ОБОРУДОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ НЕОБХОДИМЫМ ИНВЕНТАРЕМ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВРЕМЕНИ НА ЗАНЯТИИ.
статья по физкультуре (старшая, подготовительная группа) на тему
(из опыта работы)
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад «Солнышко» с.Каштановое»
ОБОРУДОВАНИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ НЕОБХОДИМЫМ ИНВЕНТАРЕМ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВРЕМЕНИ НА ЗАНЯТИИ.
(из опыта работы)
Подготовила: воспитатель разновозрастной группы
Щетинина Ирина Викторовна
2015 год
В своем историческом развитии организм человека формировался в условиях высокой двигательной активности. Первобытному человеку ежедневно приходилось пробегать и проходить десятки километров в поисках пищи, постоянно от кого-то спасаться, преодолевать препятствия, нападать. Так выделились пятьосновных жизненно важных движений, каждое из которых имело свое значение: бег и ходьба – для перемещения в пространстве, прыжки и лазанье- для преодоления препятствий, метание- для защиты и нападения.Миллионы лет эти движения являлись главнейшим условием существования человека – выживал тот, кто лучше других владел ими. Долгие годы измерять движения не было необходимости – человек двигался на пределе своих возможностей.
Сейчас мы видим противоположную картину. Развитие науки и техники способствовало постепенному снижению двигательной активности людей, что со временем стало отрицательно сказываться на их здоровье. Ученые установили, что высокая потребность в движении генетически заложена в человеческом организме, обусловлена всем ходом его эволюционного развития. Появилась необходимость компенсировать «движение-существование»специально придуманными движениями – физическими упражнениями.
А теперь попытаемся ответитьна вопрос:
- достаточно ли двигаются дети дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения?
Весной и летом дети двигаются больше, чем осенью и зимой. И все-таки большая или меньшая двигательная активностьдетей определяется главным образом предложенным двигательным режимом.На повышение двигательной активности оказывает влияние достаточная площадь для игр, правильное размещение оборудования и игрушек, новизна игровых и физкультурных пособий.
Во многом подвижность детей зависит от их двигательных умений, эмоционального состояния.
Знание воспитателями и родителями особенностей двигательной активности детей поможет в рациональном построении двигательного режима в детском саду и семье.
В связи с этим важно уже в дошкольном возрасте воспитывать у детей потребность, привычку к ежедневным физкультурным занятиям, научить детей организовывать и проводить наиболее простые упражнения со своими сверстниками и детьми младших возрастов. В процессе физического воспитания имеются большие возможности для нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания.
При выполнении физических упражнений создаются условия для воспитания положительных черт характера и нравственных качеств (честности, справедливости, чувства товарищества,взаимопомощи,сознательная дисциплина, бережное отношение к физкультурному инвентарю), а также для проявления волевых качеств (смелости, решительности, настойчивости).
В дошкольном возрасте особенно важно воспитывать положительные эмоции, обеспечивая бодрое, жизнерадостное настроение , положительные эмоции благоприятно влияют на работу всех органов и систем организма, обеспечивают быстроту и прочность формирования двигательных навыков.
Физкультурное занятие – основная форма систематического обучения детей физическим упражнениям, двигательным навыкам. Если говорить о рациональном использовании времени на занятиях, то это прежде всего надо знать хорошо методику и структуру занятия.
Структура занятия состоит из трех взаимосвязанных частей:
-вводно-подготовительной;
-основной;
-заключительной.
Здесь же важное значение уделяется осуществлению образовательных, воспитательных, оздоровительных задач.
Реакция ребенкана задание, связанная с активной работой мысли, чувствами, приобретенными навыками, должна проявляться в любой части занятия и во всем разнообразии деятельности.
Что необходимо для полноценного проведения занятия?
Прежде всего его связь с предыдущими занятиями, их общая целенаправленность, требовательность обеспечивают стройную систему, определяющую четкую последовательность в выполнении постепенно усложняющих задач.
Для рационального использования времени на занятии в наших особенно условиях необходимо четко определить воспитателю какой из методов он использует для организации детей: фронтальный; групповой; индивидуальный; как четко определит задачи для детей, важно обратить внимание на доступность возрасту выполняемых упражнений, на состояние здоровья детей их психологический настрой.
Я использую в своей работе для общеразвивающих упражнений фронтальный метод, когда все дети выполняют одновременно одинаковые упражнения. Применение фронтального метода целесообразно в любой части занятия, особенно при обучении детей новым упражнениям. Этот метод эффективен для воспитания у детей согласованности действий, непосредственного контакта воспитателя со всеми детьми, а также для повышения моторной плотности занятия. Очень применителен в процессе разучивания и уточнения деталей упражнения метод наблюдения воспитателем за выполнением упражнений двумя группами, здесь наблюдают и дети действия своих товарищей, оценивают их.
