РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обучению детей плаванию Образовательная область «Физическое развитие»
рабочая программа по физкультуре (средняя, старшая, подготовительная группа)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обучению детей плаванию
Образовательная область «Физическое развитие»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_plavaniyu_na_2019-20_god.docx | 90.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Городской округ город Ханты-Мансийск
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 11 «Радуга»
(МБДОУ «Детский сад № 11 «Радуга»)
УТВЕРЖДАЮ Заведующего МБДОУ №11 ________________ О.А. Ротарь Приказ №246 «28» августа 2019г. |
СОГЛАСОВАНО Методист МБДОУ «Детский сад № 11 «Радуга» _____________Н.Ю. Робота «28» августа 2019г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обучению детей плаванию
Образовательная область «Физическое развитие»
2019-2020 учебный год
Летунова Светлана Владимировна
Ханты-Мансийск, 2019
- Целевой раздел
- Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………………3
- Цели и задачи реализации программы……………………………………………………………………………………………...4
- Принципы и подходы к формированию программы……………………………………………………………………………….8
- Возрастные особенности детей..……………………………………………………………………………………………………..8
- Планируемые результаты освоения программы……………………………………………………………………………………9
- Система оценки результатов освоения программы…………………………………………………………………………….......9
- Содержательный раздел
- Образовательная деятельность «Организация плавания»…………………………………………………………………………13
- Календарно-перспективный план по обучению детей плаванию от 4 до 5 лет…………………………………………………..17
- Календарно-перспективный план по обучению детей плаванию от 5 до 6 лет…………………………………………………..28
- Календарно-перспективный план по обучению детей плаванию от 6 до 7 лет…………………………………………………..41
- Описание форм и методов реализации программы………………………………………………………………….……………..53
- Организационный раздел
- Условия реализации программы……………………………………………………………………………………………………..54
- Объём и срок освоения программы………………………………………………………………………………………………….56
Список литературы………………………………………………………………………………………………………………………57
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
Здоровые дети – это основа жизни всего человеческого общества. Одним из важнейших средств воспитания здорового ребенка с самого раннего возраста, является физическая культура. Правильная организация деятельности по физической культуре способствует гармоничному развитию жизненно необходимых физических качеств детей: ловкости, гибкости, быстроты, силы, выносливости, а также выработке гигиенических навыков. Плавание – одно из средств, способствующих разностороннему физическому развитию, которое стимулирует деятельность нервной и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Оно является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребенка. Активные движения укрепляют мышечную и сердечно-сосудистую системы ребенка; более того развитие движений находится в прямой зависимости от внешней среды. Занятия в воде и выполнение различных движений, связанных с преодолением ее сопротивления - важнейший фактор гармоничного развития. Во время плавания человек преодолевает значительное сопротивление воды, постоянно тренирует все мышечные группы, радикально способствуя устранению различных дефектов и ликвидации плоскостопия. Постоянное купание и плавание закаляет организм, формирует стойкий иммунитет не только к простудным, но и к некоторым инфекционным заболеваниям. И здесь решающим является температурный фактор. Плавание является естественным средством массажа кожи и мышц (особенно мелких групп), очищает потовые железы, способствуя тем самым активизации кожного дыхания и обильному притоку крови к периферическим органам, что является наиболее актуальным для детей.
Примерная рабочая программа является компонентом, формируемым участниками образовательного процесса и реализуется в рамках физкультурно-оздоровительной работы. Она разработана на основе программы А.А. Чеменевой, Т.В.Столмаковой «Система обучения плаванию детей дошкольного возраста» (2011г.), которая рекомендована общеобразовательной программой дошкольного образования "От рождения до школы" /под редакцией Т.С. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, а также в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
- Санитарно-эпидемиологические правила, нормативы и требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (далее – СанПиН 2.4.1.3049-13);
- Письмо Минобрнауки России от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».
Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов родителей (законных представителей) воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса физического воспитания по обучению плаванию детей 4-7 лет. Содержание деятельности распределено по месяцам и неделям, согласно календарно-тематическому планированию и представляет систему, рассчитанную на один учебный год - 36 недель.
- Цели и задачи реализации программы
Основная цель программы – формирование у детей в процессе обучения плаванию элементарных технических навыков, развитие психических познавательных процессов.
Занятия по плаванию призваны решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
Оздоровительные задачи направлены на охрану и укрепление здоровья ребенка, его гармоничное психофизическое развитие, совершенствование опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки, повышение работоспособности организма, приобщение ребенка к здоровому образу жизни.
Образовательные задачи ставят целью формирование двигательных умения и навыков, развитию психофизических качеств (силы, быстроты, гибкости и ловкости), формирование знаний о способах плавания, об оздоровительном воздействии плавания на организм, осознанности двигательных действий, развитие внимания, мышления, памяти.
Воспитательные задачи направлены на воспитание двигательной культуры, нравственно- волевых качеств: смелости, настойчивости, чувства собственного достоинства. Ребенок, который преодолел страх перед водой, начинает уверенно чувствовать себя в коллективе.
Программа представлена разделами «Плавание», «Здоровье», «Техника безопасности». Каждый раздел программы представлен группой задач, решение которых определяет освоение детьми данной предметной области.
Содержание раздела «Плавание» построено на трёх составляющих: начальное обучение плаванию, ориентирование в воде, обучение спортивным способам плавания. Данный раздел содержит соответствующие задачи, а также перечь упражнений и игр.
Раздел «Здоровье» и «Техника безопасности» включает правила безопасного поведения на воде, упражнения и игры, ориентированные на оздоровление и профилактику заболеваний, правила ухода за собой, своим телом, оказания первой помощи при проблемах на воде.
Раздел «Плавание» 4-5 лет
Задачи:
1. Продолжать учить детей погружаться в воду и ориентироваться в ней.
2. Формировать навык горизонтального положения тела в воде.
3. Продолжать учить плавать облегченными способами.
4. Учить плавать при помощи попеременных движений прямыми ногами способом кроль на груди, спине.
Раздел "Здоровье"
Задачи:
1. Продолжать работу по совершенствованию механизма терморегуляции.
2. Способствовать повышению функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
3. Укреплять мышечный корсет ребенка.
4. Активизировать работу вестибулярного аппарата.
5. Формировать гигиенические навыки:
− раздеваться и одеваться в определенной последовательности;
– аккуратно складывать и вешать одежду;
– самостоятельно пользоваться полотенцем;
– последовательно вытирать части тела.
Раздел "Техника безопасности"
Задачи:
− Ознакомление с правилами поведения в бассейне.
− Экскурсия в бассейн, знакомство с раздевалками, душевыми, чашей, оборудованием и игрушками.
− Посещение занятий старших групп.
Раздел «Плавание» 5-6 лет
Задачи:
1. Продолжать учить скольжение на груди, спине с различным положением рук.
2. Учить согласовывать движения ног с дыханием.
3. Изучать движения рук способами кроль на груди, спине, брасс, дельфин.
4. Учить плавать кролем на груди, спине в полном координации.
5. Изучать движения способом дельфин.
Раздел «Здоровье»
Задачи:
1. Способствовать закаливанию организма.
2. Повышать общую и силовую выносливость мышц.
3. Увеличивать резервные возможности дыхания, жизненной емкости легких.
4. Активизировать обменные процессы и работу центральной нервной системы.
