Учёт индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста в образовательной деятельности
методическая разработка
Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в
качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно
возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchyot_individualnyh_osobennostey_detey.docx | 22.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Учёт индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста в образовательной деятельности
Консультация для педагогов
На сегодняшний день образовательная деятельность в ДОУ строится с учётом индивидуальных потребностей каждого ребёнка.
Индивидуальный подход является важным психолого-педагогическим принципом, согласно которому в образовательной деятельности с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка. Он обеспечивает индивидуальное своеобразие в развитии детей, даёт возможность максимального развития всех имеющихся у ребёнка способностей. Сущность индивидуального подхода в воспитании заключается в том, что общие цели воспитания конкретизируются в соответствии не только с возрастными, но и с индивидуальными особенностями.
Принцип приоритета интересов ребёнка исследователи обозначили формулой «быть на стороне ребёнка». Причину трудностей, испытываемых ребёнком в развитии, стоит искать как в личности самого малыша, так и в окружающих его взрослых, несущих прямую ответственность за социальную среду, в которой растёт маленький человек. В реальной жизни на стороне ребёнка зачастую выступает только он сам. При этом он часто оказывается беспомощным и беззащитным перед лицом обстоятельств, поэтому важно в любой проблемной ситуации услышать ребёнка, понять и помочь ему.
В фундамент современного стандарта дошкольного образования были заложены принцип педагогики индивидуального подхода и развивающая концепция образования.
Указано в следующих пунктах:
п. 1.6. – формулировка задач, которые концентрируются вокруг создания оптимальных условий для становления и развития личности ребёнка, а также раскрытия его творческого потенциала в соответствии с его возрастными, психоэмоциональными и физиологическими особенностями, индивидуальными способностями и наклонностями, спецификой социальной среды. Ребёнок рассматривается как самоценный субъект отношений с самим собой, окружающими людьми и внешним миром.
п. 1.4. – содержит принципы ФГОС, ключевым из которых является положение о реализации индивидуального подхода к образовательным потребностям каждого ребёнка.
п. 2.11.2. – уточняются способы организации и координации детской инициативности и спонтанной активности в духе созидательной деятельности.
п. 3.2.1. – профессиональный отбор форм и методов педагогической работы, актуальных для возраста и индивидуальных потребностей ребёнка.
п. 3.2.3. – покровительство ребёнку, разработка индивидуальной дорожной карты развития, педагогическая и психологическая коррекция выявленных проблем.
п. 3.2.5. – развивающая концепция образования, нацеленная на ближайшую перспективу развития воспитанника.
Индивидуальный подход имеет в виду управление развитием ребёнка, основанное на глубоком, многогранном изучении и понимании сложности его внутреннего мира, и социальных условий жизни.
Принцип педагогики индивидуального подхода заключается не в изменении содержания обучения в интересах конкретного ребёнка, а в приспособлении педагогических методов и приёмов к его персональным особенностям. Чтобы процесс образования был успешным, необходимо учитывать трудности, которые испытывает ребёнок, темпы усвоения им знаний, умений и навыков. В данном случае реализуется модель плодотворного партнёрского сотрудничества ребёнка и педагога, поскольку за ребёнком и родителями остаётся право выбора наиболее подходящих образовательных методик из тех, которые будут предложены специалистами.
В реальной жизни образовательные программы по большей части направлены на средний уровень развития воспитанника, поэтому каждому ребёнку, в силу неповторимости и своеобразия, попытаться раскрыть свой внутренний потенциал и осуществить полноценное развитие личности в узких рамках усреднённых шаблонов нелегко. Возникшее противоречие ставит перед педагогами задачу по организации индивидуального маршрута обучения в рамках ФГОС для реализации интеллектуального и творческого потенциала каждого дошкольника.
Индивидуальные образовательные маршруты – это технология будущего, которая способствует самореализации детей и направлена на формирование и развитие широко образованной, социально адаптивной, творческой личности.
Проектирование ИОМ в системе образования – это жизненная необходимость, позволяющая детям в полной мере реализовать свои потребности, удовлетворить интересы.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая ребенку позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении педагогами педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С. В. Воробьева, Н. А. Лабунская, А. П. Тряпицына, Ю. Ф. Тимофеева и др.)
