НОД " Мир рисунков на воде"
план-конспект занятия по физкультуре (старшая группа) на тему

Шилкина Елена Павловна

Данное занятие прводится с дошкольниками старшего дошкольного возраста.

Целью занятия является: формировать умение выполнять рисунки на воде.

Задачи:

1.   Упражнять в технике всплывания и лежания на воде.

 2.  Способствовать эмоциональному и двигательному раскрепощению.

 3.  Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

  4.  Оптимизироать взаимоотношения между сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon НОД "мир рисунков на воде"72.5 КБ
Файл игры в бассейне49.06 КБ

Предварительный просмотр:

                    НОД     «Мир рисунков на воде».

Цель: Формирование умения выполнять рисунки  на воде.  

Задачи:

  • Упражнять в технике всплывания и лежания на воде на груди; выполнять упражнение «стрела» и «поплавок»
  • Отрабатывать и развивать плавательные  навыки
  •  Создавать  условия для личностного роста ребёнка и развития ёго творческого потенциала
  • Способствовать эмоциональному и двигательному раскрепощению, появлению   чувства радости и удовольствия от движения в воде.
  • Воспитывать потребность в здоровом образке жизни.
  • Оптимизировать взаимоотношения между детьми.

Инструментарий: 2 мольберта, схемы и фото упражнений, мячи, обручи, плавательные доски, надувные круги.

Количество участников: 6 человек.

  Подготовительная часть. (10 мин).

Дети входят в зал плавательного бассейна строем друг за другом. Останавливаются.

Инструктор:

- Рядом с нами, вы поверьте, есть волшебная страна.

 Где она? За этой дверцей! Так, что сразу не видна.

 Там никто не знает горя, там царит счастливый смех.

 В этот край зовём сегодня, мы с собою всех.

-  Посмотрите, сегодня к нам пришло много гостей. Давайте поприветствуем их.

Дети: Здравствуйте! (хором)

Инструктор:

- Ребята, как вы думаете, чем можно рисовать? А на чем?  (ответы детей)

- Правильно.

А знаете, ли вы, что еще можно рисовать на воде своим телом: руками, ногами и при этом использовать различные предметы.

-  Уважаемые гости! Сегодня   вы окажитесь в незабываемом  мире  рисунков на воде.

 А нам с ребятами предстоит уникальная возможность пополнить этот мир  своим собственным неповторимым  рисунком.

-  Сегодня у нас  царят  радость,  красота и здоровье. Вы убедитесь, что никогда ещё физические упражнения не доставляли столько радости и удовольствия, как во время выполнения упражнений в воде. Ребята  вы знаете  правила личной гигиены, правила поведения в бассейне? (ответ детей)  ведь вода  баловства и ошибок не прощает, поэтому на занятиях у нас всегда строгая дисциплина  и  мы всегда готовы прийти на помощь друг другу, сопереживать, чувствовать ответственность.  

 Скажите, пожалуйста, а для вас плавание – занятие увлекательное?

Дети:

- Да! (хором)

Инструктор:

- Добро пожаловать в  мир рисунков на воде. Сейчас мы проведём не просто  разминку, а объединим  её с рассматриванием схем, на которых изображены упражнения.

 Инструктор обращается к детям: «Давайте приступим  к рисованию. Но у вас нет,  ни мела, ни кистей, и поэтому нам помогут в этом ваши части тела».

1. «Рисуем головой». И.П. (исходное положение) — ноги на ширине плеч, руки на поясе. Круговые движения головой 4 раза в одну сторону и 4 раза в другую.                                                            

   2. «Рисуем локтями». И.П. — ноги на ширине плеч, руки к плечам. 1- 2 - круговые движения локтями вперед (4 р.); 2 - 4 - круговые движения назад (4р.).                                                                                

 3. «Рисуем туловищем».  И.П. — ноги на ширине плеч, руки на поясе. Круговые движения туловищем в левую сторону (3р.), правую сторону (3 р.).                                                                        

  4. «Рисуем коленом».  И.П. — одна нога согнута в колене и отведена в сторону, руки на поясе. 1—3 — круговое движение коленом левой (правой) ноги; 4 —вернуться в И.П. (3 р.)                                               

   5. «Рисуем стопой». И.П. — одна нога согнута в колене и поднята, руки на поясе. Вращательные движения стопой в одну и другую сторону (8 р.)

  1. Схема 2- «Обруч со звездочкой»,

«Звездочка». И.п. – стоя, ноги врозь, руки в стороны.

1 - сделать глубокий вдох и  наклониться вперёд, 2 – 5задержать дыхание,

 6 – сделать продолжительный выдох, принять И.п.

