Статья "Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста"
статья по физкультуре (младшая группа) по теме
Подвижная игра содержит большие возможности для формирования у детей двигательных навыков и способностей, имеющих важное значение в жизни. В подвижных играх ребенок решает разнообразные ориентировочные задачи: определяет характер и направление передвижения, учится соизмерять свои движения в окружающей среде. Правилами игр устанавливаются способы и направления передвижения детей, их взаимоотношение между собой; неожиданные изменения игровой ситуации или действий входящего, сигналы требуют от ребенка мгновенной ответной реакции, способности производить сложные, порой длительные по времени, двигательные действия. Все это обеспечивает значительное повышение двигательной активности, создает благоприятные предпосылки для совершенствования быстроты, ловкости, выносливости.
На протяжении дошкольного возраста ребенок усваивает многие виды физических упражнений. Учет возрастных особенностей каждого периода необходим для правильного руководства формированием движений.
На третьем году жизни движения ребенка еще не сформированы как произвольные, постепенно появляется способность выполнять их с большей точностью, устанавливать сходства с образом, действуя по подражанию. Дети не придерживаются точно заданной формой движений, но развивающаяся двигательная память позволяет им самостоятельно воспроизводить знакомые двигательные действия.
На четвертом году жизни ребенок владеет всеми видами основных движений, может выполнять их по своему желанию или предложению воспитателя, при выполнении соблюдать нужное направление, определенную последовательность. Появляется интерес к результату деятельности. Большой запас разнообразных движений обусловливает свободу самостоятельных действий.
В пятилетнем возрасте двигательные функции формируются особенно интенсивно. Ребенок стремится к выполнению новых упражнений. Он хорошо различает их виды, умеет выделять элементы движений, оценивать качество выполнения. Знакомые движения дети выполняют в сложных вариантах и с большей нагрузкой. В этом возрасте двигательные действия становятся более осознанными.
На шестом году жизни дошкольники достаточно хорошо владеют основными двигательными навыками, умеют выполнять движения по собственной инициативе с большей уверенностью, легкостью и точностью. Совершенствуется функция равновесия, улучшается координация. Оценка ребенком двигательных действий приобретает развернутых характер, возникает мысленное представление о движении, последовательности его выполнения. В этом возрасте обнаруживается различие интересов и возможностей двигательной деятельности девочек и мальчиков. Девочки менее инициативны, нуждаются в организации их деятельности, тогда как мальчики при наличии физкультурного оборудования могут заниматься и самостоятельно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya-mesto_i_rol_fizicheskoy_kultury.docx | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ «МЕСТО И РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Подвижная игра содержит большие возможности для формирования у детей двигательных навыков и способностей, имеющих важное значение в жизни. В подвижных играх ребенок решает разнообразные ориентировочные задачи: определяет характер и направление передвижения, учится соизмерять свои движения в окружающей среде. Правилами игр устанавливаются способы и направления передвижения детей, их взаимоотношение между собой; неожиданные изменения игровой ситуации или действий входящего, сигналы требуют от ребенка мгновенной ответной реакции, способности производить сложные, порой длительные по времени, двигательные действия. Все это обеспечивает значительное повышение двигательной активности, создает благоприятные предпосылки для совершенствования быстроты, ловкости, выносливости.
На протяжении дошкольного возраста ребенок усваивает многие виды физических упражнений. Учет возрастных особенностей каждого периода необходим для правильного руководства формированием движений.
На третьем году жизни движения ребенка еще не сформированы как произвольные, постепенно появляется способность выполнять их с большей точностью, устанавливать сходства с образом, действуя по подражанию. Дети не придерживаются точно заданной формой движений, но развивающаяся двигательная память позволяет им самостоятельно воспроизводить знакомые двигательные действия.
На четвертом году жизни ребенок владеет всеми видами основных движений, может выполнять их по своему желанию или предложению воспитателя, при выполнении соблюдать нужное направление, определенную последовательность. Появляется интерес к результату деятельности. Большой запас разнообразных движений обусловливает свободу самостоятельных действий.
