Физическое и моторно-двигательное развитие детей с ОВЗ в условиях коррекционного ДОУ
статья по физкультуре по теме

Бабенкова Екатерина Анатольевна

 

С детьми с интеллектуальной недостаточностью проводится общеоздоровительная работа, у них развиваются основные движения, кроме того, ведется коррекционная работа, а также. Главный акцент делается на коррекционной работе.У детей долго и с большим трудом формируются серии движений, что необходимо для образования двигательных навыков. Длительность занятия и физические нагрузки строго индивидуализированы и могут меняться в зависимости от особенностей психофизического состояния детей, метеоусловий, времени года и т. п. Занятия по физической культуре в плане решаемых задач и реализуемого содержания связаны с изобразительными, подвижными и театрализованными играми, с занятиями по развитию музыкально-ритмических движений, формированию навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков и т. д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizicheskoe_i_motorno-dvigatelnoe_razvitie.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Физическое и моторно-двигательное развитие детей с ОВЗ в условиях коррекционного ДОУ»

Инструктор по физической культуре:

 Бабенкова Е.А.

Физическое и моторно-двигательное развитие. Физическое развитие и укрепление здоровья детей является главной заботой специалистов ДОУ. С детьми с интеллектуальной недостаточностью проводится общеоздоровительная работа, у них развиваются основные движения, кроме того, ведется коррекционная работа, а также, если показано, назначаются лечебная физкультура и массаж. Главный акцент делается на коррекционной работе. Последствия раннего органического поражения центральной нервной системы отражаются более всего на моторно-двигательном развитии детей. Недостаточность касается как общей, так и мелкой и артикуляционной моторики. Это выражается в моторной неловкости, недостаточной координации движений, плохой переключаемости с одного движения на другое. У детей долго и с большим трудом формируются серии движений, что необходимо для образования двигательных навыков. Существенно страдает координация движений обеих рук и зрительный контроль (зрительно-двигательная координация). Снижена двигательная память. С трудом происходит овладение выразительными движениями, действиями с воображаемыми объектами (что является неотъемлемым условием ролевых, театрализованных игр).

Задачи физического и моторно-двигательного развития решаются в следующих условиях:

  • На специальных занятиях по физическому воспитанию, во время оздоровительных мероприятий, утренней гимнастики.

  • В процессе музыкальных занятий (музыкально-дидактических, имитационных игр, игр с воображаемыми объектами, музыкально-ритмических движений и пр.).

  • В играх и упражнениях по сенсомоторному развитию.

  • В ходе специальных игр и упражнений, направленных на восприятие и воспроизведение основных и выразительных движений, естественных жестов, мимики.

  • В подвижных играх, в подвижных играх с музыкальным сопровождением.

  • На всех занятиях, если требуется правильное восприятие и воспроизведение выразительных движений для понимания смысла ситуаций, характера персонажей, эмоциональных состояний и пр.

  • В процессе формирования трудовых и изобразительных навыков.

  • В процессе индивидуальной коррекционной работы.

Работа по физическому и моторно-двигательному развитию детей в дошкольном учреждении осуществляется в разнообразных формах, которые отражают тесную взаимосвязь между психолого-педагогическим и медицинским аспектами кор-рекционно-воспитательной работы (лечебная физкультура, массаж и закаливание, утренняя зарядка, подвижные игры, физкультурные упражнения, прогулка, спортивный досуг и развлечения). Основной формой организации работы по физическому воспитанию детей является занятие физической культурой, обеспечивающее реализацию основных задач, определенных программой.

 Занятия проводятся в форме увлекательных игр, удовлетворяющих потребность ребенка в двигательной активности, доставляющих удовольствие и радость.

 Занятия проводятся по подгруппам в утреннее и вечернее время воспитателями (с музыкальным сопровождением в записи или с участием музыкального руководителя) два раза в неделю и индивидуально в зависимости от уровня психофизического развития каждого ребенка. Длительность занятия и физические нагрузки строго индивидуализированы и могут меняться в зависимости от особенностей психофизического состояния детей, метеоусловий, времени года и т. п. Лечебная физкультура дополняет, но не заменяет занятия по физическому воспитанию.

 Работа с подгруппой проводится в физкультурном зале, а в теплое время года на специально оборудованной площадке.

 Занятия по физической культуре в плане решаемых задач и реализуемого содержания связаны с изобразительными, подвижными и театрализованными играми, с занятиями по развитию музыкально-ритмических движений, формированию навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков и т. д.