    2.  Схема 3 – «Обруч со стрелочкой»

«Стрелочка». И.п. - стоя, ноги врозь, руки вдоль                                      туловища. 1 - поднять  руки вверх - сделать глубокий вдох,.2 - сложив ладони одна на другую – задержать дыхание,  3- продолжительный выдох (4раза),

  1. Схема 4 – «Обруч с поплавком»

«Поплавок».  И..п. – основная стойка. 1 – 3 поднять руки вверх сделать глубокий  вдох  ,  4 - 6  задержать дыхание ,присесть, обхватить колени руками, голову наклонить к коленям, , 5 - 8 встать, продолжительный  выдох (3-4 раза)

  1. Восстанавливаем дыхание.

  Дети принимают  душ.

Основная часть в воде (25мин.)

- Ребята для составления красивого рисунка   на воде  нам нужно выполнить определенные упражнения. Занимайте места у  разметок.  

     1. У бортика.

  • Работа ногами как при кроле на груди
  • Работа ногами как при кроле на груди, с поворотом  головы в удобную сторону  для вдоха и  выдохом в воду.
  1. «Стрелочка».  Скользить  на груди при помощи движений ног к противоположному бортику.
  2. Скольжение на груди с доской в руках,  работая ногами как при кроле.
  3. Скольжение на груди с мячом в руках, работая ногами как при кроле.
  4. «Поплавок»  Поднять руки вверх, сделать вдох, присесть, обхватить колени руками, голову наклонить к коленям, сделать выдох в воду.(3-4 раза).
  5. «Звёздочка».  Руки в стороны, сделать глубокий вдох, и задержать дыхание,  лечь на живот
  6. Из положения «поплавок» превратиться в «звёздочку».

Инструктор. Вы дружные ребята, красиво двигались, придумали много разных упражнений. Теперь давайте поиграем «Рыбки спят» музыка

Инструктор. Дружно в круг мы  встали, и друг друга увидали.

  1. «Обруч». Перестроение в круг: ходят друг за другом; ведущий поворачивает колонну, формируя круг вокруг лежащего на воде обруча; берутся руками за обруч.

Инструктор. Обруч наш мы украшаем, в разные предметы превращаем.

  1. «Звездочка, цветок». И.п.: стоя, держась руками за обруч, лежащий на воде. Принимают горизонтальное положение на воде с задержкой дыхания, ноги разводят в стороны («звездочка»). Ложатся на грудь с задержкой дыхания, руки прямые, колени прижимают к груди («цветок»). Упражнения начинают и заканчивают по сигналу инструктора. После каждого движения возвращаются в  и.п. (по 2 раза).
  2. «Обруч и поплавок»
  3. «Обруч и стрелочка»
  4. Дети становятся у разметок и по сигналу преподавателя (звучит музыка) плывут к обручу, в центр бассейна, выполняют под счёт  композицию.

« звёздочка – поплавок – стрелочка»

Инструктор. Мы превращаемся в красивых и грациозных, дельфинов. Обруч превращается в «волшебные ворота».  

Инструктор берет обруч и держит его в вертикальном положении, в него проплывают «дельфины» и останавливаются у бортика.

Инструктор. Вы дружные ребята, красиво двигались, выполняли и придумали много разных упражнений.

Рефлексия (подведение итогов). Дети у бортика.

- Ребята давайте оценим нашу деятельность. Кто считает, что он справился с поставленной целью, у него все сегодня получилось, поднимите руки вверх, а кто считает, что ему было сложно выполнять упражнения и у него сегодня не все получилось, пусть присядет.

Вручение призов.

 

Для детей подобраны упражнения, которые подготавливают голеностопный, тазобедренный и плечевой суставы. Проводится комплекс общеразвивающих упражнений «Рисуем шары».

Инструктор обращается к детям: «Хотите порисовать? Но у вас нет ни мела, ни кистей, вам помогут в этом ваши части тела».

1. «Рисуем головой».

И.П. (исходное положение) — ноги на ширине плеч, руки на поясе.

Круговые движения головой 4 раза в одну сторону и 4 раза в другую.

2. «Рисуем локтями».

И.П. — ноги на ширине плеч, руки к плечам. 1—2 — круговые движения локтями вперед (4 р.);2—4 — круговые движения назад (4 р.).

3. «Рисуем туловищем».

И.П. — ноги на ширине плеч, руки на поясе. Круговые движения туловищем в левую сторону (3р.), правую сторону (3 р.).

4. «Рисуем коленом».

И.П. — одна нога согнута в колене и отведена в сторону, руки на поясе. 1—3 — круговое движение коленом левой (правой) ноги;

4 —вернуться в И.П. (3 р.)

5. «Рисуем стопой».

И.П. — одна нога согнута в колене и поднята, руки на поясе.

Вращательные движения стопой в одну и другую сторону (8 р.)

 

Разминка на суше:  

Дети выходят под веселую радостную музыку.

1.«Мы веселые ребята, дружно гуляем, друг другу на ноги не наступаем». И.п.: стоя в кругу, лицом к центру круга, держась за руки. Ходят приставным шагом влево и вправо.