Для повышения интереса к занятиям по физкультуре необходимо использовать инвентарь, оборудование требуемое по программе в разных возрастных группах, что-то придуманное воспитателями.
И вот в наших разновозрастных группах (вторая младшая-средняя; старшая-подготовительная),целесообразен для выполнения упражнений с оборудованием поточный метод, когда дети делают одно и тоже упражнение по очереди, непрерывно, друг за другом. Здесь, если позволяют условия, могут быть использованы два, три потока (станционно), по кругу. Это метод лучше всего использовать при совершенствовании того или иного упражнения, т.к. в это время воспитатель не в силах уследить за качеством выполнения упражнения каждым ребенком, а только может дать общую оценку. Вместе с тем поточный метод способствует воспитанию у детей физических навыков – быстроты, ловкости, силы, выносливости, ориентировке в пространстве. Так же использую на занятиях групповой метод, т.к. здесь необходима высокая дисциплинированность и сознательность детей, что дает также положительный результат в рациональном использовании времени на занятии. Занятие, это- сочетающее в себе обучающие цели и самостоятельное совершенствование детьми ранее приобретенных двигательных навыков. Этот метод хорошо использовать и на занятии, где налажена совместная работа воспитателя и музыкального руководителя. При такой организации детей воспитываются в детях сдержанность, умение самостоятельно выполнять задания, ответственность, а также создается возможность сохранения в течение занятия двигательной активности всей группы и моторную плотность занятия.
Внимание и активность детей на занятии, их эмоциональное состояние зависит от подбора двигательного материала, приемов воспитателя и методов организации детей на занятии. Если дети в процессе обучения двигательным действиям и проведения подвижных игр одновременно, путем различных методов организации вовлечены в движение, у них наблюдается устойчивое внимание, эмоционально-положительное состояние, полноценная реакция на задание. В том случае, если в двигательную активность вовлечена только часть детей, а остальные, не имея задания томятся, последние начинают проявлять признаки «моторного бездействия», недостаточность устойчивости внимания.
Общая и моторная плотность и составляют рациональность используемого времени.
Общая плотность занятия определяется как отношение времени, использованного педагогически оправданного, ко всей продолжительности занятия.
Педагогически оправданным является восприятие детьми объяснений, указаний, словесных инструкций, наблюдение демонстрации физических упражнений, осмысливание заданий, выполнение их детьми.
Для оценки рационального использования времени на занятии немаловажное значение имеет моторная плотность, понимаемая как отношение времени, затраченного на выполнение физических упражнений, ко всей продолжительности занятия, что определяет продуктивность каждого в определенности занятия. Однако требование к моторной плотности занятия не исключает осуществления учебно-воспитательских задач. Правильное целесообразное чередование умственной и физической деятельности детей и необходимо в учебно-воспитательных целях, являясь показателем продуманного содержания занятия и его квалификационного проведения.
Немаловажное значение имеет для успешного проведения занятий и условия, в которых проводится занятие. Оснащение его необходимым оборудованием.
А для подвижной игры хорошо иметь шапочки и другие атрибуты, что немаловажно влияет на повышение интереса у детей к занятию и плотности, т.е. рационального использования времени.
МБДОУ «Детский сад «Солнышко» с.Каштановое»
«РУССКАЯ НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ
В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ»
(доклад к педсовету)
Подготовила: воспитатель Щетинина И.В.
Детский фольклор- обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир- яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует рядом с миром взрослых, но неподвластен ему и живет по своим законам, в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но перекраивают и перекрашивают приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами – в этом ключ к тайнам детского художественного творчества. Особенности детской психики, мышления определяют отбор произведений детского фольклора.
Фольклор для детей, созданный взрослыми, включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Эта область народного творчества, представляет собой одно из средств народной педагогики.
Поэзия пестования, материнская поэзия открывается колыбельными песнями, назначение которых убаюкать, усыпить младенца. Когда ребенок начинает понимать речь, узнавать близких, его забавляют песенками и короткими стишками – пестушками. Их назначение – вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки- песенки и стихи к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток- песенок и стихов, интересных прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок.
