Интеграция элементов здоровьесберегающих технологий и детского фитнеса в образовательную систему ДОУ
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа) по теме

Куманина Светлана Сергеевна

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Дошкольный возраст в развитии ребенка – это период, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития и культуры движений. От того, как организовано воспитание и обучение ребенка, какие условия созданы для его взросления, для развития его физических и духовных сил, зависит развитие и здоровье в последующие годы жизни.

Систематическая досуговая работа по физкультуре способствует укреплению здоровья детей. Без досуговой деятельности не может быть полноценной работы по формированию двигательной активности. Она создает предпосылки для привлечения к регулярным занятиям дошкольников, еще не охваченных ей, содействует воспитанию высоких моральных качеств, становится эффективным средством активного отдыха.

Возраст детей 6-7 лет благоприятен для развития их двигательных способностей на занятиях физической культурой. Эти способности реализуются в их физической активности. В этом возрасте дети успешно развивают ранее неизвестные им двигательные функции и навыки, получают основы культуры движений и основы здорового образа жизни. Двигательные способности ребенка в этом возрасте при регулярных занятиях физкультурой развиваются высокими темпами, так как для детей движение является естественной потребностью.

У детей старшего дошкольного возраста еще не развита способность концентрации внимания на изучаемом явлении, они часто отвлекаются на внешние раздражители,  не способны долго удерживать внимание на объекте. Также, их мышление отличается наглядно-образным характером. Оно неотделимо от восприятия конкретных особенностей изучаемых явлений. У дошкольников появляются трудность в усвоении понятий, отличающихся большой абстрактностью, так как, кроме словесного выражения, они не связаны с конкретной действительностью.

Актуальность:

Сохранение и укрепление здоровья старших дошкольников – одна из актуальнейших тем нашего времени. Данные научных исследований показывают, что за последнее время число здоровых детей среди поступающих в первый класс не более 20%. С каждым годом растет число детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельности органов дыхания. Снижается сопротивляемость организма  различного рода заболеваниям.

В связи с этим, становится важным поиск эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека.

С целью профилактики различных заболеваний у детей дошкольного возраста были разработаны комплексы, включающие упражнения оздоровительного танца, пальчиковую гимнастику, упражнения самомассажа, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз.

Гипотеза: было сделано предположение, что освоение данных комплексов поможет естественному развитию организма ребенка, морфологическому и функциональному совершенствованию и коррекции его отдельных органов и систем, профилактике различных заболеваний.

Объект: досуговая деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Предмет: применение комплексов здоровьесберегающих технологий  детского фитнеса на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель: содействие всестороннему развитию физических и духовных сил занимающихся.

Задачи:

  1. Оптимизация роста и развития опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия);
  2. Развитие и функциональное совершенствование органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма, а также коррекция речи и зрения;
  3. Совершенствование психомоторных способностей: развитие мышечной силы, подвижности в различных суставах (гибкости), выносливости, скоростных, силовых, координационных способностей, а также мелкой моторики рук.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №37 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Интеграция элементов здоровьесберегающих технологий и детского фитнеса в образовательную систему ДОУ

Инструктор по физической культуре ГБДОУ№37

Ефимова Светлана Сергеевна

Санкт-Петербург

2018

Оглавление

Введение…………………………………………………………...…………..….31. Характеристика форм занятий физической культурой…………………..…5

1.1. Физкультурные занятия……………………………………………....…5

1.2. Досуговая деятельность………………………………………………...6

2. Здоровьесберегающие технологии и фитнес……………………………..6

3. Психофизические особенности детей старшего дошкольного возраста….8

3.1. Физиологические особенности………………………………………...9

3.2. Психологические особенности…………………………………….......11

3.1 Применение средств физического воспитания в досуговой деятельности........................................................................................................11

Заключение……………………………………………………………………….14

Список литературы………………………………………………………………15

Приложение……………………………………………………………………..16

Введение

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Старший дошкольный возраст в развитии ребенка – это период, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития и культуры движений. От того, как организовано воспитание и обучение ребенка, какие условия созданы для его взросления, для развития его физических и духовных сил, зависит развитие и здоровье в последующие годы жизни.

Систематическая досуговая работа по физкультуре способствует укреплению здоровья детей. Без досуговой деятельности не может быть полноценной работы по формированию двигательной активности. Она создает предпосылки для привлечения к регулярным занятиям дошкольников, еще не охваченных ей, содействует воспитанию высоких моральных качеств, становится эффективным средством активного отдыха.

Возраст детей 6-7 лет благоприятен для развития их двигательных способностей на занятиях физической культурой. Эти способности реализуются в их физической активности. В этом возрасте дети успешно развивают ранее неизвестные им двигательные функции и навыки, получают основы культуры движений и основы здорового образа жизни. Двигательные способности ребенка в этом возрасте при регулярных занятиях физкультурой развиваются высокими темпами, так как для детей движение является естественной потребностью.

