Степ-аэробика, как средство физического развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада
статья по физкультуре на тему

Исакова Виктория Викторовна

Степ-аэробика, как средство физического развития детей дошкольного возраста в условиях  детского сада

Проживая на крайнем севере, остро чувствуется недостаток в движении в первую очередь из-за климатических условий как у взрослых так и у детей. Практика работы в детском саду показывает, что основных занятий по физической культуре не достаточно для полноценного двигательного режима детей, и это не благоприятно сказывается на здоровье воспитанников. Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в  стенах дошкольного учреждения всегда являлась и является приоритетной.

Назрела проблема в поиске эффективных оздоровительных технологий для формирования навыков здорового образа жизни.

Аэробика привлекла меня своей доступностью, эмоциональностью и   возможностью изменить содержание занятия в зависимости от интересов, возраста, физического состояния, подготовленности занимающихся.

Степ аэробика - один из самых простых и эффективных стилей в аэробике. "Step" в переводе с английского языка буквально означает "шаг". Шаговая аэробика проста, она не требует излишнего сосредоточения и концентрации мыслей на правильном усвоении тех или иных движений.

Степ-аэробика стала популярна на всем земном шаре и с каждым днем приобретает все больше и больше последователей. Это уже далеко не новый вид спорта, он известен более десяти лет, хотя в России о нем, к сожалению, узнали совсем недавно.А в дошкольных учреждениях – редкий вид физической деятельности.

Степ-аэробика - это танцевальные занятия при помощи специальной платформы, имеющей приспособления, позволяющие устанавливать нужную высоту. В детском саду мы используем степ-доску высота – 10см, ширина – 30см, длина – 40см. На степ-доске надо подниматься и опускаться в ритме музыки, в сочетании с обычными танцевальными движениями.

Аэробные упражнения относятся к таким видам физической нагрузки, когда необходимо наличие кислорода в течение продолжительного времени. Они предъявляют организму требования, заставляющие его увеличивать потребление кислорода. В результате происходят благоприятные изменения в легких, сердце и сосудистой системе. То есть, регулярные занятия аэробикой повышают способность организма пропускать воздух через легкие, увеличивают общий кровоток, причем кровь эффективнее осуществляет одну из своих основных функций - транспорт кислорода.

Ответ организма на повышенную потребность в кислороде называется тренировочным эффектом или позитивными физическими сдвигами:

*                   общий объем крови возрастает настолько, что улучшается возможность транспорта кислорода, и поэтому человек проявляет  большую выносливость при напряженной физической нагрузке.

*          объем легких увеличивается, а некоторые исследования связывают возрастание объема легких с более высокой продолжительностью жизни.

*          сердечная мышца укрепляется, лучше обеспечивается кровью.

*          повышается содержание липопротеинов высокой плотности, отношение общего количества холестерина к ЛВП снижается, что уменьшает риск развития атеросклероза.

*          укрепляется костная система

*          аэробика помогает справиться с физическими и эмоциональными стрессами.

*          повышается работоспособность.

                       аэробика - реальный путь к похудению или поддержанию веса в норме.

 

Из вышесказанного можно сделать вывод, что:

- Степ-аэробика оказывает положительное действие на весь организм, укрепляя дыхательную, сердечно-сосудистую, мышечную и нервную системы, а также нормализуя артериальное давление и деятельность вестибулярного аппарата.

 

Все упражнения в степ-аэробике направлены на тренировку мышц сердца и выработку лучшей координации движений. Главное отличие степ-аэробики от классической – выполняя аналогичные упражнения, можно достичь гораздо большей нагрузки и результат даст о себе знать намного быстрее.

(полная версия - щелки по ссылке)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 55 комбинированного вида «Чудесница»

Г. Воркута

Опыт работы:

«Степ-аэробика, как средство физического развития детей дошкольного возраста в условиях  детского сада»

Исакова Виктория Викторовна

Воспитатель, 1 квал. категории

2017


I. Введение

 

За последние годы произошли социально - экономические изменения во всех сферах жизнедеятельности нашего общества. Сложившаяся обстановка не могла не отразиться на отношении к физической культуре и спорту, организации соответствующей деятельности. Сохранения здоровья воспитанников и полноценное развитие их личности являются в конечном итоге основной целью образования, что отмечается в исследованиях Л.И. Лубышевой, 1992; В.И. Столярова, И.М. Быховской, 1988; В.К. Бальсевича, 1990; А.И. Завьялова, 1996; О.Л. Трещёвой, 1995 и др.

Наиболее оправданный путь увеличения адаптационных возможностей организма, сохранения здоровья, гармоничного развития личности, его подготовка к плодотворной трудовой деятельности - это регулярные занятия физической культурой и спортом, соблюдение норм здорового образа жизни.