В пятилетнем возрасте двигательные функции формируются особенно интенсивно. Ребенок стремится к выполнению новых упражнений. Он хорошо различает их виды, умеет выделять элементы движений, оценивать качество выполнения. Знакомые движения дети выполняют в сложных вариантах и с большей нагрузкой. В этом возрасте двигательные действия становятся более осознанными.
На шестом году жизни дошкольники достаточно хорошо владеют основными двигательными навыками, умеют выполнять движения по собственной инициативе с большей уверенностью, легкостью и точностью. Совершенствуется функция равновесия, улучшается координация. Оценка ребенком двигательных действий приобретает развернутых характер, возникает мысленное представление о движении, последовательности его выполнения. В этом возрасте обнаруживается различие интересов и возможностей двигательной деятельности девочек и мальчиков. Девочки менее инициативны, нуждаются в организации их деятельности, тогда как мальчики при наличии физкультурного оборудования могут заниматься и самостоятельно.
Правильное физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.
Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Эта общая слабость вызывает и самые различные расстройства в деятельности организма, не только ведет к понижению способности, но и расшатывает волю ребенка. Недаром выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность в знаниях, вера в свои силы. Поэтому крайне важно организовывать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности.
Теория физического воспитания детей дошкольного возраста, имея единое содержание и предмет изучения с общей теорией физического воспитания, вместе с тем специально изучает закономерности управления развитием ребенка в процессе его воспитания и обучения.
Теория физического воспитания детей дошкольного возраста учитывает возможности работоспособности организма, возникающие интересы и потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, своеобразии преобладающего вида деятельности, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и подготавливается переход ребенка к новой высшей ступени его развития. В соответствии с этим теория физического воспитания детей разрабатывает содержания всех форм организации физического воспитания и оптимальной педагогические условия его реализации.
Познавая и учитывая закономерности потенциальных возможностей ребенка каждого возрастного периода, теория физического воспитания предусматривает требования научно обоснованной программы всего воспитательно-образовательного комплекса физического воспитания (двигательные умения и навыки, физические качества, некоторые элементарные знания), усвоение которой обеспечивает детям необходимый уровень физической подготовленности для поступления в школу.
Вместе с тем предусматривается соблюдение строгой последовательности при усвоении детьми программы с учетом возрастных особенностей и возможности ребенка каждого периода его жизни, состояния нервной системы и всего организма в целом.
Превышения требований, ускорение темпа обучения детей, минуя промежуточные звенья программы, следует считать недопустимым, так как это вызывает непосильное напряжение организма, наносящие вред здоровью и нервно-психическому развитию детей. По этому поводу академик А.В.Запорожец предупреждает об опасной позиции сторонников так называемой искусственной акселерации, стремящихся неразумно использовать возможности маленького ребенка и путем сверхраннего, максимально форсированного обучения доводить его как можно быстрее до высоких ступеней физического и духовного развития. Физическое воспитание в то же время комплексно решает задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Во всех формах организации физического воспитания детей (занятия, подвижные игры, самостоятельная двигательная активность и так далее) внимание воспитателя направляется на воспитание мыслящего, сознательно действующего в меру своих возрастных возможностей ребенка, успешно овладевающего двигательными навыками, умеющего ориентироваться в окружающем, активно преодолевать встречающееся трудности, проявляющего стремление к творческим поискам. Теория физического воспитания детей дошкольного возраста непрерывно развивается и обогащается новыми знаниями, получаемыми в результате исследований, охватывающих многообразные стороны воспитания ребенка. Данные исследований, проверенные в массовой практике детских учреждений, вводятся в программы, учебные пособия, учебники и в практическую работу с детьми, содействуя прогрессу всего воспитательно-образовательного процесса. Таким образом, теория физического воспитания детей дошкольного возраста содействует совершенствованию всей системы физического воспитания.