У детей старшего дошкольного возраста еще не развита способность концентрации внимания на изучаемом явлении, они часто отвлекаются на внешние раздражители,  не способны долго удерживать внимание на объекте. Также, их мышление отличается наглядно-образным характером. Оно неотделимо от восприятия конкретных особенностей изучаемых явлений. У дошкольников появляются трудность в усвоении понятий, отличающихся большой абстрактностью, так как, кроме словесного выражения, они не связаны с конкретной действительностью.

Сохранение и укрепление здоровья старших дошкольников – одна из актуальнейших тем нашего времени. Данные научных исследований показывают, что за последнее время число здоровых детей среди поступающих в первый класс не более 20%. С каждым годом растет число детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельности органов дыхания. Снижается сопротивляемость организма  различного рода заболеваниям.

В связи с этим, становится важным поиск эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека.

С целью профилактики различных заболеваний у детей дошкольного возраста были разработаны комплексы лечебной физической культуры (ЛФК) и детского фитнеса. Они включают упражнения оздоровительного танца, пальчиковую гимнастику, упражнения самомассажа, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз.

Гипотеза: было сделано предположение, что освоение данных комплексов поможет естественному развитию организма ребенка, морфологическому и функциональному совершенствованию и коррекции его отдельных органов и систем, профилактике различных заболеваний.

Объект: досуговая деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Предмет: применение комплексов ЛФК и детского фитнесса на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель: содействие всестороннему развитию физических и духовных сил занимающихся.

Задачи:

  1. Оптимизация роста и развития опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия);
  2. Развитие и функциональное совершенствование органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма, а также коррекция речи и зрения;
  3. Совершенствование психомоторных способностей: развитие мышечной силы, подвижности в различных суставах (гибкости), выносливости, скоростных, силовых, координационных способностей, а также мелкой моторики рук.
  1. Характеристика форм занятий физической культурой

Под формами занятий физической культурой следует понимать способы организации учебно-воспитательного процесса. Каждая из этих форм характеризуется определенным типом взаимосвязи преподавателя и занимающихся, а так же соответствующими условиями занятий.

Занятия физической культурой могут иметь разнообразные формы. Задачи и содержание педагогического процесса изменяются в зависимости от возрастной категории, физического состояния, пола и интересов занимающихся. Кроме того, эти занятия в детском саду подразделяются на физкультурные и досуговые.

Содержанием занятий в физическом воспитании детей является деятельность, включающая освоение теоретических знаний и выполнение физических упражнений с целью решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.

1.1. Физкультурные занятия

Физкультурные занятия обеспечивают упорядоченное формирование знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста.

Занятия физической культурой проводятся преподавателями по государственным программам, так как физкультура является обязательным предметом в детском саду и различаются по своей направленности, содержанию, задачам, составу занимающихся и условиям проведения.

1.2. Досуговая деятельность

Занятия физической культурой в досуговой деятельности проводятся с целью укрепления и восстановления здоровья, повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков, также с целью активного отдыха. К таким занятиям  относятся занятия малых, крупных и соревновательных форм.

  1. Малые формы занятий физической культуры – это вводная и утренняя гимнастика, физкультпауза, физкультминутка и микропауза. Эти занятия характеризуются кратковременностью.
  2. Крупные формы занятий физической культурой – это самостоятельные тренировочные занятия, «Дни здоровья», общая физическая подготовка (ОФП).

Занятия крупных форм характеризуются относительной продолжительностью.

3.Соревновательные формы занятий физической культурой – это спортивные соревнования, эстафеты, подвижные игры, спортивные игры. Эти занятия характеризуются определенными правилами состязаний, наличием судей, спортивного инвентаря и специально оборудованных спортивных площадок и помещений.

Цель досуговой деятельности  состоит в содействии успешному овладению программы по предмету «Физическая культура». Также эти занятия обеспечивают здоровый, активный, содержательный отдых детей дошкольного возраста.

  1. Здоровьесберегающие технологии  и детский фитнес

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:

  • формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
  • организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:  

  • закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
  • повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
  • проведение профилактической оздоровительной работы;
  • ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
  • мотивация детей на здоровый образ жизни;
  • формирование полезных привычек;
  • формирование валеологических навыков;
  • формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
  • воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Детский фитнес включает большое разнообразие оздоровительных комплексных программ. Приоритет оздоровительно-профилактической направленности программ детского фитнеса определяются обилием проблем с состоянием здоровья у детей и подростков. Их основу составляет использование физических нагрузок с целью оздоровления, физического развития, повышения физической подготовленности и раскрытия внутреннего потенциала ребёнка как личности, как сторонника здорового образа жизни.

Детский фитнес — это  сочетание различных общеукрепляющих упражнений. Занятие может включать в себя, как упражнения на осанку, так и упражнения с предметами, хореографию,  и другие виды физической активности. 

В первую очередь, детский фитнес — это спортивная программа, разработанная с учетом физической подготовки и возраста ребенка. На занятиях детским фитнесом дети не только развивают ловкость и гибкость, но и выплескивают накопившуюся энергию, играя с другими детьми.

