Систематизация подвижных игр с учётом возраста, индивидуальных особенностей здоровьядошкольников и величины психофизической нагрузки
методическая разработка по физкультуре по теме
Подвижные игры для разных возрастов дошкольников с учётом психофизической нагрузки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.razrabotka.docx | 19.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Систематизация подвижных игр с учётом возраста, индивидуальных особенностей здоровьядошкольников и величины психофизической нагрузки
Значение подвижных игр велико: они являются одновременно и средством, и методом воспитания ребенка. Подвижная игра как средство и как метод характеризуется разнообразием воздействия на ребенка за счет физических упражнений, включаемых в игру в виде двигательных заданий.
Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность.
При правильной организации занятий физической культурой с учетом здоровья детей, возрастных особенностей подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей, а также повышают функциональную деятельность организма.
В связи с этим мною были подобраны и систематизированы подвижные игры для разных возрастов дошкольников с учётом психофизической нагрузки.
Для выбора игр, дозировки и наиболее оптимальной индивидуализации их подбора рекомендуется разделить все игры на четыре группы с учетом примерной психофизической нагрузки в них:
1 группа – игры с незначительной нагрузкой
2 группа – игры с умеренной нагрузкой
3 группа – игры с тонизирующей нагрузкой
4 группа – игры с тренирующей нагрузкой
Игры 1 группы назначаются в ранние сроки заболевания, со 2-3 недели после снижения его остроты. И.п.- сидя. Продолжительность 5-10 минут.
Игры 2 группы назначаются через 4 недели после обострения. И.п.- сидя, стоя, в ходьбе. Продолжительность 10-15 минут.
Игры 3 группы назначаются через 4-6 недель после выздоровления. И.п.- стоя, в ходьбе, применяется дозированный бег.
Игры 4 группы требуют внимания и ловкости, точность и быстроту реакции, координация сложных движений, используются элементы соревнований, игры-эстафеты.
Игры с незначительной нагрузкой 1,2 группа
№ | Название игры и возраст детей | Ожидаемые результаты тренировки | Примерный перечень заболеваний и состояний при которых рекомендуется игра |
1. 2. 3. 4. | «Ель, ёлка, ёлочка» (3-6 лет) «Лягушонок» (3-6 лет) «Ласточка» (3-6 лет) Барабан» (5-14 лет) «На доску» (2-3 года) | Воспитание и формирование правильной осанки, укрепление связочно-мышечного аппарата туловища и конечностей, тренировка внимания. Укрепление опорно-двигательного аппарата, улучшение координации движений, умение сохранять равновесие. Укрепление связочно-мышечного аппарата стопы, формирование её свода, развитие чувства ритма. Формирование навыка ходьбы по наклонной плоскости, равновесия, развитие координации движений. | Нарушение осанки, ревматоидный артрит. Нарушение осанки, ослабление мышц туловища и конечностей. Плоскостопие, детские церебральные параличи. Плоскостопие. |
Игры с умеренной нагрузкой 2- 3 группа
№ | Название игры и возраст детей | Ожидаемые результаты тренировки | Примерный перечень заболеваний и состояний при которых рекомендуется игра |
1. 2. 3. 4. | «Качели» (1-3 года) «Море волнуется» (5-10 лет) «Букет» (5-10 лет) «Контроль осанки» (5-14 лет) «Кто подует сильнее» (5-14 лет) «Воздушный шарик полетел» (5-14 лет) | Укрепление мышц ног, стоп, мягкое воздействие на функции вестибулярного аппарата Развитие координации и устойчивости внимания, умения его переключить, развитие координации движений, формирование правильной осанки. Развитие чувства правильной позы, укрепление мышечного «корсета» позвоночника. Укрепление мышечного «корсета» позвоночника, улучшение аэрации задних отделов легких, развитие чувства пространства, меткости. | Плоскостопие, гипертония задней группы мышц голеней, нарушение функций вестибулярного аппарата Нарушение осанки, ревматоидный артрит, ДЦП, миопатия, повышенная чувствительность вестибулярного аппарата. Нарушение осанки, гипотония, связанная с общим ослаблением организма ребенка. Сколиоз, нарушение осанки, заболевания верхних дыхательных путей, бронхолегочные заболевания. |
Игры с тонизирующей нагрузкой 3,4 группа
№ | Название игры и возраст детей | Ожидаемые результаты тренировки | Примерный перечень заболеваний и состояний при которых рекомендуется игра |