2. «С другом танцевали, никого не обижали». И.п.: стоя в парах, держась за руки; руки в стороны. Делают наклоны вправо и влево, не опуская рук.

3. «В прятки мы играли, свою пару потеряли». И.п.: стоя в парах друг против друга, руки отпущены. Поочередно приседают: стоя — вдох, приседая — выдох. Приседая, группируются в «поплавок».

4. «Друга любим, уважаем и крепко обнимаем». И.п.: сидя на полу, напротив друг друга, ноги лодочкой, руки на коленях. Наклоняются друг к другу, обнимаются, возвращаются в и.п.

5. «Весело играли, прыгали, скакали». И.п.: стоя. Делают произвольные прыжки под музыку.

Занятие закончено, дети выходя           

    Мудрые мысли о здоровье

«Жизнь требует движения».

«Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».

Аристотель

«Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье».

Генрих Гейне

«Природа не знает остановки в своем движении и казнит всякую бездеятельность».

Иоганн Вольфганг Гете

«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны войти в быт каждого, кто хочет сохранить здоровье, полноценную и радостную жизнь».

«Как суконщики чистят сукна, выбивая их от пыли, так гимнастика очищает организм».

Гиппократ

«Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь».

Гораций

«Нужно поддерживать крепость тела, чтобы сохранить крепость духа».

Виктор Гюго

Надпись на скале: «Хочешь быть сильным — бегай, Хочешь быть красивым — бегай, Хочешь быть умным — бегай».

Древнегреческие изречения

«Дерево также нуждается в испарении и частом освежении при помощи ветров, дождей, холодов, иначе оно легко слабеет и вянет. Точно так же человеческому телу необходимы вообще сильные движения, деятельность и серьезные упражнения».

Ян Амос Коменский

«То, что не упражняется, умирает».

«Между умственным и физическим развитием человека существует тесная связь... Умственный рост и развитие требуют соответствующего развития физического».

«Развитие должно быть вполне гармоническое, как физическое, так и соответственно ему умственное, эстетическое, нравственное».

П.Ф. Лесгафт

«Очарование — это красота в движении».

Готхолъд Лессинг

«Тело без движения подобно стоячей воде, которая плесневеет и гниет».

Максимович-Амбодик «Самое дорогое у человека — это движение».

И. П. Павлов

«Не изнурять ты должен тело твое, а стараться пищи, питья, упражнений в меру давать ему, дабы тело укреплялось, не зная излишеств и лени».

Пифагор

«Для соразмерности красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями».

Платон


«Движение — кладовая жизни».

Плутарх

«Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который бы знал лучше полезное для его здоровья, чем он сам».

«Человек ест, чтобы жить, а не живет, чтобы есть».

Сократ

«Девять десятых нашего счастья зависят от здоровья».

Артур Шопенгауэр

«Здоровое тело продукт здорового рассудка».

Бернард Шоу

«Надо просить (молиться), чтобы дух был здравым в теле здоровом».



Предварительный просмотр:

 

«Бегом за мячом»

Задача: закреплять у детей навык смело входить в воду и передвигаться в ней.

Описание: играющие становятся на мелком месте в одну шеренгу лицом к глубине на расстоянии шага друг от друга. В глубине находятся плавающие предметы (мячи, игрушки), количество которых равно числу играющих. По сигналу взрослого ребята бегут за этими игрушками и возвращаются на берег. Выигрывает тот, кто первым займет свое место. Если ребенок прибежал первым, но нарушил правила, он не получает 1 -го места.

Вариант игры: в воде находятся плавающие игрушки, количество которых меньше числа играющих. Выигрывает тот, кому достанутся предметы.

«Большой, маленький»

Задачи: закреплять умение безбоязненно передвигаться в воде на разной глубине; закреплять понятия «большой», «средний», «маленький».

Описание: По бассейну плавают игрушки (лягушата, рыбки и др.) трех размеров: большие, маленькие и средние. Дети на мелком месте выполняют задания тренера. По сигналу тренера: «Найдите маленькие игрушки» дети бегут на глубокое место и приносят игрушку заданного размера. Так повторяется, пока не будут собраны все игрушки.

Примечание: игрушек каждого размера должно быть не меньше, чем детей.

«Буксир»

Задача: освоение безопорного

горизонтального положения.

Описание: играющие распределяются по парам. Первые в парах принимают безопорное положение на груди, а вторые удерживают их за руки и продвигаются спиной вперед — «буксируют». Выигрывает тот, кто первым достигнет установленного ориентира. Затем играющие меняются ролями. По команде или после достижения условной отметки вторые отпускают руки, чтобы первые скользили в безопорном положении. Как вариант игры можно применять «буксировку» одним играющим двоих, двумя играющими одного, а также использовать пластмассовую палочку, (а которую держится «буксируемый».

Методические указания: «буксируемые» могут принимать положение на груди и на спине, различные варианты поддержки: в этих случаях «буксиры» могут продвигаться грудью вперед. Можно также во время «буксировки» или последующего безопорного скольжения выполнять различные движения ногами.