Педагогический замысел:

 — стимулировать двигательную активность детей;

 — развивать интерес к движениям и потребность в двигательной активности;

 — обогащать двигательный опыт;

 — формировать положительное отношение к двигательным играм;

 — развивать кинестетическое восприятие;

 — развивать основные движения (ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание);

 — формировать перекрестную схему ходьбы;

 — развивать выразительность движений в процессе игр и игровых упражнений;

 — формировать представления о собственном теле, его основных частях и их движениях;

 — развивать понимание просьб-команд, отражающих основные движения и действия, направления движения (туда, в эту сторону, вперед, назад и т. п.);

 — развивать ориентировку в пространстве;

 — развивать умение использовать пространство и находиться в нем вместе с другими;

 — учить выполнять движения по подражанию, по образцу, по слову-сигналу;

 — формировать ритмичность движений (равномерную повторность и чередование);

 — учить воспроизводить по подражанию различные движения кистями и пальцами рук, прослеживая их взором;

 — развивать координацию движений обеих рук, рук и ног;

 — развивать умение сопровождать движения проговариванием коротких стихов и потешек;

 — формировать умение выполнять серию движений под музыку (совместно со взрослым, по подражанию и по образцу).

Оборудование и материалы:

 — мягкие модули;

 — пирамидки (большая высотой 1 м, средние — 20—30 см, маленькие);

 — ребристая доска;

 — лесенки прямые с зацепами на концах длиной 1—2 м, шириной 40 см, с расстоянием между рейками 25 см, сечением реек 2—3 см;

 — скамейки гимнастические низкие высотой 22 см, длиной 1,5—2 м;

 — ковер или ковровая дорожка;

 — игольчатая дорожка;

 — баскетбольная корзина (или нечто подобное);

 — сухой бассейн с шариками;

 — дорожки с различным покрытием (нашитые пуговицы, гладкая поверхность, меховая поверхность и т. п.);

 — раздвигающаяся дорожка из кубов;

 — различные по высоте воротики;

 — разноцветные флажки (желтые и красные);

 — цветные ленточки (желтые и красные);

 — мячи: большие диаметром 20—25 см, средние и маленькие, надувные диаметром 30—40 см, фит-болы;

 — бревно надувное или мягкий модуль;

 — обручи (желтые и красные);

 — шнур длиной 5 м;

 — палки гимнастические длиной 70—80 см;

 — кубы и кирпичи деревянные;

 — нагрудники или нагрудные фартучки с прозрачными кармашками для контурных изображений животных, птиц;

 — зонтики (большие и маленькие);

 — игрушки: лошадка, кошечка, зайчик, медвежонок, собачка и др.;

 — неваляшки;

 — колокольчики;48

 — погремушки;

 — бубен;

 — пластмассовые кубики;

 — пластмассовые кегли и шары;

 — деревянные, картонные или пластмассовые домики, деревья, елки и др.;

 — муляжи овощей, фруктов, грибов;

 — корзины;

 — мисочки, кувшины для раскладывания бус, шариков, мелких игрушек;

 — кольца для надевания на руки, на подставки;

 — шарики и кубики с дырочками для надевания на пальцы, для соединения с помощью палки;

 — коробки-вкладыши разных размеров;

 — бочки-вкладыши;

 — шароброс с шарами двух размеров;

 — матрешки двух-, трехместные;

 — столики с втулками;

— тележки, машины;

 — лоточки для скатывания шариков;

 — лотки для прокатывания автомобилей;

 — набор «Достань колечко»;

 — трубки прозрачные и непрозрачные с цветными пыжами и палочками;

 — тележки со стержневыми и сюжетными съемными фигурками, палочка с кольцом на конце и без него;

 — внутренние и внешние трафареты;

 —вкладыши по типу досок Сеген


Содержание

  • Ходьба стайкой за воспитателем, держась за руки: ходить в заданном направлении (к игрушке), друг за другом, держась за веревку.
  • Ходьба и бег с переходом от ходьбы к бегу по команде (стайкой к воспитателю и вслед за ним, к игрушке, друг за другом в указанном направлении, меняя темп передвижения).
  • Ходьба и бег по дорожке (шириной 30—40 см).
  • Ходьба по разным дорожкам, выложенным из веревки, ленточек, ковролина и другого материала, с изменением темпа движения (быстро, медленно).
  • Перемещение по кругу (хороводные игры).
  • Бег и ходьба в заданном направлении с игрушкой (погремушкой, ленточкой на палочке и т. п.).
  • Ходьба на носках (с поддержкой).
  • Перешагивание через небольшие препятствия — веревку и другие невысокие (5 см) предметы с помощью взрослого и самостоятельно.
  • Вращение то в одну, то в другую сторону в положении стоя или сидя на полу (игры типа «Волчок»).
  • Игры с мячом: прокатывать мячи, бросать друг другу, ловить, поднимать упавший мяч, катать мячи друг другу, прокатывать мячи в ворота.
  • Игры с надувными шарами.
  • Ползание на животе и на четвереньках в разных направлениях к предметной цели или по указательному жесту.
  • Проползание на четвереньках и на животе под лентой, дугой, рейкой и т. п.
  • Ползание на четвереньках и на животе по дорожке с последующим перелезанием через небольшие препятствия.
  • Подпрыгивание на двух ногах (держась за руки взрослого и самостоятельно).
  • Подпрыгивание на надувном шаре (фитболе) со страховкой.
  • Движения под музыку, движения с прихлопыванием и проговариванием слов, коротких стишков и т. п.