1. 2. 3. 4. | «Поймай комара» (5-10 лет) «Гуси» (3-7 лет) «Мой веселый, звонкий, мяч» (3-7 лет) «Бегите к флажку» (3-7 лет) «Поезд» (4-7 лет) | Развитие быстроты реакции, внимания, формирование правильной осанки, укрепление связочно-мышечного аппарата голени и стоп. Укрепление связочно-мышечного аппарата ног, улучшение осанки, развитие быстроты реакции, ловкости. Формирование правильной осанки, укрепление мышечного аппарата стоп, развитие внимания, быстроты реакции на сигнал. Развитие зрительного и слухового анализаторов. Умение действовать в коллективе, реагировать на сигналы, улучшение функции дыхания. | Плоскостопие, нарушение осанки. Плоскостопие, нарушение осанки. Нарушение осанки, плоскостопие, заболевания опорно-двигательного аппарата, задержка психомоторного развития. Заболевание органов дыхания, нарушение осанки. |
Игры с тонизирующей нагрузкой 4 группа
№ | Название игры и возраст детей | Ожидаемые результаты тренировки | Примерный перечень заболеваний и состояний при которых рекомендуется игра |
1. 2. 3. 4. | «Догони меня» (2-5 лет) «Котята и щенята» (2-7 лет) «Скок-скок-скок» (3-8 лет) «Мостик через речку» (6-14 лет) «Мы такие футболисты Эстафета с флагами, обручами, кеглями, мячами (5-14 лет). | Развитие навыков бега, умения ориентироваться в пространстве, общее укрепление организма. Развитие навыков передвижения, умение ориентироваться в пространстве, навыки в координации движений. Укрепление мышц конечностей и туловища, развитие скорости и координации движений. Развитие внимания, быстроты реакции, укрепление связочно-мышечного аппарата стоп и голеней. Укрепление всех звеньев опорно-двигательного аппарата, особенно ног, умение действовать в коллективе, воспитание этики отношений, развитие ловкости, быстроты реакции. | Задержка и отставание психомоторного развития, ожирения, слабость связочно-мышечного аппарата стоп и голеней, нарушения осанки, плоскостопие. Нарушение осанки, плоскостопие, ожирение. Плоскостопие. Некоторые заболевания нервной системы, опорно-двигательного аппарата, общее ослабление организма ребенка. |
Список литературы:
- Бауэр, О.П. Подвижные игры // Теория и методика физической культуры дошкольников: учебное пособие для студентов / О.П.Бауэр; под ред. С.О.Филипповой, Г.Н.Пономарева. – СПб.: ВВМ, 2004. - С.331-332.
- Тарасова, Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ / Т.А.Тарасова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. - 175 с.
- Спатаева, М.Х. Методика дифференцированного подхода в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста II и III групп здоровья. Автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / М.Х.Спатаева - Омск, 2006. – 21 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры с незначительной психофизической нагрузкой
Подвижные игрыс незначительной психофизической нагрузкой (малоподвижные игры, динамические паузы) Цель таких игр – снижение общефизиологической нагрузки на организм ребенка после проведения ...
Конспект индивидуальной НОД с учётом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС
Конспект индивидуального занятия с учётом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС. Приоритетная образовательная область: «Музыкально-художественная деятельность»....
Статья: «Учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка дошкольного возраста с ТНР»
Все детки – абсолютно разные. И в то же время существуют особенности физиологического и психического развития, характерные для того или иного возраста. Например, малыши, которым исполнился годик...
Создание условий для развития творческих способностей воспитанников с учётом их индивидуальных особенностей
Важным условием развития творческих способностей является учёт индивидуальных особенностей ребёнка. Важно принимать во внимание не только умения и навыки, способности ребёнка, но и его психологическое...
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста с учётом индивидуальных особенностей и возможностей детей, уровня активности и интересов по программе «Вдохновение».
Разработка предметно-пространственной развивающей среды нашей группы осуществляется на основе характеристик детского сообщества:возрастного состава малышей;психологической характер...
Учёт индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста в образовательной деятельности
Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя вкачестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собст...
"Учёт индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста в воспитательно-образовательной работе" Консультация для начинающих педагогов
Задача взрослых - создать условия для полноценного развития специфически детских видов деятельности ребенка в детском саду на основе выработки индивидуального подхода к каждому ребенку, а...