На таких занятиях царит непринужденная обстановка, свобода движения, возможность отступления от правил, бесконечность вариаций со спортивно-игровым оборудованием. Занятия элементами фитнеса создают благоприятные условия не только для физического, но и психомоторного развития дошкольников. Дети с удовольствием выполняют все задания, развивающие активность, самостоятельность,  творческий подход и интерес к занятиям физкультурой.

  1. Психофизические особенности детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте для детей характерны слабость и инертность нервной системы. В дошкольном возрасте, по мере взросления,  увеличиваются выносливость и подвижность нервной системы. Дети очень возбудимы, впечатлительны, эмоциональны, медлительны, не владеют чувством времени. Все это приводит к быстрой утомляемости, к нервным перегрузкам и к снижению работоспособности. Перечисленные особенности усугубляются индивидуальными психофизическими данными детей. Например, при повышенной физической и умственной нагрузке возможны бурные эмоциональные реакции, даже плач, и хаотичность двигательной деятельности у одних детей, заторможенность и осторожность у других детей. У некоторых детей обнаруживается невозможность длительной концентрации внимания, что затрудняет выполнение определенного задания, требующего повышенного умственного напряжения. Иногда наблюдается невозможность ребенка сосредоточиться в условиях внешних раздражителей (Стоунс Э., 1084).

В дошкольном возрасте еще не развиты коммуникативные навыки детей. Часто наблюдаются сложности в общении между детьми в коллективе.  Совместные спортивные занятия в досуговой  способствуют развитию коммуникабельности детей.

3.1.Физиологические особенности

Физиологические особенности детей 6-7 лет сильно отличаются от развития детей более старшего возраста. Показатели развития, физические пропорции мальчиков и девочек примерно одинаковы. У детей этого возраста наблюдается сильный рост (ежегодно на 4-5 см), формируется структура тела, увеличивается вес (на 2-2,5 кг за год) (Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов, 2003).

Во время активной физической деятельности иногда наблюдается затруднение и задержка  дыхания у детей младшего школьного возраста из-за несовершенства функций дыхания (слабая дыхательная мышца, дыхание относительно учащенное и поверхностное). Это вызывает уменьшение насыщения крови кислородом, поэтому, при занятиях физической культурой надо согласовывать дыхание с движением ребенка. Во время занятий физкультурой с детьми необходимо обучение их правильному дыханию (В.П.Филин, 1972).

Для младшего школьного возраста характерна легкая возбудимость сердца, иногда наблюдается аритмия. Систематические занятия физической культурой на урочных и неурочных занятиях способствуют совершенствованию развития функций сердечно-сосудистой системы.

Дети лучше развиваются физически при систематических занятиях физическими упражнениями. Но излишне тяжелая физическая нагрузка или недостаточный отдых ухудшают обмен веществ и могут замедлить рост и развитие ребенка. Поэтому преподавателю надо уделять большое внимание планированию физической нагрузки и расписанию занятий с младшими школьниками. Большое значение для роста детского организма имеет формирование органов движения (костного скелета, мышц, сухожилий и связочно-суставного аппарата).

У детей младшего школьного возраста мышцы еще слабы, особенно мышцы спины и шеи. Они не способны длительно поддерживать тело в правильном положении, что приводит к нарушению осанки. Детские мышцы имеют тонкие волокна, содержат небольшое количество белка и жира. Мышцы туловища слабо фиксируют позвоночник в статических позах.

Кости скелета детей 6-8 лет, особенно позвоночника, легко поддаются воздействию внешним факторам, например, при неправильном положении за партой, при большой и неравномерной физической нагрузке. Из-за этого часто нарушается осанка детей, возникает ассиметричное положение тела (искривление позвоночника, сколиоз) (Пенькова И.А., 2000).

Следовательно, при занятиях физической культурой важно уделять особое внимание симметричному развитию мышц туловища и конечностей, формированию правильной осанки детей. Также, необходимо симметричное развитие мышц туловища ребенка для создания «мышечного корсета» и предотвращение бокового искривления позвоночника. Необходимы различные физические упражнения, развивающие все группы мышц детей, что способствует формированию правильной осанки. При достаточном количестве движений, физической нагрузки, мышечная система у детей младшего школьного возраста интенсивно развивается, увеличивается объем мышц и их сила.

Например, существуют следующие физические упражнения, развивающие мышечную систему у детей: бег развивает мышцы ног и туловища; метание мяча развивает мышцы верхних конечностей и туловища; плавание развивает в большей степени мышцы рук и спины. Также, плавание формирует правильную осанку, предупреждает и исправляет некоторые дефекты позвоночника. Занятия танцами развивает вестибулярный аппарат.

  1. Психологические особенности

У старших дошкольников идет морфологическое развитие нервной системы, рост, структурная дифференциация нервных клеток. Также в этом возрасте формируются основные типы «замыкательной» деятельности коры больших полушарий головного мозга, которые лежат в основе индивидуальных психологических особенностей интеллектуальной и эмоциональной деятельности детей.

