Рабочая программа по обучению детей плаванию
рабочая программа по физкультуре (подготовительная группа) по теме

Ситнова Елена Валерьевна

Плавание  - жизненно важный навык, одно из основных средств разностороннего физического развития ребенка, стимулирует деятельность нервной, сердечно – сосудистой и дыхательных систем,  благотворно влияет  на формирование правильной осанки, стопы.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_ds.doc323 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                «Утверждаю»

 Заведующий  ______________

Рабочая программа

по обучению детей плаванию

(оздоровление  детей  с использованием бассейна)

                                                   Разработчик:

                          Ситнова Е.В., инструктор по  физической культуре

г. Лысково

Содержание

  1. Целевой  раздел
  1. Пояснительная записка
  2. Эффективность плавания  в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.
  3. Цели  и задачи физкультурно-образовательной  деятельности
  4.  Принципы построения программы
  1. Содержательный раздел
  1. Особенности  развития детей  дошкольного возраста
  2. Содержание образовательного процесса по освоению образовательной       области  -  плавание.
  3. Структура занятия.
  4. Формы подведения итогов реализации     программы.

2.5  Взаимосвязь педагогов, родителей  ДОУ в физкультурно – оздоровительной работе.

  1. Организационный
  1. Учебный план образовательной работы  с воспитанниками.
  2. Условия реализации программы.
  3. Инфраструктура предметно – развивающей среды.
  4. Циклограмма  деятельности.
  5. Литература.
  6. Приложение.

1.1  Пояснительная записка

         Плавание  - жизненно важный навык, одно из основных средств разностороннего физического развития ребенка, стимулирует деятельность нервной, сердечно – сосудистой и дыхательных систем,  благотворно влияет  на формирование правильной осанки, стопы.  

         Правильное и  своевременное укрепление костной и мышечной   системы позволит избежать  искривления позвоночника,  поэтому с помощью специальных упражнений и плавательных движений можно предупредить развитие сколиоза и других осложнений у ребёнка.

        Плавание  является одним из лучших средств закаливания детского организма:  совершенствуется механизм терморегуляции, повышается  иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям  внешней среды.

        Купание, плавание, игры на воде - один  из самых  полезных  видов  физических упражнений,  они способствуют  оздоровлению детей,  укрепляют их нервную  систему.  

Поэтому чем  раньше  приучить ребенка  к воде, тем  полнее скажется  положительное воздействие  плавание на  развитие  всего детского  организма.

       Плавание  содействует разностороннему физическому развитию,  значительно расширяет возможности  опорно – двигательного аппарата.

 Оно является одним из лучших средств закаливания и формирования осанки ребёнка.   Ортопеды и педиатры рекомендуют, усилено заниматься плаванием для предупреждения и лечения нарушения осанки.

      Водная среда не только облегчает физические упражнения, но и усиливает их эффект. При выполнении прыжков удары, которым подвергаются суставы, смягчаются. Значит, в воде можно заниматься гораздо дольше без риска травматических повреждений. А это очень важно для детей страдающих ожирением, физически ослабленных.

 Занятия в воде приносят удовольствие, избавляют от стеснительности и делают сам процесс более комфортным.

Упражнения в воде стимулируют кровообращение за счёт массажного эффекта. Такой массаж приводит к расслаблению, снимает напряжение и физический стресс. Вода способствует укреплению нервной системы, здоровья в целом.

основной мотивацией на этих занятиях является мысль о сохранении жизни и здоровья человека - человек, умеющий плавать,  не боится утонуть, он смел, ловок, его тело гибкое, красивое, развитая мускулатура, грациозная осанка, он редко болеет.

     Человек, умеющий плавать, может придти на помощь другим людям.

Каждый дошкольник старается победить свой страх перед водой, глубиной.

      Организация занятий плаванием способствует установлению единого оптимального оздоровительного режима дошкольного учреждения.

      При организации занятий  строго соблюдаются санитарно – гигиенические требования, а также правила безопасности на воде.

 

1.2 Эффективность плавания  в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста

Результаты исследований значения занятий в бассейне влияет  на развитие двигательной сферы ребёнка,  помогают развивать такие качества, как сила, выносливость, гибкость и ловкость. Особенно велико их оздоровительное и укрепляющее воздействие на интенсивно развивающийся детский организм:

  • формирование “мышечного корсета”,
  • предупреждение искривлений позвоночника,
  • гармоничное развитие почти всех мышечных групп, особенно мышц плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног;
  • устранение повышенной возбудимости и раздражительности.

Особенно эффективны для детей имеющих отклонения и проблемы в здоровье.  

Дети с ДМТ (дефицит массы тела) отстают в физическом развитии, показатели их физического развития обычно ниже среднего уровня. Эти дети не выполняют возрастные нормы в беге, метании, прыжках и т.д., быстро утомляются, медленно восстанавливают свои силы.     Они становятся неуверенными в себе, боятся вызвать насмешки у сверстников. Всё это вызывает у таких детей стрессы и может привести к появлению неврозов.

Дети с ИМТ (избыток массы тела) мало подвижны, инертны, быстро утомляются, у многих бывает отдышка, потливость. Они не приспособлены к увеличению нагрузок, отстают в физическом развитии, особые затруднения у них вызывают бег, прыжки в длину и в высоту, подвижные и спортивные игры. У таких детей развивается комплекс «неполноценности». Они боятся быть неуклюжими, не поворотливыми, очень переживают и волнуются, когда их включают в состав спортивной команды для участия в эстафетах, соревнованиях. Обычно эти дети отказываются выполнять физические упражнения публично. У детей с ИМТ так же как и у детей с ДМТ формируются нежелательные личностные качества: неуверенность, излишняя самокритичность, иногда агрессивность. Основной причиной таких показателей результативности детей является низкий энергетический потенциал их биосистемы. Организм испытывает недостаток кислорода в мышечных тканях, что отрицательно влияет на структуру и функциональные возможности мышечных волокон. У таких детей очень низкие запасы основного энергетического субстрата (мышечного гликогена), поэтому в мышцах детей не поддерживается нужный уровень потребления кислорода.

Всё это в целом приводит к снижению функций опорно-двигательного аппарата, к ухудшению состояния сердечно – сосудистой системы и к нарушению обмена веществ. Дети с дефицитом массы тела подлежат наблюдению педиатром для установления причин этого дефицита. Дети с избыточной массой тела направляются на консультацию к эндокринологу, так как в значительном проценте случаев среди них встречаются случаи ожирения (19, 359).

Приведем примеры:

Девочка - 6 лет - масса тела - 19,9-25,9

Мальчик - 6 лет - масса тела - 20,0-25,0

Повышение массы тела на 10% свидетельствует об ожирении и требует коррекции. Приросту мышечной массы наиболее способствуют скоростно-силовые упражнения и силовые нагрузки. Задержка или отсутствие приростов соматических размеров тела (массы, длины), а также отрицательные сдвиги в массе тела говорят о неблагоприятных изменениях физического развития и требуют принятия мер, в частности рационализации режима двигательной активности ребенка (снижение физической нагрузки, увеличение дыхательных упражнений и упражнений в расслаблении).    

Таким образом, дети, имеющие отклонения в физическом развитии (дефицит или избыток массы тела, длина тела ниже среднего на 20%, низкие показатели массо-ростовых индексов, отсутствие прироста соматических размеров тела с возрастом), заслуживают пристального внимания воспитателей, а также включения в физическое воспитание упражнений, направленных на коррекцию имеющихся отклонений.

Дети с гипердинамическим синдромом имеют большие поведенческие проблемы, вызванные особенностями состояния психики и нервной системы.  Занятия плаванием  оказывает большое оздоровительное влияние на ребенка. Благодаря систематическим упражнениям в воде устраняются чрезмерная возбудимость и раздражительность, укрепляется нервная система, развивается способность управлять своими движениями в сложных условиях. При этих упражнениях активизируется обмен веществ, улучшается функциональная деятельность внутренних органов.  В последнее время увеличение числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Исследуя развитие детей дошкольного возраста, учёные пришли к выводу, что этот возраст характеризуется активным, неравномерным развитием координационных способностей, что обусловлено естественным ростом ребёнка и соответствующим развитием систем и функций его организма. Становление координационных механизмов и налаживание их взаимодействия с вегетативной сферой организма, повышение роли второй сигнальной системы в становлении координационных двигательных механизмов происходит к пяти годам.  Координация является качеством, формируемым у детей в дошкольном возрасте, и полученный навык отмечается прочностью. Обучение детей произвольному выполнению координационных действий повышает возможность регулировать и соразмерять собственные действия, совершенствует произвольное напряжение и расслабление мышц, учит ребёнка регулировать и соразмерять свои движения, выполнять их с наибольшей экономией сил и является средством познания возможностей своего двигательного аппарата. Координация движений невозможна без пространственной ориентировки, так как является необходимым компонентом любого двигательного действия, без развития таких качеств как: ловкость, гибкость, выносливость, пластичность.  Поэтому лучшим выходом для развития координации дошкольников будут занятия плавания. Занятие  по обучению детей плаванию  состоит из набора  общеразвивающих  упражнений на самые разные группы мышц. Комплекс упражнений состоит из 8-12 упражнений. Упражнения подбираются по возрасту детей.  

