"Учёт индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста в воспитательно-образовательной работе" Консультация для начинающих педагогов
методическая разработка
Задача взрослых - создать условия для полноценного развития специфически детских видов деятельности ребенка в детском саду на основе выработки индивидуального подхода к каждому ребенку, а для этого необходимо знать и опираться на возрастные и индивидуальные особенности детей. С помощью индивидуального подхода мы найдем «ключ» к каждому ребенку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_nachinayushchih_pedagogov.docx | 22.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для начинающих педагогов
«Учет индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста в воспитательно-образовательной работе»
Составила:
Манухина Г.И., воспитатель
Индивидуальный подход - важнейший психолого-педагогический принцип, согласно которому в воспитательно-образовательной работе с детьми должны учитываться все индивидуальные особенности каждого ребенка. Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты при осуществлении дифференцированного подхода к детям:
- знание и понимание детей;
- любовь к детям;
- основательный теоретический баланс;
- способность педагога размышлять и умение анализировать.
Индивидуальный подход в воспитании ребенка должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей.
Существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный воспитательно-образовательный процесс.
В современной психологии проблема психодинамических качеств личности является одной из наиболее сложных и малоисследованных. Взгляды психологов на проблему психодинамических особенностей составляют широкий спектр представлений от признания психодинамических свойств, определяющими все остальные свойства личности (такова точка зрения Г.Айзенка) до признания безразличия данных свойств по отношению к личности (школа А.Н.Леонтьева и школа Б.М.Теплова). В отличие от зарубежных теорий, отечественная психология основой личности считает систему диспозиций, отношений, установок, определяющих направленность личности. В русле традиций школы И.П.Павлова свойства темперамента рассматриваются как обусловленные свойствами общего типа нервной системы. И.П.Павлов в своем учении о высшей нервной деятельности выявил основные свойства нервных процессов:
- Силу возбуждения и торможения;
- Уравновешенность и неуравновешенность этих процессов;
- Их подвижность.
На основе изучения протекания этих процессов он определил 4 типа высшей нервной деятельности:
- Сильный, неуравновешенный, подвижный (соответствует холерическому темпераменту).
- Сильный, уравновешенный, подвижный (соответствует сангвиническому темпераменту).
- Слабый, неуравновешенный, подвижный при повышенной возбудимости (соответствует меланхолическому темпераменту).
- Сильный, уравновешенный, инертный (соответствует флегматическому темпераменту).
Самая распространенная точка зрения на проблему психодинамических свойств в отечественной психологии – рассмотрение свойств темперамента одновременно в двух планах: 1) как одно из свойств личности; 2) как природную основу личности.
Ведущими отечественными и зарубежными психологами доказано, что врожденные психодинамические качества определяют индивидуальный путь развития личности и являются основой для формирования индивидуального стиля деятельности и общения. Именно эти стили обеспечивают гармоничное развитие личности, успешность процесса социализации, что приобретает особое значение в наше время, когда активность, самостоятельность, волевые черты характера становятся залогом полноценной жизни человека в обществе.
Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют динамические особенности ее поведения, деятельности, общения, психических процессов, особое место принадлежит темпераменту. У детей с раннего возраста четко проявляются значительные различия по общей реактивности, глубине, интенсивности, устойчивости реакций, эмоциональной впечатлительности и ее модальной направленности (гнев, страх, радость, удовольствие), энергичности и другим устойчивым динамическим особенностям познавательной, эмоциональной, волевой сфер и поведения в целом.
Темперамент – это врожденное качество, и изменить его невозможно!!!
Свойства темперамента связаны в определенные структуры, образующие типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Однако «чистые» типы темперамента встречаются довольно редко. Чаще всего у человека сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства темперамента какого-то одного.
При любом темпераменте есть опасность развития нежелательных свойств: у сангвиника - распыленность интересов; у холерика - несдержанности, резкости; у флегматика - вялости, безучастности к окружающему; у меланхолика - замкнутости, неуверенности, чрезмерной застенчивости.
