Физическое и моторно-двигательное развитие детей с ОВЗ в условиях коррекционного ДОУ
статья по физкультуре по теме
С детьми с интеллектуальной недостаточностью проводится общеоздоровительная работа, у них развиваются основные движения, кроме того, ведется коррекционная работа, а также. Главный акцент делается на коррекционной работе.У детей долго и с большим трудом формируются серии движений, что необходимо для образования двигательных навыков. Длительность занятия и физические нагрузки строго индивидуализированы и могут меняться в зависимости от особенностей психофизического состояния детей, метеоусловий, времени года и т. п. Занятия по физической культуре в плане решаемых задач и реализуемого содержания связаны с изобразительными, подвижными и театрализованными играми, с занятиями по развитию музыкально-ритмических движений, формированию навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков и т. д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizicheskoe_i_motorno-dvigatelnoe_razvitie.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Физическое и моторно-двигательное развитие детей с ОВЗ в условиях коррекционного ДОУ»
Инструктор по физической культуре:
Бабенкова Е.А.
Физическое и моторно-двигательное развитие. Физическое развитие и укрепление здоровья детей является главной заботой специалистов ДОУ. С детьми с интеллектуальной недостаточностью проводится общеоздоровительная работа, у них развиваются основные движения, кроме того, ведется коррекционная работа, а также, если показано, назначаются лечебная физкультура и массаж. Главный акцент делается на коррекционной работе. Последствия раннего органического поражения центральной нервной системы отражаются более всего на моторно-двигательном развитии детей. Недостаточность касается как общей, так и мелкой и артикуляционной моторики. Это выражается в моторной неловкости, недостаточной координации движений, плохой переключаемости с одного движения на другое. У детей долго и с большим трудом формируются серии движений, что необходимо для образования двигательных навыков. Существенно страдает координация движений обеих рук и зрительный контроль (зрительно-двигательная координация). Снижена двигательная память. С трудом происходит овладение выразительными движениями, действиями с воображаемыми объектами (что является неотъемлемым условием ролевых, театрализованных игр).
Задачи физического и моторно-двигательного развития решаются в следующих условиях:
- На специальных занятиях по физическому воспитанию, во время оздоровительных мероприятий, утренней гимнастики.
- В процессе музыкальных занятий (музыкально-дидактических, имитационных игр, игр с воображаемыми объектами, музыкально-ритмических движений и пр.).
- В играх и упражнениях по сенсомоторному развитию.
- В ходе специальных игр и упражнений, направленных на восприятие и воспроизведение основных и выразительных движений, естественных жестов, мимики.
- В подвижных играх, в подвижных играх с музыкальным сопровождением.
- На всех занятиях, если требуется правильное восприятие и воспроизведение выразительных движений для понимания смысла ситуаций, характера персонажей, эмоциональных состояний и пр.
- В процессе формирования трудовых и изобразительных навыков.
- В процессе индивидуальной коррекционной работы.
Работа по физическому и моторно-двигательному развитию детей в дошкольном учреждении осуществляется в разнообразных формах, которые отражают тесную взаимосвязь между психолого-педагогическим и медицинским аспектами кор-рекционно-воспитательной работы (лечебная физкультура, массаж и закаливание, утренняя зарядка, подвижные игры, физкультурные упражнения, прогулка, спортивный досуг и развлечения). Основной формой организации работы по физическому воспитанию детей является занятие физической культурой, обеспечивающее реализацию основных задач, определенных программой.
Занятия проводятся в форме увлекательных игр, удовлетворяющих потребность ребенка в двигательной активности, доставляющих удовольствие и радость.
Занятия проводятся по подгруппам в утреннее и вечернее время воспитателями (с музыкальным сопровождением в записи или с участием музыкального руководителя) два раза в неделю и индивидуально в зависимости от уровня психофизического развития каждого ребенка. Длительность занятия и физические нагрузки строго индивидуализированы и могут меняться в зависимости от особенностей психофизического состояния детей, метеоусловий, времени года и т. п. Лечебная физкультура дополняет, но не заменяет занятия по физическому воспитанию.
Работа с подгруппой проводится в физкультурном зале, а в теплое время года на специально оборудованной площадке.
Занятия по физической культуре в плане решаемых задач и реализуемого содержания связаны с изобразительными, подвижными и театрализованными играми, с занятиями по развитию музыкально-ритмических движений, формированию навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков и т. д.