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями ребенка (уровень готовности к освоению программы, а также существующими стандартами содержания образования.
Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут можно рассматривать как персональный путь компенсации трудностей в образовательной деятельности, а затем и реализации личностного потенциала ребёнка: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.
Основная цель создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ): создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребёнка. Задача педагога – обеспечить грамотный профессиональный подбор содержания учебной, психологической и физической нагрузок, а также форм и методов работы, соответствующих индивидуальным потребностям ребёнка.
Ведущие задачи индивидуального образовательного маршрута:
1. оказать поддержку и помощь в саморазвитии и освоении программы дошкольного образования;
2. сформировать у ребёнка начальный уровень умения учиться, т. е. научить его осознавать учебную задачу, планировать свою учебную деятельность, концентрировать внимание на выполнении упражнения, развивать самодисциплину и волевые качества;
3. разработать и усовершенствовать навыки координации движения, развитие общей и мелкой моторики;
4. сформировать и закрепить общекультурные, бытовые, гигиенические, коммуникативные основы поведения;
5. приучить ребёнка к манипулятивно-предметной, сенсорной, практической, игровой деятельности,
6. развивать умения в продуктивной области (рисование, лепка, аппликация);
7. развивать речь — эмоциональную интонацию, грамматические конструкции, речевые механизмы;
8. формировать представления о природной среде и мире социальных отношений; сформировать представления о пространственно-временных и количественных категориях.
Одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения является создание наилучших условий для реализации потенциальных возможностей воспитанников. На ступени дошкольного образования нет требований к результатам освоения программы и выпускнику. Но в ФГОС выделяется раздел «Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования».
В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребёнка, на норму, но не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции, прежде всего, направлена на преодоление несоответствия между тем, какой уровень задает образовательная программа, и реальными возможностями каждого воспитанника, исходя из его особенностей.
Индивидуально-образовательный маршрут определяется:
- государственным заказом;
- потребностями и запросами родителей;
- индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;
- возможностями ДОУ.
Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:
- для детей, не усваивающих основную образовательную программу дошкольного образования;
- для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
-для детей с высоким интеллектуальным развитием.
Принципы при разработке индивидуального маршрута:
- принцип опоры на обучаемость ребёнка,
- принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.
- принцип соблюдения интересов ребёнка. По-другому его называет «на стороне ребенка». Те воспитатели должны объективно относится к ребёнку и его проблемам! Быть всегда на стороне ребёнка!
- принцип тесного взаимодействия и согласованности работы «команды» специалистов, в ходе изучения уровня развития ребёнка (явления, ситуации);
- принцип непрерывности, когда ребёнку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы.
- принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребёнка.
- принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.
На основе анализа изученной нами литературы были выделены несколько этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута.
Этапы конструирования ИОМ:
1. Этап наблюдения.
2. Диагностический этап.
3. Этап конструирования.
4. Этап реализации
5. Этап итоговой диагностики.
Остановимся подробнее на каждом этапе
1. Этап наблюдения.
Цель этапа: выявить группу дошкольников, испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников»
2. Диагностический этап. На данном этапе проводится диагностика совместно с педагогом психологом.
Цель данного этапа – выявление причин трудностей ребёнка.
Результаты диагностики позволяют воспитателю:
- расширить представление о ходе становления и развития личности ребёнка;
- корректировать образовательную деятельность;
- совершенствовать способы работы с детьми;
- обогащать содержание образовательной деятельности.
3. Этап конструирования.
Цель этапа: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей. Определение методов педагогической поддержки, содержания работы.
4. Этап реализации индивидуальных образовательных маршрутов в процессе жизнедеятельности дошкольников.
Индивидуальный образовательный маршрут может, реализовывается во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения. Учитывая, что ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника – игра, педагогу в реализации индивидуальных маршрутов помогает проектная деятельность, в которой происходит интеграция специалистов и реализуются индивидуальные качества каждого ребенка
5. Этап завершающая диагностика. На этом этапе проводится завершающая диагностика.