Колыбельные песни пели матери, бабушки, укачивая младенца в колыбели или на руках. Знали матери и бабушки, что спокойный длительный сон – необходимое условие здоровья и роста ребенка. Но знали они также, что для развития ребенка необходимо постоянное общение с ним, обращение к нему с речью, словом, песней. Колыбельные песни приобщают ребенка к человеческой речи, знакомят с окружающими его людьми, предметами, животными, содержат элементарные нравоучения, учат добру.
Однако самое действенное воспитательное влияние оказывает на ребенка сама материнская любовь и нежность, составляющие стихию колыбельных песен. Общеизвестно отношение в народе к детям как к благу, счастью, смыслу жизни.
Основные мотивы колыбельных песен – пожелание сна, здоровья, хорошей жизни. В песнях мать обращается к ребенку с самыми сокровенными словами: «милый, хороший, дорогой, желанный, пригожий».
«Баю, Васенька,
Баю, милованный,
Усни, ненаглядный.
Спи-ка, ребенок дорогой,
Ненаглядный, золотой».
Вообще- же произведения этого жанра очень скупы на средства художественной изобретательности. Исключения представляют песни, содержащие обращения к ребенку: в них представлены самые различные тропы, в том числе метафоры, сравнения, перифразы:
«Спи-ка, Маша- солнышко,
Спи-ка, житно зернышко.
Спи, моя родная
Рыбка золотая.»
Каких только слов не придумает мать, укачивая дитя, - и почти все они созданы с помощью ласкательно- уменьшительных суффиксов:
«Дитятко, дитя маленькое,
Маленькое, крохотанненькое».
Но иногда мать, выведенная из себя непослушанием ребенка, может обратиться к нему и так:
«Спи, мое зевало,
Спи, моегорлало!»
Назначение колыбельных песен обусловило и особую форму их исполнения; пение продолжается непрерывно до тех пор, пока ребенок не уснет.
Проснувшегося, уставшего от неподвижности и пеленок малыша, распеленав, взбадривали, поглаживая вдоль тельца и приговаривая пестушку:
«Потягунушки, порастунушки,
Поперек толстунушки,
А в ножки ходунушки,
А в ручки хватунушки,
А в роток говорок,
А в головку разумок».
Эмпирическим путем пришли женщины к пониманию необходимости массажа, ласкового прикосновения к малышу. А массаж вдвойне приятен и ребенку и матери, если в такт движениям произносится такой славный и ласковый стишок. Для развития координации движения и укрепления мышц практическая народная педагогика и медицина выработала целый комплекс упражнений, сопровождаемых пестушками.
Становится ребенок на ножки, делает первые шаги, начинает говорить – каждый столь важный этап в его развитии сопровождается пестушками. Пестушкам близки и шуточные заговоры, они сопровождают купание ребенка; окатывая его водой, мать приговаривает: «С гуся вода, с Пети худоба», утешает, если он ушибся: «У сороки болит, у Сани не болит».
На втором году жизни ребенка ждут новые радости – знакомство с потешками- элементарными играми: «Ладушки»; «Сорока-ворона»; «Коза рогатая».В них подчас содержится наставление: в потешке- сказочке «сорока-ворона» фантастическая птица щедро кормит всех кашей, кроме одного- того, что ленился и не работал вместе со всеми. Играя с пальчиками ребенка, его приучают к счету; «Один палец, другой палец».
Постепенно приходит пора сказок. Детям младшего возраста рассказывают прежде всего сказки о животных. В них животные олицетворяют те качества человека (жадность, глупость, хитрость), которые осуждает сказка, и в этом заключается ее мораль и воспитательное значение.
К сожалению, во многом ушел в прошлое народный опыт воспитания детей младшего возраста. Современные молодые матери не знают поэзии пестования, между тем в ней содержится веками отобранный и практически проверенный материал.
Игра имеет в жизни ребенка исключительно важное значение. Для ребенка всякая игра серьезна, поскольку играя он живет. В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии давно ушедшего быта. Игры с луком и стрелами, разнообразные игры в прятки – отголоски старинных приемов воспитания детей, когда существовали своеобразные школы подготовки их к боям и охоте. На протяжении веков игры были средством физического, военного, умственного, нравственного и эстетического воспитания. Большинство игр унаследовано детьми от взрослых, многие из них – сколок с трудовых процессов, обрядов взрослых.
Но по-хозяйски осваивая приобретенное, дети вносят в него свои коррективы, безудержно импровизируя и выдумывая. Особенно это относится к жеребьевкам и считалкам.
Считалки, жеребьевки, песенки и приговоры, входящие в игры, и составляют игровой фольклор.
В особую группу обычно выделяют прозвища, дразнилки, всевозможные поддевки. Прозвища обычно возникают как рифмованные прибавления к имени: «Федя-медя, съел медведя!»
