работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с ТНР предполагает решение как общеобразовательных, так и ряда коррекционных задач, направленных на устранение недостатков в сенсорной, волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта.
Внимание направлено на формирование потребности в необходимости выполнения физических упражнений, формирование и развитие умения использовать физические упражнения рационально при осуществлении самостоятельной двигательной деятельности, формирование и воспитание волевых качеств, таких как смелость, решительность, уверенность в своих силах.
Основными задачами в работе с детьми с ТНР являются следующие:
- создание оптимальных условий для всестороннего полноценного развития двигательных и психофизических способностей;
- повышение физиологической активности органов и систем детского организма;
- коррекция речедвигательных нарушений;
- формирование потребности в необходимости выполнения физических упражнений.
Основу коррекционной работы с детьми с ТНР должны составлять виды деятельности, направленные на развитие общей и мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, самомассаж), функций равновесия и ориентировки в пространстве, зрительно-моторной координации движений (подвижные игры, игры с элементами танцевальных движений), укрепление опорно-двигательного аппарата (упражнения на осанку и для профилактики плоскостопия, ритмика), дыхательной и сердечно-сосудистой систем (дыхательная гимнастика, ритмика, музыкотерапия), формирование умения регулировать мышечный тонус, управлять движениями своего тела (релаксация).
Воспитателем детского сада реализуются как общеобразовательные, так и коррекционные задачи, направленные на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта.
В течение всего дня пребывания ребенка в детском саду проводится ряд физических упражнений и занятий, примеры которых приводятся ниже и разделены в зависимости от вида и места физических нагрузок.
1. Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика - система упражнений, направленных на развитие и тренировку мышц пальцев рук. Пальчиковые игры рекомендовано проводить в вводной части занятий или после занятий, связанных с напряженной зрительной работой в качестве активного отдыха. Такие комплексные упражнения развивают координацию движения, помогают в концентрировании внимания ребенка. Если они сопровождаются стихами, то у детей развиваются речь и чувство ритма, а ритм облегчает процесс восприятия и деятельность.
2. Дыхательная гимнастика.
Во время проведения дыхательной гимнастики ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. Правильное дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм ребенка комплексное лечебное воздействие:
− положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
− способствует восстановлению нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
− улучшает дренажную функцию бронхов;
− восстанавливает нарушенное носовое дыхание.
3. Гимнастика после сна.
Главные задачи, стоящие перед такой группой разминки, состоят в том, чтобы увеличить тонус нервной системы, укрепить мышечный тонус. Также проводимый комплекс упражнений способствует профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата, идет постепенное развитие физических навыков. Такой игровой комплекс упражнений помогает сохранить положительные эмоции при выполнении физических упражнений и прочих режимных моментов во второй половине дня.
4.Подвижные игры на прогулке.
Подвижные игры положительно влияют на психологическое состояние детей, особенно полезны игры на свежем воздухе. Они способствуют развитию чувства ритма, гармоничности движений, успешно помогают формированию речи. Во время подвижных игр активизируются все системы организма: дыхание, зрение, слух, кровообращение. Игра приносит ребенку только позитивные эмоции.
Для целенаправленного развития внешнего дыхания необходим рациональный подбор средств и методов педагогического воздействия. Вариативность достигается за счет изменения исходных положений, темпа движений, введения дополнительных заданий, использование спортивного инвентаря. В связи с затруднением восприятия словесных инструкций, все команды должны быть образными, краткими и сопровождаться показом. [3]
Таким образом, подводя итоги, можно сделать вывод, что физическое воспитание должно стать приоритетным направлением в работе с детьми с ТНР. Занятия физической культурой выступают важным фактором всестороннего развития ребенка, формирования его психических функций и речи. При работе с детьми с ТНР необходимо учитывать специфические особенности таких детей: оказывать постоянную педагогическую поддержку в овладении двигательными действиями, снимать эмоциональное напряжение и дискомфорт, которые могут появиться, преодолевать двигательную недостаточность, возникающую на фоне речевой патологии. При условии особой организации образовательного процесса, оказания коррекционно-педагогической помощи, вполне возможно укрепить здоровье ребенка, скорректировать уже имеющиеся нарушения, способствовать активной стимуляции и развитию речевого центра, помогая развитию полноценной личности.
Список литературы:
1. Р.А. Абзалов, Н.И. Абзалов ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Учебное пособие КАЗАНЬ - 2013
2. Волкова, Г.А. Методика обследования нарушений речи детей. – СПб.: Речь, 1993. – 70 с.
3. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 680с.
4. Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
5. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. В 2 т. Т.1. Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры / Под общей ред.проф. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2002.
6. Лапшин, В.А., Пузанов, Б.П. Основы дефектологии. – М.: Просвещение, 1990. – 250 с.
7. Певченков В.В. Тандо – новый метод адаптивного физического воспитания// Теор. и пракг. физич. культ., 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода наглядного моделирования для формированию связной речи у детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи
Представляю опыт работы по формирования связной монологической речи у детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) с использованием заместителей и наглядных моделей по методике В.К. Воробьевой...
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет
Целью Адаптированной основной образовательной программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с общим недоразвитием...
Статья "Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"
Статья "Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"...
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад 1
Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в группах компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 5 до 7 лет, предусматр...
Рабочая программа коррекционно- развивающей работы в старшей группе (5-6 лет) компенсирующей направленности на 2021-2022 учебный год для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность – основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно- развивающие занятия в соответствии с рабоче...
Коррекция произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с использованием STEM – технологий
Что же такое СТЕМ образование в ДОУ? Это комплексное обучение, которое включает в себя одновременное исследование базовых принципов точных наук. К ним относится инженерия, математика, технология....
Мастер-класс на тему «Использование дидактического пособия «Кубики историй» как средство развития связной речи и воображения детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Ни для кого не секрет, что проблема развития речи одна из самых острых в современном образовании, отсюда задача педагога выбрать оптимальные методы обучения и формы организации работы с детьми.Кубики ...