ОЗДОРОВЛЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
статья на тему
Опыт работы по организации оздоровления и физического развития детей раннего возраста в детском саду в свете современных требований к организации образовательной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт работы организации оздоровления и физического развития детей раннего возраста. | 24.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ОЗДОРОВЛЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Автор: И.М.Хохлова, старший воспитатель частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №208 ОАО «РЖД».
- Обоснование актуальности.
«Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Василий Александрович Сухомлинский
Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. Одна из задач образовательной деятельности – «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия» (ФГОС ДО, п. 1.6.).
Понятие «здоровье» вмещает в себя характеристики физического и психического развития ребенка, адаптационные возможности его организма и социальную активность. Здоровый образ жизни должен быть задан той средой, в которой живет малыш – в семье, в дошкольном учреждении.
«Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам», – гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину.
- Цели и задачи.
Нашей целью является сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста путем формирования убеждений и привычки к здоровому образу жизни, развития разнообразных двигательных и физических качеств, укрепления психического здоровья детей и обеспечение их психологической безопасности.
На основании целей мы решаем следующие задачи:
- Развивать адаптационные процессы, способность организма противостоять неблагоприятным воздействиям;
- Формировать на доступном уровне необходимые знания в области гигиены, физической культуры;
- Повысить общий жизненный тонус ребёнка, сопротивляемость, закалённость и устойчивость его организма к заболеваниям дыхательной системы.
- Обогащать двигательный опыт.
- Воспитывать положительное отношение и устойчивый интерес к самостоятельной двигательной деятельности.
- Направления работы
В соответствии с целями и задачами нами были определены следующие направления работы:
- Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей групп раннего возраста.
- Сотрудничество с медицинским персоналом.
- Создание развивающей предметно-пространственной среды.
- Определение исходных показателей состояния здоровья и психического развития детей, на основе сбора антропометрических данных, характеристики двигательной подготовленности ребенка, психолого-педагогических критериев здоровья (личностные и поведенческие особенности ребенка, отмеченных воспитателем вместе с родителями).
- Создание условий для успешной адаптации детей к детскому саду путём использования комплекса психогигиенических и психопрофилактических средств и методов, направленных на снижение стрессовых реакций, профилактики нарушений эмоционального состояния детей.
- Рациональная организация двигательной активности детей в течение дня в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.
- Организация закаливания детей, реализуемая как комплекс оздоровительно-профилактических воздействий благоприятных для становления аппарата физической терморегуляции, плохо функционирующей в периоде раннего детства с использованием технологии оздоровительного игрового часа.
- Взаимодействие с родителями в целях консультативной поддержки по вопросам образования и охраны здоровья детей, а так же предоставления возможности участвовать в образовательном процессе.
- Практическая часть.
Комплексный системный подход к оздоровлению и физическому развитию детей, выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от профессиональной компетентности педагогов. В этом направлении используются разнообразные формы работы: интерактивные консультации, семинары-практикумы, тренинги, мастер-классы, фестивали инноваций.
Вопрос организации развивающей предметно - пространственной среды на сегодняшний день стоит особо актуально. Для детей раннего возраста образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, для организации образовательной и оздоровительной деятельности. Для обеспечения двигательной активности в группах оснащены физкультурно-оздоровительные уголки, наполненные современным спортивным оборудованием, пособиями и нестандартным оборудованием (дорожки, массажные коврики) для профилактики плоскостопия, развития правильного физиологического дыхания, мелкой и крупной моторики, что позволяет не только решать оздоровительные задачи, но и способствует поддержанию интереса детей к занятиям.
Деятельность дошкольного учреждения, где ребенок проводит большую часть активного времени, по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должна начинаться с момента поступления его в детский сад, с раннего возраста. Поэтому на организационном этапе работы (как правило, это летний период) основное внимание мы уделяем обеспечению условий для успешной адаптации детей к дошкольному учреждению: изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка, составление и апробацию режима, заполнение и анализ необходимой документации. Для того, чтобы это период прошел для ребенка максимально безболезненно, в группе создаётся комфортная среда, наполненная разнообразным игровым и развивающим материалом, постоянно поддерживается положительный микроклимат. Для создания эмоционально – положительного климата в группе нами реализуется «План работы на адаптационный период», задачами которого являются:
- создание условий для охраны здоровья детей;
- формирование навыков здорового образа жизни, содействие полноценному физическому развитию;
- закладывание основ будущей личности.
Одним из основных условий, обеспечивающих оптимизацию физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста, является организация оптимальной модели двигательного режима в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями каждого ребёнка.
В целях активизации двигательной активности детей, укрепления и сохранения их здоровья во вторую половину дня после дневного сна организуется оздоровительный игровой «час». Инновационная направленность прослеживается в организации этой деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Технологичность заключается в чёткой проработке алгоритма оздоровительно-игрового часа и системе его проведения в рамках основной образовательной программы дошкольного образования.
Грамотно организованная эмоционально-насыщенная, разнообразная деятельность способствует поднятию мышечного и психического тонуса, положительно сказывается на самочувствии, развивает ловкость, подвижность, эмоциональную сферу,даёт детям массу приятных и полезных впечатлений,а следовательно, является основой для решения не только оздоровительных задач, но и всех задач образовательной области «Физическое развитие».
Большое внимание в своей педагогической деятельности уделяем сотрудничеству с родителями наших воспитанников.
В совместной деятельности с родителями используем следующие формы работы:
- мастер-классы с целью обучения родителей конкретным приемам и методам оздоровления детей;
- родительские конференции с целью обсуждения вопросов сохранения и укрепления здоровья детей и обмена опытом здорового образа жизни среди родителей
- организация выпусков листовок здоровья, буклетов с целью пропаганды здорового образа жизни, использования общегигиенических правил, рационального двигательного режима, полноценного сбалансированного питания, закаливания и оптимального воздушного и температурного режима в семьях воспитанников.
- Вывод.
Таким образом, осуществление деятельности по оздоровлению и физическому развитию детей раннего возраста в соответствии с современными требованиями позволяет нам:
- сохранять и укреплять здоровье детей;
- формировать двигательную активность;
- прививать навыки здорового образа жизни;
- развивать эмоциональную сферу;
- формировать гармоничную личность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС.
Данная статья будет полезна работникам дошкольного образовательного учереждения,воспитывающих детишек раннего возраста. Роль сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить. Именно этот в...
Доклад "Проектирование образовательной деятельности и взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ по физическому развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
Для того чтоб физкультурная деятельность прошла эффективно и для повышения качества образовательных услуг необходимы слаженные действия инструктора по физической культуре и воспитателя....
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14008135","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"120","style":"width: 700px; height: 175px;","width":"480"}}]]Поступление ребенка в д...
"СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС. В наше время, резкое обновление знаний во всех областях, рост потока информации, которую...
Презентация. Физическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.
Физическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО....
Физическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
Физическое развитие ребёнка в условиях учреждений для детей раннего и дошкольного возраста является важной и ответственной задачей общественного воспитания, т.к. все дети, начиная с самого раннего воз...
Тестирование по курсу (ПКК): Физическое развитие детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО (72 ч.)
Тестирование по курсу (ПКК): Физическое развитие детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО (72 ч.)...