Физическая культура является неотъемлемой частью общей культуры, средством удовлетворения жизненно необходимых потребностей в двигательной деятельности, способствует развитию гармоничной личности и физического совершенствования. Она выступает как необходимая часть образа жизни детей, которая отражает такую степень физического развития ребенка, его двигательных умений и навыков, которая позволяет ему наиболее полно реализовать свои творческие возможности.

II. Теоретическое обоснование

Проживая на крайнем севере, остро чувствуется недостаток в движении в первую очередь из-за климатических условий как у взрослых так и у детей. Практика работы в детском саду показывает, что основных занятий по физической культуре не достаточно для полноценного двигательного режима детей, и это не благоприятно сказывается на здоровье воспитанников. Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в  стенах дошкольного учреждения всегда являлась и является приоритетной.

Назрела проблема в поиске эффективных оздоровительных технологий для формирования навыков здорового образа жизни.

Аэробика привлекла меня своей доступностью, эмоциональностью и   возможностью изменить содержание занятия в зависимости от интересов, возраста, физического состояния, подготовленности занимающихся.

Степ аэробика - один из самых простых и эффективных стилей в аэробике. "Step" в переводе с английского языка буквально означает "шаг". Шаговая аэробика проста, она не требует излишнего сосредоточения и концентрации мыслей на правильном усвоении тех или иных движений.

Степ-аэробика стала популярна на всем земном шаре и с каждым днем приобретает все больше и больше последователей. Это уже далеко не новый вид спорта, он известен более десяти лет, хотя в России о нем, к сожалению, узнали совсем недавно.А в дошкольных учреждениях – редкий вид физической деятельности.

Степ-аэробика - это танцевальные занятия при помощи специальной платформы, имеющей приспособления, позволяющие устанавливать нужную высоту. В детском саду мы используем степ-доску высота – 10см, ширина – 30см, длина – 40см. На степ-доске надо подниматься и опускаться в ритме музыки, в сочетании с обычными танцевальными движениями.

Аэробные упражнения относятся к таким видам физической нагрузки, когда необходимо наличие кислорода в течение продолжительного времени. Они предъявляют организму требования, заставляющие его увеличивать потребление кислорода. В результате происходят благоприятные изменения в легких, сердце и сосудистой системе. То есть, регулярные занятия аэробикой повышают способность организма пропускать воздух через легкие, увеличивают общий кровоток, причем кровь эффективнее осуществляет одну из своих основных функций - транспорт кислорода.

Ответ организма на повышенную потребность в кислороде называется тренировочным эффектом или позитивными физическими сдвигами:

  • общий объем крови возрастает настолько, что улучшается возможность транспорта кислорода, и поэтому человек проявляет  большую выносливость при напряженной физической нагрузке.
  • объем легких увеличивается, а некоторые исследования связывают возрастание объема легких с более высокой продолжительностью жизни.
  • сердечная мышца укрепляется, лучше обеспечивается кровью.
  • повышается содержание липопротеинов высокой плотности, отношение общего количества холестерина к ЛВП снижается, что уменьшает риск развития атеросклероза.
  • укрепляется костная система
  • аэробика помогает справиться с физическими и эмоциональными стрессами.
  • повышается работоспособность.
  1. аэробика - реальный путь к похудению или поддержанию веса в норме.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что:

  • Степ-аэробика оказывает положительное действие на весь организм, укрепляя дыхательную, сердечно-сосудистую, мышечную и нервную системы, а также нормализуя артериальное давление и деятельность вестибулярного аппарата.

Все упражнения в степ-аэробике направлены на тренировку мышц сердца и выработку лучшей координации движений. Главное отличие степ-аэробики от классической – выполняя аналогичные упражнения, можно достичь гораздо большей нагрузки и результат даст о себе знать намного быстрее.

III. Практическая часть.

Цель занятий по степ-аэробики для детей старшего дошкольного возраста:

Укрепление здоровья детей посредством циклических упражнений

 

Основными задачами степ-аэробики являются:

  • Формирование повышенного интереса к занятиям степ-аэробикой в течении всего учебного года;

  • Развитие устойчивого чувства равновесия, координации движения;

  • Воспитание физических качеств: силы, быстроты, ловкости, а так же выносливости и работоспособности, что очень важно для укрепления здоровья малыша.

 

Общепризнанной формой проведения физического воспитания в детском саду является занятие,  в нем традиционно выделяют три части: подготовительную, основную и заключительную.

  1. Подготовительная часть.