            1.3  Цель и задачи физкультурно-образовательной  деятельности по плаванию:

              Цель.   Формирование двигательной активности, развитие физической культуры, воспитание потребности в здоровом образе жизни, осуществление коррекции физического и психического развития детей средствами плавания, формирование единых подходов к сохранению и укреплению здоровья детей, обеспечение безопасности и здорового образа жизни.

Формировать культурно-гигиенические навыки в процессе занятия плаванием.

            Задачи:   

       1.Сохранение и укрепление здоровья, обеспечение физического и психического    

       благополучия детей и формирование ценностного отношения к своему здоровью через

       реализацию образовательной области  по плаванию.

       2. Организация рациональной двигательной активности детей на занятиях по плаванию.

       3.Расширять представления детей об оздоровительном значении плавания.

       4.Сообщать детям простейшие сведения  техники  плавания кролем на груди и на спине.

       5.Совершенствовать у детей навыки скольжения на груди и на спине.

       6.Совершенствовать навыки скольжения на груди и на спине с помощью движений ног.

       7.Приучать детей регулярно чередовать вдох с выдохом в воду, повторяя движение не

        менее 10-12 раз, 2-3 раза подряд.

       8. Совершенствовать движение рук, как при плавании кролем на суше и в воде, стоя на  

        месте,  а также  с продвижением вперед мелкими шагами.

        12. Поощрять  попытки плавать на груди, правильно сочетая движения ног и рук,  но

        задерживая дыхание.

        13.Приучать детей стремиться проплывать все большее и большее расстояние.

        14. На суше. Развивать двигательные качества, такие как координация, ловкость и

        точность движений, гибкость, пластичность, выразительность.

                               Оздоровительные  задачи:

  • содействие физическому развитию  ребенка ( укрепление  опорно – двигательного  аппарата, сердечно – сосудистой, дыхательной, нервной систем);
  • закаливание  и укрепление детского организма;
  • укрепление различных функциональных систем  детского организма, обеспечивающее полноценное  развитие  центральной нервной системы;
  • формирование навыков плавания, укрепление мышечной    системы, развитие силовой выносливости,
  • формирование бережного отношения к своему здоровью,
  • формирование  навыков личной гигиены,
  • формирование умения  владеть своим телом в непривычной среде  и чувства уверенности,
  • профилактика проблем здоровья дошкольников.

1.4   Принципы построения программы

Построение образовательного процесса ДОУ осуществляется с учётом  следующих принципов:

  • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей);
  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов, оборудования)

«Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются…» /К.Д.Ушинский/

  • демократичности, гуманизма (личностно-ориентированное  взаимодействие педагога и ребенка);
  • научности (обоснованность, наличие теоретической и методической основы);
  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • принцип научной обоснованности и практической применимости;
  • принцип единства целей и задач процесса образования и оздоровления  детей дошкольного возраста;
  • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • построение образовательного процесса строится на основе ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста – игре.

Вышеперечисленные принципы

  • Предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности  взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности и при проведении режимных моментов;
  • Предполагают построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра.

2. Содержательный раздел

              2.1  Особенности  развития детей  дошкольного возраста

Особенности  развития детей четвертого   года жизни

 Становление у детей ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами Элементарные умения и навыки личной гигиены (умывание, одевание, купание  и др.), содействующие поддержанию, укреплению и сохранению здоровья; элементарные  о ситуациях, угрожающих здоровью.  Образовательная  деятельность:  

 Ребенок с желанием двигается, его двигательный опыт достаточно многообразен.

 При выполнении упражнений демонстрирует достаточную в соответствии с возрастными возможностями координацию движений, подвижность в суставах, быстро реагирует на сигналы, переключается с одного движения на другое.

 Уверенно выполняет задания, действует в общем для всех темпе; легко находит свое место при совместных построениях и в играх.

 Проявляет инициативность, с большим удовольствием участвует в подвижных играх, строго соблюдает правила, стремится к выполнению ведущих ролей в игре.

 С удовольствием применяет культурно-гигиенические навыки, радуется своей самостоятельности и результату.

 С интересом слушает стихи и потешки о процессах умывания, купания. Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов.

 Ребенок малоподвижен, его двигательный опыт беден.

 Неуверенно выполняет большинство упражнений, движения скованные, координация движений низкая (в ходьбе, беге, лазании).

 Затрудняется действовать по указанию, согласовывать свои движения с движениями других детей; отстает от общего темпа выполнения упражнений.

 Не испытывает интереса к физическим упражнениям, действиям с физкультурными пособиями.

 Незнаком или имеет ограниченные представления о правилах личной гигиены,  о здоровом образе жизни.

 Испытывает затруднения в самостоятельном выполнении процессов умывания, одевания постоянно ждет помощи взрослого.

Особенности  развития детей  пятого  года жизни

Становление у детей ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами Представления об элементарных правилах здорового образа жизни, важности их соблюдения для здоровья человека; о вредных привычках, приводящих к болезням; об опасных и безопасных ситуациях для здоровья, а также как их предупредить. Основные умения и навыки личной гигиены (умывание, одевание, купание и др.), содействующие поддержанию, укреплению и сохранению здоровья, элементарные знания о режиме дня, о ситуациях, угрожающих здоровью.   Образовательная  деятельность:    

 В двигательной деятельности ребенок проявляет хорошую координацию, быстроту, силу, выносливость, гибкость.

 Уверенно и активно выполняет основные движения, основные элементы общеразвивающих, спортивных упражнений, свободно ориентируется в пространстве, хорошо развита крупная и мелкая моторика рук.

 Проявляет интерес к разнообразным физическим упражнениям, действиям с различными физкультурными пособиями, настойчивость для достижения хорошего результата, потребность в двигательной активности.

 Переносит освоенные упражнения в самостоятельную деятельность.

 Самостоятельная двигательная деятельность разнообразна.

 Ребенок проявляет элементарное творчество в двигательной деятельности: видоизменяет физические упражнения, создает комбинации из знакомых упражнений, передает образы персонажей в подвижных играх.

 С интересом стремится узнать о факторах, обеспечивающих здоровье, с удовольствием слушает рассказы и сказки, стихи о здоровом образе жизни, любит рассуждать на эту тему, задает вопросы, делает выводы.

 Может элементарно охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.

 Стремится к самостоятельному осуществлению процессов личной гигиены, их правильной организации.

 Двигательный опыт (объем основных движений) беден.

 Ребенок допускает существенные ошибки в технике движений. Не соблюдает заданный темп и ритм, действует только в сопровождении показа  педагога. Затрудняется внимательно воспринять показ педагога, самостоятельно выполнить физическое упражнение.

 Нарушает правила в играх, хотя с интересом в них участвует.

 Движения недостаточно координированы, быстры, плохо развита крупная и мелкая моторика рук.

 Испытывает затруднения при выполнении скоростно-силовых, силовых упражнений и упражнений, требующих проявления выносливости, гибкости.

 Интерес к разнообразным физическим упражнениям, действиям с различными физкультурными пособиями нестойкий. Потребность в двигательной активности   выражена слабо.

  Не проявляет настойчивость для достижения хорошего результата при выполнении физических упражнений. Не переносит освоенные упражнения в самостоятельную деятельность.

 У ребенка наблюдается ситуативный интерес к правилам здорового образа жизни и их выполнению.

 

Особенности  развития детей шестого  года жизни  

  • В этом возрасте сила мышц- сгибателей больше силы мышц-

разгибателей, что определяет особенности позы ребёнка: голова слегка наклонена вперёд, живот выпячен, ноги согнуты в коленных суставах. Вот почему так важны и необходимы упражнения для мышц, удерживающих позу, и для мышц разгибателей.

  • Медленно развиваются мелкие мышцы кисти. Только к 6-7 годам ребёнок начинает овладевать более сложными точными движениями кисти и пальцев. Этому способствуют упражнения с мячами, лепка из пластилина, глины, рисование и т.д.
  • В регуляции поведения детей 6-ти летнего возраста большую роль играет кора головного мозга. Масса головного   мозга к 6-7 годам достигает 1200-1300г, приближаясь к массе мозга взрослого человека. Однако есть и отличия: преобладание возбудительного процесса над тормозным и неустойчивость основных процессов нервной системы.
  • Развитие дыхательной системы характеризуется увеличением объёма лёгких и совершенствованием функции внешнего дыхания.
  • Двигательный анализатор участвует в формировании и совершенствовании самых разнообразных двигательных навыков, начиная с сидения, стояния, перемещения в пространстве и кончая сложно координированными движениями, такими, как сохранение равновесия, выполнение графических действий и др.
  • Значительно повышается уровень произвольного управления своим поведением. Умение управлять своим поведением оказывает воздействие на внимание, память, мышление.
  • Формируются и интенсивно развиваются волевые качества у детей, а на их основе появляются новые потребности и интересы.
  • Дети способны выполнять физические упражнения по своей инициативе, пытаются самостоятельно преодолевать трудности в освоении сложных движений (катание на самокате, езда на велосипеде). Им доступна коллективная форма физкультурных соревнований.