 Примерный перечень подвижных игр

 «Дождик, дождик — кап-кап-кап!», «Добрый зонтик», «Дети и колокольчик», «Воробьи и машина», «Поезд», «Самолеты», «Шар», «Солнышко и дождик», «Мой веселый звонкий мяч», «Зайка на полянке», «Птички летают», «Догони меня», «Бегите ко мне», «Кто тише», «Воробышки и автомобиль», «Самолеты», «Пузырь», «Поезд», «Солнышко и дождик», «Курочка-хохлатка», «Зайка беленький сидит», «Зайка серый умывается», «Птички летают», «Птички в гнездышках», «Лошадки», «Зайцы и волк», «Найди свой домик».

Двигательные игры импровизации:

 «Кошка и котята», «Курочка и цыплята», «Зайчики на полянке», «Бабочки на полянке», «Лягушата и бабочки у озера», «Игры с зайчиками», «Зайчики и сова», «В гостях у ежика», «Прогулка за грибами» и др.

Литературный материал для сопровождения движений речью

 «Солнышко-ведрышко!» (рус), «Травка-муравка» (рус), «Сидит, сидит зайка» (рус), «Скок-скок-поскок» (рус), «Как у нашего кота» (рус), «Наши уточки» (рус), «Аи, ду-ду» (рус), «Котик серенький» (рус), «Киска, киска» (рус), «Кисонька-Мурысенька» (рус), «Сорока-белобока» (рус), «Идет коза рогатая» (рус), «Ладушки» (рус), «Наша Маша» (рус), «Заинька» (рус), «Гуси вы, гуси» (рус), «Топ-топ» (кабардино-балкарск.), «Едем, едем на лошадке» (шведск.), «Топ, топ» (польск.), «На зеленом на лужку» (рус).

 3. Александрова «Пляска»;

 Н. Артюхова «Ручеек»;

 А. Барто «Бычок», «Лошадка»;

 Е. Благинина «Дождик», «Улетают, улетели», «Мы пускаем пузыри»;

 A. Бродский «Солнечные зайчики»; П. Воронько «Пирог»;

 О. Высотская «Насанках»;

 B. Жуковский «Котик и козлик», «Птичка»; Б. Иовлев «У крылечка»;

 C. Капутикян «Хлюп-хлюп»;

 М. Клокова «Мой конь», «Белые гуси»;

 С. Маршак «Мяч»;

 С. Михалков «Песенка друзей»;

 Э. Мошковская «Я — машина»;

 М. Пожарова «Толя и медвежонок»;

 А. Прокофьев «Мишка косолапый по лесу идет»;

 Н. Саконская «Где мой пальчик?»;

 И. Токмакова «На машине ехали» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физическое и моторно-двигательное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью

Рекомендации для педагогов, работающих с детьми с интеллектуальной недостаточностью...

Доклад "Проектирование образовательной деятельности и взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ по физическому развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Для того чтоб физкультурная деятельность прошла эффективно и для повышения качества образовательных услуг необходимы слаженные действия инструктора по физической культуре и воспитателя....

ОЗДОРОВЛЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Опыт работы по организации оздоровления и физического развития детей раннего возраста в детском саду в свете современных требований к организации образовательной деятельности в условиях реализации фед...

Степ-аэробика, как средство физического развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Степ-аэробика, как средство физического развития детей дошкольного возраста в условиях  детского садаПроживая на крайнем севере, остро чувствуется недостаток в движении в первую очередь из-за кли...

Консультация для родителей «Физическое развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»

quot; Физическое развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС"...

Презентация. Физическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

Физическое развитие детей дошкольного возраста   в  условиях  реализации ФГОС ДО....

Сообщение из опыта работы с методическими рекомендациям«Обновление содержания образовательной деятельности в области физического развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада». мастер класс «Тимбилдинг игры – игры для сплочения коллектива».

В последние годы   умение работать в команде имеет большое значение практически во всех сферах   деятельности современного общества. Команды сопровождают деятельность человека...