 Разминка имеет большое значение. У разминки  две цели: во-первых, разогреть мышцы спины и конечностей; во-вторых, вызвать некоторое ускорение темпа сердечных ускорений так, чтобы плавно повышать пульс до значений, соответствующих аэробной фазе.

Средством решения этой задачи в вводной части занятия является выполнение различных видов ходьбы и бега, помогающие почувствовать музыку, темп движения, ритм, соответственно настроиться.

2. Основная часть занятия степ-аэробики.

Вторая фаза тренировки является главной для достижения оздоровительного эффекта. В этой фазе выполняются те упражнения, которые составляют программу аэробики. Традиционно основная часть занятия аэробики включает в себя и аэробный и силовой сегменты, однако, в зависимости от направленности занятия последовательность и продолжительность составляющих основную часть занятия сегментов может быть различной. В отдельных типах занятия, имеющих, преимущественно, аэробную направленность, силовой сегмент основной части занятия может либо полностью отсутствовать, либо состоять только из упражнений на укрепление мышц брюшного пресса. За счет этого увеличивается продолжительность аэробного сегмента.

В этой части урока решаются следующие задачи:

  • повышаются функциональные возможности организма;
  • развиваются координационные способности;
  • улучшается эмоциональное состояние занимающихся

Во время аэробного сегмента происходит разучивание «шагов», связок, блоков и комбинаций, а также многократное повторение разученных движений - прогон.

Очень важно правильно выполнять аэробные упражнения, речь идет о безопасности занятий. Еще раз повторю, что аэробика - это нагрузки, которые увеличивают частоту дыхания и сердечных сокращений, не нарушая равновесия между потреблением и использованием кислорода, при этом нагрузки выполняются не с максимальными усилиями в течение довольно длительного периода времени. Для того чтобы добиться большего эффекта, необходимо заниматься, по мнению специалистов, с интенсивностью, обеспечивающей частоту сердечных сокращений 65-80 % от максимальной. Так как дети не могут самостоятельно измерить пульс мне необходимо регулировать нагрузку, чтобы дети не переутомились. Визуальной оценкой оптимальности нагрузки является обильное потоотделение и умеренное покраснение кожных покровов у воспитанников. Отличным средством проверки интенсивности нагрузки является тест “разговором”. Если во время аэробики дети могут  отвечать на вопросы или подпевать слова знакомых песен, значит интенсивность допустимая, и наоборот.

Аэробная заминка.

После многочисленных повторений финальной комбинации следует аэробная заминка, состоящая из двух частей. Основная цель - снизить частоту сердечных сокращений и восстановить дыхание. Заминка может состоять из тех же «шагов» и связок, что и аэробная разминка, с той лишь разницей, что амплитуда «шагов» уменьшается. Затем следует переход на марш. На марше выполняются дыхательные упражнения, способствующие восстановлению дыхания, которые сопровождаются полноамплитудными движениями рук.

Цель второй части аэробной заминки - восстановить длину мышц до первоначальной, базируется на статической растяжке, каждая поза фиксируется и удерживается около 6 секунд. С продолжительностью 3-4 минуты.

Силовой сегмент основной части:

Так как детям дошкольного возраста силовая нагрузка (как принято в классической степ-аэробике) противопоказана, я провожу ее сидя на степе с целью – укрепление мышечного корсета. После силовых упражнений в седе и в седе ноги врозь растягиваем мышцы ног, а также косые и боковые мышцы туловища. Выполняем наклоны вперед и в стороны с удержанием конечного положения, а также растягивание приводящих мышц бедра в положении сидя, стопы вместе, колени врозь

3. Заключительная часть .

Третья фаза занятий аэробикой занимает минимум пять минут; в течение всего этого времени следует продолжать двигаться, но в достаточно низком темпе, чтобы постепенно уменьшить частоту сердечных сокращений. В этот момент мы с детьми играем (не забываем, что основной вид деятельности у детей дошкольного возраста – это игра). Начинаем с игры высокой подвижности, затем средней подвижности, в заключении малой подвижности.

Самое важное после аэробики - продолжать двигаться, чтобы кровь могла циркулировать от ног к центральным сосудам. Основной ее принцип - никогда не заканчивать упражнение резкой остановкой. Падение артериального давления должно быть постепенным. Завершив основную, самую напряженную часть занятия, нужно соблюдать следующие требования:

  • не стоять на месте без движения, даже в тот момент, когда измеряется пульс.
  • не садиться.

При правильном распределения времени на все части занятия аэробная тренировка займет не более 35 минут. Для занятий с детьми дошкольного возраста необходимо всем упражнениям входящим в программу степ-аэробики дать детские забавные названия, и закончить веселой подвижной игрой, тогда этот вид деятельности действительно увлечет ребят, а эти 35 минут станут для них желанными и приятными.