Особенности физического развития детей седьмого года жизни

  • Завершается   процесс формирования скелетной мускула
    туры, увеличивается длина верхних и нижних конечностей, происходит окостенение позвоночника.
  • Относительно малоразвиты мелкие мышцы шеи, груди, поясницы, кистей рук, некоторые мышцы и связки позвоночника, что создаёт предпосылки для возникновения различных деформаций позвоночника при неблагоприятных условиях.
  • Отмечаются высокие темпы прироста показателей, характеризующих быстроту движений и времени двигательной реакции.
  • К семи годам отмечается значительный прирост физической работоспособности и выносливости.
  • Им доступно стремление достичь положительного результата, а также осознанное отношение к качеству выполнения упражнений. В результате успешного достижения цели и преодоления трудностей дети способны получать «Мышечную радость» и   удовлетворение.
  • Им свойствен   широкий круг специальных знаний, умений анализировать свои действия, изменять и перестраивать их в зависимости от ситуации и получаемого результата. Все это содействует увеличению двигательной активности детей, проявлению их инициативы, выдержки, настойчивости, решительности и смелости.
  • Наиболее высокая двигательная активность выявлена в теплое время года.
  • У большинства девочек и мальчиков появляется устойчивое стремление к участию в совместных подвижных играх и физических упражнениях.
  • С взрослыми и сверстниками устанавливаются отношения сотрудничества и партнерства.
  • К семи годам проявляется достаточно устойчивый интерес к  играм и упражнениям.

2.2  Содержание образовательного процесса по освоению образовательной области  -  плавание.

Образовательные области

Содержание образовательного процесса по освоению образовательных областей

группа младшего возраста

(3-4 лет)

группа среднего возраста

(4-5 лет)

группа старшего возраста

(5-6 лет)

 группа старшего возраста

 (6-7 лет)

Плавание

Достижение цели развития спортивности детей, рациональной активной двигательности на занятиях детей по плаванию.

Задачи: 

1.Совершенствовать у детей навыки скольжения на груди и на спине.

2.Совершенствовать навыки скольжения на груди и на спине с помощью движений ног.

3.Приучать детей регулярно чередовать вдох с выдохом в воду, повторяя движение не менее 10-12 раз, 2-3 раза подряд.

4.Осваивать дыхание с поворотом головы в сторону, стоя или лежа в упоре на руках спереди, ритмично вдох и выдох

в сочетаниями  с движениями ног при плавании кролем на спине без выноса рук.

Задачи:

Сообщить детям сведения о пользе плавания, его прикладном значении. Рассказать им о свойствах воды.

Ознакомить с правилами поведения  на воде. Приучать детей смело входить в воду и окунаться самостоятельно.

Воспитывать у детей стремление к большой активности и самостоятельности при передвижениях и играх в воде     (глубина по пояс, по грудь.)

Учить уверенно, погружать лицо в воду; погружаться в воду с головой.

Приступить к освоению открывания глаз в воде. Разучивать правильный вдох и выдох, стоя на суше; в воде дуть на игрушки энергично, так, чтобы они скользили по поверхности воды. Осваивать выдох в воду, погрузившись до подбородка, до носа, до глаз, опустив лицо в воду полностью. Овладевать упражнениями с задержкой дыхания на вдохе.

Формировать навыки всплывания и лежания на воде (на груди, на спине) с помощью вспомогательных предметов («медуза», «морская звезда»).

Приступить к разучиванию скольжения на груди.

Обучать выполнять движения  прямыми руками вращательные движения, стоя на суше.

Развивать умения соотносить движения с музыкой на суше.

Содержание:

Беседы о плавании      ( сведения о его пользе  для здоровья и прикладном значении); о правилах поведения на воде; о свойствах воды.

Упражнения для освоения с водой и ознакомления со свойствами воды.

Входить в воду самостоятельно. Входить и вбегать в воду за игрушками, плавающими на поверхности воды.  Самостоятельно входить в воду и окунаться приседая.

Ходить по дну водоема на глубине по пояс и по грудь; ходить друг за другом, по кругу, держась за руки и не держась; в рассыпную и в обозначенном направлении, помогая себе гребковыми движениями рук, держась одной рукой за поручни, другой загребая воду;  спрятав руки за спину, высоко поднимая ноги;   в полуприсяде; на носках, наклонив туловище вперед.

Бегать, поднимая высоко колени, помогая, помогая гребковыми движениями рук, держа руки вперед на поверхности воды.

Выпрыгивать из воды как можно выше, приземляясь, приседать как можно ниже.

 Похлопать по воде ладонью, погладить воду, совершать движения руками вправо и влево, подражая полосканию белья. Переносить руки вправо и влево над самой поверхностью воды, так, чтобы образовались волны.

Подпрыгивать, продвигаясь вперед на двух ногах, отталкиваясь руками о воду. Выпрыгивать из воды и приседать. держась за поручень.

Погружаться в воду с головой: «умываться», брызгать себе в лицо водой,   опускать лицо воду ( в ограниченное руками пространство); присев, руками обхватить колени, подбородок на поверхности воды, сделать вдох, задержать дыхание , голову опустить в воду; погружаться с головой в воду в парах; в кругу, держась за руки, по одному, держась за поручень (несколько раз подряд).

Открыть глаза в воде; опустив лицо в оду, узнавать игрушки или другой предмет, показанный под водой взрослым; погрузится с головой в воду в паре  и посмотреть друг другу в глаза.

Дуть на мелкие плавающие игрушки, так, чтобы они скользили на поверхности воды;  вспенивать воду при выдохе, погрузив в нее губы; погрузившись до глаз, пускать в оду пузыри; наклонившись над водой и опустив в нее лицо полностью.

Сидя по пояс в воде, поднять руки вперед, вверх, сделать вдох, задерживать дыхание, наклонится вперед, плавно лечь на воду с вспомогательными предметами, расслабиться. Всплыв к поверхности воды, плавать как медуза. Встать, опуская ноги на дно.

 Всплыв к поверхности воды, плавать в одном положении, руки вдоль туловища, затем встать, опуская ноги на дно (с помощью вспомогательных предметов).

Скольжение на груди с помощью вспомогательных предметов.

 Задачи:

Ознакомить детей с разнообразными способами плавания.

Углублять знания о знании плавания, о правилах поведения на воде.

Добиваться от детей умения уверенно погружаться в воду с головой.

Приучать безболезненно, открывать глаза в воде. Ориентироваться под водой, доставая со дна различные предметы

Совершенствовать детей в умении выполнять вдох в воду энергично и  полностью (вдох делать через рот, выдох через нос и рот).  

Осваивать скольжение с предметом в руках с задержкой дыхания, а также с выдохом в воду.

Продолжать формировать умения и навыки всплывания и лежания на воде – «поплавок», скольжение с предметом, доской в руках на груди и на спине.

Разучивать согласование  движений ног как при плавании кролем, с  дыханием в упоре лежа на месте.

Разучивать движения руками, как при плавании кролем, стоя, наклонившись вперед на суше и в воде.

Обучать  детей выполнять комплекс ритмической пластики. Развивать у детей умение соотносить движения с музыкой, 1-го уровня на суше.

Содержание:

Беседы о разных способах плавания и их особенностях, показ картин, диафильмов.

Рассказы об оздоровительном прикладном значении плавания, о свойствах воды, обсуждение примеров.

Загадывание и отгадывание загадок.

Упражнения для освоения с водой и ознакомления со свойствами воды.

Самостоятельно входить  в воду.

Ходить и бегать по дну спиной вперед, помогая себе гребковыми движениями рук.

Бегать по дну бассейна наперегонки. Бегать в кругу, держась за руки.

Выпрыгивать из воды, отталкиваясь ногами, как можно выше и падать в воду. Погрузится с головой в воду, задержать дыхание на вдохе, открыть глаза, собрать предметы, находящиеся на дне (описать увиденное под водой).

Стоя на суше держать на ладони согнутой руки предмет. Широко открывать рот, быстро сделать полный вдох, затем поднести ладонь к лицу, сделать энергичный выдох через плотно сложенные губы, стараясь сдуть предмет.

Выполнять выдох в воду в положении присев и свободно, раскинув руки (голова полностью погружена в воду),  опираясь на поручень. Чередовать полный вдох над поверхностью воды с интенсивным выдохом в воду 6-8 раз.

Совершать выдох в воду в скольжении на груди.

«Поплавок» сделать вдох, присесть под воду, плотно обхватив руками колени, подтянуть их к груди и опустить к ним лицо – сгруппироваться; в этом положении всплыть на поверхность воды. Выпрямляя ноги, встать (выполнять упражнения с задержкой дыхания).

Скольжение на груди и на спине  - с вспомогательными предметами . Скольжение на груди с предметом  в руках.

Стоя в воде по грудь, руки вниз сделать вдох, задержать дыхание, слегка оттолкнуться ногами и лечь на воду спиной расслабиться. Всплыв к поверхности воды, плавать.

Упражнения для овладения  плаванием способом кроль.