«Водолазы»

Задача: обучить погружению в воду и нырянию с открытыми глазами.

Описание: играющие делятся на две команды. Предварительно на дно водоема опускают хорошо заметные предметы (окрашенные камни, цветные тарелочки и др.). По команде игроки собирают предметы со дна, ныряя с открытыми глазами. Побеждает команда, участники которой поднимут больше предметов.

Методические указания: во время ныряния запрещается мешать друг другу, отнимать предметы, притапливать. Преподаватель внимательно контролирует действия играющих. Игра повторяется 3-4 раза.

«Волны на море»

Задача: помочь детям руками почувствовать сопротивление воды.

Описание: занимающиеся стоят лицом в круг на расстоянии вытянутых рук. Руки отведены вправо (влево), лежат на поверхности воды, ладони повернуты по направлению движения рук. Одновременно с поворотом туловища дети проносят руки под самой поверхностью воды в противоположную сторону — образуются волны. Движение продолжается беспрерывно то в одну, то в другую сторону.

Правила: нельзя опускать руки глубоко в воду.

                                           «Гудок»

Задача: обучение погружениям и выдоху в воду.

Описание: играющие образуют круг, в середине которого находится взрослый. По сигналу дети погружаются в воду с головой и выполняют сильный выдох, сопровождая его звуком «у-у-у-у-у», — «гудок паровоза». По окончании выдоха можно сесть на дно (это может быть условием определения победителя).

Методические указания: взрослый контролирует правильность выполнения погружений и выдохов в воду. Играющие не должны мешать друг другу, уходить из круга, наклоняться. Во время погружений нужно обязательно открывать глаза, смотреть на пузырьки воздуха.

«Гуси»

Задачи: закреплять умение передвигаться в воде в различных направлениях; создавать брызги руками, не бояться попадания брызг в лицо.

Описание: Педагог предлагает детям быть гусями, которые купаются с глубокой стороны бассейна, а с мелкой стороны бассейна их домик. Педагог:

Тега-тега-тега!

Гуси белые, гуси серые,

Ступайте домой!

Гуси шеи длинные вытянули,

Лапы красные растопырили,

Крыльями машут,

Носы раскрывают.

(Дети имитируют ходьбу гусей, двигаясь слегка согнув ноги в коленях, вытягивая на каждом шагу шею вперед, махая руками.)

Все вместе произносят: «Га-га-га! Не хотим домой. Нам и здесь хорошо!»

Гусята у водицы

Гогочут, голосят.

Глядит не наглядится

Гусыня на гусят.

Глядит не наглядится,

Гусятами гордится: - Га-га!

Гусята эти Горластей всех на свете!

 

«Дождик»

Задачи: учить хлопать ладошками по воде, создавая брызги, ускоряя и замедляя темп; не бояться попадания воды в лицо.

Описание: дети ходят по бассейну. Педагог говорит:

«Пошли мы гулять, и вдруг начался дождик, забарабанил по крыше. Как капли закапали? Вспомним стихотворение».

Капля раз, капля два,

Капли медленно сперва –

Кап, кап, кап, кап.

(Дети сопровождают эти слова медленными хлопками.) 

Стали капли поспевать,

Капля каплю подгонять —

Кап, кап, кап, кап. (Хлопки учащаются.) Зонтик поскорее раскроем,

От дождя себя укроем. (Дети поднимают руки над головой, имитируя зонтик.)

                            «Дождик, дождик»

Задача: развитие координации движений и ориентировки в пространстве.

Описание: дети ходят по бассейну и говорят хором:

Дождик, дождик, что ты льешь?

Погулять нам не даешь?

После слов «погулять нам не даешь» дети должны сесть на бортик или присесть в воду. Кто быстрее сядет.

 

«Зайка серый умывается»

Задачи: учить не бояться воды, умываться, набирая воду в руки; пополнять пассивный и активный словарь детей.

Описание игры: дети сидят или стоят в воде и выполняют движения в такт словам.

Зайка ходит в гости к людям.

Мы с ним вместе мыться будем.

Зайка вымыл рот и уши,

Он хороший, он послушный.

Он помоет также лапки,

Оботрет их чистой тряпкой.

Одевается, скок, скок —

В гости мчится со всех ног.

После заключительных слов дети прыгают на двух ногах, изображая зайчиков.

«Капитаны»

Задача: чередование длительного плавного и сильного выдоха.

Описание: дети стоят большим полукругом. Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другом. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука «Ф». Кораблики при этом двигаются плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п» — губы складываются, как для звука «П». Или дуть, вытянув губы трубочкой, но не надувая щек.

                                     «Карусели»

Задача: способствовать освоению движений в воде (ходьба и бег).