Произведения этой группы также имеют корни в фольклоре взрослых, которые давали друг другу клички, прозвища, высмеивая действительные и мнимые недостатки.
Так-же к детскому фольклору относится группа-загадки.
«В синем небе светлячки,
не дотянешь к ним руки,
один большой светляк
загнулся как червяк».
Яркие, живые, образные, они легко запоминаются и навсегда остаются с нами.
Сколько живет человек, столько живут с ним и потешки, и прибаутки, и загадки. На протяжении веков создавал ихнарод. И не только взрослые создавали. По словам собирателей фольклора, «творчество детей внесло также свою дань».
Из глубины времени «детский фольклор» донес до нас мудрость русского народа. В них он просто и красочно выразил себя, свой мир, свое отношение к окружающему миру, к явлениям природы, к животным, к птицам.
Удивительно поэтичен «русский фольклор». В нем поэзия народного языка, образный строй живой разговорной речи, Все это развивает смекалку, сообразительность, ум. Учит видеть прекрасное.
МБДОУ «Детский сад «Солныщко» с. Каштановое»
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР-ЭСТАФЕТ В ДЕТСКОМ САДУ»
Подготовила: воспитатель разновозрастной группы (5-7)лет
Щетинина И.В.
2015 год
Игры – эстафеты – одна из разновидностей бессюжетных игр с элементами соревнования.
В каждой игре – эстафете одновременно решается ряд задач – закрепление и совершенствование навыков основных движений, развитие ориентировки в пространстве, воспитание смелости, решительности, организованности, формирование таких свойств как точность, быстрота, координация.
Исходя из того, что игры-эстафеты основаны на решении ряда двигательных задач, требующих от детей значительных усилий, мы начали разучивание более простых игр. Это:
- «Чья команда быстрее передаст мяч»; ( Детей делили на 2-3 команды. По сигналу они передают мяч руками, стоящему сзади. Последний игрок приносит мяч капитану).
- «Мяч водящему»- ( Детей делили а 2-3 команды-колонны. Они выстраиваются у черты. По сигналу бросают мяч водящему и убегают в конец колонны. Если мяч не был пойман от водящего, он его поднимает и снова бросает до тех пор, пока он не будет пойман. Побеждает команда, которая лучше выполняет упражнение).
- «Пожарные на учении»- (По сигналу дети поднимаются по гимнастической стенке не пропуская перекладин, звонят в колокольчик, опускаются, становятся в конец колонны.)
- «Эстафета с обручами»- (Дети бегут к обручу, продевают его через себя, возвращаются, дотрагиваются до руки следующего, становятся в конец колонны).
Постепенно переходим к более сложным играм.
- «Через шнуры» - (дети перепрыгивают через 3 шнура, обегают стульчики, а на улице кубики, в парке деревья, возвращаются к колонне).
Побеждает:
- Колонна в которой никто не задел шнура;
- Колонна закончившая эстафету первой.
- «Не замочи ног» - ( в этой эстафете дети прыгают через обручи на одной ноге).
- «Сквозь стену» - (дети пролезают через один из пролетов гимнастической стенки, берут в руки мяч и подбрасывают его, возвращаются таким же путем обратно).
Если же нет гимнастической стенки, можно поставить большой стул, но при этом в играх, стул должен придерживать взрослый. В игре «Пожарные на учении» - ребенок забирается на стул и звонит в колокольчик; в игре «Сквозь стену» - ребенок пролезает под стулом.
Игру разучиваем на прогулке, потом вводим её в занятие – двигательную деятельность.
На начальных этапах разучивание игр-эстафет предъявляем требования к правильности, четкости выполнения движений детьми, сначала с небольшой скоростью, постепенно её увеличивая. При усложнении увеличиваем количество препятствий ( вот в игре «Через шнуры» вначале давали 2-а шнура, потом уже 3), меняем величину мячей, расстояние между предметами (кубы, кегли, обручи), расстояние для бега.
Для организации игры-эстафеты (как было сказано выше) делим детей на команды, между которыми происходит состязания. Соревновательный момент усиливает интерес детей к играм, способствует концентрации их внимания, повышает двигательную и творческую активность.
На начальных этапах разучивания, дети более подготовленные и подвижные показывают остальным движения, которые подкрепляем объяснением.
В каждой игре дети выполняют задание последовательно. А правила игры составлены так, что они способствуют проявлению инициативы, находчивости.(Так в игре «Чья команда быстрее» Андрей, Эдем, Таня делают при подлезании одно подтягивание, а при передачи мяча, Настя Л; Карина, Вова выполняют движения в очень быстром темпе.)
