Оценка подготовленности дошкольников с нарушением слуха
статья по физкультуре
Целью нашего исследования был сравнительный анализ результатов физической подготовленности дошкольников с нарушением слуха и результатов их здоровых сверстников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.14 КБ |
Предварительный просмотр:
ОЦЕНКА ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Продолжающиеся процессы модернизации образования, в том числе и дошкольного, предъявляют повышенные требования к реализации личностно-ориентированного подхода в процессе воспитания и обучения.
Согласно закону «Об образовании», дошкольное образование признано первым уровнем общего образования. Таким образом, необходимо более внимательно отнестись к реализации принципа преемственности в отношении программ, реализуемых в образовательных учреждениях, в том числе программ по физическому воспитанию.
В настоящее время в дошкольных учреждениях не уменьшается количество воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Данная тенденция сохраняется и среди детей, имеющих различные нарушения слуха. При этом причины данных нарушений разнообразны по этиологии, времени возникновения, характеру проявления, наличию сопутствующих вторичных нарушений.
Полноценное развитие детей, имеющих нарушение слуха, невозможно без физического воспитания, обеспечивающего не только необходимый уровень физической подготовленности, но и коррекцию отклонений различных сфер деятельности глухого дошкольника. В этой связи, педагог, организующий двигательную деятельность, должен быть готов к организации физкультурно-образовательной среды, способствующей максимальной реализации способностей детей.
Практически у всех детей с нарушениями слуха существуют проблемы формирования двигательных функций. Однако, по мнению многих исследователей, на занятиях физической культурой с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, зачастую используются методики, неадаптированные к их особенностям, что снижает эффективность занятий физическими упражнениями.
На современном этапе совместные все большую популярность приобретают занятия здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, то есть организация инклюзивного образовательного и воспитательного процессов. В то же время, организация инклюзивного физического воспитания несет в себе определенные трудности: разработки программно-нормативных документов, изменения образовательного процесса и физкультурно—образовательной среды. В этой связи актуальным становиться вопрос о возможности использования общеобразовательных программ на занятиях по физической культуре с детьми, имеющими нарушения слуха. Особое значение приобретают в рассматриваемом ракурсе использование игрового метода.
Л.Д. Хола указывает на следующие сенситивные периоды развития у детей 4-5 лет с нарушением слуха быстроты, силы и морфологических показателей: сенситивный период развития выносливости в 5-6 лет, координационные способности (в беге и равновесии) в период от 4 до 7. Активная двигательная деятельность способствует преодолению отставания в развитии статистической устойчивости тела, функции равновесия, вестибулярного анализатора, проприорецептивной системы, физических качеств, имеющих у неслышащих детей.
Для успешности воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья необходима правильная оценка их возможностей и выявления особых образовательных потребностей. В связи с этим оценка достигнутых результатов осуществляется в ходе мониторинга, который обеспечивается комплексным подходом к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, а также позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Целью нашего исследования был сравнительный анализ результатов физической подготовленности дошкольников с нарушением слуха и результатов их здоровых сверстников. Определение физической подготовленности дошкольников проводилось с использованием ранее разработанной методики.
В исследовании приняли участие 35 детей в возрасте 67 лет (7 детей, имеющие нейросенсорную тугоухость (НСТ) 6 лет IV степенью НСТ, воспитанники ГБДОУ д/с «Кудесница» Петроградского р-на и 13детей 6-7 лет НСТ II-IV степени, из них 4детей имеют кохлеарные имплантаты, из ГДОУ д/с № 133 Выборгского р-на Санкт-Петербурга. А также 15 детей I-II групп здоровья ГБДОУ д/с № 125 Выборгского р-на Санкт-Петербурга.
Определение физической подготовленности проводилось с использованием балльной системы оценки по двум блокам тестов. Первый блок включал тесты, позволяющие оценить развитие физических качеств (ловкость, скоростно-силовые и силовые способности). Второй блок тестов позволял оценить сформированность двигательных навыков, высокий результат которых зависит от грамотного использования педагогом методик их формирования. Результаты развития физических качеств у детей обеих возрастных групп указывают на то, что практически все дети, как с нарушениями слуха, так и без них, находятся в «зоне возрастной нормы» и могут заниматься по любой программе физического воспитания, разрешенной для использования в дошкольных образовательных учреждениях (табл. 1, 2).