Описание: взявшись за руки, дети образуют круг, постепенно ускоряют шаг. Во время движения по кругу играющие хором произносят:

Еле-еле, еле-еле

закружились карусели,

А потом, потом, потом —

все бегом, бегом, бегом.

После этого бегут по кругу (1-2 раза). Затем взрослый произносит:

«Тише, тише, не спешите,

карусель остановите».

Дети постепенно замедляют шаг со словами:

«Вот и кончилась игра.

Остановка — раз и два»  (останавливаются)

Правила: нельзя отпускать руки, падать в воду.

                                        «Карусель»

Задачи: учить взаимодействовать в коллективе; передвигаться по кругу, держась за руки; выполнять движения в такт словам; свободно передвигаться в разных направлениях в меняющейся глубине.

Описание: дети водят хоровод и говорят:

Карусели, карусели,

Мы с тобой на лодку сели

И поехали, поехали.

Имитируют движения веслами и произносят звук «Ш» в такт с движениями рук. Затем дети вновь берутся за руки и говорят:

Карусели, карусели,

Мы с тобой на лошадь сели

И поехали, поехали.

После этих слов дети изображают всадников и в такт движениям щелкают языками.

Карусели, карусели,

Мы с тобой в машину сели

И поехали, поехали.

Изображают  шоферов,  дети  произносят  «Р»   или  быстро: «Де-де-де», проводя пальчиком под языком.             Карусели, карусели,

Мы с тобой на поезд сели

И поехали, поехали.

Дети гудят: «У-у-у», «Чу-чу-чу».

Карусели, карусели,

В самолет с тобой мы сели

И поехали, поехали.

Дети произносят звук «Р-р-р».

 

«Краб-носильщик»

Задачи: учить передвигаться в мелкой воде в положении на спине с опорой на ладони и стопы; не бояться опускать голову на воду затылком; укреплять мышцы пресса.

Описание: на глубине по колено принять положение краба -сесть на дно, согнув ноги на коленях, и опереться руками сзади, затем приподнять таз как можно выше. Взрослый или партнер кладет на живот ребенка круглую гальку или другой предмет. Ребенок должен постараться пройти, как краб, вперед или назад, не уронив груз в воду.

«Крокодилы на охоте»

Задачи: освоение горизонтального положения, движений ногами, развитие ориентировки в воде.

Описание: игра может быть командной и некомандной. Из положения упора лежа играющие передвигаются на руках по дну, выполняя при этом заданные (или по желанию) движения ногами. Побеждает тот, кто раньше других доберется до «добычи».

Методические указания: разрешается (и даже поощряется) передвижение с помощью ног (руки прижаты к туловищу или вытянуты вперед).

                                    «Лягушка»

Задачи: учить свободно передвигаться в воде, подпрыгивая на двух ногах; не бояться прыгать высоко, опускаясь потом под воду; ловить «комарика» в прыжке.

Описание: дети прыгают на двух ногах около педагога. Педагог держит над их головами «комарика», привязанного на веревочке.

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки,

Увидала комара,

Закричала... «Ква-ква-ква».

С последними словами дети ловят «комарика».

 

«Маленькие и большие ноги»

Задача: учить детей по сигналам (графическим, звуковым и световым) выполнять действия в разном темпе.

Описание: дети стоят произвольно по всему бассейну. Взрослый говорит весело и быстро:

«Маленькие ножки бежали по дорожке. Посмотрите, как они бежали».

При этом несколько раз в быстром темпе притопывает ногами, приговаривая:

«Топ-топ-топ».

Дети повторяют. Затем, замедляя движения, взрослый произносит: «Большие ноги шли по дороге. Топ-топ». А затем:

«Огромные ноги брели по дороге.

Топ-топ».

Затем взрослый показывает картинки с нарисованными мелкими, средними и крупными следами, объясняет, что на них изображено, и договаривается с детьми о том, что они будут топать быстро и медленно, в зависимости от того, на какую картинку он укажет.

То же самое проводится с бубном — в зависимости от темпа.

Методические указания: игру можно проводить стоя на месте и с движениями по бассейну.

 

«Матросская шапка»

Задачи: учить безбоязненно передвигаться в воде в разных направлениях и в разной глубине; сочетать движения со словами; развивать пассивный и активный словарь детей.

Описание: у каждого ребенка в руке маленький кораблик.

Матросская шапка,   (Дети дотрагиваются рукой до головы.)

Кораблик в руке.           (Показывают кораблик.)

Плывет мой кораблик    (Кладут кораблик на воду и

По быстрой реке.  вместе с ним продвигаются вперед.)

И скачут лягушки        (Дети изображают лягушек,

За мной по пятам,        прыгая на двух ногах, продвигаясь   вперед.)

И просят меня:

«Прокати, капитан!»

                            «Море волнуется»

Задача: помочь детям освоиться на воде, познакомиться с ее сопротивлением.

Описание: дети стоят в колонне по одному. По команде «Ветер стих, море успокоилось!» дети должны быстро занять свои места в колонне.