На суше и в воде. Стать в основную стойку, поднять руки вверх, соединить кисти над головой, голова между руками. Подняться на носки, подтянуться вверх, напрячься, затем расслабиться, опустить руки и опуститься на всю стопу.

Упершись руками держась за поручень, лечь на грудь, поднять туловище и ноги к поверхности воды, сделать вдох и опустить лицо в воду, задержав дыхание – сосчитать до 5, встать   ( в этом положении чередовать вдох с выдохом в воду.) В этом же положении выполнять движения ног, как при плавании кролем, сочетая их с выдохом в воду.

Упражнения «мельница» :             И.П. – основная стойка, одна рука вниз, другая вверх; выполнение – круговые вращения прямыми руками вперед (и назад), сохраняя меду ними  заданный интервал, руки не догоняют одна другую, а их положение  всегда противоположно.

Плавать удобным для себя способом

Задачи:

Расширять представления детей об оздоровительном и прикладном значении плавания.

Сообщать детям простейшие сведения о техники плавания кролем на груди и на спине. Учить детей всплывать «поплавком», затем распрямлять и разводить ноги и руки, образуя «медузу». Совершенствовать у детей навыки скольжения на груди и на спине.

Совершенствовать навыки скольжения на груди и на спине с помощью движений ног.

Приучать детей регулярно чередовать вдох с выдохом в воду, повторяя движение не менее 10-12 раз, 2-3 раза подряд.

Обучать  детей выполнять движения ногами при плавании с доской в руках на груди и на спине.

Обучать  правильно, приподнимать рот над поверхностью воды при вдохе; сочетать плавание на груди с доской в руках с дыханием.

Осваивать дыхание с поворотом головы в сторону, стоя или лежа в упоре на руках спереди, ритмично вдох и выдох  в сочетаниями  с движениями ног при плавании кролем на спине без выноса рук.

Совершенствовать движение рук, как при плавании кролем на суше и в воде, стоя на месте, а также  с продвижением вперед мелкими шагами.

Поощрять  попытки плавать на груди, правильно сочетая движения ног и рук,  но задерживая дыхание.

Приучать детей стремиться проплывать все большее и большее расстояние.

На суше. Развивать двигательные качества, такие как координация, ловкость и точность движений, гибкость, пластичность, выразительность.

Разучивать комплекс аквааэробики,  обучение детей ориентировки в пространстве.

Содержание:

Беседы с детьми о технике плавания способом кроль на груди и спине  (их сходство, различия, особенности дыхания).

Просмотр  картин, диафильмов и их обсуждение.

Совместное обсуждение детьми примеров, показывающих оздоровительное и прикладное значение плавания.

Упражнение для освоения с водой и ознакомление со свойствами воды.

Самостоятельно входить в воду бассейна.

Сделать «поплавок», всплыть на поверхность воды, развести руки и ноги в стороны (напряженные), сделать «звезду», лежать на поверхности воды, совершая постепенный выдох. Затем встать, снова повторить упражнение. Скользить на груди и на спине, отталкиваясь ногами  от стенки.

В скольжении переворачиваться с груди на спину и наоборот («Винт»).

Выполнять 10-12 выдохов в воду подряд, повторяя их 2-3 раза. Тоже в упоре лежа на прямые руки (или держась за поручень) с поворотом головы на вдох.

Ныряние в круг              ( проныривание).

Скольжение на груди с выдохом в воду.

Скольжение на спине.

Всплывать  и удерживаться на воде  в вертикальном положении, стоя в воде по грудь, согнутыми в локтях руками  поочередно совершать частые гребки, опираясь  ладонями о воду перед грудью сверху вниз; оторвать ноги от дна и стараться продержаться в воде как можно дольше (повторить  2-3 раза).

Упражнения для овладения плаванием способом кроль.

На суше и  в воде. Стоя наклониться вперед, опереться левой (правой) рукой о колено, правую (левую) руку вытянуть вперед (смотреть спереди вниз). Выполнять правой (левой) рукой движения как при плавании кролем на груди.

Стоя, ноги врозь, наклонившись вперед,   левая (правая) рука вытянута вперед, правая (левая) отведена назад (смотреть вперед вниз).  Выполнять движения как при плавании кролем на груди.

Встать, ноги на ширине плеч, руками опереться в колени,  лицо (щекой) положить на воду. Чередовать вдохи и выдохи в воду с поворотом головы (открыть рот, сделать вдох, повернуть голову, опустить лицо в воду, сделать выдох, 10-12 раз).

Согласовывать дыхание с движениями одной руки,  в положении стоя, ноги на ширине плеч, наклонившись вперед. Одна рука упирается в колено, другая находится в положении у бедра. Повернуть голову в сторону руки, отведенной  назад, и посмотреть на нее, сделать вдох и начать одновременно движение рукой и выдох. Когда рука снова вернется в положение у бедра (конец гребка), снова сделать вдох. Выполнять это же упражнение другой рукой.

Имитация движений ногами в ходьбе по дну в сочетании с движениями одной и двумя руками, как при плавании кролем на груди и спине.

Движения ногами как при плавании кролем на груди и на спине, в скольжении с задержкой дыхания.

Скольжение на груди с выполнением  движений ногами и ритмичным дыханием, опираясь руками о доску.

Скольжение на спине с выполнением движений ногами, удерживая доску за головой.

Попытка плавать на груди  в полной координации 10-15 мин.

Задачи:

Закрепить знания о правилах безопасности на воде. Углублять представления о технике плавания. Совершенствовать все ранее приобретенные навыки и умения.

Продолжать приучать детей регулярно чередовать вдох с выдохом в воду, повторяя 12-16 правильных движений (глубокий быстрый вдох через рот, интенсивный и полный выдох через нос и рот) не менее 2-3 раз подряд.

 Совершенствовать дыхание с поворотом головы в сторону для вдоха и выдоха при плавании с помощью ног и с вспомогательным предметом  в руках. Закреплять умения поворачивать голову в сторону для правильного вдоха и выдоха в скольжении с помощью движения ног.

Научить детей  согласовывать ритмичный вдох и выдох с движениями  при плавании кролем на груди; плавать с дыханием и полной координацией движений рук и ног кролем на груди.

Научить плавать на спине,   преодолевая все большее расстояние.

Продолжить ориентироваться в пространстве.

Содержание:

     Беседы с детьми о необходимости строго соблюдать правила поведения на воде, об их роли в обеспечении безопасности купания, плавания в открытых водоемах.

Просмотр и обсуждение диафильмов  и фильмов о технике плавания.

Посещение  ФОКа.

               

Тематическое планирование

(средняя группа   от 4 до 5 лет)

Месяц

Тематика

Задачи   НОД

1

Сентябрь

«Детский сад мой родной дом»

«До свиданья, лето!»

(педагогическое обследование детей  (01.10 -15.10.2014 уч.г)

Выявить   степень усвоение детьми образовательных областей                      (плавательные умения и навыки, здоровье).

Оценить уровень развития  интегративных качеств детей за истекший период.

«С физкультурой мы дружны, нам болезни не страшны».

Прививать навыки здорового образа жизни. Внедрять гендерные подходы в обучении и воспитание детей. Воспитывать опрятность, аккуратность. Формировать правильное дыхание.   Закрепить технику выполнения ОВД.  Развивать точность  движений при переброске мяча.

Формировать правильное дыхание.

 «Мои друзья в детском саду».

Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности.

Развивать у детей физические качества:  выносливость, координацию. Закреплять умение комбинировать игровые движения, проявляя творческие способности.

Развитие координации движений, равновесия, умения слушать.

Тематическое планирование

(старшая группа   от 5 до  6 лет)

Месяц

Тематика

Задачи  

1

Сентябрь

«Детский сад мой родной дом»

«До свиданья, лето!»

(педагогическое обследование детей)

 с 01.09 – 15.09.2014 уч год

Расширять представления детей об оздоровительном и прикладном значении плавания. Выявить  степень усвоение детьми образовательных областей                            

(плавательные умения и навыки, здоровье)

Оценить уровень развития  интегративных качеств детей за истекший период.

«С физкультурой мы дружны, нам болезни не страшны».

Формировать правильное дыхание.

Воспитывать у детей желание красиво двигаться.

Закрепить технику выполнения ОВД,  ходьбу и бег в колонне по одному между предметами. Упражнять в сохранении равновесия и правильной осанке при ходьбе по уменьшенной площади опоры с преодолением препятствий.

 Развивать глазомер и  точность  движений при перебрасывании  мячей друг другу.

Упражнять в прыжках с продвижением вперед.

 «Мои друзья всегда со мной».

Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности. Упражнять в ходьбе с высоким подниманием колен, в непрерывном беге до 1,5 минут,  в бросании мяча вверх, отбивание  об пол одной рукой и ловля его двумя руками.  Развивать у детей физические качества:  выносливость, координацию.

Закреплять навыки ползания по скамье, умение комбинировать игровые движения, проявляя творческие способности. Воспитывать готовность выручить сверстника, справедливо решать споры. Способствовать развитию выносливости, ловкости. Развивать  координации движений, равновесия, умение действовать в коллективе.