Дети в играх – эстафетах более самостоятельны и активны, чем во время выполнения физических упражнений. И конечно не только совершенствуются двигательные умения, но и формируются нравственные черты. Выигрывает команда, которая добивается победы в честном соревновании при справедливом, доброжелательном отношении со своими товарищами по соревнованию.
Но так как наша группа разновозрастная (дети от 5 до 7 лет), здесь мы еще не можем добиться правильного отношения к соперникам. Поражение для многих- трагедия. Некоторые начинают плакать, некоторые бросают игру, некоторые начинают «отбор» игроков в свою команду. Не хотят брать в команду тех, кто медленно бегает, кто боится препятствий (правда, уже таких вот в настоящее время нет).
Поэтому приходится и психологически готовит детей к подобным соревнованиям и требовать, чтобы дети придерживались следующих правил:
- играя с товарищами, помни, что ты не один, что ты член коллектива;
- выбирай противника равного по силам;
- старайся все время выручать товарища по команде, это закон каждой команды в игре;
ЗАКОН ИГРЫ:
- «Один за всех и все за одного»;
- «Не сердись на того, кто нечаянно толкнул или наступил на ногу»;
- «Победив, не зазнавайся. Не смейся над проигравшими»;
- «Проиграл – не унывай. Постарайся победить в следующий раз».
В конце игры объявление итога (победа, или ничья, анализируем ход игры, раскрывая ошибки, причины неудач команды или игроков, поощряем победителей: - круг почета или значки).
Дети убеждаются в том, что без дисциплинированности каждого участника, без поддержки товарищей победы не добиться.
Таким образом игры-эстафеты вполне доступны детям, а так же очень нужны, что помогает комплексному развитию физических и моральных качеств детей.
«ПОСОБИЯ ДЛЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР»
(консультация для родителей)
Подготовила: воспитатель Щетинина И.В.
2015 год
На первый взгляд кажется, что подвижные игры не требуют большого количества пособий и игрушек, что для них достаточно иметь свободное место и гигиеническую среду. Между тем хорошо подобранные игрушки и оборудование могут обогатить и развить содержание игры. Уровень движений ребенка зависит от среды и условий, в которых он живет. Если нет необходимых условий, чтобы много и правильно двигаться, если ребенок воспитывается ,как в теплице, то это несомненно оказывает неблагоприятное влияние не только на своевременное развитие движений ребенка, но и на его духовный мир.
Основным пособием в развитии движений у детей является мяч. С его помощью ребенок может совершить неисчерпаемое количество здоровых и самых разнообразных движений. Мяч дети могут катать, бросать, толкать ногой, целиться им, прятать, скакать вместе с ним, догонять его и т.д.
Независимым пособием в развитии движений является веревка, которая помогает в образовании различных ситуаций. Иногда она служит для ограничения места игры, или загоном для овец, или воротами, или прыгают через скакалку. Веревка также является пособием для развития ступни (хождение по веревке положенной на земле, босыми ногами). Для индивидуальных прыжков могут служить прутья вербы.
В подвижных играх применяются все мелкие игрушки: кубики, флажки, цветные валики, тачки и т.д., различный природный материал: шишки, желуди, камешки.
Очень нужным пособием в подвижных играх является лестница и башни. Эти предметы побуждают детей лазать, подниматься, спускаться, способствуют развитию смелости, тренировке в равновесии.
В воспитании смелости, очень помогают качели, трехколесный велосипед. Поддержание порядка, правильное хранение игрушек способствуют воспитанию дисциплины и помогает формировать правильное отношение к частной собственности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по физическому воспитанию "Волшебный лес Вирявы" - старшая группа (материалы опубликованы в учебно –методическом пособии «Спортивные мероприятия для детей 5 – 7 лет с использованием мордовского фольклора» МО РМ)
Конспект занятия по физичскому воспитанию "Волшебный лес Вирявы"Программное содержание:1. Познакомить детей с тем, какое влияние разные цвета оказывает на физическое и эмоциональное ...
Использование нестандартного оборудования на занятиях по физическому воспитанию.
Использование нестандартного оборудования на занятиях по физкультуре в детском саду....
"БУМАЖНАЯ ИСТОРИЯ" ЗАНЯТИЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ .
ЗАНЯТИЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ....
Системное применение инновационных технологий в повышении качества образования. Использование виброгимнастики на занятиях по физическому воспитанию
Любая инновация представляет собой не что иное,как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента,вследствии чего происходят качественные изменения среды....