Правила: воспитатель говорит: «Раз, два, три — вот на место встали мы». Не нашедший за это время своего места в колонне отмечается как невнимательный.

Методические указания: можно использовать построение в круг, в одну шеренгу. Опоздавшего можно посчитать выбывшим из игры.

                                     «Мостик»

Задача: освоение исходного положения для выполнения движения ногами.

Описание: расположившись но кругу, играющие садятся на дно в положение упор сзади и по сигналу придают телу прямое положение у поверхности воды (затылок на воде, смотреть вверх — «Кто быстрее?»); фиксировать данное положение по заданию взрослого. Повторить 3-4 раза.

Методические указания: освоив это положение, можно передвигаться на руках вперед и назад, темп движений регулируется голосом взрослого или музыкальным сопровождением.

 

«Найди свой домик»

Описание: на бортиках бассейна стоят домики разных цветов (красный, желтый, зеленый, синий), по бассейну плавают игрушечные лягушата (рыбки) таких же цветов. Дети входят играть с игрушками, выбирая себе любую. По сигналу тренера каждый ребенок должен отнести свою игрушку к домику такого же цвета.

Вариант 1. У домиков цветные окошки — цвет игрушки соответствует цвету окошка.

Вариант 2. У каждого ребенка геометрическая фигура. На домиках окошки различной геометрической формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). По сигналу тренера дети находят домик, соответствующий их геометрической фигуре.

Вариант 3. На бортиках стоят домики с окошками разной геометрической формы. Дети передвигаются по бассейну и по сигналу тренера отталкиваются от дна и скользят к названному домику. (Найдите домик с квадратными окошком.)

 

 

«Наша Таня»

Задачи: учить передвигаться в воде в различных положениях и направлениях; бросать мяч двумя руками из-за головы, догонять его; сочетать движения со словами; взаимодействовать со своими товарищами.

Описание: дети встают в одну шеренгу вдоль бортика с мелкой стороны.

Наша Таня громко плачет,       (Дети берут мячи и

Уронила в речку мячик.            бросают их как можно  

     дальше.)

Тише,Танечка, не плачь,     (Дети бегут за мячами     не утонет в речке мяч.               и возвращаются с ними

     обратно или остаются

      у другого бортика      бассейна.)

                                  «Обгонялочки»

Задача: совершенствовать умение входить в воду в необычной позе.

Описание: играющие располагаются на берегу, лицом к воде, в шеренге так, чтобы не мешать друг другу. Затем дети опускаются на колени и становятся на четвереньки. По сигналу взрослого бегут на четвереньках к воде. Побеждает тот, кто быстрее всех доберется в воде до установленного места (флажок, укрепленный в воде по голень ребенка).

 

«Я плыву»

Задача: способствовать овладению горизонтального положения тела в воде.

Описание: дети в разомкнутой колонне по одному шагом передвигаются вдоль стенок бассейна. По сигналу им пред-лагается повернуться лицом внутрь бассейна и любым способом оторвать ноги от дна или изобразить плавание на груди. По следующему сигналу дети возвращаются на смой места в колонне и продолжают продвижение вдоль стенок бассейна.

Методические указания: объясняя игру, взрослый показывает, какими способами следует достигать горизонтального положения в воде.

 

 

«Переправа»

Задача: дать почувствовать сопротивление воды для правильного осуществления гребковых движений рук.

Описание: играющие выстраиваются в одну шеренгу вдоль боковой стенки бассейна на расстоянии вытянутой руки друг от друга. По команде воспитателя они все вместе начинают переправляться на другой берег. Продвижению в воде дети помогают гребковыми движениями рук, приговаривая хором:

Толкаюсь, толкаюсь руками о воду,

Вода помогает мне выбрать дорогу.

Нельзя толкать друг друга и брызгаться.

Методические указания: следить, чтобы пальцы рук были сомкнуты, пояснить различие между гребками рукой с сомкнутыми и разведенными пальцами.

 

 «Плыви, игрушка»

Задачи: обучение активному выдоху; развитие ориентировки в воде.

Описание: дети активно дуют на плавающие игрушки, продвигая их согласно заданию: игрушка должна плыть только прямо, по кругу, зигзагом и т.д.; чья игрушка быстрее достигнет установленной отметки. Определение победителя будет зависеть от предложенного детям варианта продвижения игрушки.

Методические указания: игрушка может быть любой: бумажный кораблик, пластмассовая утка, мяч и т.д. Если же игра проводится как соревнование, то игрушки должны быть у всех одинаковые. Игрушка будет продвигаться быстрее, если дуть на нее сильно и правильно — в зависимости от ее формы.

 

«Поезд в туннель»

Задача: учить детей погружаться в воду с головой.

Описание: дети идут друг за другом.

Вот поезд наш едет,

гудит паровоз,

Далеко, далеко ребят он повез.

У-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у

С последними словами дети проходят в обруч или под другим препятствием.