Тематическое планирование

(подготовительная   к школе группа   от 6 до  7 лет)

Месяц

Тематика

Задачи  

1

Сентябрь

«Детский сад мой родной дом»

 «До свиданья, лето»

( педагогическое обследование детей)

с 01.09 – 15.09. 2014 уч год

Выявить  степень усвоение детьми образовательных областей                            

 (плавательные умения и навыки, здоровье)

Оценить уровень развития  интегративных качеств детей за истекший период.

«С физкультурой мы дружны, нам болезни не страшны».

Формировать правильное дыхание

Закреплять умения выполнять движения осознанно, ловко, красиво

Воспитывать у детей желание красиво двигаться.  Закрепить технику выполнения ОВД,  навыки и умения невербального общения, культуры поведения. Упражнять в ходьбе и беге, в умении переходить с бега на ходьбу.  Развивать точность  движений при переброске мяча. Способствовать  самостоятельной деятельности.  

 «Мои друзья в детском саду».

Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности.

Развивать у детей физические качества: скоростные, выносливость, координацию.

Закреплять умение комбинировать игровые движения, проявляя творческие способности.

Воспитывать готовность выручить сверстника, справедливо решать споры, умение действовать в команде. Способствовать развитию выносливости, ловкости. Развитие координации движений, равновесия, умения слушать.

Развивать умение действовать в коллективе

2.3  Структура занятия:

Структура   программы представлена тремя разделами, содержание в которых представлено упражнениями на суше и в водной среде.          

Изучение теоретического материала осуществляется в форме 2-3 минутных бесед, которые проводятся в начале занятий.

 

1.Раздел «Плавание»

Плавание – одно из важнейших звеньев в воспитании ребенка – содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательных систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата.

2 .Раздел «Здоровье»

Здоровье  включает правила безопасного поведения на воде, упражнения и игры, ориентированные на оздоровление и профилактику заболеваний, правила  ухода за собой, своим телом.

Занятия  имеют  классическую структуру и состоят из 3 частей: подготовительной, основной, заключительной.

Основная задача подготовительной части на суше - это активизация деятельности всех систем организма ребёнка.

Поэтому для разминки подбираются упражнения, которые способствуют разогреву мышц и суставов, совершенствованию координации движений и скоростно-силовых качеств.

Для эмоционального воздействия включаются несложные танцевальные элементы.

Задача основной части - это укрепление мышечного аппарата, сердечно – сосудистой и дыхательной систем, развитие координации движений, гибкости и пластики. Упражнения, игры, входящие в эту часть, сочетают различные движения и даются в положении стоя, сидя, лёжа на воде.

Расположение занимающихся может быть разнообразным – в колонне, шеренге, круге, лёжа на спине, груди, боку или один на спине, другой на груди.

В заключительной части приводится в норму частота сердечных сокращений.

      В подготовку к проведению занятий входит:

обеспечение педагогического процесса, подбор мотивации деятельности, разработка структуры занятий, взаимосвязь с воспитателями групп и специалистами ДОУ, взаимосвязь с семьёй, выбор медико-педагогического контроля.

Упражнение любого комплекса усложняется, варьируется с учётом потребности ребёнка, например:

Выдохи в воду:

- попытка выдоха в воду на мелком месте;

- более глубоком;

- с наклоном;  

- приседанием;  

- на количество выдохов.

Лежание на груди:

- при различных положениях рук, ног;

- лицо в воде;

- с закрытыми глазами;

- с открытыми глазами;

- постепенным увеличением глубины воды.

В работе с детьми используются образные сравнения и ориентиры, выполнение на качество, длительность, применение элементов соревнования.

Движения ногами в плавании на груди и спине по типу кроль с подвижной опорой:

- на груди;

- на спине;

- буксировка с использованием снарядов;

- в парах;

- на различной глубине.

Плавание на груди с попеременными движениями ног и рук по типу кроль:

- одновременные движения рук в сочетании с попеременным движением ног;

- дыхание произвольное;

- с задержкой на вдохе;

- с выдохом в воду.

Плавание на спине:

- в координации работы рук, ног, дыхания.

При планировании и проведении игр с постепенным усложнением условий движений, изменяется глубина, направление, содержание игры.

Таким образом, усложнение заданий состоит из усовершенствования самого упражнения путём увеличения интенсивности, кратности и темпа его проведения.

 Организация режима пребывания детей в ДОУ

Проектирование воспитательно-образовательного процесса по обучению детей плаванию.

Формы непосредственно образовательной деятельности по обучению детей плаванию проводятся: фронтальные, интегрированные, комплексные; по подгруппам; индивидуальная работа. непосредственно образовательная деятельность  - представляет собой организованное обучение в форме игровой деятельности.

                Расписание непосредственно образовательной деятельности составлена в соответствии  требованиям СанПиН.

               Этот блок включает цели и задачи, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности специальных заданий, отвечающих логике развития тех или иных способностей, задачи отдельного учебного предмета, задачи формирования у детей элементов учебной деятельности.

               Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста образовательная деятельность проводятся во фронтальной, подгрупповой, индивидуальной форме.    

Большое место индивидуальной форме работы отводится в коррекционных группах

                                       

2.4   Педагогическое обследование детей

Периодичность  педагогического обследования детей

Педагогическое обследование  организуется  - 2  раза в год  (стартовый и итоговый).

Результаты педагогического обследования   каждого ребенка по предложенным ему заданиям оценивается по уровням, и заносятся в протоколы.  

На этапе стартового педагогического обследования педагог  организует проведение контрольно-оценочных занятий с использованием подобранных диагностических методик с целью выявления  плавательных умений и навыков каждого ребенка группы.

Определив уровень каждого ребенка, осуществляется, количественный анализ полученных результатов  в целом по группе.  

В конце учебного года организуется проведение итогового педагогического обследования, в процессе которого, педагог подводит  итоги образовательной работы, сравниваются полученные результаты с прогнозируемыми.

 По результатам итогового педагогического обследования, педагог принимает решение по дальнейшему совершенствованию образовательного процесса (обучению детей плаванию)  –  ставятся цели и задачи на следующий учебный год.

Педагогическое обследование  качества обучения плаванию детей дошкольного возраста  строится  на методах педагогического и медицинского контроля физического состояния детей. Педагогический контроль  осуществляется путем   индивидуализации  сформированных  у детей  специфических умений и навыков. Для достижения результатов  по данной задаче в течение всего года  велась  работа  с   детьми по подгруппам.      

Формы подведения итогов реализации     программы

    На группу детей  ведется журнал , в который  заносятся все данные на каждого ребенка, группа здоровья, состояние его физического развития,  группа физической культуры, его физическая подготовленность.

В журнале  указывается дата занятия, отмечаются условия, пособия, которые будут использоваться на этом занятии. В процессе оценки двигательной активности ребёнка на занятии, медицинская сестра легко ориентируется, вычерчивая физиологическую кривую, делает выводы и дает  рекомендации.

Одно из важнейших условий успешного осуществления работы – своевременный и качественный контроль деятельности и ее результатов

 (ловкости и координационных способностей, сформированности гибкости детей, показателей функции внешнего дыхания).  

Ожидаемые результаты реализации   программы

  • здоровый, гармонично развитый ребёнок;
  • положительная динамика развития физических качеств и двигательных способностей детей;
  • улучшение качества  результативности  физической подготовленности детей;
  • осознание и принятие ребёнком правил поведения, нравственно-волевых моральных норм;
  • приобщение детей к традициям физкультуры и спорта.

2.5   Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами, родителями

ДОО в физкультурно – оздоровительной работе.

Администрация

Медицинский персонал

Воспитатели

Инструктор по физической культуре

Музыкальный руководитель

Родители

Формы взаимодействия

Осуществляет годовое планирование ФОР  на основе анализа данных о здоровье и развитии детей. Организует, контролирует и координирует ФОР работу всех участников процесса. Создает условия ФОР в учреждении,  знакомит родителей с её  целями и задачами.

Проводит лечебно-профилактическую работу. Отслеживает физическое развитие детей. Организовывает лечебно-оздоровительную  работу в ДОУ по рекомендациям врачей (ортопеда, невропатолога, педиатра). Контролирует проведение  закаливающих процедур в группах, проведение ФОР в детском саду. Осуществляет контроль за сан. эпидем. режимом. Информирует родителей о здоровье, развитии, лечении детей.

Создают условия проведения физкультурно – оздоровительной  работы в группе. Регулируют смену двигательной активности в течение дня в целях обеспечения дозированной физ. нагрузки и предупреждения переутомления. Учитывают рекомендации врачей по ведению физ. работы. Осуществляют контроль за соблюдением  санитарно – гигиенических условий и требований ТБ. Ведет работу с родителями по физическому воспитанию.

Организует и координирует проведение всех форм физкультурной деятельности в ДОУ. Планирует совместное разучивание музыкально – ритмических движений на физкультурных и музыкальных занятиях. Участвует  в проведении совместных праздников и развлечений.

Участвует в проведении физкультурных занятий, в диагностике физического развития, подборе  музыкального в сопровождения физ. деятельности. Планирует совместное разучивание музыкально-ритмических движений на физкультурных и музыкальных занятиях. Участвует в проведении совместных праздников и  развлечений.