5. Формировать гигиенические навыки:
− научить быстро, аккуратно раздеваться, одеваться;
− самостоятельно мыться под душем с мылом и губкой;
− тщательно вытирать все тело в определенной последовательности.
Раздел «Техника безопасности»
Задачи:
− Закрепление правил поведения в бассейне через создание игровых и проблемных ситуаций.
− Основы правильного поведения на воде (использование схем, моделей, картинок, знаков, просмотр видеофильма).
Раздел «Плавание» 6-7 лет
Задачи:
1. Продолжать совершенствовать движения ног в плавании способом кроль на груди, спине.
2. Изучать движения ног способом брасс.
3. Обучить плаванию ног способом брасс, дельфин в полной координации.
4. Закреплять и совершенствовать навык плавания при помощи движений рук с дыханием всеми способами.
5. Закреплять и совершенствовать навык плавания кролем на груди, спине, комбинированными способами в полной координации.
6. Учить плавать под водой.
7. Обучать прыжкам в воду с возвышенности, поставки.
8. Поддерживать желанием нырять, обучать правильной технике ныряния.
9. Учить расслабляться на воде, обучать способам отдыха.
10. Поддерживать выбор ребенком способа плавания, уважить его индивидуальные предпочтения.
Раздел «Здоровье»
Задачи:
1. Способствовать укреплению здоровья ребенка, его гармоничному психофизическому развитию.
2. Совершенствовать опорно-двигательный аппарат, формировать правильную осанку.
3. Повышать работоспособность организма.
4. Приобщать к здоровому образу жизни.
5. Формировать гигиенические навыки:
− быстро раздеваться и одеваться;
− правильно мыться под душем, оказывая помощь друг другу, пользоваться индивидуальными губками;
− следить за чистотой принадлежностей для бассейна.
Раздел "Безопасность"
Задачи:
− закрепление правил поведения на воде: в бассейне через рассматривание картин, знаков, схем, бесед;
− просмотр фильмов, слайдов, мультфильмов;
− моделирование знаков «Правила поведения на воде».
- Принципы и подходы к формированию программы
Принципы программы:
1. Принцип дифференцированного подхода к детям.
2. Принцип индивидуализации процесса обучения.
3. Принцип преемственности ДОУ и семьи в вопросах обучения детей плаванию и закаливания.
4. Принцип доступности и постепенности (осваивание навыков плавания от простого к сложному, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей).
5. Принцип систематичности (учитывая индивидуальные возможности).
6. Принцип сознательности и активности.
7. Принцип наглядности.
- Возрастные особенности детей
Мышечная система ребенка дошкольного возраста развита еще довольно слабо. Мышцы ребенка сокращаются медленнее мышц взрослого, а сами сокращения происходят через меньшие промежутки времени. Поскольку мышцы ребенка более эластичны, при сокращении они более укорачиваются, а при растяжении больше удлиняются.
Этими особенностями мышечной системы объясняется, почему дети быстро утомляются, но их физическое утомление быстро проходит. Поэтому для ребенка нежелательны длительные мышечные напряжения и однообразные статические нагрузки.
Плавание является адекватной для детского организма физической нагрузкой, поскольку в цикле плавательных движений напряжение и расслабление мышечных групп последовательно чередуются. Занятия плаванием благотворно влияют на важнейшие системы жизнеобеспечения ребенка.
У детей 4-5 лет преобладает брюшной тип дыхания, при котором главной дыхательной мышцей является диафрагма. К 5 годам резко нарастает мускулатура нижних конечностей. Мелкие мышцы еще недостаточно развиты. Тем не менее на 5 году жизни движения ребенка становятся более уверенными и координированными. Дети способны различать разные виды движений, выделять их элементы. У них появляется интерес к результатам движения.
У детей 5-6 лет общефизическое развитие и динамика функциональной зрелости системы дыхания идет неравномерно. Быстро увеличивается длина конечностей, ширина таза и плеч. Преобладает тонус мышц-разгибателей, что не дает возможности долго удерживать спину прямой. Осуществляются процессы, определяющие успех умственных действий. Благодаря этому возрастает осознанность освоения детьми более сложных основных движений. Большее внимание уделяется развитию физических и морально-волевых качеств.
У детей 6-7 лет ярко выражен грудной тип дыхания. Движения ребенка становятся более координированными и точными. В двигательной деятельности формируются навыки самоорганизации, взаимоконтроля. Дети проявляют волевые усилия при выполнении заданий, для них важен результат. На основе произвольности у детей формируется потребность заниматься физическими упражнениями и проявлять инициативу в освоении новых видов движений.
- Планируемые результаты освоения программы
Ребёнок овладевает основными правилами безопасности поведения на воде; правилами личной гигиены.
Ребёнок имеет представление об основах здорового образа жизни, о разных стилях плавания («кроль», «брасс», «дельфин»).
Ребёнок обладает техникой плавания:
- погружаться в воду с головой, выполнять выдох в воду;
- выполнять скольжение на груди и спине с опорой и без, с работой рук, с работой ног;
- плавать способом «кроль» («брасс» - индивидуально, на груди и спине с полной координацией движений), плавать 15 метров.
- Система оценки результатов освоения программы
Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Способами определения результативности реализации данной программы является наблюдение за детьми во время плавания, которое проводится 2 раза в год (октябрь, апрель).
Критерии: 1 балл – испытывает затруднения;
2 балла – знает технику исполнения и выполняет с помощью взрослого;
3 балла - знает технику исполнения и выполняет;
Уровень освоения навыков плавания (4-5лет)
Фамилия Имя | Плавание | Здоровье | Безопасность | ||||||||||
Ориентирование в воде | Лежание на груди | Лежание на спине | Плавание с доской | Знает правила личной гигиены | Знает основные правила поведения на воде | ||||||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | ||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 | |||||||||||||
7 | |||||||||||||
8 | |||||||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
Группа ______________
Уровень освоения навыков плавания (5 – 6 лет)
Группа ______________
Фамилия Имя | Плавание | Здоровье | Безопасность | ||||||||||
Скольжение на груди | Скольжение на спине | Плавание с доской | Плавание произвольным способом | Знает правила личной гигиены | Знает основные правила поведения на воде | ||||||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | ||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 | |||||||||||||
7 | |||||||||||||
8 | |||||||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
Уровень освоения навыков плавания (6-7 лет)
Группа ______________
Фамилия Имя | Плавание | Здоровье | Безопасность | ||||||||||||
Может уверенно проплыть 15м | Навыки «кроля» | Навыки «брассом» | Навыки «дельфин» | Скольжение на груди | Знает правила личной гигиены | Знает основные правила поведения на воде | |||||||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | ||
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
5 | |||||||||||||||
6 | |||||||||||||||
7 | |||||||||||||||
8 | |||||||||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
- Содержательный раздел
- Образовательная деятельность «Организация плавания»
Примерный перечень упражнений, основных движений и подвижных игр для детей 4-5 лет
Упражнения в бассейне
Теория
- Использование художественного слова: потешки, стихи, сказки («Водичка, водичка…», «Дождик, дождик пуще», «Кораблик» А. Барто, «Мойдодыр» К. И. Чуковский и др.) - психологический настрой.