Музыка, используемая в занятиях, является той канвой, от качества которой во многом зависит эффективность и привлекательность аэробики для занимающихся. При проведении занятий широко используется современная музыка, на которую «накладываются» соответствующие ей по стилю движения танцевального характера, что обогащает занятия эстетическим содержанием, привлекает внимание детей к выразительным, точным и красивым движениям.

При построении занятий Степ-аэробики стараюсь соблюдать основные принципы

организации физического воспитания в детском саду:

  1. Физическая нагрузка адекватна возрасту, полу ребенка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья;
  2. Сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами;
  3. Обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики;
  4. Медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья;
  5. Включение в содержание занятия элементов корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и искривления осанки.

В качестве основных методических приемов обучения степ-аэробики выступают – показ движения, оперативный комментарий и пояснение:

в процессе проведения занятия большое значение имеют указания, которые даются в ходе выполнения упражнений. Эти указания играют роль внешнего управляющего момента, с помощью которого занимающиеся могут оперативно представить собственные действия. При этом указания включают моменты, что и как делать (название движения, основные моменты техники, направление, подсчет и т. д.), включая исправление более или менее грубых ошибок, внося коррекцию и тем самым применяя принцип обратной связи, сохраняя при этом поточный метод проведения упражнений.

     Объясняю в доступной, понятной форме, учитывая возрастные особенности занимающихся в группе.

        

        IV. Заключение

Вот уже на протяжении 8 лет в детском саду регулярно провожу занятия в кружке «Веселая ступенька» по Степ-аэробике как с девочками так и с мальчиками старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительность 30-35 мин. в зависимости от общего состояния и утомляемости детей.

Занимаясь с такой интенсивностью, довольно быстро ощущается тренировочный эффект: улучшается физическая подготовленность, укрепляется сердце. Движения детей отличаются достаточной координированностью и точностью. Дети хорошо различают направление движения, смену темпа и ритма, появляются слаженные движения под музыку. Заметно увеличиваются проявления волевых усилий при выполнении отдельных упражнений, стремление добиться хорошего результата. У детей вырабатывается эстетическое отношение к движениям, они начинают воспринимать красоту и гармонию движений. Проявляется творчество в двигательной деятельности: самостоятельно составляют простые варианты из освоенных упражнений, стремятся к неповторимости (индивидуальности) в своих движениях.

Среди многих факторов, оказывающих влияние на здоровье детей, по интенсивности воздействия первое место несомненно занимают физическая культура и степень упорядоченности режима дня. А степ-аэробика, как один из видов двигательного режима ребенка обеспечивает активный отдых, удовлетворяет естественную потребность детей в движении, и может являются одним из условий правильного физического развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные игры с использованием национально - регионального компонента, как средство физического развития детей дошкольного возраста.

Игры являются неотъемлемой частью культуры каждого народа. Они создавались на про­тяжении веков  и сопутствовали повседневной жизни детей и взрослых. Они помогают физическому развитию (вырабаты­в...

Фитбол - как средство физического развития детей дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей и инструкторов по физической культуре в ДОУ. Об  эфективности использовании фитбола на занятиях, в игровой деятельности и индивидуальной работе с детьми дошкольного ...

Туризм как средство физического развития детей дошкольного возраста*

—Актуальность исследования. Проблемы физического развития и сохранения здоровья детей, как никогда остры. Состояние здоровья подрастающего поколения в настоящее время вызывает особую озабоченность в г...

Туризм как средство физического развития детей дошкольного возраста

ВВЕДЕНИЕАктуальность исследования. Проблемы физического развития и сохранения здоровья детей, как никогда остры. Состояние здоровья подрастающего поколения в настоящее время вызывает особую озабоченно...

Танцевально-игровая гимнастика «Са-Фи-Дансе» как нетрадиционное средство физического развития детей дошкольного возраста

Хочу познакомить вас с интересной оздоровительно-развивающей программой по танцевально-игровой гимнастике «Са-Фи-Дансе» Ж. Е. Фирилевой, Е. Г. Сайкиной. В нашем саду мы взяли ее как парциальную. Также...

Буклет "Игровой стретчинг как средство физического развития детей дошкольного возраста"

Буклет является информационно - рекламным носителем и его задача кратко - иформативно донести до читателя, интересныедля него сведения. После индивидуальной консультации родитель получает буклет с пра...

Игры-эстафеты как средство физического развития детей дошкольного возраста.

 Одной из форм активизации двигательной активности детей являются игры-эстафеты.Это одна из разновидностей подвижных игр командного характера с правилами. В играх-эстафетах команды детей с...