Педагогический замысел:
— стимулировать двигательную активность детей;
— развивать интерес к движениям и потребность в двигательной активности;
— обогащать двигательный опыт;
— формировать положительное отношение к двигательным играм;
— развивать кинестетическое восприятие;
— развивать основные движения (ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание);
— формировать перекрестную схему ходьбы;
— развивать выразительность движений в процессе игр и игровых упражнений;
— формировать представления о собственном теле, его основных частях и их движениях;
— развивать понимание просьб-команд, отражающих основные движения и действия, направления движения (туда, в эту сторону, вперед, назад и т. п.);
— развивать ориентировку в пространстве;
— развивать умение использовать пространство и находиться в нем вместе с другими;
— учить выполнять движения по подражанию, по образцу, по слову-сигналу;
— формировать ритмичность движений (равномерную повторность и чередование);
— учить воспроизводить по подражанию различные движения кистями и пальцами рук, прослеживая их взором;
— развивать координацию движений обеих рук, рук и ног;
— развивать умение сопровождать движения проговариванием коротких стихов и потешек;
— формировать умение выполнять серию движений под музыку (совместно со взрослым, по подражанию и по образцу).
Оборудование и материалы:
— мягкие модули;
— пирамидки (большая высотой 1 м, средние — 20—30 см, маленькие);
— ребристая доска;
— лесенки прямые с зацепами на концах длиной 1—2 м, шириной 40 см, с расстоянием между рейками 25 см, сечением реек 2—3 см;
— скамейки гимнастические низкие высотой 22 см, длиной 1,5—2 м;
— ковер или ковровая дорожка;
— игольчатая дорожка;
— баскетбольная корзина (или нечто подобное);
— сухой бассейн с шариками;
— дорожки с различным покрытием (нашитые пуговицы, гладкая поверхность, меховая поверхность и т. п.);
— раздвигающаяся дорожка из кубов;
— различные по высоте воротики;
— разноцветные флажки (желтые и красные);
— цветные ленточки (желтые и красные);
— мячи: большие диаметром 20—25 см, средние и маленькие, надувные диаметром 30—40 см, фит-болы;
— бревно надувное или мягкий модуль;
— обручи (желтые и красные);
— шнур длиной 5 м;
— палки гимнастические длиной 70—80 см;
— кубы и кирпичи деревянные;
— нагрудники или нагрудные фартучки с прозрачными кармашками для контурных изображений животных, птиц;
— зонтики (большие и маленькие);
— игрушки: лошадка, кошечка, зайчик, медвежонок, собачка и др.;
— неваляшки;
— колокольчики;48
— погремушки;
— бубен;
— пластмассовые кубики;
— пластмассовые кегли и шары;
— деревянные, картонные или пластмассовые домики, деревья, елки и др.;
— муляжи овощей, фруктов, грибов;
— корзины;
— мисочки, кувшины для раскладывания бус, шариков, мелких игрушек;
— кольца для надевания на руки, на подставки;
— шарики и кубики с дырочками для надевания на пальцы, для соединения с помощью палки;
— коробки-вкладыши разных размеров;
— бочки-вкладыши;
— шароброс с шарами двух размеров;
— матрешки двух-, трехместные;
— столики с втулками;
— тележки, машины;
— лоточки для скатывания шариков;
— лотки для прокатывания автомобилей;
— набор «Достань колечко»;
— трубки прозрачные и непрозрачные с цветными пыжами и палочками;
— тележки со стержневыми и сюжетными съемными фигурками, палочка с кольцом на конце и без него;
— внутренние и внешние трафареты;
—вкладыши по типу досок Сеген
Содержание
- Ходьба стайкой за воспитателем, держась за руки: ходить в заданном направлении (к игрушке), друг за другом, держась за веревку.
- Ходьба и бег с переходом от ходьбы к бегу по команде (стайкой к воспитателю и вслед за ним, к игрушке, друг за другом в указанном направлении, меняя темп передвижения).
- Ходьба и бег по дорожке (шириной 30—40 см).
- Ходьба по разным дорожкам, выложенным из веревки, ленточек, ковролина и другого материала, с изменением темпа движения (быстро, медленно).
- Перемещение по кругу (хороводные игры).
- Бег и ходьба в заданном направлении с игрушкой (погремушкой, ленточкой на палочке и т. п.).
- Ходьба на носках (с поддержкой).
- Перешагивание через небольшие препятствия — веревку и другие невысокие (5 см) предметы с помощью взрослого и самостоятельно.
- Вращение то в одну, то в другую сторону в положении стоя или сидя на полу (игры типа «Волчок»).
- Игры с мячом: прокатывать мячи, бросать друг другу, ловить, поднимать упавший мяч, катать мячи друг другу, прокатывать мячи в ворота.