- Расширение представлений о купании, плавании: беседы, рассматривание иллюстраций в книгах, альбомах, энциклопедиях, фотографий, просмотр мультфильмов «Крошка Енот», «Медвежонок Умка», «Русалочка» и др.
- Изготовление вместе с воспитателями и родителями поделок на водную тему.
Практика
- Спуск в бассейн с поддержкой и без.
- Освоение различных способов передвижения (бег, ходьба, прыжки) в зале сухого плавания, упражнения для ОФП.
- Передвижения в воде шагом, бегом, прыжками, держась за поручень, на носках, приставными шагами, с различными движениями рук и т. д.
- Игры на освоение передвижений в воде: «Змейка», «Паровозик», «Карусели», «Лягушата», «Лодочка с веслами», «Цапли» и др.
- Передвижения по бассейну вдоль границ, по кругу, врассыпную.
- Действия с предметами: обручем, мячом, плавательной доской, различными игрушками (плавающими, тонущими, надувными) .
- Игры для ознакомления со свойствами воды: «Маленькие и большие ножки», «Солнышко и дождик», «Лодочки», «Волны на море» и др.
- Погружения в воду до уровня пояса, плеч, шеи, подбородка, глаз, с головой, задерживая дыхание, с выдохом в воду, с образованием «пузырей», дуть на воду.
- Игры для приобретения навыков погружения под воду: «Пружинка», «Мячик», «Тишина», «Уточки моют носик» и др.
- Дыхательная гимнастика: («Воздушный шар», «Дует, дует ветерок», «Сердитая кошка» и др.).
- Упражнения на дыхание в воде: «горячий чай», «дуй на игрушку», «быстрые лодочки» и др.
- Обучение техники выполнения упражнений («медуза», «звездочка на груди», «поплавок»); движений ног как при плавании способом кроль.
- Техника выполнения упражнений на освоение с водой у опоры и без («звездочка на груди», «поплавок», «медуза», «стрела»).
- Техника работы ног как при плавании способом кроль (из исходного положения сидя, лежа с опорой и без опоры). Игры: «Фонтан», «Моторчики».
- Скольжение на груди, держась за руки преподавателя, за поручень, опираясь на дно (идти на руках, на плавательную доску, без опоры, работая ногами как при плавании способом кроль.
- Игры на освоение навыка скольжения: «Лодочки плывут», «Стрела», «Смелые ребята» и др.
Подвижные игры
«Догони меня», «Телефон» «Насос», «Аквалангисты», «Моторная лодка», «Торпеда», «Звездочка», «Стрелка», «Поплавок», «Винт», «Рыбак и рыбки», «Затейники», «Найти клад», «Сомбреро», «Веселые ребята»,
«Салки», «Море волнуется», «Удочка».
Примерный перечень упражнений, основных движений и подвижных игр для детей 5-6 лет
Упражнения в бассейне
Теория
- Расширение знаний об оздоровительном и прикладном значении плавания через беседы, просмотр и обсуждение картин, фотографий.
- Формирование представления о водных видах спорта. Плавание разными стилями, прыжки в воду.
- Опыты, эксперименты с водой, изготовление атрибутов и игрушек для занятий в бассейне.
- Получение наглядного представления о правильных движениях плавания спортивными способами: использование схем упражнений (карточки с изображением отдельных элементов); графические изображения подвижных игр; показ упражнений преподавателем, заранее подготовленного ребенка (формирование у детей психологической установки: доступность упражнения) .
Практика
- Упражнения для специальной подготовки.
- Спуск в воду с погружением, с подныриванием под нудолс, со скольжением в обруч и т. д.
- Упражнения для ОФП в зале сухого плавания: строевые упражнения; ОРУ, направленные на развитие и укрепление всех групп мышц.
- Передвижения в воде шагом: гимнастический, приставной, противоходом, «змейкой», в полуприседе и др.
- Передвижения бегом: челночный, в разном темпе, галопом, выполняя гребковые движения руками.
- Передвижения прыжками: выпрыгивая из воды, с ноги на ногу, из обруча в обруч, которые лежат на воде и др.
- Погружение под воду: с головой (задержка дыхания на 2, 4, 8, 16, ныряние за игрушками «Водолазы»; ныряние («Тоннель», «Дельфины на охоте»).
- Открывание глаз в воде: «Кто спрятался под водой?», «Раз, два, три – что увидел, расскажи» и др.
- Дыхательная гимнастика в зале сухого плавания: «Парус», «Гуси летят», «Пчелы» и др.
- Упражнения на дыхание в воде: «Веселая игра», «Дровосек», «Трубач» и др.
- Обучение техники выполнения упражнений по частям и целиком в зале сухого плавания и в воде.
- Движения рук и ног, выполняемые в зале и воде как при плавании способом кроль и брасс (из разных исходных положений, на месте, у опоры, в движении, в согласовании с дыханием).
- Скольжение на груди: с опорой на плавательную доску, поручень и без опоры; с работой ног как при плавании способом кроль и без работы ног; с круговыми движениями рук (отдельно каждой, попеременно, разнонаправленные и однонаправленные движения рук, с задержкой дыхания и поворотом головы для вдоха.
- Скольжение на спине: лежать на спине руки вдоль туловища, руки вверх; с опорой на плавательную доску и без; с работой ног; отталкиваясь от дна двумя ногами; скользить, сочетая движения рук и ног.
- Плавание кролем на груди и спине: при помощи одних ног; без выноса рук из воды; облегченный кроль на груди с выдохом в воду; согласование работы рук и ног у неподвижной опоры, с опорой на плавательную доску, в скольжении.
- Прыжки в воду: из положения стоя («солдатик», «падающая звезда», «бабочка»); в группировке («мячик», «рыба – шар»); прыжки в воду головой вперед из положения сидя на бортике бассейна.
- Игры со скольжением и плаванием: «Буксир», «Караси и карпы», «Кто лучше?», «Торпеда», «Прыжок дельфина», «Зеркало», «Море волнуется». Игры – эстафеты: «Быстрая стрела», «Перевези игрушку», «Гонка катеров».
- Игры с элементами водных видов спорта: «Раз, два, три – за мной повтори», «Озорные лягушата», «Веселая игра» и др.
- Аквааэробика: комплексы упражнений в воде под музыку: «Волшебный цветок», «Белые кораблики», на муз. А. Петрова «Утро», «Голубая вода» и др.
- Комплексы упражнений в воде под музыку с элементами синхронного плавания: «Рыбки», «Неваляшки», «Капельки», «Ручейки» и др. (элементы: «танцую не один», «воротики», «звездочка, цветок», «на кого похож?
Подвижные игры
«Море волнуется» «Буксир», «Невод», «Салка» с мячом, шайбой, «Поплавок», «Затейники», «Пушбол», «Караси и карпы», «Веселые ребята», разнообразные эстафеты.
Примерный перечень упражнений, основных движений и подвижных игр для детей 6-7 лет
Упражнения в бассейне
Теория
- Закрепление знаний об оздоровительном и прикладном значении плавания через беседы, рассматривание картин, иллюстраций, обсуждение видеофильмов, фотографий.
- Расширение представления о водных видах спорта: плавание разными стилями, прыжки в воду с трамплина, синхронное плавание, ватерполо.
- Получение наглядного представления о правильных движениях спортивными способами: использование схем упражнений, графическое изображение подвижных игр; показ упражнений детьми, наиболее успешно владеющими навыками плавания.