Таблица 1
Диагностика физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста без нарушения слуха (ГБДОУ № 125)
ФИО | Рез-т/ балл | 1 | 2 | 3 | ∑ | 4 | 5 | 6 | ∑ |
Мария (6 лет) | Рез-т | 12.1 | 125 | 25 | 10 | 5 | 50 | ||
Баллы | 4 | 3 | 2 | 9 | 2 | 5 | 5 | 12 | |
Елизавета (6 лет) | Рез-т | 12.4 | 110 | 15 | 5 | 3 | 22 | ||
Баллы | 4 | 3 | 3 | 10 | 2 | 3 | 4 | 9 | |
Светлана (6 лет) | Рез-т | 12.4 | 115 | 20 | 22 | 4 | 28 | ||
Баллы | 4 | 3 | 5 | 12 | 3 | 4 | 4 | 11 | |
Максим (6 лет) | Рез-т | 13.8 | 115 | 16 | 4 | 2 | 32 | ||
Баллы | 3 | 3 | 3 | 9 | 2 | 2 | 4 | 8 | |
Илья (6 лет) | Рез-т | 12.4 | 120 | 24 | 12 | 4 | 48 | ||
Баллы | 4 | 3 | 5 | 12 | 5 | 4 | 5 | 14 | |
Егор (6 лет) | Рез-т | 15.6 | 93 | 10 | 2 | 2 | 20 | ||
Баллы | 2 | 1 | 1 | 4 | 2 | 2 | 3 | 7 | |
Варвара (7 лет) | Рез-т | 10.6 | 140 | 27 | 38 | 5 | 59 | ||
Баллы | 5 | 5 | 5 | 15 | 5 | 5 | 5 | 15 | |
Елизавета (7 лет) | Рез-т | 13.3 | 123 | 12 | 14 | 3 | 32 | ||
Баллы | 4 | 4 | 2 | 10 | 3 | 3 | 5 | 11 | |
Кристина (7 лет) | Рез-т | 12.4 | 125 | 20 | 19 | 3 | 38 | ||
Баллы | 4 | 3 | 4 | 11 | 3 | 3 | 4 | 10 | |
ФИО | Рез-т/ балл | 1 | 2 | 3 | ∑ | 4 | 5 | 6 | ∑ |
Анастасия (7 лет) | Рез-т | 12.3 | 128 | 18 | 21 | 4 | 37 | ||
Баллы | 4 | 4 | 4 | 12 | 3 | 4 | 3 | 10 | |
Данила (7 лет) | Рез-т | 13.1 | 117 | 17 | 6 | 3 | 28 | ||
Баллы | 3 | 2 | 3 | 8 | 2 | 3 | 3 | 8 | |
Артем (7 лет) | Рез-т | 11.2 | 138 | 20 | 24 | 5 | 60 | ||
Баллы | 5 | 4 | 4 | 13 | 5 | 5 | 5 | 15 | |
Артем (7 лет) | Рез-т | 13.0 | 125 | 18 | 10 | 4 | 53 | ||
Баллы | 4 | 3 | 4 | 11 | 2 | 4 | 5 | 11 | |
Дмитрий (7 лет) | Рез-т | 14.4 | 115 | 13 | 5 | 2 | 23 | ||
Баллы | 3 | 2 | 2 | 7 | 1 | 2 | 3 | 6 | |
Александр (7 лет) | Рез-т | 11.8 | 118 | 19 | 10 | 4 | 50 | ||
Баллы | 4 | 2 | 4 | 10 | 2 | 4 | 5 | 11 |
Обозначения: 1 – Челночный бег 5х6 м (сек); 2 – Прыжок в длину с места (см); 3 – Подъем туловища в сед из И.П. лежа за 30 сек. (кол-во раз); 4 – Прыжки ч/з кор. скакалку за 30 сек. (кол-во раз); 5 – Метание малого мяча в цель из 5 попыток; 6 – Отбивание мяча удобной рукой 30 сек (кол-во раз); ∑ - Сумма баллов.
Результаты развития физических качеств одного ребенка (Рома 7 лет) с нарушением слуха, находится в «зоне риска» (2 балла), что указывает на необходимость выявить причины столь низких показателей и внести, при необходимости, коррективы в программу физического воспитания.