Цель этапа: выявить результаты действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась). По результатам наблюдения заполняется та же таблица.
Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:
- целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы);
- содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в ДОУ, в том числе программ дополнительного образования);
- технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка);
- диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
- результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).
Достигается это путем:
- структурирования педагогического процесса (согласование мотивов, целей, образовательных потребностей, а, следовательно, и индивидуального образовательного маршрута с возможностями образовательной среды);
- сопровождения (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута);
- регулирования (обеспечение реализации индивидуального образовательного маршрута через использование адекватных форм деятельности)
Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала ребёнка (воспитанника) в образовательной деятельности.
Во время работы воспитатель должен опираться на успехи и проявленную инициативу ребёнка, а не на его ошибки. Таким образом, ребенок будет чувствовать себя более уверенным, успешным. Если во время реализации ИОМ будут выявляться какие-то затруднения, то образовательный процесс необходимо будет скорректировать.
Подготовка к составлению образовательного маршрута ребёнка
• Подготовка характеристики воспитанника ДОУ. Ходил ли он раньше в дошкольное учреждение. Если ходил, то насколько долгим был перерыв. Также нужно оценить степень его адаптации в группе.
• Дальше необходимо составить характеристику семьи ребенка. Полная семья или нет, сколько братьев и сестер, благополучная ли семья. Неблагополучной семьей можно назвать ту семью, в которой ведут аморальный образ жизни, где родители слишком раздражены и жестоки. Семья, в которой подавляют чувства собственного достоинства ребенка. Возможно, родители проявляют чрезмерную опеку, оберегая ребенка от трудностей и каких-либо усилий с его стороны.
• Также нужно отметить внешний вид ребёнка (походка, мимика, осанка и т. д.)
• Указать группу здоровья. Есть ли у него хронические заболевания. Характеристика аппетита и дневного сна.
• Необходимо также записать развитие общей и ручной моторики. Какая рука у ребёнка ведущая.
• В следующем разделе нужно составить характеристику внимания, памяти и мышления ребенка.
• Описать знания ребенка по различным разделам дошкольной программы. Отношение к образовательной деятельности.
• Составить характеристику речи дошкольника. Словарный запас, звукопроизношение, грамматическая сформированность, связность и эмоциональность речи.
• Также воспитатель должен постараться выявить склонность к определенному виду деятельности.
Проектировать индивидуальный образовательный маршрут дошкольника должен воспитатель, подключая к этому процессу всех специалистов ДОУ. Выявление способностей ребенка происходят во время беседы, игры, чтения и т. д.
Таким образом, педагог, разрабатывающий индивидуальный образовательный маршрут должен действовать примерно по такой схеме:
• Определить уровень развития ребёнка (в т.ч. его качества и способности);
• Очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению.
• Определить время, которое должен затратить ребенок на освоение стандартной и специальной программы;
• Предусмотреть участие родителей;
• Определить способы оценки успехов воспитанника
Индивидуальный образовательный маршрут строится как взаимосвязанный, гармоничный и целостный процесс, активными участниками которого являются все специалисты дошкольного образовательного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
То, что развитие как физическое, так и умственное тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Эта самоочевидная истина не требовала особых доказательств: больше прожил человек на све...
ФГОС дошкольного образования. Обновление образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО.
Обновление образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО. ...
Диагностика индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста с синдромом Дауна
Материалы II Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых, гор. Сумы, СумДПУ, 16.04.2015г....
Учёт индивидуальных особенностей детей в выборе образовательных педагогических технологий
Учёт индивидуальных особенностей детей в выборе образовательных педагогических технологий...
Учёт индивидуальных особенностей детей в построении образовательного процесса.
Индивидуальная карта развития ребёнка....
«Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста. Развитие личности в дошкольном возрасте »
Консультация для рродителей....
"Учёт индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста в воспитательно-образовательной работе" Консультация для начинающих педагогов
Задача взрослых - создать условия для полноценного развития специфически детских видов деятельности ребенка в детском саду на основе выработки индивидуального подхода к каждому ребенку, а...