- Реализация проекта в группе: «По морям, по волнам…».
Практика
- Спуск в воду: уходя под воду с головой; со скольжением в обруч, в тоннель.
- Передвижения в воде шагом: на носках, пятках; приставным шагом, на коленях; с мешочком на голове, с приседанием, с продольной и поперечной «змейкой».
- Передвижения в воде бегом: чередуя с ходьбой, в разных построениях, спиной вперед, высоко поднимая колени, помогая руками.
- Передвижения в воде прыжками: выбрасывая ноги вперед, с подныриванием; с выпрыгиванием из воды, доставая подвешенный предмет; отталкиваясь от воды руками.
- Погружение под воду: собирать предметы со дна, с задержкой дыхания (на 8, 16, 20, 32 счета); с открытыми глазами собирать части целого («Собери картинку»); проходить в тоннель и др.
- Открывание глаз в воде: «Самый внимательный», «Собери все красного цвета», «Найди ракушку», «Сосчитай все игрушки» и др.
- Дыхательная гимнастика: «Маятник», «Змея», «Хлопок» и др.
- Упражнения на дыхание в воде: «Насос», «Качели», «Пароход», «Мотор».
- Обучение и закрепление техники выполнения упражнений целиком и по частям в зале и в воде.
- Отработка движений рук и ног как при плавании способом кроль и брасс: в зале, на воде; из разных положений, на месте, в движении, с опорой, в разном темпе, в согласовании с дыханием.
- Скольжение на груди: с опорой на плавательную доску, свободное скольжение; только с работой рук или ног как при плавании способом кроль; с поворотом головы для вдоха; с многократным вдохом и выдохом, отталкиваясь одной ногой от бортика.
- Скольжение на спине: с опорой на плавательную доску и без опоры; с работой ног, сочетая движение рук и ног; отталкиваясь ногой от бортика, отталкиваясь двумя ногами от бортика бассейна, взявшись руками за поручень (старт в воде).
- Плавание кролем на груди и спине: при помощи одних ног или рук; с опорой на плавательную доску, на бортик бассейна; облегченным кролем, без выноса рук из воды; сочетая работу рук и ног; в согласовании работы рук, ног и дыхания.
- Плавание брассом: при помощи ног (с опорой на бортик, плавательную доску); в свободном плавании, при помощи работы рук; сочетая работу рук и ног; в полной координации работы рук, ног и дыхания.
- Игры со скольжением и плаванием: «Тюлени», «Винт», «Чье звено скорее соберется?», «Катера», «Пятнашки – стрела», «Карасик и щука».
- Игры – эстафеты: «Байдарки», «Передай мяч», «Быстрые лягушки», «Кто дольше?», «Самый ловкий».
- Акваэробика (в воде под музыку): комплексы «Морячка», «Аквариум», «Воздушная кукуруза», «Большая стирка» (муз.в стиле «диско»)
- Комплексы упражнений в воде с элементами синхронного плавания: «Морские коньки», «Русалочки», «Вальс цветов», «Дельфины» (элементы: «Звездочка в кругу», «Чехарда», «Осьминожки»).
Подвижные игры
«К кого больше пузырей», «Салки» с предметами, фиксированным положение на воде, «Охотники и утки», «Белые медведи», «Невод», «Веселые ребята», «Пушбол», «Удочка», «Переправа», «Разноцветные мячи».
- Календарно-перспективный план по обучению детей плаванию от 4 до 5 лет
Месяц | Неделя | Подготовительная часть | Основная часть | Заключительная часть | Оборудование |
Сентябрь | 1 | Разминка на суше. Комплекс №1 | На воде 1. Учить детей входить в воду самостоятельно, поймать плавающую игрушку, ходить и бегать с игрушкой в руках в разных направлениях. 2. Учить, держась за руки в кругу, окунуться с головой всем вместе, с выдохом в воду. 3. «Моторная лодка»: разучить попеременное движение ног способом кроль на груди. | Подвижная игра «Невод». Цель: помочь детям освоиться с сопротивлением воды. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «Вода кипит». | Игрушки. |
Сентябрь | 2 | Разминка на суше. Комплекс №1 | На воде 1.Обучать входить в воду самостоятельно. Пройти вдоль бортика, не держась за поручень. 2. Учить детей делать выдох в воду. Держась за поручень или бортик, сделать вдох, присесть, задержать дыхание, погрузиться в воду с головой, сделать выдох в воду. 3. Совершенствовать умение ходить от бортика к бортику вперед и назад, помогая себе гребковыми движениями рук. | Подвижная игра «Мы веселые ребята». Цель: приучать детей энергично двигаться в воде в разных направлениях. Свободное плавание. Индивидуальная работа Дыхательная гимнастика «Спой песенку рыбкам». | |
Сентябрь | 3 | Разминка на суше. Комплекс №2 | 1. Развивать умение входить в воду самостоятельно, держась за поручень или бортик. 2. «Кто дольше»: Упражнять в погружении в воду на -3-5 секунд. 3. «Доплыви до меня»: упражнять в плавание с надувным кругом или с пенопластовыми досками при помощи движений ног способом кроль на груди. | Подвижная игра «Переправа». Цель: совершенствовать передвижения в воде (ходьба, бег, прыжки на двух ногах лицом, спиной). Свободное плавание, Дыхательная гимнастика «У кого больше пузырей» (выдохи в воду). | Надувные круги, доски. |
Сентябрь | 4 | Разминка на суше. Комплекс №2 |
| Подвижная игра «Невод». Цель: помочь детям освоиться с сопротивлением воды. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика: выдохи в воду с произнесением «у-у-у». | |
Октябрь | 5 | Разминка на суше. Комплекс №3 |
| Подвижная игра «Насос». Цель: развивать умение стоя в парах, держась за руки, при вдохе, погрузиться в воду, задержать дыхание – 3 секунды, выполнить выдох в воду. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «Вода кипит». | Игрушки. |
Октябрь | 6 | Разминка на суше. Комплекс №3 |
| Подвижная игра «Мы веселые ребята». Цель: приучать детей энергично двигаться в воде в разных направлениях. Свободное плавание. Индивидуальная работа Дыхательная гимнастика «У кого больше пузырей» (выдохи в воду). | |
Октябрь | 7 | Разминка на суше. Комплекс №4 |
| Подвижная игра «Переправа». Цель: совершенствовать передвижения в воде (ходьба, бег, прыжки на двух ногах лицом, спиной). Свободное плавание, Дыхательная гимнастика «Спой песенку рыбкам». | Доски. |
Октябрь | 8 | Разминка на суше. Комплекс №4 |
| Подвижная игра «Карусели». Цель: учить ходить и бегать по кругу, держась за руки, вправо и влево. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика: выдохи в воду с произнесением «у-у-у». | |
Ноябрь | 9 | Разминка на суше. Комплекс №5 |
| Подвижная игра «Дельфинчики». Цель: учить нырять через обруч. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «Пузыри» | Обруч. |
Ноябрь | 10 | Разминка на суше. Комплекс №5 |