Осуществлять физическое воспитание детей, это значит:
1. Уметь анализировать и оценивать степень физического здоровья и двигательного развития детей;
2. Формулировать задачи физического воспитания на определенный период (на пример, на учебный год) и определять первостепенные из них с учетом особенностей каждого из детей;
3. Организовать процесс воспитания в определенной системе, выбирая наиболее целесообразные средства, формы и методы работы в конкретных условиях;
4. Проектировать желаемый уровень конечного результата, предвидя трудности на пути к достижению целей;
5. Сравнивать достигнутые результаты с исходными данными и поставленными задачами;
6. Владеть самооценкой профессионального мастерства, постоянно совершенствуя его.
В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
Среди оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, и всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.
Кроме того, важно повышать общую работоспособность у детей учитывая особенности развития детского организма, задачи определяются в более конкретной форме: помогать правильному и своевременному окостенению, формированию изгибов позвоночника, способствовать правильному развитию терморегуляции. Совершенствовать деятельность центральной нервной системы: способствовать уравновешенности процессов возбуждения и торможения, их подвижности, а также совершенствованию двигательного анализатора, органов чувств.
Образовательные задачи предусматривают формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья. Благодаря пластичности нервной системы у детей двигательные навыки формируются сравнительно легко. Большинство их (ползание, бег, ходьба, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.) дети используют в повседневной жизни как средство передвижения. Двигательные навыки облегчают связь с окружающей средой и способствуют ее познанию: ребенок, ползая сам, приближается к тем предметам, которые его интересуют, и знакомится с ними. Правильное выполнение физических упражнений эффективно влияет на развитие мышц, связок, суставов, костной системы. Двигательные навыки, сформированные у детей дошкольного возраста, составляют фундамент для их дальнейшего совершенствования в школе и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте. В процессе формирования двигательных навыков у детей вырабатывается способность легко овладевать более сложными движениями и различными видами деятельности, включающими эти движения (трудовые операции). Объем двигательных навыков по возрастным данным находится в программе. У дошкольников необходимо сформировать навыки выполнения строевых, общеразвивающих упражнений, основных движений, спортивных упражнений. Кроме того, следует научить детей играть в спортивные игры (городки, настольный теннис) и выполнять элементы спортивных игр (баскетбол, хоккей, футбол и т.д.). В этом возрасте приобретает важное значение привитие первоначальных навыков личной и общественной гигиены (мытье рук, забота о костюме, обуви и т.д.). Полученные знания позволяют детям заниматься физическими упражнениями более осознанно и более полноценно, самостоятельно использовать средства физического воспитания в детском саду и семье.
Первые семь лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, в том числе и типологическими особенностями основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющим фактором с первых месяцев жизни является окружающая среда и воспитание ребенка. Поэтому очень важно создать такие условия и так организовать воспитание, чтобы было обеспечено бодрое, положительно эмоциональное состояние ребенка, полноценное физическое и психическое развитие.
Список литературы
Бланин А.А. Становление физических качеств дошкольников в зависимости от их двигательной активности и соматотипа: Дис. ... канд. пед. наук: Малаховка, 2000. - 154 c.
Шебенко В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие – Минск: Выш. шк., 2010. - 288 с.
Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика ФВ детей дошкольного возраста: учебник – М.: Просвещение, 1985.- 271с.
Шебеко В.Н. и Ермак Н.Н., а так же Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. М.: ACADEMIA, 2000. – 176с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние физическй культуры на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста
Система упражнений и игр по формированию речевой культуры....
Физическая культура в системе воспитания детей дошкольного возраста
Физическая культура – органическая часть культуры общества и личности. Понятие «физическая культура» объединяет все, что относится к физическому воспитанию, образованию, развитию человека в сист...
Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста.
Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста. Правильное физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хор...
Физическая культура как составляющая часть системы воспитания детей дошкольного возраста
В этой статье мы рассмотрим общие закономерности приобретения знаний о физической культуре детьми дошкольного возраста, через призму интеграции образовательного процесса в дошкольном учреждении, форми...
Консультация для воспитателей "Физическая культура как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста"
Физическая культура - составная часть общего воспитания. Она тесным образом переплетается с экологией, так как от факторов внешней среды зависит здоровье людей. У детей формируется потребность вести з...
СИСТЕМА РАБОТЫ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЛОВКОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГР С МЯЧОМ»
Мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии ребенка....