Принимают участие в ФОР учреждения через пополнение развивающей среды. Знакомятся с целями и  задачами ФОР в учреждении, выполняют  рекомендации специалистов.

Родительские собрания. День открытых дверей. Совместные  мероприятия. Дни здоровья.  Консультации для воспитателей: «Развиваем физические качества»; «Создание  условий для посещения детьми занятий по плаванию»; «О взаимосвязи в работе с инструктором по физической культуре»; «Организация занятий плаванием в нашем детском саду»; «Плавание лучшее средство для закаливания». Беседы. Домашние  задания. Планирование. Педсоветы. Семинары – практикум.

Задачи

Мероприятия

Участники

Срок

Ответственный

Работа  с  педагогами

1. Повысить педагогическую компетентность педагогов в вопросах обучения детей плаванию.

2. Оказание помощи педагогам в организации дыхательной гимнастики и индивидуальной  работе с детьми по обучению плавания

«Взаимосвязь воспитателей и воспитателя по плаванию

в работе по закаливанию детей и укреплению их здоровья через занятия плаванием»

Памятка

 «Организация занятий плаванием в детском саду»

Консультации:

а) «Прежде чем окунуться в воду»;

б) «Реализация потребностей детей в движении через использование элементов сухого плавания и дыхательной  гимнастики».

Мастер – класс на тему: «Массажные коврики»

«Дыхательная гимнастика как одно из важнейших средств при обучении детей плаванию»

Открытый просмотр «Плавание - как средство оздоровления детей в ДОУ»

воспитатели

воспитатели

воспитатели

воспитатели

воспитатели

воспитатели

 

ноябрь

ноябрь

декабрь-

январь

 

январь

февраль

март

 Инструктор по физической культуре

 

 

 

                                                                     

Взаимодействие со специалистами

Взаимодействие с медицинской сестрой

Взаимодействие с инструктором  по физ. воспит.

Взаимодействие с педагогом -психологом

Взаимодействие с музыкальным руководителем

Взаимодействие с учителем -логопедом

Учёт «Листа здоровья»

 групп № 1,2,3,4,5,6,9;

дифференцированный подход к детям.

По комплексу О.Р.У, физкультминуток, подвижных игр, пальчиковая гимнастика

«Психогимнастика на воде». Посещение психологом занятий по  плаванию с целью изучения взаимодействия взрослого с детьми и  эмоционального состояния детей на занятиях

 

Подбор музыки для ОРУ (музыкальная дорожка, марш, бег, поскоки, галоп, дробный  

   шаг), НОД, релаксации, аквааэробики.

Упражнения на дыхание и т.д

Использование  в НОД упражнений, направленных на формирование  правильного физиологического и речевого дыхания в соответствии с изучаемой  лексической темой. Подбор  упражнений по логоритмике.

медицинская сестра

 инструктор по физической культуре

по рекомендации педагога -психолога

по рекомендации муз.рук.

по рекомендации учителя –логопеда

в течение года

в течение года

в течение года

в течение года

в течение года

Инструктор по физической культуре

 

Взаимодействие  с семьёй

Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах обучения детей плаванию.

Продолжать приобщать родителей  к здоровому образу жизни через занятия плаванием.

1.Выступления на родительских собраниях

«Взаимодействие семьи и детского сада по приобщению детей  к здоровому образу жизни через занятия плаванием»

2. Анкетирование родителей

(отношение к занятиям плаванием)

3.«Что должны знать родители, когда их ребенок учиться плавать»

4.« Предупреждение боязни воды»

«Умение плавать необходимо для жизни»

5. Консультации в   родительских уголках:

«Лови волну, малыш» ,

«Дети и вода»

6. Информационно-рекламная деятельность:

«Учимся плавать» (фото-стенд)

7. Консультации в  родительских уголках:

«Вода не прощает неосторожности» (рекомендации на летний период времени)

8. Открытый показ на ФОКе

 Праздник на воде на тему:  

«Морские приключения»

 Инструктор по физической культуре Ситнова Е.В

  1. Организационный раздел.

3.1 Учебный план образовательной работы  с воспитанниками.

Педагогический процесс,  включает организованное обучение (непосредственно-образовательная деятельность).   В группах    допускается 1  занятие в неделю.

п/п

Группа

Кол-во групп

Кол-во подгрупп

Кол-во занятий

Время проведения

1 занятия

в

нед

в мес

в

год

1

 II младшая

    ( от 3 - 4 лет)

1

2 по10 чел

1

4

32

15мин

2

 Средняя

 (от 4 -5 лет)

2

2 по10 чел

1

4

32

20мин

3

 Старшая

( от 5 -6 лет)

3

2 по10 чел

1

4

32

25мин

4

Подготовительная

 (от 6 -7 лет)

2

2 по10 чел

1

4

32

30мин

                   3.2 Условия реализации программы

- закрытый плавательный бассейн ДОО;

- соответствующая  форма, купальные шапочки;

- соответствующее оборудование, инвентарь.

 В соответствии с Сан Пинот 30.01.2003 г. для организации плавания детей в дошкольном учреждении должны быть созданы определенные условия.      

В соответствии с  санитарными правилами температура  воздуха  в помещении  бассейна должна  составлять    + 29С,   воды + 28С.    Влажность  воздуха - 60% ,температура  воздуха  в зале  сухого  плавания + 18С,

Занятия   по обучению детей плаванию  проводятся  в первой  половине дня .

Помещение бассейна должно быть оборудовано необходимыми приборами, позволяющими контролировать и поддерживать температуру воды, воздуха, влажность в соответствии с гигиеническими требованиями.

Чтобы занятия были безопасными для здоровья и жизни детей, необходимо иметь соответствующий инвентарь и оборудование:

  • «Дорожки здоровья» из разнообразных ковриков
  • Теннисные шарики,  султанчики,  ватные шарики,  «ветерок» для обучения выдоху.
  • Обручи
  • Гимнастические палки
  • Резиновые мячи разного размера
  • Гантели
  • Массажные коврики
  • Игра «Ловец жемчуга»
  • Плавательный инвентарь (круги разных размеров,  надувные манжеты или нарукавники и т.д)
  • Магнитофон.
  • Массажные коврики, варежки,
  • Тренажеры
  • Длинный шест (2—2,5 м) для поддержки и страховки обучающихся плаванию
  •  Другие поддерживающие средства и игрушки предназначены для наиболее эффективной организации занятий, проведения различных упражнений и игр (это доски из пенопласта; надувные игрушки надувные  круги, мячи и др.)
  • Мелкие игрушки из плотной резины (тонущие) для упражнений на погружение в воду с головой и открывание глаз в воде
  • Обручи для упражнений  в  воде  (игры «Пройди в обруч», «Поезд в туннель!» и др.)

Применять вспомогательные средства нужно целенаправленно и методически правильно, в противном случае их использование не ведет к положительным результатам.   В то же время плавание на груди с помощью доски из пенопласта (ребенок опирается о доску вытянутыми вперед руками) помогает освоить скольжение.  

             

3.3  Инфраструктура предметно – развивающей среды

Название зоны

Цель

Задачи

Двигательно – игровая зона

Целенаправленное педагогическое воздействие на развитие основных движений, тренировку физиологических функций организма

  • Укреплять здоровье детей;
  • Развивать двигательные навыки и физические качества;
  • Расширять двигательный опыт;
  • Создавать положительный эмоциональный настрой.

Зона спортивного оборудования:

- традиционного,

- нестандартного

Развитие двигательной сферы, разнообразие организации двигательной деятельности детей

  • Формировать умение использовать спортивное оборудование на нод и в свободной деятельности;
  • Создавать вариативные, усложненные условия для выполнения плавательных умений и навыков;
  • Оптимизация режима двигательной активности;
  • Повышать интерес к плавательным  упражнениям;
  • Расширять круг представлений о разнообразных видах плавания.

Коррекционно- профилактическая зона

Укрепление здоровья детей, осуществление профилактики патологических изменений, возникающих в ослабленном организме

  • Содействовать профилактике и развитию опорно-двигательного аппарата с помощью простейших тренажеров, тренажёров сложного устройства  и использования нестандартного оборудования;
  • Укреплять костно-мышечную систему, мышечный корсет спины посредством использования тренажеров сложного устройства;
  • Овладеть навыками само оздоровления.

Зона релаксации

Формирование благоприятного психо-

эмоционального состояния

  • Создать условия для разгрузки позвоночника, мышечного расслабления, зрительные ориентиры, соответствующая музыка.

Зона профессиональной деятельности

Повышение профессионального уровня

  • Изучать новинки методической литературы;
  • Составлять планы, конспекты занятий, праздников, развлечений и др.
  • Подготовить наглядно-методический материал для родителей и педагогов.

                                               

3.4 Циклограмма деятельности

3.5 Литература:

 

1.А.А. Чеменева, Т.В. Столмакова «Система обучения плаванию детей дошкольного возраста» Санкт –Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2011г.

2.М.Ю.Картушина «Праздники здоровья для детей» «СФЕРА»  2009г.

3.Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и    дошкольного возраста. Санкт – Петербург Издательство «Акцидент»  1999 г.