| Подвижная игра «Футбол». Цель: учить играть в футбол на воде. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «Вода кипит». | Мяч, доски. |
Ноябрь | 11 | Разминка на суше. Комплекс №6 |
| Подвижная игра «Бегом за мячом». Цель: развивать умение свободно передвигаться с мячом по бассейну. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика: выдохи в воду. | Мячи. |
Ноябрь | 12 | Разминка на суше. Комплекс №6 |
| Подвижная игра «Переправа». Цель: совершенствовать передвижения в воде. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «Горячий чай». | Доски. |
Декабрь | 13 | Разминка на суше. Комплекс №7 |
| Подвижная игра «Сердитая рыбка» - приучать детей смело передвигаться в воде, меняя направление. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Дуй на игрушку» | Доски, игрушки. |
Декабрь | 14 | Разминка на суше. Комплекс №7 |
| Подвижная игра «Карусели. Цель: учить ходить и бегать по кругу, держась за руки, вправо и влево. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика: выдохи в воду с произнесением «у-у-у». | Обручи. |
Декабрь | 15 | Разминка на суше. Комплекс №8 |
| Подвижная игра «Мы веселые ребята». Цель: приучать детей энергично двигаться в воде в разных направлениях. Свободное плавание. Индивидуальная работа Дыхательная гимнастика «У кого больше пузырей» (выдохи в воду). | Обручи. |
Декабрь | 16 | Разминка на суше. Комплекс №8 |
| Подвижная игра «Насос». Цель: развивать умение стоя в парах, держась за руки, при вдохе, погрузиться в воду, задержать дыхание – 3 секунды, выполнить выдох в воду. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «Вода кипит». | |
Январь | 17 | Разминка на суше. Комплекс №9 |
| Подвижная игра «Поезд в туннель!». Цель: развивать умение ходить друг за другом руки на поясе, проходя в обруч под водой. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «Быстрые лодочки» | Обруч, доски, игрушки. |
Январь | 18 | Разминка на суше. Комплекс №9 |
| Подвижная игра «Сердитая рыбка». Цель: приучать детей смело передвигаться в воде, меняя направление. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Дуй на игрушку» | Обруч, игрушки. |
Январь | 19 | Разминка на суше. Комплекс №10 |
| Подвижная игра «Гуси». Цель: учить детей легко передвигаться в воде. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Пузыри». | Доски. |
Январь | 20 | Разминка на суше. Комплекс №10 |
| Подвижная игра «Мы веселые ребята». Цель: приучать детей энергично двигаться в воде в разных направлениях. Свободное плавание. Индивидуальная работа Дыхательная гимнастика «У кого больше пузырей» (выдохи в воду). | Игрушки. |
Февраль | 21 | Разминка на суше. Комплекс №11 |
| Подвижная игра «Бегом за мячом». Цель: развивать умение свободно передвигаться с мячом по бассейну. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика: выдохи в воду. | Доски, мячи, игрушки. |
Февраль | 22 | Разминка на суше. Комплекс №11 |
| Подвижная игра «Щука и рыбы». Цель: учить детей смело погружаться в воду с головой. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Быстрые лодочки». | Игрушки. |
Февраль | 23 | Разминка на суше. Комплекс №12 |
| Подвижная игра «Найди свой клад». Цель: учить доставать со дна по три предмета. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «Горячий чай». | Игрушки. |
Февраль | 24 | Разминка на суше. Комплекс №12 |
| Подвижная игра «Дельфинчики». Цель: учить нырять через обруч. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «Пузыри». | Обручи. |
Март | 25 | Разминка на суше. Комплекс №13 |
| Подвижная игра «Усатый сом». Цель: учить детей свободно передвигаться в воде. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Бегемотики». | |
Март | 26 | Разминка на суше. Комплекс №13 |
| Подвижная игра «Жучок-паучок». Цель: учить детей погружаться в воду. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика: выдохи в воду. | |
Март | 27 | Разминка на суше. Комплекс №14 |
| Подвижная игра «Чья игрушка впереди?» Цель: учить детей многократно выполнять выдох. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «Вода кипит». | Доски, игрушки. |
Март | 28 | Разминка на суше. Комплекс №14 |
| Подвижная игра «Море волнуется» с изображением «Звезды»: на груди, спине, «Поплавка». Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «У кого больше пузырей» (выдохи в воду). | Доски, игрушки. |
Апрель | 29 | Разминка на суше. Комплекс №15 |
| Подвижная игра «Щука и рыбы» - учить детей смело погружаться в воду с головой. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Быстрые лодочки» | |
Апрель | 30 | Разминка на суше. Комплекс №15 |
| Подвижная игра «Затейники». Цель: учить детей лежать на воде, погружаясь в воду с головой, выполнять выдохи. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика: выдохи в воду с произнесением «у-у-у». | Доски |
Апрель | 31 | Разминка на суше. Комплекс №16 |
| Подвижная игра «Невод». Цель: помочь детям освоиться с сопротивлением воды. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «Вода кипит». | |
Апрель | 32 | Разминка на суше. Комплекс №16 |
| Подвижная игра «Море волнуется» с изображением «Звезды»: на груди, спине, «Поплавка». Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «У кого больше пузырей» (выдохи в воду). | Доски. |
Май | 33 | Разминка на суше. Комплекс №17 |
| Подвижная игра «Сомбреро». Цель: учить детей подныривать под предмет. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «Бегемотики». | |
Май | 34 | Разминка на суше. Комплекс №17 |
| Подвижная игра «Чья игрушка впереди?». Цель: учить детей многократно выполнять выдох. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «Горячий чай». | |
Май | 35 | Разминка на суше. Комплекс №18 |
| Подвижная игра «Мы веселые ребята». Цель: приучать детей энергично двигаться в воде в разных направлениях. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Спой песенку рыбкам». | |
Май | 36 | Разминка на суше. Комплекс №18 |
| Подвижная игра «Бегом за мячом». Цель: развивать умение свободно передвигаться с мячом по бассейну. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика: выдохи в воду. |
- Календарно-перспективный план по обучению детей плаванию от 5 до 6 лет
Месяц | Неделя | Подготовительная часть | Основная часть | Заключительная часть | Оборудование |
Сентябрь | 1 | Разминка на суше. Комплекс №1 | На воде Войти в воду самостоятельно.