У детей 6-7 лет память имеет наглядно-образный характер: они лучше запоминают внешние особенности изучаемых предметов, чем их логическую смысловую сущность. Кроме того, существуют трудности в представлении общей структуры явлений, в связывании отдельных частей изучаемого явления. Запоминание у детей носит механический характер, основанный на силе впечатления или на многократном повторении. Поэтому, процесс воспроизведения заученного у них отличается неточностью, ошибками, кратковременностью запоминания.

Дети часто забывают то, что было ими изучено 1-2 месяца назад. Из этого следует необходимость систематического повторения пройденного учебного материала.

  1. Применение средств физического воспитания в досуговой деятельности

Занятия проводятся на базе Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №37 Комбинированного вида Василеостровского района Санкт-Петербурга в подготовительной группе с 5 декабря 2017 года. Всего в детском саду 5 групп: первая младшая группа, младшая группа, средняя группа, I логопедическая группа (старшая группа), II логопедическая группа (подготовительная группа). Наполняемость подготовительной группы составляет 19 человек.

Занятия проводятся во второй половине дня в досуговой деятельности один раз в неделю.

На ЛФК и детский фитнес ходят 19 человек. Все занимающиеся – мальчики и девочки, возраст которых 6 – 7 лет. Можно сказать, что посещаемость сто процентная, дети отсутствуют редко по болезни или иным причинам.

На занятиях используются комплексы упражнений оздоровительного танца, пальчиковой гимнастики, упражнения самомассажа, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, которые по мере изучения усложняются. Подробное описание комплексов упражнений представлено в Приложениях 1-4.

Занятия проводятся в основном по урочному типу и состоят из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. В каждой из них применялся широкий круг целенаправленных упражнений.

Примерный план график проведения занятий  в подготовительной группе  представлен в Таблице 1.

Таблица 1

График проведения занятий «ЛФК и детский фитнес» в подготовительной группе

В подготовительной части занятий содержатся упражнения, способствующие подготовке организма к физическим нагрузкам, содержащимся в основной части.

Основной целью является создание наилучших физиологических условий для работы всех функций организма при активной физической деятельности в основной части занятия.

Главной задачей является обеспечение постепенной подготовки сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также нервно-мышечного аппарата к предстоящей мышечной работе.

В подготовительной части занятия заключается организация группы, построение, общеразвивающие упражнения в движении, ходьбу и бег различной интенсивности. Подготовительная часть занимает в среднем 7 минут при общей длительности всего занятия 30 минут.

Основная часть занятий направлена на приобретение и формирование различных двигательных и теоретических знаний, умений и навыков. В основной части содержатся танцевальные упражнения, пальчиковая гимнастика, упражнения самомассажа, направленных на развитие физических качеств занимающихся. По мере изучения упражнения в комплексах усложнялись.

Обучение на этих занятиях сопровождалось объяснением и показом преподавателя физической культуры, а закрепление выполнялось занимающимися под счет и объяснение без показа преподавателя. На основную часть отводится в среднем 20 минут.

В заключительной части занятий содержатся  несложные упражнения на координацию, медленная ходьба, дыхательная гимнастика, упражнения на расслабление мышц.

Основная цель – уменьшение физической нагрузки и тонуса организма, восстановление дыхания после активной двигательной деятельности занимающихся в основной части занятия. Заключительная часть занимает в среднем 3 минуты.

Данные комплексы могут применяться как на физкультурных занятиях, так и в досуговой деятельности и интегрироваться во все образовательные области. Также, комплексы могут применяться и вместе, и по частям.

Заключение

Досуговая деятельность у детей дошкольного возраста является необходимой составляющей учебно-воспитательного процесса. Лечебная физическая культура и детский фитнесс укрепляют и восстанавливают здоровье детей, сохраняют и повышают их работоспособность, развивают физические качества, совершенствуют двигательные навыки и способствуют развитию коммуникативных навыков.

Основной целью досуговой деятельности с дошкольниками является организация их занятий таким образом, чтобы достигался оздоровительный эффект.

Конечной целью использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью. 

Список литературы

  1. Боген, М.М. Обучение двигательным действиям. – М.: Физическая культура и спорт, 2005. – 234 с.  
  2. Борисенко, М.Г. Наши пальчики играют / М.Г.Борисенко – Екатеринбург, 2005. – 46 с.
  3. Казакевич, Н.В.,  Сайкина, Е.Г., Фирилева, Ж.Е. Ритмическая гимнастика: методическое пособие. — СПб.:  Познание, 2001. – 104 с.
  4. Петренкина, Н.Л. Современные подходы к оценке физического состояния дошкольников / Н.Л. Петренкина, С.О. Филиппова – СПб.: 2012. – 294 с.
  5. Филиппова, С.О. К вопросу о программах физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ / С.О. Филиппова  – СПб.: Дошкольное воспитание, 1999. –  36 с.
  6. Фирилева, Ж.Е., Сайкина, Е.Г. Фитнес-данс: лечебно-профилактический танец: учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детсво-пресс, 2014 – 46 с.
  7. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студ. вузов / И.В.Шаповаленко. – М. : Гардарики, 2007. – 349 с.
  8.   Шебеко, В.Н. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях / В.Н. Шебеко, В.А. Шишкина, Н.Н. Ермак. – Минск, 1998. – 184 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Комплекс № 1. Упражнения самомассажа.

