Поделимся опытом работы с родителями дошкольников с нарушением слуха.
материал на тему
В материале обобщен опыт работы педагогов группы с родителями детей с нарушением слуха. Так как 90 процентов родителей также имели нарушение слуха, то перед педагогами стояла непростая задача: использование нестандартных эффективных форм взаимодействия, использование интересных наглядных и активных форм работы с семьей. Опыт показывает как проходило включение родителей в образовательный процесс группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Из опыта работы с родителями неслышащих дошкольников. | 60.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Поделимся опытом
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
ПЕДАГОГОВ МБДОУ № 486
КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА
Мир глухих и слышащих – один мир или два? Мы всё чаще говорим об интегрированном образовании неслышащих детей. Готовы ли слышащие взаимодействовать с ними как с равными себе? Тема сложная и очень противоречивая. Глухие родители живут в своём мире, глухое потомство – это наследственность, которая не страшит их. В последние десятилетия плохая экология, ряд объективных и субъективных причин сильно влияют на рождаемость, количество детей с ОВЗ увеличивается, и дети с нарушением слуха занимают не последнее место. Для слышащих родителей неслышащий ребёнок это огромный удар. Большинству из них очень трудно понять и принять это. Малыш растёт, а у родителей психологическая травма. Часто такие семьи распадаются, это удар и в первую очерёдь по малышу.
Взяв новую ясельную группу и проанализировав родительский состав мы были удивлены - количество глухих родителей и слышащих сравнялось. Перед нами встала непростая задача как сделать так , чтобы эти разные мамы и папы стали «одной семьёй» и не только на те пять лет , которые дети будут посещать ОУ. Потом школа, взрослая жизнь, но азы понимания, любви, уважения закладываются гораздо раньше.
Поэтому, думая о том, как построить свою работу с такими разными родителями, мы старались дать им почувствовать – нет отдельного мира глухих и слышащих, есть один мир добра, взаимопонимания, поддержки. Мир, к которому надо стремиться всем вместе, ведь в нём жить нашим детям.
Наблюдая, за отношениями между родителями в первые дни мы отметили, что они с недоверием смотрят друг на друга, ведут себя отчуждённо. Это в большей степени касалось слышащих мам и пап. Глухим родителям было проще. Они сами ходили в наш детский сад. Вновь встретили своих воспитателей и учителей – дефектологов, да и между собой они были знакомы. А вот каждая слышащая семья была обособлена.
Первое углублённое знакомство с родителями и педагогами происходит на собрании, и наше знакомство не являлось исключением. Но как сделать так, чтобы оно было интересным, не принуждённым. И здесь очень помог опыт воспитателя и смелые, интересные идеи молодого педагога. Собрание было решено провести в виде чаепития за большим круглым столом. Учитывая особенности речевого общения родителей, мы предложили им не только рассказать о себе, своих увлечениях, но и сделать небольшие графические зарисовки. Родителям очень понравилась эта идея, т. к. многие глухие родители испытывают стеснение в общении со слышащими людьми. Мы тоже приняли активное участие , рассказав о том чем мы живём вне работы, о наших увлечениях. Это помогло не только нам лучше узнать интересы, увлечения, возможности родителей, но и родители нашли своих единомышленников. Они поняли, что кроме наших малышей их ещё многое объединяет.
Теперь нам было легче выстроить работу с нашими родителями, сделать её интересной, увлекательной, нужной каждому и всеем.
Для того ,чтобы процесс взаимодействия родителей к педагогам и друг другу прошёл как можно быстрей, в группе появился почтовый ящик: «Спроси , ответим» . Родители стесняясь задать вопрос быстро включились в переписку. Ответы на интересующие вопросы они могли увидеть в папках – передвижках на которых размешалась информация не только педагогами , часто ответы могли дать и бабушки, да и сами родители , ведь у нас были семьи в которых уже были старшие дети. Видя, что их проблемы важны для нас – педагогов они уже не стеснялись задавать их прямо. Для решения накопившихся вопросов мы стали проводить маленькие диспуты: «Ищем правильное решение». И пусть не каждый родитель воспользовался советом, все с желанием принимали в них участие. На наши мини –заседания стали приходить и бабушки. Они тоже спрашивали, давали советы, делились опытом. Наши бурные споры нас сблизили, и родители уже не стеснялись, они научились понимать друг друга с полуслова с полужеста. Мамы, папы, бабушки настолько объединились, что совместные походы, экскурсии, участие в конкурсах, театрализованных представлениях, подготовка к праздникам, стали просто смыслом их жизни. Они активно вовлекали друг друга в новые формы работы с детьми – катание на лошадях, посещение занятий в музыкальной школе.
Теперь без внимания родителей не оставались никакие события . Вместе мы поздравляли с днём рождения не только наших малышей, хорошей привычкой стали и поздравления родителей с праздниками, пополнением семьи. В трудные минуты родители все как одна большая семья приходили друг другу на помощь.
Родители настолько сплотились и воодушевились желанием дать своим детям как можно больше , были полны новыми предложениями и идеями, что порой нам казалось – нам не хватит сил и времен осуществить всё задуманное. Мы часто слышим, что родители неохотно приходят на собрания. Явка наших родителей была, не только 100%, они сами интересовались, когда оно будет. Ведь готовясь к каждому собранию, мы старались выбрать не только интересную, нужную тему, мы продумывали её части. Родители получали не только теоретические знания, они активно включались в практическую работу, помогая и поддерживая друг друга.
Пять лет пробежало, наши дети выросли. Тетерь они ученики . И пусть они учатся, в разных школах у нас получилось, то к чему мы стремились – глухие и слышащие родители стали «одной семьёй». Наша работа объединила глухих и слышащих родителей для совместного решения общей и главной задачи – воспитания ребёнка полноценным членом общества. Родители стремятся дать ему всё то, что даётся слышащему ребёнку.
Составители:
Учитель-дефектолог – Панова Т.Ю.
Воспитатель – Рябова Н.Б.
МБДОУ детский сад № 486
компенсирующего вида
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с родителями детей с нарушениями слуха
О работе с родителями детей с нарушениями слуха...
Использование речевой ритмики в работе над произношением дошкольников с нарушенным слухом
Консультация для родителей...
Использование речевой ритмики в работе над произношением дошкольников с нарушенным слухом
Консультация для родителей...
Обобщение опыта работы "Развитие у дошкольников с нарушением зрения навыков изобразительной деятельности"
На непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности в детском саду, ребенок делает первые шаги в мир прекрасного, пытается сам его создавать. Задачей предмета изобразительн...
Статья "К вопросу о взаимодействии педагога и родителей дошкольников с нарушением слуха"
В статье раскрываются проблемы взаимодействия со стороны родителей детей с нарушением слуха и со стороны специалистов, работающих с этими детьми. В статье обозначены основные направления и ...
Презентация к опыту работы "Обучение грамоте дошкольников с нарушениями речи"
презентация к ообщенному опыту работы по теме: "Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи"...
Обобщение опыта работы с родителями дошкольников с нарушениями речи
Опыт работы с родителями...