| Подвижная игра «Усатый сом». Цель: учить детей свободно передвигаться в воде. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «Вода кипит». | Игрушки. |
Сентябрь | 2 | Разминка на суше. Комплекс №1 |
| Подвижная игра «Караси и карпы». Цель: учить детей свободно передвигаться в воде. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Веселая игра». | Доски, игрушки. |
Сентябрь | 3 | Разминка на суше. Комплекс №2 |
| Подвижная игра «Салки». Цель: закреплять умение погружаться в воду. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «Быстрые лодочки». | Доски. |
Сентябрь | 4 | Разминка на суше. Комплекс №2 |
| Подвижная игра «Море волнуется». Цель: учить детей лежать на воде. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Парус». | Доски |
Октябрь | 5 | Разминка на суше. Комплекс №3 |
| Подвижная игра «Затейники». Цель: учить детей лежать на воде, погружаясь в воду с головой, выполнять выдохи. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «У кого больше пузырей» (выдохи в воду). | Доски. |
Октябрь | 6 | Разминка на суше. Комплекс №3 |
| Подвижная игра «Караси и карпы». Цель: учить детей свободно передвигаться в воде. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Веселая игра». | Доски, игрушки, мячи. |
Октябрь | 7 | Разминка на суше. Комплекс №4 |
| Подвижная игра «Удочка». Цель: учить детей быстро погружаться в воду, задерживать дыхание на вдохе. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «Вода кипит». | Доски. |
Октябрь | 8 | Разминка на суше. Комплекс №4 |
| Подвижная игра: «Невод» Помочь детям освоиться с сопротивлением воды. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика: выдохи в воду с произнесением «у-у-у». | Доски. |
Ноябрь | 9 | Разминка на суше. Комплекс №5 |
| Подвижная игра «Поезд идет в тоннель». Цель: учить детей погружаться в воду. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика: выдохи в воду с произнесением звука (о). | Доски, обруч. |
Ноябрь | 10 | Разминка на суше. Комплекс №5 |
| Подвижная игра «Футбол». Цель: совершенствовать передвижения в воде. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «У кого больше пузырей?». | Мяч, игрушки, доски. |
Ноябрь | 11 | Разминка на суше. Комплекс №6 |
| Подвижная игра «Невод». Цель: помочь детям освоиться с сопротивлением воды. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Горячий чай». | Доски. |
Ноябрь | 12 | Разминка на суше. Комплекс №6 |
| Подвижная игра «Удочка». Цель: учить детей быстро погружаться в воду, задерживать дыхание на вдохе. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «Вода кипит». | Доски, удочка. |
Декабрь | 13 | Разминка на суше. Комплекс №7 |
| Подвижная игра «Поезд в туннель!». Цель: развивать умение ходить друг за другом руки на поясе, проходя в обруч под водой. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «Быстрые лодочки» | Обруч, доски. |
Декабрь | 14 | Разминка на суше. Комплекс №7 |
| Подвижная игра «Телефон». Цель: учить детей быстро погружаться в воду и слушать под водой сигналы. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика: выдохи в воду с произнесением «у-у-у». | |
Декабрь | 15 | Разминка на суше. Комплекс №8 |
| Подвижная игра «Найди свой клад». Цель: учить доставать со дна три предмета. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «Горячий чай». | Доски, игрушки. |
Декабрь | 16 | Разминка на суше. Комплекс №8 |
| Подвижная игра «Мы веселые ребята». Цель: приучать детей энергично двигаться в воде в разных направлениях. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Спой песенку рыбкам». | |
Январь | 17 | Разминка на суше. Комплекс №9 |
| Подвижная игра «Чья игрушка впереди?». Цель: учит детей многократно выполнять выдох. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика: выдохи в воду с произнесением звука (а). | Игрушки, доски. |
Январь | 18 | Разминка на суше. Комплекс №9 |
| Подвижная игра «Щука и рыбы». Цель: учить детей смело погружаться в воду с головой. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Взрывное дыхание». | |
Январь | 19 | Разминка на суше. Комплекс №10 |
| Подвижная игра «Телефон». Цель: учить детей быстро погружаться в воду и слушать под водой сигналы. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика: выдохи в воду с произнесением «у-у-у». | Обруч, доски. |
Январь | 20 | Разминка на суше. Комплекс №10 |
| Подвижная игра «Море волнуется» с изображением «Звезды»: на груди, спине, «Поплавка». Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «У кого больше пузырей» (выдохи в воду). | Доски. |
Февраль | 21 | Разминка на суше. Комплекс №11 |
| Подвижная игра «Салки». Цель: закреплять умение погружаться в воду. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «Быстрые лодочки». | Игрушки. |
Февраль | 22 | Разминка на суше. Комплекс №11 |
| Подвижная игра «Поезд идет в тоннель». Цель: учить детей погружаться в воду. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика: выдохи в воду с произнесением звука (о). | Обруч, игрушки, доски. |
Февраль | 23 | Разминка на суше. Комплекс №12 |
| Подвижная игра «Море волнуется». Цель: учить детей лежать на воде. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Парус». | |
Февраль | 24 | Разминка на суше. Комплекс №12 |
| Подвижная игра «Переправа». Цель: совершенствовать передвижения в воде. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Пузыри». | |
Март | 25 | Разминка на суше. Комплекс №13 |
| Подвижная игра «Удочка». Цель: учить детей быстро погружаться в воду, задерживать дыхание на вдохе. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «Вода кипит». | Удочка, обруч, доски. |
Март | 26 | Разминка на суше. Комплекс №13 |
| Подвижная игра «Морской бой» Цель: научить детей не бояться брызг. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Взрывное дыхание». | |
Март | 27 | Разминка на суше. Комплекс №14 |
| Подвижная игра «Белые медведи». Цель: учить детей легко передвигаться в воде, нырять. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика: выдохи в воду. | Обручи. |
Март | 28 | Разминка на суше. Комплекс №14 |
| Подвижная игра «Мы – веселые ребята». Цель: приучать детей энергично двигаться в воде в разных направлениях. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Насос». | Доски. |
Апрель | 29 | Разминка на суше. Комплекс №15 |
| Подвижная игра «Водолазы». Цель: учить детей нырять за предметами. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Пузырь». | Доски, игрушки. |
Апрель | 30 | Разминка на суше. Комплекс №15 |
| Подвижная игра «Щука и рыбы». Цель: учить детей смело погружаться в воду с головой. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Взрывное дыхание». | Доски. |
Апрель | 31 | Разминка на суше. Комплекс №16 |
| Подвижная игра «Футбол». Цель: совершенствовать передвижения в воде. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «У кого больше пузырей?». | Мяч, доски |
Апрель | 32 | Разминка на суше. Комплекс №16 |
| Подвижная игра «Затейники». Цель: учить детей лежать на воде, погружаясь в воду с головой, выполнять выдохи. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика: выдохи в воду. | Обручи, доски. |
Май | 33 | Разминка на суше. Комплекс №17 |
| Подвижная игра «Водолазы». Цель: учить детей нырять за предметами. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика | Игрушки. |
Май | 34 | Разминка на суше. Комплекс №17 |
| Подвижная игра «Салки». Цель: закреплять умение погружаться в воду. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «Быстрые лодочки». | |
Май | 35 | Разминка на суше. Комплекс №18 |
| Подвижная игра «Караси и карпы». Цель: учить детей свободно передвигаться в воде. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Веселая игра». | |
Май | 36 | Разминка на суше. Комплекс №18 |
| Подвижная игра «Сомбреро». Цель: учить детей подныривать под предмет. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «Бегемотики». | Доски. |
- Календарно-перспективный план по обучению детей плаванию от 6 до 7 лет
Месяц | Неделя | Подготовительная часть | Основная часть | Заключительная часть | Оборудование |
Сентябрь | 1 | Разминка на суше. Комплекс №1 | На воде Войти в воду самостоятельно.