Самомассаж пальчиков может применяться для снятия напряжения мышц пальцев и всей руки. Его можно выполнять отдельно для каждой фаланги , всей кисти, предплечья и плеча с помощью разминания, растирания мышц, хлопков в ладоши, похлопывания и вибрации отдельных частей руки. Самомассаж снижает усталость, усиливает кровообращение, что улучшает питание мышц и способствует быстрому восстановлению работоспособности пальцев и всей руки.

  1. Растереть ладони. Круговыми движениями правой руки помассировать тыльную сторону левой руки, положив ее на солнечное сплетение. Скручивающими движениями от основания пальца до ногтевой фаланги помассировать каждый палец на левой руке. Поглаживая, с усилием помассировать левое предплечье: вверх по тыльной стороне, вниз по ладони. Зажав лучезапястный сустав левой руки, правой рукой растирать его (2-3 скручивающих движения – «крапивка»). Выполнить круговые движения в лучезапястном, локтевом и плечевом суставах левой руки. Встряхивающими движениями расслабить левую руку. Опустить ее вниз, почувствовать в ней тепло и легкость. Такой же массаж выполнить левой рукой, массируя правую.
  2. Ребром ладони правой и левой руки массировать шею движениями навстречу друг другу («пиление» воротниковой зоны).
  3. Ребром ладони правой руки массировать левое плечо и наоборот («пиление по погону»).

«Разотру ладошки сильно»

Разотру ладошки сильно,

каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну.

Растирание ладоней; захватить каждый пальчик у основания и выкручивающим движением дойти до ногтевой фаланги.

Затем руки я помою,

«Моют» руки.

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Пальцы в «замок».

Выпущу я пальчики,

Пусть бегут как зайчики.

Пальцы расцепить и перебирать ими.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Комплекс №2. Дыхательная гимнастика.

Все физические упражнения связаны с функцией дыхания, поэтому любые виды физической культуры можно считать дыхательной гимнастикой, в том числе бег, лыжи, плавание и т.д. Дыхательная гимнастика – специальные упражнения для развития дыхательной мускулатуры.

На сегодняшний день ни один вид физической активности не обходится без упражнений на дыхание. Поэтому, очень важно учиться дышать правильно.

«Поехали!»

Завели машину –

Вдох

Ш-Ш… Ш-Ш…

Выдох

Накачали шину –

Вдох

Ш-Ш… Ш-Ш…

Выдох

Улыбнулись веселей

Вдох

И поехали быстрей

Ш-Ш… Ш-Ш…

Выдох

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Комплекс №3. Гимнастика для глаз.

Глаза, как и любой орган, нуждаются в покое и расслаблении. Глазные мышцы уплощают глаз при рассмотрении удаленных объектов и удлиняют его в оси при рассмотрении близкорасположенных объектов. Только напряжение мышц мешает глазу изменять свою форму. Этот недостаток стараются компенсировать очками, которые выполняют функцию глазных мышц. В результате глазные мышцы ослабевают еще больше, так как функция их утрачивается. Значит, глазные мышцы необходимо не только вовремя напрягать или расслаблять, но и тренировать специальными физическими упражнениями.

У детей зрительные функции податливы для воздействия и могут быть восстановлены специальными упражнениями для глаз. Такая гимнастика для глаз не имеет никаких противопоказаний, ее выполнение не должно утомлять глаза. Самое главное – тренировать их регулярно, понемногу и постепенно и чтобы это вошло в привычку.

«Вальс для глаз»

Упражнение направлено на укрепление и развитие мышц глаз.

И.п. – сидя или стоя, ноги врозь, все движения глазами сопровождаются движениями пальцев рук. Темп выполнения может быть более медленным. Музыка может быть фоном для упражнения.

  1. 1 – 4 из-за такта дугою книзу правую руку подвести влево ну уровень горизонтали (25-30 см) и медленно перевести руку вправо, следить глазами за правым указательным пальцем, голова неподвижно прямо, в конце правую руку вниз.

5 – 8 то же, только левую руку подвести вправо, перевести влево, следить глазами за левым указательным пальцем.