Диагностика физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха (ГБДОУ № 133)
ФИО | Рез-т/ балл | 1 | 2 | 3 | ∑ | 4 | 5 | 6 | ∑ |
Александра (6 лет) | Рез-т | 13.8 | 105 | 13 | 9 | 4 | 9 | ||
Баллы | 4 | 3 | 2 | 9 | 2 | 4 | 2 | 8 | |
Варя (6 лет) | Рез-т | 15.5 | 100 | 5 | 10 | 3 | 6 | ||
Баллы | 3 | 2 | 0 | 5 | 2 | 3 | 2 | ||
Кирилл (6 лет) | Рез-т | 18.0 | 87 | 7 | 5 | 2 | 3 | ||
Баллы | 1 | 1 | 0 | 2 | 3 | 2 | 1 | 6 | |
Даниил (6 лет) | Рез-т | 13.0 | 105 | 10 | 1 | 2 | 4 | ||
Баллы | 3 | 2 | 1 | 6 | 1 | 2 | 2 | 5 | |
Артур (6 лет) | Рез-т | 12.9 | 100 | 8 | 8 | 5 | 10 | ||
Баллы | 4 | 2 | 1 | 7 | 3 | 5 | 2 | 10 | |
Дмитрий (7 лет) | Рез-т | 11.2 | 110 | 11 | 15 | 3 | 26 | ||
Баллы | 5 | 2 | 1 | 8 | 5 | 3 | 3 | 11 | |
Анастасия (7 лет) | Рез-т | 13.0 | 103 | 11 | 20 | 3 | 20 | ||
Баллы | 3 | 2 | 1 | 6 | 3 | 3 | 2 | 8 | |
Софья (7 лет) | Рез-т | 12.56 | 101 | 18 | 55 | 3 | 31 | ||
Баллы | 4 | 1 | 4 | 9 | 5 | 3 | 3 | 11 | |
Андрей (7 лет) | Рез-т | 14.0 | 95 | 3 | 10 | 2 | 6 | ||
Баллы | 3 | 1 | 0 | 4 | 2 | 2 | 1 | 5 | |
Никита (7 лет) | Рез-т | 12.0 | 103 | 8 | 10 | 4 | 28 | ||
Баллы | 4 | 1 | 0 | 5 | 2 | 4 | 3 | 9 | |
Роман (7 лет) | Рез-т | 16.8 | 95 | 7 | 8 | 3 | 15 | ||
Баллы | 1 | 1 | 0 | 2 | 2 | 3 | 2 | 7 | |
Арсалан (7 лет) | Рез-т | 12.6 | 95 | 8 | 7 | 2 | 5 | ||
Баллы | 4 | 1 | 0 | 5 | 2 | 2 | 1 | 5 | |
Роман (7 лет) | Рез-т | 12.8 | 103 | 11 | 15 | 4 | 40 | ||
Баллы | 4 | 1 | 1 | 6 | 3 | 4 | 4 | 11 |
Обозначения: 1 – Челночный бег 5х6 м (сек); 2 – Прыжок в длину с места (см); 3 – Подъем туловища в сед из И.П. лежа за 30 сек. (кол-во раз); 4 – Прыжки ч/з кор. скакалку за 30 сек. (кол-во раз); 5 – Метание малого мяча в цель из 5 попыток; 6 – Отбивание мяча удобной рукой 30 сек (кол-во раз); ∑ - Сумма баллов.
Показатели сформированности двигательных навыков у всех обследованных воспитанников находятся в «зоне возрастной нормы». Это указывает на эффективность использования инструкторами по физической культуре методик и методических приемов в процессе занятий физическими упражнениями с учетом индивидуальных особенностей воспитанников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Движение по пути инклюзивного образования требует от педагогов и специалистов по физической культуре искать более эффективные подходы к реализации принципа преемственности, а также разработке программ по физической культуре с учетом особенностей развития детей, имеющих разные образовательные потребности. Полученные в исследовании результаты свидетельствуют о том, что при грамотно организованной специалистами по физической культуре физкультурно-оздоровительной работе не возникает серьезных препятствий к реализации инклюзивного физкультурного образования детей с нарушением слуха и их здоровых сверстников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сущность подготовительного периода обучения чтению дошкольников с нарушением слуха.
В статье раскрыты психологические аспекты процесса чтения. Рассматриваются два этапа обучения чтению дошкольников с нарушением слуха: первый...
Пути и средства активизации речевого общения у дошкольников с нарушением слуха.
В статье освещается теоретический и психологический аспекты коммуникативной системы обучения языку неслышащих детей. Развитие всех видов речевой деятельности и правильное их сочетание...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для дошкольников с нарушением слуха
Задачи:Коррекционно-образовательная: закрепление числа и цифры 7, знаков «<», «>», «=»; упражнение в решении примеров на сложение и вычитание.Коррекционно-развивающая: Развитие слухового в...

«Влияние речевой ритмики на формирование произносительных навыков дошкольников имеющих нарушения слуха»
В дошкольный период особое место занимает использование речевой ритмики как одного из эффективных приемов работы над произносительной стороной речи. Он основан на обучении детей подражанию крупн...
Формирование самостоятельных умений старших дошкольников с нарушениями слуха.
Из опыта работы с детьми, имеющие нарушения слуха 4 года обучения....

Поделимся опытом работы с родителями дошкольников с нарушением слуха.
В материале обобщен опыт работы педагогов группы с родителями детей с нарушением слуха. Так как 90 процентов родителей также имели нарушение слуха, то перед педагогами стояла непростая задача: и...

Обобщение опыта работы по теме: "Игровая деятельность дошкольников с нарушением слуха".
В материале представлен опыт работы педагогов МБДОУ по актуальной теме: "Игровая деятельность дошкольников с нарушением слуха". Описаны направления деятельности и пути решения поставленных педагогами ...