| Подвижная игра «Переправа». Цель: совершенствовать передвижения в воде. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «Вода кипит». | Обручи, доски. |
Сентябрь | 2 | Разминка на суше. Комплекс №1 |
| Подвижная игра «Караси и карпы». Цель: учить детей свободно передвигаться в воде. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Веселая игра». | Доски. |
Сентябрь | 3 | Разминка на суше. Комплекс №2 |
| Подвижная игра «Салки». Цель: закреплять умение погружаться в воду. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «Быстрые лодочки». | Кораблики, игрушки. |
Сентябрь | 4 | Разминка на суше. Комплекс №2 |
| Подвижная игра «Море волнуется» с изображением «Звезды»: на груди, спине, «Поплавка». Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «У кого больше пузырей» (выдохи в воду). | Доски. |
Октябрь | 5 | Разминка на суше. Комплекс №3 |
| Подвижная игра «Телефон». Цель: учить детей быстро погружаться в воду и слушать под водой сигналы. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика: выдохи в воду с произнесением «у-у-у». | Доски. |
Октябрь | 6 | Разминка на суше. Комплекс №3 |
| Подвижная игра «Невод». Цель: помочь детям освоиться с сопротивлением воды. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Взрывное дыхание». | |
Октябрь | 7 | Разминка на суше. Комплекс №4 |
| Подвижная игра «Футбол». Цель: совершенствовать передвижения в воде. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «У кого больше пузырей?». | Доски, мячи. |
Октябрь | 8 | Разминка на суше. Комплекс №4 |
| Подвижная игра «Удочка». Цель: учить детей быстро погружаться в воду, задерживать дыхание на вдохе. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «Вода кипит». | Удочка, доски. |
Ноябрь | 9 | Разминка на суше. Комплекс №5 |
| Подвижная игра «Сердитая рыбка». Цель: приучать детей смело передвигаться в воде, меняя направление. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Насос». | Доски. |
Ноябрь | 10 | Разминка на суше. Комплекс №5 |
| Подвижная игра «Водолазы». Цель: учить детей нырять за предметами. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Пузырь». | Обручи, доски, игрушки. |
Ноябрь | 11 | Разминка на суше. Комплекс №6 |
| Подвижная игра «Поезд идет в тоннель». Цель: учить детей погружаться в воду. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика: выдохи в воду с произнесением звука (о). | Доски, обручи. |
Ноябрь | 12 | Разминка на суше. Комплекс №6 |
| Подвижная игра «Белые медведи». Цель: учить детей легко передвигаться в воде, нырять. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика: «Спой песенку рыбкам». | Доски. |
Декабрь | 13 | Разминка на суше. Комплекс №7 |
| Подвижная игра «Салки». Цель: закреплять умение погружаться в воду. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «Быстрые лодочки». | Доски, игрушки. |
Декабрь | 14 | Разминка на суше. Комплекс №7 |
| Подвижная игра «Щука и рыбы». Цель: учить детей смело погружаться в воду с головой. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Взрывное дыхание». | |
Декабрь | 15 | Разминка на суше. Комплекс №8 |
| Подвижная игра «Охотники и утки». Цель: упражнять в погружении в воду с головой. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Насос». | Мячи. |
Декабрь | 16 | Разминка на суше. Комплекс №8 |
| Подвижная игра «Найди свой клад». Цель: учить доставать со дна три предмета. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «Горячий чай». | Доски, игрушки. |
Январь | 17 | Разминка на суше. Комплекс №9 |
| Подвижная игра «Найди свой домик». Цель: приучать детей ориентироваться в необычных условиях, внимательно слушать сигналы и действовать в соответствии с ними. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Спой песенку рыбкам». | Доски, обручи. |
Январь | 18 | Разминка на суше. Комплекс №9 |
| Подвижная игра «Поезд идет в тоннель». Цель: учить детей погружаться в воду. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика: выдохи в воду с произнесением звука (о). | Обручи. |
Январь | 19 | Разминка на суше. Комплекс №10 |
| Подвижная игра «Затейники». Цель: учить детей лежать на воде, погружаясь в воду с головой, выполнять выдохи. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «У кого больше пузырей» (выдохи в воду). | |
Январь | 20 | Разминка на суше. Комплекс №10 |
| Подвижная игра «Водолазы». Цель: учить детей нырять за предметами. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Пузырь». | Игрушки, доски, юбручи |
Февраль | 21 | Разминка на суше. Комплекс №11 |
| Подвижная игра «Найди свой домик». Цель: приучать детей ориентироваться в необычных условиях, внимательно слушать сигналы и действовать в соответствии с ними. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Горячий чай». | Обручи, доски. |
Февраль | 22 | Разминка на суше. Комплекс №11 |
| Подвижная игра «Футбол». Цель: совершенствовать передвижения в воде. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «У кого больше пузырей?». | Доски |
Февраль | 23 | Разминка на суше. Комплекс №12 |
| Подвижная игра «Мы – веселые ребята». Цель: приучать детей энергично двигаться в воде в разных направлениях. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Насос». | |
Февраль | 24 | Разминка на суше. Комплекс №12 |
| Подвижная игра «Найди свой клад». Цель: учить доставать со дна три предмета. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «Горячий чай». | Доски. |
Март | 25 | Разминка на суше. Комплекс №13 |
| Подвижная игра «Охотники и утки». Цель: упражнять в погружении в воду с головой. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Взрывное дыхание». | Мяч. |
Март | 26 | Разминка на суше. Комплекс №13 |
| Подвижная игра «Салки». Цель: закреплять умение погружаться в воду. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «У кого больше пузырей?». | Доски. |
Март | 27 | Разминка на суше. Комплекс №14 |
| Подвижная игра «Море волнуется» с изображением «Звезды»: на груди, спине, «Поплавка». Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «У кого больше пузырей» (выдохи в воду). | Доски. |
Март | 28 | Разминка на суше. Комплекс №14 |
| Подвижная игра «Водолазы». Цель: учить детей нырять за предметами. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Пузырь». | Игрушки, доски. |
Апрель | 29 | Разминка на суше. Комплекс №15 |
| Подвижная игра «Переправа». Цель: совершенствовать передвижения в воде. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «Вода кипит». | |
Апрель | 30 | Разминка на суше. Комплекс №15 |
| Подвижная игра «Разноцветные мячики». Цель: закреплять навык лежания на воде. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Насос»». | Мячи. |
Апрель | 31 | Разминка на суше. Комплекс №16 |
| Подвижная игра «Салки». Цель: закреплять умение погружаться в воду. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «Быстрые лодочки». | Доски. |
Апрель | 32 | Разминка на суше. Комплекс №16 |
| Подвижная игра «Найди свой домик». Цель: приучать детей ориентироваться в необычных условиях, внимательно слушать сигналы и действовать в соответствии с ними. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Горячий чай». | Доски, обручи. |
Май | 33 | Разминка на суше. Комплекс №17 |
| Подвижная игра «Караси и карпы». Цель: учить детей свободно передвигаться в воде. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Веселая игра». | Доски. |
Май | 34 | Разминка на суше. Комплекс №17 |
| Подвижная игра «Разноцветные мячики». Цель: закреплять навык лежания на воде. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Насос». | |
Май | 35 | Разминка на суше. Комплекс №18 |
| Подвижная игра «Телефон». Цель: учить детей быстро погружаться в воду и слушать под водой сигналы. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика: выдохи в воду с произнесением «у-у-у». | Доски. |
Май | 36 | Разминка на суше. Комплекс №18 |
| Подвижная игра «Мы – веселые ребята». Цель: приучать детей энергично двигаться в воде в разных направлениях. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика: многократные выдохи в воду. |
- Описание форм и методов реализации программы
Формы
Одной из форм двигательной активности и закаливания детей дошкольного возраста являются занятия по плаванию. Наилучшей формой занятий является подгрупповая. Комплектуя их, уделяется внимание: на физическую подготовку детей и успешность освоения ими плавательных движений.