  1. Повторить движения счета 1-8 1-й части
  2. 1 – 4 правую руку вверх по средней линии лица (25-30 см от глаз), поднять глаза кверху, смотреть на указательный палец правой руки, голова неподвижно, прямо

5 – 8 правую руку вниз, опустить глаза вниз, смотреть на указательный палец правой руки, голова неподвижно, прямо

  1. Повторить движения счета 1-8 3-й части, сопровождая движения глаз левой рукой
  2. 1 – 4 правую руку поднять в сторону-кверху, глаза отвести по диагонали в правый верхний угол, смотреть на правый указательный палец, голова неподвижно, прямо

5 – 8 правую руку согнуть, опустить кисть на уровень груди, глаза опустить, смотреть на правый указательный палец, голова неподвижно, прямо

  1. 1 – 4 левую руку опустить в сторону – книзу, глаза отвести по диагонали в левый нижний угол, смотреть на левый указательный палец, голова неподвижно, прямо

5 – 8 левую руку согнуть, поднять кисть на уровень груди, смотреть на левый указательный палец, голова неподвижно, прямо

  1. 1 – 8 часто моргать (на каждый счет закрыть и открыть глаза), кисти рук на уровне глаз, с боковых сторон перебирать пальцами в такт морганию
  2. 1 – 2 крепко закрыть глаза, пальцы в кулак

3 – 4 открыть глаза, пальцы в стороны, кисть раскрыть

5 – 8 повторить движения счета 1-4

  1. 1 – 4 круговое движение рук перед лицом (25-30 см от глаз) в правую сторону с круговыми движениями глаз, смотреть на кисти рук, голова неподвижно, прямо
  1. – 8 повторить движения счета 1-4
  1. 1 – 8 то же, что в части 9, только в другую сторону

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Комплекс №4. Оздоровительный танец.

Танцы и танцевальные упражнения могут быть одним из наиболее эффективных средств тренировки детского организма. Они используются как средство тренировки и расслабления, эмоциональной разрядки, снятия физического и нервного напряжения, развития ритмичности и координации движений. Танцевальные упражнения могут применяться в начале занятия для общего «разогревания» организма и подготовки его у предстоящей работе, а также с лечебными целями. Танцы являются хорошим средством борьбы с гиподинамией, оказывают благоприятное воздействие на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы организма, позволяют поддержать гибкость позвоночника, содействуют подвижности в суставах и развивают выносливость.

Упражнение направлено на развитие подвижности в различных суставах. Характер упражнения танцевальный, образно-игровой.

«Заигрыш»

I

  1. И.п. – основная стойка, руки полусогнуты в стороны.

1 – носки вправо, руки полусогнуты в стороны

2 – носки влево

3 – 4 повторить движения счета 1-2

5 – 8 повторить движения счета 1-4

  1. 1 – пятки вправо, руки полусогнуты в стороны.

2 – пятки влево

3 – 4 повторить движения счета 1-2

5 – 8 повторить движения счета 1-4

II

  1. 1 – шаг вправо, правое плечо вверх, левое плечо вниз; руки полусогнуты вниз

2 – приставить левую ногу к правой, правое плечо вниз, левое плечо вверх, руки согнуты вниз

3 – 4 повторить движения счета 1-2

Повторить движения счета 1-4

  1. Повторить движения в другую сторону с другой ноги.
  2. 1 – 2 шаг правой ногой вправо с кругом правого плеча вперед, руки свободно вниз

3 – 4 с небольшим приставлением левой ноги к правой шаг этой ногой влево с кругом левого плеча вперед; руки свободно вниз

5 – 6 с небольшим приставлением правой ноги к левой, повторить счет

7 – 8 повторить движения счета 2

  1. 1 – приставить правую ногу к левой в полуприсед, руки согнуть, локти отвести резко назад

2 – в полуприседе локти отвести резко вперед

3 – в полуприседе локти отвести резко назад

4 – повторить движения счета 2

5 – 8 повторить движения счета 1-4

  1. 1 – в полуприседе левую ногу в сторону на пятку, предплечья в стороны, прогнуться

2 – в полуприседе приставить левую ногу к правой, ладони на живот, локти отвести резко вперед, согнуться

3 – 4 повторить движения счета 1-2 с другой ноги

5 – 8 повторить движения счета 1-4

  1. 1 – 2 встать с двумя пружинистыми сгибаниями левого колена вперед, левую руку на левое бедро с двумя пружинистыми толчками бедра, правую руку в сторону с двумя сгибаниями-разгибаниями в сторону

3 – 4 повторить движения счета 1-2 в другую сторону с другой ноги и руки

5 – 8 повторить движения счета 1-4

  1. 1 – полуприсед, руки на колени

2 – разогнуть ноги с небольшим нажимом рук на колени

3 – 4 повторить движения счета 1-2

5 – 8 повторить движения счета 1-4

III

  1. Повторить часть I

«Постирушки»

И.п. – основная стойка

  1. 1 – 2 с полуповоротом направо полуприсед на левой ноге, правую вперед на носок с двумя движениями, имитирующими стирку белья на стиральной доске вдоль правой ноги

3 – 4 прыжком встать в пол поворота налево от основного направления, повторить движения счета 1-2 с другой ноги

5 – 8 повторить движения счета 1-4

  1. 1 – 4 приседая на каждый счет, увести колени вправо, влево, вправо, влево; а руки, имитирующие полоскание, в противоположную сторону

5 – 8 вставая, повторить движения ног и рук счета 1-4

  1. 1 – 2 при стойке на обеих ногах два пружинистых сгибания левой; руки согнуты вперед, кисти в кулак – правый над левым, дважды имитировать движения выжимания белья

3 – 4 повторить движения счета 1-2 с другой ноги, поменяв положение кистей – левый кулак над правым.