Свойство нервной системы каждого человека не укладываются в какой-то один “чистый” тип высшей нервной деятельности. Как правило, индивидуальная психика отражает смешение типов или проявляется как промежуточный тип (например, между сангвиником и флегматиком, между меланхоликом и флегматиком, между холериком и меланхоликом).
При изучении индивидуальных особенностей детей следует обращать внимание на изучение их физического состояния и здоровья, от которых во многом зависит их внимание на уроке, занятии и общая работоспособность. Нужно знать раннее перенесенные учеником заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы.
Важно знать особенности познавательной деятельности детей, свойство их памяти, склонность и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к детям в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; слабейшим детям нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д.
Большое внимание необходимо уделять чувственно-эмоциональной сфере детей и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание характера каждого ребенка с тем, чтобы учитывать его при организации коллективной деятельности, распределение общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.
При учете возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной психологии.
Задача взрослых - создать условия для полноценного развития специфически детских видов деятельности ребенка в детском саду на основе выработки индивидуального подхода к каждому ребенку, а для этого необходимо знать и опираться на возрастные и индивидуальные особенности детей.
Помните: плохих детей нет, отдельные отрицательные черты - результат неправильного воспитания. Лучше подчеркивать положительные качества и тем самым закреплять их, содействуя развитию у ребенка чувства собственного достоинства.
С помощью индивидуального подхода мы найдем «ключ» к каждому ребенку.
Использованная литература:
- Бескина, Р.М., Виноградова, М.Д. Идеи А.С.Макаренко сегодня [Текст]: учеб. пособие / Р.М.Бескина, М.Д.Виноградова.- М.: Знание,2001.-80с.
- Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 2009. - 376 с.
- Ковальчук, Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. Пособие для воспитателя детского сада / Я.И. Ковальчук. - М.: Просвещение, 2019. - 112 c.
- Кононова, И.М. Семинарские и практические занятия по дошкольной педагогике [Текст]:/ И.М. Кононова. – М.: ДиС,2004.-256с.
- Мазурова, М.В. Думаем, решаем - себя развиваем. Индивидуальная тетрадь для детей 5-6 лет / М.В. Мазурова. - М.: Белый ветер, 2015. - 800 c.
- Маханева, М.Д. Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ / М.Д. Маханева. - М.: Сфера, 2015. - 833 c.
- Файнберг, С. У каждого ребенка свой темперамент и характер [Текст]:/ С.Файнберг//Дошкольное воспитание.-2001.-№2.-с.52-62.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы «Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместное творчество педагогов, детей и родителей»
Не все педагоги осознают важность тесного взаимного сотрудничества с родителями в рамках воспитательно-образовательного процесса. Но, в соответствии с новыми...
Индивидуально-дифференцированный подход педагога в организации воспитательно-образовательного процесса МДОУ. Алгоритм работы педагога.
Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между фронтальной воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым ребенком. Необходимое условие дифференцированн...
«Роль русских народных песенок, пестушек, потешек в воспитательно-образовательном процессе» Мастер – класс для педагогов.
Мастер - класс в виде презентации.Цель: приобщение к русским корням и истокам, и культуре в целом.Задачи: взрослые должны помочь детям постичь своеобразие русского национального хара...
Партнерские отношения в воспитательно-образовательном процессе между родителями и педагогами
Работа включает в себя теоретические основы взаимодействия с семьями воспитанников в условиях ДОУ.Взаимодействие с родителями детей раннего возраста в период адаптации.Система работы по построен...
Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместное творчество педагогов, детей и родителей»
Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместное творчество педагогов, детей и родителей»...
План работы по самообразованию на тему: «Новые модели организации воспитательно-образовательного процесса в инновационной деятельности педагогов ДОУ» на 2017 – 2019 учебный год».
Сегодня одна из важных характеристик профессиональной компетентности воспитателя детского сада — это его потребность в самообразовании, стремление к профессиональному росту. Осознание собственно...
Консультация «Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместное творчество педагогов, детей и родителей»
Консультация «Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместное творчество педагогов, детей и родителей»...