Формы занятий: занятия тренировочного типа; игровые; контрольно-проверочные; в форме бесед (об истории плавания, безопасность на воде); спортивные досуги, развлечения.
Методы
К основным методам обучения технике плавания относятся:
- словесные: объяснения, в форме образных выражений и сравнений, рассказ, беседы, команды, распоряжения и указания;
- наглядные: показ изучаемого движения в целостном виде, с разделением на части; анализ его с помощью наглядных пособий, видеосюжетов, жестов.
- практические: предусматривают многократное повторение движений сначала по элементам, а затем полностью; обучение в облегченных или усложненных условиях, изучение движений в игровой и соревновательной деятельности, выполнение контрастных движений.
Структура занятия:
По своей структуре занятие по плаванию делится на три части: подготовительную, основную, и заключительную.
Подготовительная часть проводится на суше или на суше и частично в воде, основная только в воде, заключительная - в воде и на суше.
Подготовительная часть. Построение занимающихся, объяснение задач занятия в доступной форме, выполнение различных общеразвивающих и подготовительных упражнений (частично могут проводиться в воде), знакомство с подвижными играми.
Основная часть. Изучение нового материала, закрепление и совершенствование ранее приобретенных навыков с помощью упражнений, игр, эстафет.
Заключительная часть. Снижение физической и эмоциональной нагрузки. Свободное плавание, индивидуальная работа. Подведение итогов занятия.
Допуск к занятиям по плаванию детей с хроническими заболеваниями (тонзиллит, бронхит, отит и др.) определяется соответствующими специалистами отдельно от каждого ребенка. Перед каждым занятием медсестра освобождает от занятий тех, кто жалуется на плохое самочувствие и имеет начальные признаки заболевания. Дети с кожно- аллергическими заболеваниями, экземой, другими кожными болезнями к занятиям по плаванию не допускаются вплоть до полного исчезновения клинических проявлений болезни. Разрешение на посещение ими бассейна дает дерматолог.
- Организационный раздел
- Условия реализации программы
Условия проведения занятий по плаванию в ДОУ.
В соответствии с СанПиН от 15.05 2013г (2.4.1.3049-13) для организации плавания детей в ДОУ созданы определенные условия. Так, для детей младше семи лет температура воды в чаше бассейна должна составлять 30-32С (для детей старше семи лет -29-30С). В помещении бассейна температура воздуха должна на 1-2 С превышать температуру воды, а влажность составляет 65%. Температура воздуха в раздевалке и в душевой 25 С. Продолжительность нахождения в бассейне в зависимости от возраста детей составляет: в средней группе 20-25 мин., в старшей группе 25-30 мин., в подготовительной группе 25-30 мин. После посещения бассейна дети на прогулку не выходят, а в летний период не менее через 50 минут в целях предупреждения переохлаждения детей.
К каждому занятию детям необходимы следующие принадлежности: махровый халат; полотенце; плавки (купальник); силиконовая шапочка; мочалка; мыло.
Обеспечение программы методическими видами продукции:
- Иллюстрации с изображением водных видов спорта.
- Картинки с изображением морских животных.
- Картинки, схемы, фотографии, иллюстрирующие различные способы и стили плавания.
- Фонотека записей музыкальных произведений для проведения комплексов упражнений в воде.
- Картотека игр и упражнений на воде для каждой возрастной группы.
- Комплексы дыхательных упражнений.
- Комплексы упражнений с элементами акваэробики и синхронного плавания.
- Подборка стихов, потешек, загадок о воде, плавании.
Материально-техническое обеспечение по реализации программы:
- Плавательные доски.
- Игрушки, предметы, плавающие разных форм и размеров.
- Игрушки и предметы, тонущие разных форм и размеров.
- Ласты
- Колобашки
- Коврики
- Разделительная дорожка
- Надувные круги разных размеров.
- Нарукавники.
- Пояски
- Очки для плавания.
- Поролоновые палки (нудолсы).
- Мячи разных размеров.
- Обручи плавающие и с грузом.
- Шест.
- Поплавки цветные (флажки).
- Нестандартное оборудование для ОРУ и игр с водой.
- Музыкальный центр.
- Объём и срок освоения программы
Количество и продолжительность непрерывной непосредственной образовательной деятельности устанавливаются в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями (СанПиН 2.4.1.3048-13):
Срок реализации программы: 3 года.
Продолжительность физкультурно- оздоровительной деятельности для детей составляет:
- средняя группа – (4 - 5 лет) – не более 20 мин, по подгруппам до 15 детей; 1 раз в неделю; 4 занятия в месяц; 36 занятий в год.
- старшая группа – (5 – 6 лет) – не более 25 мин, по подгруппам до 15 детей; 1 раз в неделю; 4 занятия в месяц; 36 занятий в год.
- подготовительная к школе группа – (6 – 7 лет) – не более 30 минут, по подгруппам до 15 детей; 1 раз в неделю; 4 занятия в месяц; 36 занятий в год.
Список литературы:
- Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155.
- Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой, в соответствии с ФГОС ДО;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», от 13.05.2013г.;
- Письмо «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014г.№08-249.
- Чеменёва А.А., Столмакова Т.В. Система обучения плаванию детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие/ Под ред. А.А.Чеменёвой.-СПб.: «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011. – 336.
- Осокина Т. И. Как научить детей плавать: Пособие для воспитателя дет.сада – М. : Просвещение, 1985.-80 с.
- Осокина Т. И. и др. Обучение плаванию в детском саду: Кн. для воспитателя дет.сада и родителей-М. : Просвещение, 1991.-159 с.
- Яковлева С. А. Игры и обучение плаванию младших дошкольников. // Инструктор по физкультуре. – 2009. – с. 96.
- Яблонская С. В., Циклис С. А. Физкультура и плавание в детском саду. – М., 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Физическое развитие» непрерывная образовательная деятельность «Организация плавания»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД НОЯБРЬСКМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Машенька» муниципального образования город Ноябрьск ...
Ориентация детей в образовательной области "Физическое развитие" (памятка).
Физическая культура является, с одной стороны, результатом образования, а с другой, - средством формирования культуры здоровья. Овладевая физической культурой, ребенок осваивает ее образцы, норм...
Рабочая программа Образовательной деятельности детей 3 - 7 лет. Образовательная область «Физическое развитие» (плавание).
Адаптивная рабочая программа по физическому развитию детей в бассейне....
«Рабочая программа по реализации основной образовательной области «Физическая культура» (плавание)
Актуальность. Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что плавание является одним из важнейших звеньев в воспитании ребенка – содействует разностороннем...
Рабочая программа Образовательная область «Физическое развитие» детей седьмого года обучения
Рабочая программа по физической культуре составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность ДОУ:− Законом «Об образовании в Российской Федерации&r...
Рабочая программа инструктора по физической культуре по реализации образовательной области «Физическое развитие» (Плавание) на 2020-2021 учебный год
Рабочая программа инструктора по физической культуре по реализации образовательной области «Физическое развитие» (Плавание) на 2020-2021 учебный год...
Рабочая программа инструктора по физической культуре по реализации образовательной области «Физическое развитие» (Плавание) на 2021-2022 учебный год
Рабочая программа инструктора по физической культуре по реализации образовательной области «Физическое развитие» (Плавание) на 2021-2022 учебный год...