5 – 6 повторить движения счета 1-2

7 – 8 повторить движения счета 3-4

  1. 1 – 2 стойка руки взмахом вверх

3 – 4 полуприсед, руки расслабленно вниз

5 – 6 повторить движения счета 1-2

7 – 8 повторить движения счета 3-4

  1. 1 – встать, левую ногу на полшага влево, левую руку верх с движением пальцами, имитирующими закрепление белья прищепкой

2 – приставить правую ногу к левой, правую руку вверх с тем же имитирующим движением

3 – 4 повторить движения счета 1-2

5 – 8 повторить движения счета 1-4

  1. 1 – 2 при стойке на обеих ногах два пружинистых сгибания левой; руки: правая согнута перед собой, левая согнута за спиной, обе руки дважды имитируют кистью движение утюга при глажении белья

3 – 4 повторить движения счета 1-2 с другой ноги, поменяв положение рук; левая – перед собой, правая – за спиной

5 – 6 повторить движения счета 1-2

7 – 8 повторить движения счета 3-4

  1. 1 – 2 при стойке на обеих ногах два пружинистых сгибания левой; руки: правая согнута перед собой, левая согнута за спиной, обе руки дважды имитируют кистью движение утюга при глажении белья

3 – 4 повторить движения счета 1-2 с другой ноги, поменяв положение рук; левая – перед собой, правая – за спиной

5 – 6 имитация стирания пота со лба тыльной стороной ладони правой руки

7 – 8 имитация стирания пота со лба тыльной стороной ладони левой руки

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Комплекс №5. Пальчиковая гимнастика

Существуют мнения, что при развитии мелкой моторики рук развиваются речь, мышление, а в дальнейшем формируется письмо.

Так, выдающийся невропатолог и психиатр В.М.Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.

На начальном этапе обучения пальчиковую гимнастику лучше проводить с опорой руками о стол или другую поверхность, а потом уже в положении согнутых рук перед собой на уровне груди. В дальнейшем пальцы рук выполняют упражнения в любом направлении при различном исходном положении.

«Одежда»

Раз, два, три, четыре, пять -

Соединять пальцы обеих рук, начиная с больших.

Будем вещи мы стирать.

Сжать ладони в кулачки, поднимать и опускать их.

Платье, брюки и носочки,                                                                        Загибать пальцы сначала на правой, а затем на левой руке, начиная с большого.

Юбку, кофточку, платочки.

Шарф и шапку не забудем –

Их стирать мы тоже будем.                                                            Потереть кулачки друг о друга.

 «Дикие животные»

Раз, два, три, четыре, пять.

Соединить пальцы обеих рук по очереди.

Дети в лес пошли гулять.

«Шагать» по столу средним и указательным пальцами обеих рук.

Там живет лиса.

Делать вращательные движения ладонями.

Там живет олень.

Пальцы рук развести в стороны.

Там живет барсук.

Хлопать в ладоши, стучать кулачками друг о друга.

Там живет медведь.

Стучать правым кулачком по левой ладони и наоборот.

 «Инструменты»

Мне нужны такие вещи:

Сжимать-разжимать пальцы.

Молоток, тиски и клещи,

Соединить большой палец с указательным, средним и безымянным на правой руке.

Ключ, напильник и ножовка.

Соединить большой палец с указательным, средним и безымянным на левой руке.

 А всего нужней – сноровка!

Стучать кулачками друг по другу.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Конспект занятия по ЛФК и детскому фитнесу

I часть: подготовительная (7 минут)

Построение, приветствие. Расстановка детей по залу в две шеренги.

  1. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.

1 – 4. Круговые движения головой влево.

5 – 8. Круговые движения головой вправо.

  1.  И.п. – ноги на ширине плеч, руки перед грудью.  

1 – 2. Отведение согнутых рук назад перед собой.  

3 – 4. Отведение прямых рук назад с поворотом туловища в правую и левую сторону.

  1. И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе.
  1. – 2. Наклоны туловища влево.

3  – 4. Наклоны туловища вправо.

  1.  И.п. – ноги вместе, руки за голову.
  1. Круговые движения в тазобедренном суставе в правую сторону.
  2. Круговые движения в тазобедренном суставе в левую сторону.
  3.  И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе.
  1. Наклон вниз к левой ноге.
  2. Наклон посередине.
  3. Наклон к правой ноге.
  4. Принять и.п.
  1.  И.п. – ноги на ширине плеч, руки на пояс
  1. Наклон вперед, руки прямые и параллельны полу
  2. Наклон вниз, руки прямые перед собой
  3. Наклон вниз-назад, руки прямые, завести за линию пяток
  4. Принять и.п.
  1. И.п. – ноги вместе, руки на поясе.
  1. Подъем на носки.
  2. Принять и.п.
  1.  Бег с высоким подниманием бедра.
  2.  Бег с захлестыванием голени назад.
  3. Бег с выносом прямых ног вперед.