Методические указания: взрослый должен следить, чтобы дети не задерживали друг другу.

 

                               

                             «Поймай воду»

Задача: научить детей сжимать пальцы рук, делая ложечку».

Описание: играющие стоят на месте в одной шеренге или в   кругу. По команде взрослого «Поймай воду» они вытягивают руки вперед, опускают в воду, соединяют под водой кисти рук, сжимают пальцы. Зачерпнув воду, дети поднимают руки над поверхностью. Взрослый проверяет наличие воды в руках.

Методические указания: если вода течет из рук, взрослый  говорит: «Ой, какие руки дырявые! Зачерпни водичку ещё раз!» Дети самостоятельно контролируют правильность пальцев.

«Пять весёлых лягушат»

Задачи: учить погружаться под воду с головой; действовать  в сочетании со словами.

Описание: дети прыгают на двух ногах.

Пять веселых лягушат

В воду броситься спешат -

Испугались цапли!

А меня они смешат:

Я же этой цапли

Не боюсь ни капли!

С последними словами дети опускаются под воду.

«Резвый мячик»

Задача:способствовать овладению продолжительным, постепенным  выдохом.

Описание: играющие становятся в одну шеренгу на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Каждый имеет мячик или теннисный шарик (легкую игрушку). Приняв положение  упор лёжа спереди, дети кладут его на поверхность воды на линии рта. Делая выдох, дуют на него, стараясь отогнать как можно дальше от себя. Затем идут за мячом по дну на руках, делая  неоднократный вдох и выдох. По команде взрослого все остаются на своих местах, перестают дуть на мяч. Чей мяч отплыл дальше всех, тот самый «резвый мячик».

Методические указания: сначала игру можно проводить без продвижения на руках вперед за мячом. В таком случае всякий  раз делается только один выдох. Игра может быть проведена и на глубоком месте (вода на грудь). Тогда играющие продвигаются за мячом, идя по дну. Взрослый следит за тем, чтобы дети выполняли постепенный выдох.

 

«Смелые ребята»

Задача: научить погружаться с головой в воду с открытыми глазами.

Описание: дети стоят в кругу, держась за руки, хором произносят:

Мы ребята смелые, смелые, умелые,

Если захотим — через воду поглядим.

Затем опускают руки и все вместе погружаются в воду с открытыми глазами. Игра повторяется 3-4 раза.

Методические указания: для контроля выполнения можно предлагать рассмотреть какой-либо предмет в воде или проводить игру в построении по парам лицом друг к другу.

 

«Солнышко и дождик»

Задача: ориентировка в воде.

Описание: когда педагог говорит:

«На небе солнышко!

Можно идти гулять!» (показывает солнце),

дети свободно ходят по бассейну, выполняя движения со словами:

Солнышко светит,        (Обводят руками круг.)

Птицы поют,        (Подражают полету птицы.)

С песней дети по саду идут.

На сигнал:

 «Дождик! Скорее домой!»

все стараются занять свой домик, поднимая и опуская руки, говорят:

Дождик, дождик, что ты льешь?

Погулять нам не даешь.

Педагог снова показывает солнышко и говорит: «Солнышко! Идите гулять». Игра продолжается.

                                        «Стрела»

Задача: учить принимать безопорное положение на воде и скользить по ней.

Описание: дети стоят в воде, поднимают руки вверх, натягивая их, как стрелу (одна ладонь лежит на другой).

Полечу я высоко,

полечу я далеко,  

 (Дети присаживаются и наклоняются над водой.)

Хорошо быть стрелой.

Вот такой.        

(Дети опускают голову в воду, отталкиваются от дна ногами и

скользят по воде.)

 

«Три веселых братца»

Задачи: учить безбоязненно передвигаться в воде; хлопать по воде, создавая брызги, и не отворачиваться от них; сочетать движения со словами.

Описание: дети идут по бассейну.

Три веселых братца гуляли по двору,

Три веселых братца затеяли игру:

Делали головками: ник, ник, ник.    

 (Качают головой.)

Пальчиками ловкими: чик, чик, чик. (Сжимают и разжимают пальцы под водой.) 

Хлопали ладошками: хлоп, хлоп, хлоп. (Хлопают ладошами по воде, создавая брызги.) 

Топотали ножками: топ, топ, топ.       (Прыгают на месте на двух ногах.)

«Усатый сом»

Задача: совершенствовать у детей умение ориентироваться в воде.

Описание: выбирается водящий — сом, все остальные становятся шеренгой в воде по пояс лицом к берегу. Взрослый произносит:

 Рыбки, рыбки, не зевайте!

                         Сом усами шевелит.

Все на берег, он не спит!

Последние слова служат сигналом, по которому дети выбегают  на берег. Сом может салить только в воде, на берег ему выходим, нельзя. Игра повторяется 2-3 раза. Дети подсчитывают, какой  сом поймал больше рыбок.