4.«Здоровьеобеспечение детей дошкольного и младшего школьного  возраста в условиях взаимодействия «ДОУ-ООУ-ФОК» (информационно-методический сборник) Нижний Новгород  «НИРО» 2011г.

5.А.А. Чеменева,  Л.М.  Есина «Педагогические  условия  моделирования  физкультурно-оздоровительной  работы  с   детьми  старшего дошкольного возраста  на основе   индивидуально - дифференцированного подхода»    Нижний Новгород  2004 г.

6. Е.К.Воронова «Программа обучения плаванию в детском саду»  Санкт –Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2003г.

7.Н.Г.Пищикова «Обучение плаванию детей дошкольного возраста» г. Москва  2008 г.

8.М.В.Рыбак «Растим детей здоровыми» (занятия в бассейне с дошкольниками) «СФЕРА» 2012г.

9.О.В. Козырева   «Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников»   «Просвещение»  Москва 2007 г.

10.М.Н Щетинин «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей»    Москва  2007 г

11.Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребёнка. Опыт оздания авторской программы на базе дошкольного учреждения №199 г. Н.Новгорода. Москва,1993.

12.Бекина С. И. и др.  Музыка и движение. -  М.: Просвещение,  1984г

  1. Бажуков С.М. Здоровье детей – забота общая. – М.: Физкультура и спорт, 1987.
  2. Дети и здоровье. -  (Материалы научно-практической конференциипо проблемам физического воспитания) Омск, ОГИФК, 2003г.
  3.  Дёмин Д. Ф. Врачебный контроль при занятиях ФК. – М., Физкультура и спорт, 2001.
  4. Дикуль В.И., Зиновьева А.А., Холодов Ж.К. Как стать сильным. Азбука движений. – М.: Физкультура и спорт, 1990.
  5. Иваницкий А.В., Матов В.В., Иванова О.А., Шарабарова И.Н. Ритмическая гимнастика на ТВ. -  М.: Советский спорт,  1989г.
  6. О.Протченко Т.А. Семенов Ю.А. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников: Практическое (методическое) пособие. Москва 2003г.,
  7. Э.В. Смолева «Сестринское дело в терапии» Ростов – на Дону «Феникс» 2005г.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Регулирование физической нагрузки для детей с проблемами в здоровье

Проблема  со здоровьем

Рекомендуется                                          

Нежелательно

Нарушения осанки

Контроль осанки у стенки,

с приседаниями; и. п. лежа

на спине, животе, упор

на коленях, четвереньках;

упражнения в равновесии,

на координацию; подвижные

игры с тренировкой правильной

осанки («Паук и муха)

Упражнения на «скручивание», ограничивается скоростной бег, упражнения из и. п. сидя, прыжки; упражнения на повышение мобильности позвоночника и растяжку

Плоскостопие

Босохожаение, корригирующие

упражнения, упражнения

с массажерами, роликовыми

досками, ходьба по неровной

поверхности и пр.; плавание;

специальные виды ходьбы —

на пятках, наружном крае стопы,

носках и пр.; упражнения с

захватыванием предметов

пальцами ног; массаж стоп

Длительный медленный бег, спрыгивание; ограничения в отдельных видах ходьбы и прыжков (по рекомендации врача], ходьба на внутренней стороне стоп

Заболевания органов дыхания

Упражнения на тренировку

полного дыхания с удлиненным

вдохом, звуковая гимнастика;

упражнения для верхнего

плечевого пояса, ходь ба, бег;

подвижные игры большой

и средней степени подвижности;

упражнения с отягощением,

сопротивлением

Сложно координированные упражнения; упражнения в быстром темпе; на задержку дыхания и натуживание; ограничения в использовании спортивных упражнений

Заболевания сердечно-сосудистой системы

Ходьба по ровной поверхности

 в медленном темпе,

дозированный равномерный

медленный бег, плавание, обще

развивающие упражнения на

все группы мышц, особенно

на плечевой пояс, спину

 и нижние конечности;

Упражнения с задержкой дыхания, резким изменением темпа и положения тела, длительным статическим напряжение; бег на длинные дистанции; ограничение прыжков, силовых упражнений;

Перспективное планирование игр:

СРЕДННЯЯ ГРУППА

I период

Передвижения

В приседе, в различном темпе, прыжки.

«Утята», «Зайчики», «Зайчонок и бельчонок», «Мячики», «По лесной лужайке», «Волк и зайцы», «Солнышко и дождик», «У медведя во бору», «Догони меня», «Догоню я», «Самолеты», «Поймай рыбку», «Крокодил», «Дрессированный крокодил»

Погружения

Умывание лица, погружение лица в воду, подпрыгивание вверх с последующим погружением, погружение в воду с головой.

«Водичка», «Серый зайка», «Птички моют носики», «Парашютисты», «Грибы и дождик», «Кто будет самый мокрый», «Лягушата», «Найди пару», «Сядь на дно», «Великаны и гномы»

Движения рук

Положение пальцев в кисти, гребковые движения рук в разных направлениях, одновременные и попеременные гребковые движения рук.

«Хлопушки», «Ложечки», «Удержи воду в ладошках», «Волны», «Лодочки», «Байдарки», «Каноэ»

Движения ног

В упоре лежа на груди (с вспомогательными предметами).

«Быстрые ножки», «У кого брызг будет больше», «Крокодил бьет хвостом»

Дыхание

Выдох в воду, на границе воды и воздуха.

«Надуй шарик», «Ветерок», «Шар лопнул», «Полет на воздушном шаре», «Остуди чай». «Подводный вулкан», «Пузыри» ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ: «Паук и мухи», «Бездомный заяц», «Охотник и утки», «Жмурки», «У медведя во бору», «Надень шляпу», «Смелые ребята», «Хоровод», «Салки», «Водолазы», «Плотина»

II  период

Передвижения

В различном темпе, взявшись за руки, в колонне,  бег, прыжки.

«Поезд», «Путешествие», «Самолеты», «Карусель», «Кто быстрее», «Паровоз», «Мышеловка»

Погружения

Погружение с головой, погружение лица в упоре лежа на груди.

«Достань руками дно», «У кого брызг будет больше». «Шел по берегу петух»,

«Дрессированный крокодил», «Оловянный солдатик», «Плотина», «Лягушата», «Водолазы»

Движения рук

Попеременные движения согнутыми в локтях руками, круговые движения согнутыми локтями вперед.

«Лодочки», «Мельница и ветер», «Пиратская лодка»

Лежание на груди

Ходьба по дну, держа предмет прямыми руками, хватом прямыми руками за поручень, то же, погрузив лицо в воду, то же, с поддержкой.

«Кто лучше», «Медуза». «Слушай сигнал, «Подводный телеграф»

Движения ног

Лежа на груди у опоры,  с игрушкой.

«Кто лучше»

Скольжение на груди

Ходьба по дну, держа предмет впереди себя прямыми руками.

«Баржи», «Перевозка пассажиров*, «Спрячь нос», «Акула», «Мышка и сырок»

III  период

Лежание на груди

«Звездочка». «Стрелочка» с поддержкой.

«Спрячь нос», «Мышка и сырок», «Артисты», «Правильный показ»

Движения рук

Попеременные движения согнутыми в локтях руками, в наклоне вперед, круговые движения согнутыми локтями вперед.

«Кто лучше», «Правильный показ», «Мельница и ветер»

Скольжение на груди

С  предметом,  погрузив     лицо     в     воду, самостоятельно, толкаясь ногами от дна.

«Летящие стрелы», «Стрелы в цель», «Торпеды», «Баржи», «Баржи в тоннель», «Баржи под мост», «Подводные лодки»

Движение ног

У опоры, с надувной игрушкой, с доской, лежа на груди, погрузив лицо в воду.

«Катера», «Уточки», «Кто лучше», «Кто быстрее»,

СТАРШАЯ  ГРУППА

I период

Погружение

Погружение в воду с головой.

«Шел по берегу петух», «Салки», «Лягушата», «Водолазы», «Плотина», «Охотники и утки», «У кого брызг будет больше»

Лежание на груди

(«звездочка», «стрелочка»)

С поддержкой, с предметом, самостоятельно.

«Спрячь нос», «Артисты», «Мышка и сырок», «Правильный показ», «Кто лучше», «Салки», «Тише едешь, дальше будешь»

Скольжение на груди

С предметом, погрузив лицо в воду, самостоятельно отталкиваясь ногами от дна.

«Стрелы в цель», «Баржи», «Баржи под мостом», «Баржи в тоннель», «Подводные лодки», «Торпеды»

Движения рук

Попеременные движения согнутыми руками, погрузив в воду лицо. То же, в ходьбе, попеременные круговые движения прямыми руками вперед в наклоне, то же в ходьбе.

«Мельница и ветер», «Быстрые лапки»

Движения ног кролем

Лежа на груди у опоры, в плавании с надувной игрушкой, с доской. Лежа на груди, погрузив лицо в воду.

«Катера», «Уточки», «Перевозка пассажиров»

Дыхание

Продолжительная задержка дыхания, выдохи в воду.