II часть: основная (20 минут)

I

  1. И.п. – основная стойка, руки полусогнуты в стороны.

1 – носки вправо, руки полусогнуты в стороны

2 – носки влево

3 – 4 повторить движения счета 1-2

5 – 8 повторить движения счета 1-4

  1. 1 – пятки вправо, руки полусогнуты в стороны.

2 – пятки влево

3 – 4 повторить движения счета 1-2

5 – 8 повторить движения счета 1-4

II

  1. 1 – шаг вправо, правое плечо вверх, левое плечо вниз; руки полусогнуты вниз

2 – приставить левую ногу к правой, правое плечо вниз, левое плечо вверх, руки согнуты вниз

3 – 4 повторить движения счета 1-2

Повторить движения счета 1-4

  1. Повторить движения в другую сторону с другой ноги.
  2. 1 – 2 шаг правой ногой вправо с кругом правого плеча вперед, руки свободно вниз

3 – 4 с небольшим приставлением левой ноги к правой шаг этой ногой влево с кругом левого плеча вперед; руки свободно вниз

5 – 6 с небольшим приставлением правой ноги к левой, повторить счет

7 – 8 повторить движения счета 2

  1. 1 – приставить правую ногу к левой в полуприсед, руки согнуть, локти отвести резко назад

2 – в полуприседе локти отвести резко вперед

3 – в полуприседе локти отвести резко назад

4 – повторить движения счета 2

5 – 8 повторить движения счета 1-4

  1. 1 – в полуприседе левую ногу в сторону на пятку, предплечья в стороны, прогнуться

2 – в полуприседе приставить левую ногу к правой, ладони на живот, локти отвести резко вперед, согнуться

3 – 4 повторить движения счета 1-2 с другой ноги

5 – 8 повторить движения счета 1-4

  1. 1 – 2 встать с двумя пружинистыми сгибаниями левого колена вперед, левую руку на левое бедро с двумя пружинистыми толчками бедра, правую руку в сторону с двумя сгибаниями-разгибаниями в сторону

3 – 4 повторить движения счета 1-2 в другую сторону с другой ноги и руки

5 – 8 повторить движения счета 1-4

  1. 1 – полуприсед, руки на колени

2 – разогнуть ноги с небольшим нажимом рук на колени

3 – 4 повторить движения счета 1-2

5 – 8 повторить движения счета 1-4

III

  1. Повторить часть I

Посадить детей на стулья. Выполнять пальчиковую гимнастику сидя.

«Одежда»

Раз, два, три, четыре, пять -

Соединять пальцы обеих рук, начиная с больших.

Будем вещи мы стирать.

Сжать ладони в кулачки, поднимать и опускать их.

Платье, брюки и носочки,                                                                        Загибать пальцы сначала на правой, а затем на левой руке, начиная с большого.

Юбку, кофточку, платочки.

Шарф и шапку не забудем –

Их стирать мы тоже будем.                                                            Потереть кулачки друг о друга.

III часть: основная (3 минуты)

Упражнения дыхательной гимнастики выполняются также, на сидя на стульях.

«Шарик красный»

Воздух мягко набираем,

Вдох

Шарик красный надуваем.

Выдох

Шарик тужился, пыхтел,

Вдох

Лопнул он и засвистел: «Т-сс!»

Выдох

Построение. Подведение итогов, прощание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного досуга для детей старшей группы детского сада "На морском берегу" с использованием элементов здоровьесберегающей технологии - психогимнастика по С.Б. Шармановой.

Психогимнастика - это специальные занятия, направленные на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально - личностной сферы психики ребёнка. Между  физическим и психическим состоянием челове...

Конспект образовательной деятельности в образовательной области "Познавательное развитие" с элементами здоровьесберегающих технологий "Наше тело"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 21     КонспектОбразовательной деятельности в образовательной области «Познавательное развитие...

Музыкально-дидактическое занятие с элементами здоровьесберегающих технологий в детском саду для старшего и среднего дошкольного возраста "В гости к лесным жителям"

Музыкально-дидактическое занятие с элементами здоровьесберегающих технологий в детском саду для старшего и среднего дошкольного возраста "В гости к лесным жителям"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по мотивам сказки «Гуси-лебеди» (с элементами здоровьесберегающих технологий)

Образовательная область «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей; создание условий для получения каждым ребёнком полноценного разви...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию (звуковая культура речи) «Прогулка в лес» с детьми подготовительной группы (с использованием элементов здоровьесберегающих технологий и социально- игровой технологии)

Задачи:Образовательные:- формировать правильное произношение звука «з» (изолировано, в слогах, в словах);- формировать умение долго и плавно на одном выдохе произносить слова с этим звуком...

Опыт работы на тему: «Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, посредством интеграции системы здоровьесберегающих технологий во все виды детской деятельности в тесном взаимодействии с родителями»

Новизна опыта заключается в интеграции системы здоровьесберегающих технологий во все виды детской деятельности в тесном взаимодействии с родителями и специалистами дошкольной организации....