- Игры с надувными шарами.
- Ползание на животе и на четвереньках в разных направлениях к предметной цели или по указательному жесту.
- Проползание на четвереньках и на животе под лентой, дугой, рейкой и т. п.
- Ползание на четвереньках и на животе по дорожке с последующим перелезанием через небольшие препятствия.
- Подпрыгивание на двух ногах (держась за руки взрослого и самостоятельно).
- Подпрыгивание на надувном шаре (фитболе) со страховкой.
- Движения под музыку, движения с прихлопыванием и проговариванием слов, коротких стишков и т. п.
Примерный перечень подвижных игр
«Дождик, дождик — кап-кап-кап!», «Добрый зонтик», «Дети и колокольчик», «Воробьи и машина», «Поезд», «Самолеты», «Шар», «Солнышко и дождик», «Мой веселый звонкий мяч», «Зайка на полянке», «Птички летают», «Догони меня», «Бегите ко мне», «Кто тише», «Воробышки и автомобиль», «Самолеты», «Пузырь», «Поезд», «Солнышко и дождик», «Курочка-хохлатка», «Зайка беленький сидит», «Зайка серый умывается», «Птички летают», «Птички в гнездышках», «Лошадки», «Зайцы и волк», «Найди свой домик».
Двигательные игры импровизации:
«Кошка и котята», «Курочка и цыплята», «Зайчики на полянке», «Бабочки на полянке», «Лягушата и бабочки у озера», «Игры с зайчиками», «Зайчики и сова», «В гостях у ежика», «Прогулка за грибами» и др.
Литературный материал для сопровождения движений речью
«Солнышко-ведрышко!» (рус), «Травка-муравка» (рус), «Сидит, сидит зайка» (рус), «Скок-скок-поскок» (рус), «Как у нашего кота» (рус), «Наши уточки» (рус), «Аи, ду-ду» (рус), «Котик серенький» (рус), «Киска, киска» (рус), «Кисонька-Мурысенька» (рус), «Сорока-белобока» (рус), «Идет коза рогатая» (рус), «Ладушки» (рус), «Наша Маша» (рус), «Заинька» (рус), «Гуси вы, гуси» (рус), «Топ-топ» (кабардино-балкарск.), «Едем, едем на лошадке» (шведск.), «Топ, топ» (польск.), «На зеленом на лужку» (рус).
3. Александрова «Пляска»;
Н. Артюхова «Ручеек»;
А. Барто «Бычок», «Лошадка»;
Е. Благинина «Дождик», «Улетают, улетели», «Мы пускаем пузыри»;
A. Бродский «Солнечные зайчики»; П. Воронько «Пирог»;
О. Высотская «Насанках»;
B. Жуковский «Котик и козлик», «Птичка»; Б. Иовлев «У крылечка»;
C. Капутикян «Хлюп-хлюп»;
М. Клокова «Мой конь», «Белые гуси»;
С. Маршак «Мяч»;
С. Михалков «Песенка друзей»;
Э. Мошковская «Я — машина»;
М. Пожарова «Толя и медвежонок»;
А. Прокофьев «Мишка косолапый по лесу идет»;
Н. Саконская «Где мой пальчик?»;
И. Токмакова «На машине ехали» и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физическое и моторно-двигательное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью
Рекомендации для педагогов, работающих с детьми с интеллектуальной недостаточностью...
Доклад "Проектирование образовательной деятельности и взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ по физическому развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
Для того чтоб физкультурная деятельность прошла эффективно и для повышения качества образовательных услуг необходимы слаженные действия инструктора по физической культуре и воспитателя....
ОЗДОРОВЛЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Опыт работы по организации оздоровления и физического развития детей раннего возраста в детском саду в свете современных требований к организации образовательной деятельности в условиях реализации фед...
Степ-аэробика, как средство физического развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада
Степ-аэробика, как средство физического развития детей дошкольного возраста в условиях детского садаПроживая на крайнем севере, остро чувствуется недостаток в движении в первую очередь из-за кли...
Консультация для родителей «Физическое развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»
quot; Физическое развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС"...
Презентация. Физическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.
Физическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО....
Сообщение из опыта работы с методическими рекомендациям«Обновление содержания образовательной деятельности в области физического развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада». мастер класс «Тимбилдинг игры – игры для сплочения коллектива».
В последние годы умение работать в команде имеет большое значение практически во всех сферах деятельности современного общества. Команды сопровождают деятельность человека...