«Пузыри», «Подводный вулкан», «Насос», «Спрячься в воду»

II период

Скольжение на груди

Правильное положение головы и рук, выполнение под счет, с различным положением рук.

«Разведчики», «Стрелы в цель», «Торпеды», «Подводные лодки», «Кто дальше». Движения ног кролем на груди

С доской

Самостоятельно.

«Катера», «Чья игрушка окажется дальше», «Спасатели», «Гонка катеров», «Слалом»

Плавание на груди

Выполнение       попеременных      движений согнутыми  в  локтях руками,   при  помощи движений рук кролем.

«Быстрые лапки»,  «Соревнование собачек»,    «Кто    лучше»,    «Кто быстрее»,         «Кто         дальше», «Проплывание» дистанций

Лежание на груди

«Бочонок».

«Кто лучше», «Салки», «Тише едешь, даль будешь»

Лежание на спине

С доской.

«Кто самый сильный», «Разведчики», «У кого пузырей больше»

Дыхание

Выдох  в воду.

«Подводный вулкан», «Насос», «У кого пузырь больше» ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ: «Водолазы», «Надень шляпу», «Охотники и утки», «Салки», «Караси и карпы», «Подводный телеграф», «Щука в заводи», «Цирк», «Зоопарк», «Повтори движения»

III  период

Скольжение на груди

Толчок ногами от бортика.

«Чья стрела проскользит дальше», «Стрелы в цель», «Тише едешь, дальше будешь»

Плавание на груди при помощи движений ног кролем

С      различным      положением      рук,      с выполнением одного — двух произвольных вдохов.

«Чья игрушка окажется дальше», «Гонка катеров», «Спасатели», «Слалом», «Кто лучше». Проплывание дистанций

Плавание на груди

Без выноса рук над водой, в согласии с движениями ног; кроль в координации с задержкой дыхания.

«Кто быстрее», «Соревнования собачек», Проплывание дистанций

Плавание на спине,

выполняя движения ногами кролем

С предметом. Самостоятельно.

Соревнования, Проплывание дистанций

Лежание на спине

С поддержкой, самостоятельно.

«Сапки». Соревнования

Скольжение на спине

Последовательность выполнения, положение рук и головы, высокое положение таза.

«Скользящие стрелы», «Чья стрела проскользнет дальше»

Дыхание

«Паровая машина», «Пузыри»

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ  ГРУППА

I период

Скольжение на груди

Последовательность выполнения, положение головы и рук, активный толчок

«Разведчики», «Дорожка», «Чья стрела проскользит  дальше», «Торпеды»

Плавание на груди,

выполняя движения ногами кролем

Техника выполнения, с различным положением рук.

«Катера», «Спасатели», «Чья игрушка окажется дальше», «Гонка катеров», «Слалом»

Скольжение на спине

Техника выполнения, продолжительное выполнение упражнения, с различным выполнением рук.

«Чья стрела проскользит дальше», «Кто лучше»

Плавание на груди кролем без выноса рук

Согласование движений рук и ног.

Проплывание   дистанций.

Плавание на спине, выполняя движения ногами кролем

С предметом, самостоятельно.

Проплывание дистанций.

Плавание кролем на груди

В координации.

Проплывание дистанций.

Лежание на спине

С предметом, самостоятельно.

«Салки», «Тише едешь, дальше будешь», соревнования

Дыхание

Выдох в воду, на границе воды и воздуха

«Подводный вулкан», «Паровая машина» ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ: «Путешествие», «Паук и мухи», «Лягушата», «Невод», «Водолазы   командами», «Морской бой», «Змея», «Акробаты»

II  период

Плавание на груди,

выполняя, движения ногами кролем

Техника, с поднятой над водой головой, ныряние.

«Чья игрушка окажется дальше», «Запомни код», «Уточки», «Катера», «Минное поле», «Ловкий ныряльщик»

Плавание на спине,

выполняя движения ногами кролем

С различным положением рук.

Проплывание дистанций.

Скольжение

На груди, на спине. С поворотом.

«Винт»

Плавание кролем на груди

В координации, с произвольным дыханием, с одновременным движением рук.

Проплывание дистанций.

Плавание на спине

Выполняя одновременные движения руками, попеременные движения руками, то же, в согласовании с дыханием.

Проплывание дистанций.

Дыхание

Выдохи в воду  

«Насос», «Буксир»

III  период

Кроль на груди

В координации, в согласовании с дыханием.

Проплывание дистанций.

Кроль на груди без выноса рук

В координации.

Проплывание дистанций.

Кроль на спине

В координации, в согласовании с дыханием.

Проплывание дистанций.

Проплывание под водой

Кролем. Дельфином.

«Минное поле», «Запомни код», «Ловкий ныряльщик», «Слалом»

Распределение игр по видам деятельности.

Игры и упражнения на ознакомление детей с водным пространством:

Маленькие и большие ножки. Кто выше? Сердитая рыбка. Принеси мяч. Медвежонок Умка и рыбки. Лодочки плывут. Мячики. Лодочки. Пузырь. Найди свой домик. Гуси. Дождик, дождик. Крокодилы на охоте. Лягушка. Утка и утята. Усатый сом. Цапли. Три веселых братца. Обгонялочки. Поймай рыбку (лодочку). Кораблики. Ветер на море. Большой - маленький. Краб-носильщик. Волейбол по кругу. Хоровод. Караси и карпы. Салки с мячом. Белые медведи. Достань дно руками. Морские змеи. Горячая картошка. Бегом за мячом. Рыбки резвятся. Карусель. Солнышко и дождик. Догоните меня. Найди себе пару. Передай мяч по кругу. Найди себе пару. Карасик и щука. Крейсерские гонки.

Игры и упражнения на ознакомление детей со свойствами воды:

Маленькие и большие ножки. Кто выше? Полоскание белья. Достань игрушку. Морской бой. Сядь на дно. Лодочки. Переправа. Умывание. Дождик. Волны на море. Три веселых братца. Поймай рыбку (лодочку). Ветер на море. Фонтан. Волейбол по кругу. Море волнуется... Байдарки. Рыбаки и рыбки. Невод. Горячая картошка. Поймай воду. Карусель. Догоните меня. Футбол. Кто быстрее спрячется под воду? Буря в море.

Игры и упражнения с выдохом в воду:

Капитаны. Гудок. Хоровод. Насос. Пройди под мостом. Качели. До пяти... У кого больше пузырей?

Игры и упражнения с задержкой дыхания:

Оса. Достань игрушку. Жучок-паучок. Сядь на дно. Умывание. Поезд идет в тоннель. Пять веселых лягушат. Щука. Фонтан. Хоровод. Карлики - великаны. Удочка. Спрячься. Лягушата. Поезд в туннель. Достань дно руками. Пройди под мостом. Охотники и утки. Спрячемся под воду. Подводный телеграф. Кто быстрее спрячется под воду? Сядь и встань. Ловишка с поплавком. До пяти.

Игры и упражнения с открыванием глаз в воде:

Достань игрушку. Смотри внимательно. Поезд идет в тоннель. Водолазы. Поезд в туннель. Пройди под мостом. Сумей увидеть. Брод. Каким цветом? Смелые ребята.

Игры и упражнения со скольжением:

Сердитая рыбка. Медвежонок Умка и рыбки. Лодочки плывут. Лодочки. Найди свой домик. Крокодилы на охоте. Стрела. Караси и карпы. Салки с мячом. Рыбаки и рыбки. Невод. Догоните меня. Карасик и щука. Ловишка с поплавком. Водное поло. Я плыву. Буксир. Звездочка. Попробуй-ка. Поплавок. Зеркало. Кто быстрее соберется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей плаванию в детском саду. Консультации инструктора по плаванию

В данном материале описываются: режим работы бассейна детского сада,этапы обучения по возрастным группам,методическое обеспечение занятий по обучению плаванию,упражнения на суше,упражнения на воде....

Конспект НОД по плаванию в подготовительной к школе группе "Обучение детей плаванию кролем на груди"

КОНСПЕКТ НОД по плаванию в подготовительной к школе группе Инструктор по физической культуре Дехтярь Дарья Эдуардовна  Тема: Обучение детей плаванию  кролем на грудиЗадачи:1. Продо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обучению детей плаванию Образовательная область «Физическое развитие»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обучению детей плаваниюОбразовательная область «Физическое развитие»...

Взаимодействие инструктора по плаванию и педагога-психолога на занятиях по обучению детей плаванию в ДОО.

Формирование системы взаимодействия педагога-психолога и инструктора по плаванию в образовательном процессе, стимулирующей физическое, познавательное и личностное развитие ребенка....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Обучение детей плаванию» на 2019/20 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  Рабочая программа разработана для группы (комбинированной, компенсирующей) направленности, которую посещают дети ……4-7 лет…. лет (далее - Программ...

Обучение лежанию и скольжению на спине как важный этап обучения детей плаванию на спине

Обучение детей в детском саду плаванию на спине - важный жизненный навык...

Обучение детей плаванию в детском саду Консультации инструктора по плаванию

       Обучение детей плаванию происходит по методике разработанной Т.И.Осокиной, Е.А.Тимофеевой, Т.А.Богиной «Обучение детей плаванию в детском саду»....