Методические указания: для рыбок можно организовать домики из обручей.

                                «Утка и утята»

Задача: приучить детей самостоятельно и безбоязненно входить в воду.

Описание: несколько играющих становятся на берегу один за другим на таком расстоянии, чтобы не мешать друг другу. Стоящий в колонне первым — «утка», остальные «утята». По знаку ведущего дети-«утята» сгибают ноги в коленях и кладут на них руки. В положении полуприседа они начинают быстро продвигаться вперед и входят в воду («утка» ведет свой выводок в озеро), не меняя положения рук и ног. В воде «утята» окунаются, моются, чистят свои перышки, а затем выбегают на берег. Положение рук можно менять по указания взрослого.

Правила: нельзя нарушать заданное положение рук и ног. «Утка» должна следить за своими «утятами».

Методические указания: можно предложить детям, когда они двигаются в колонне, положить руки друг другу на плечи. Перемещаться к воде утята могут в шеренге.

 

«Фонтан»

Задача: обучить движениям ногами кролем.

Описание: играющие образуют круг и принимают исходное положение — упор лежа или упор сзади, ногами в круг. По сигналу игроки одновременно делают попеременное движение ногами кролем. Взрослый регулирует темп движений: «Больше брызг» - движения выполняются быстро,

«Меньше брызг» — ноги выполняют мелкие частые движения, образуя пенистый след.

Методические указания: движения выполняются свободно, без излишнего напряжения, не поднимая стопы из воды. Продолжительность игры со сменой темпа не более 1 минуты.

«Ходьба на пятках»

Задача: изучение положения стопы в брассе.

Описание: игру можно проводить в самых различных построениях и в соревновательной форме: ходьба в шеренгах навстречу друг другу «Кто быстрее?», по диагонали, по кругу и т.д. с различным положением рук (но только на пятках), стопы в стороны «кочергой», «клюшкой», пальцы ног — «растопыркой».

Методические указания: предварительно игру следует провести на суше, чтобы детям были ясны ее условия: для этого вначале ходьбу можно выполнять в положении полуприседа (колени в стороны), положение рук произвольное или регламентируемое.

«Хоровод»

Задача: учить погружаться с головой в воду.

Описание: играющие, взявшись за руки, образуют круг. Медленно передвигаясь по кругу, они произносят:

Мы идем, идем,

хоровод ведем,

Сосчитаем до пяти,

ну, попробуй нас найти.

Хоровод останавливается, дети хором считают до пяти и опускают руки. При слове «пять» все одновременно погружаются с головой, после чего выпрямляются. Игра продолжается, но с движениями в другую сторону.

Методические указания: при повторении игры можно использовать речитатив:

Раз, два, три, четыре, пять —

Вот мы спрячемся опять.

                                      «Цапли»

Задачи: освоение ходьбы на носках; развитие ориентировки в воде.

Описание: две команды располагаются у противоположных (коротких) бортиков бассейна. По сигналу все дети быстро продвигаются к середине на носках, высоко поднимая колени. Чей участник первым достигнет установленной отметки, та команда и объявляется победительницей.

Методические указания: предварительно игра проводится на суше; во время игры нельзя переходить на бег, продвигаться прыжками. Положение рук произвольное или регламентированное - в стороны, вперед, к плечам, на пояс.

 

«Щука»

Задача: учить детей смело погружаться в воду, помочь осваивать погружения с головой.

Описание: дети ходят или бегают по дну бассейна в произвольных направлениях, помогая себе руками, изображая рыбок. Щука стоит спиной к бассейну в одном из углов. По сигналу: «Щука плывет!» дети останавливаются и погружаются в воду до подбородка. Щука внимательно следит за выполнением задания. Рыбку, которая неправильно выполнила задание, щука уводит к себе. Пойманный становится щукой.

Игра проводится 3-4 раза, за рыбками всякий раз выплывает другая щука.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "Рисунки на воде" в стиле эбру или аква - анимация в развитие творческого потенциала личности дошкольника.

Актуальность:     В  творческой деятельности с использованием нетрадиционной техники эбру, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетич...

Презентация для воспитателей "Рисунки на воде" в стиле эбру или аква - анимация в развитие творческого потенциала личности дошкольника.

Презентация для воспитателей  "Рисунки на воде" в стиле эбру или аква - анимация в развитие творческого потенциала личности дошкольника....

«РИСУНКИ НА ВОДЕ»

ФИГУРНОЕ ПЛАВАНИЕ  В ДЕТСКОМ САДУ...

Конспект совместной деятельности по образовательной области "Художественное творчество. Рисование" в старшей группе. Экспериментирование: "Рисунок на воде"

Дети знакомятся с новой техникой рисования: "Эбру". Экспериментируют с водой и красками. Создают фантазийные рисунки. В конце занятия,украшают их силуэтами предметов, животных, рыб, сказочны...

Конспект "Рисунки на воде"

Занятие проводится в бассейне...