Познавательный проект по патриотическому воспитанию «Ямал – мой край родной!»
учебно-методический материал по физкультуре (старшая группа) на тему


Проект по этнокультурному  воспитанию дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cherevatenko._etnokulturnoe_vospitanie.docx34.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №8 «Теремок»


Познавательный  проект

по патриотическому воспитанию

«Ямал – мой край родной!»

Е.Б.Череватенко, МБДОУ №8 «Теремок»,

инструктор по физической культуре.

Паспорт проекта:

Вид проекта: Краткосрочный, творческий, познавательный, открытый.

Цель проекта: Этнокультурное воспитание дошкольников средствами физической культуры через взаимодействие с родителями.

Задачи:

1. Развивать интерес к быту, культуре, фольклору, обычаям коренных малочисленных народов Севера, чувство гордости за свой родной край.

2. Воспитывать этническую толерантность;

3. Формировать  у детей представление  о национальной физической культуре как части общенациональной культуры и общемировой физической культуры.

4. Продолжать формировать здоровый образ жизни через знакомство с национальными видами спорта и подвижными играми.

5. Развивать физические  качества: быстроту, ловкость, координационные способности.

Предполагаемые результаты:

1.Образовательные.

В результате реализации проекта дети получат знания о быте, культуре, фольклоре, обычаях, в том числе о спортивных и подвижных играх коренных малочисленных народов Севера.

2. Социальные.

Взаимодействие детского сада  с семьей, что приведет к консолидации родителей и образовательной общественности.

3. Практичность.

Данный проект может быть реализован как на институциональном, так и муниципальном уровне.

Перспективы дальнейшего развития проекта.

1. Создание долгосрочного проекта.

2. Вовлечение в проект участников других детских садов города Салехард.

Срок реализации: с 09.02.2015г. по 30.04.2015г.

Участники проекта: дети подготовительных групп МБДОУ №8, родители, педагоги.

Территория реализации проекта: МБДОУ №8 «Теремок».

Актуальность проекта

1.В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью».В современной образовательной системе центром является ребенок, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Резкий подъем национального самосознания, стремление к этнической и этнокультурной самоидентификации обусловливают огромный интерес народов не только к своей национальной культуре, но и к культуре народов ближайшего и отдаленного национального окружения. Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества, что отражено в директивных государственных документах: "В Законе об образовании", "Концепции государственной национальной политики".Этнокультурное воспитание – часть патриотического воспитания. Только  понимание Родины, как и «малой родины», в дошкольном возрасте своеобразно: оно тесно связано с конкретными представлениями о том, что ему близко и дорого, с любовью к родным, своему дому, окружающей природе.

Главная педагогическая задача здесь заключается в том, чтобы помочь детям обрести уважение к чести и достоинству каждого народа, доказать, что нет народа лучше или хуже другого (Л.М. Дробижева, 1997).

2. Социальный заказ государства, гуманистические тенденции в образовании, вариативность системы дошкольного образования позволяют использовать инновационные подходы в нравственно-патриотическом воспитании.

При всей демократичности общения взрослого с ребенком опыт истинной толерантности во взаимоотношениях дети получают лишь в диалоге со сверстниками. Со сверстниками ребенок ощущает себя «равным среди равных». В тоже время необходимо заметить, что полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния двух институтов, к которым относятся  семья и дошкольное учреждение[9].

     3. Формирование этнической идентичности человека может происходить в любой деятельности. Не является исключением и деятельность в области физической культуры.

Использование народных игр, состязаний, самобытных физических упражнений при специально созданных этнопедагогических условиях позволит значительно обогатить духовную жизнь не только народов ханты, но и других народов Севера и России в целом [3].

Только дав ребёнку эти знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом ребёнке толерантного гражданина, патриота.

Практическая значимость для ОУ:

-Оформление  выставки рисунков «Вороний день»;

-Пополнение сайта детского сада методическими разработками;

-Популяризация МБДОУ в СМИ.

Замысел проекта: Дошкольный возрастхарактеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте народов родного края.

Образовательные области:

-социально-коммуникативное развитие;

-познавательное развитие;

-речевое развитие;

-художественно-эстетическое развитие;

-физическое развитие.

Этапы деятельности

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность родителей и детей

1этап-подготовительный

1.02.2015г.-15.02.2015г.

-Определение цели и задач.

-Составление плана деятельности.

-Принимают цели и задачи, предложенные педагогом, дополняют собственными.

2 этап- практическая деятельность по решению проблемы 17.02.2015г.-12.04.2014г.

-Организация работы через НОД.

-Деятельность в режимных моментах  2-3 раза в неделю.

-Закрепляют знания, умения, навыки в свободное время.

-Участвуют в совместных мероприятиях, выставках, экскурсиях.

-Участвуют в подготовке и реализации Фестиваля национальных видов спорта и подвижных игр.

3 этап – анализ проектной деятельности и оценка результатов.

15.04.-30.04.2014

Анализ деятельности детей и соотношение полученных результатов с поставленными задачами.

План – график  реализации  проекта

Мероприятие

Тема

Сроки

Ответственный

1.                1

Экскурсия в детскую библиотеку

История праздника «Вороний день» (по сценарию библиотекаря-методиста).

11.03.2015г.

Воспитатель, инструктор по физической культуре.

2.

Знакомство  с  подвижными  играми народов  Севера.

«Ловля оленей», «Ловля рыбы» и другие.

Прыжки через нарты, перетягивание палки, метание тынзяна на хорей, тройной прыжок.

17.02.2015-

03.03.2015г.

Инструктор по физической культуре, воспитатель, родители.

3.

Знакомство  с национальными видами спорта  

Прыжки через нарты, перетягивание палки, метание тынзяна на хорей, тройной прыжок.

03.03.2015-

04.04.2015г.

Инструктор по физической культуре.

4.

Фестиваль национальных видов спорта и подвижных игр.

«Вороний день»,

посвященный празднованию национального праздника народа ханты «Вурнгахатл»

04.04.2015г.

Инструктор по физической культуре, воспитатель, родители.

8.

Выставка  работ

Совместное творчество  детей и родителей».

10.04 2015г.

Воспитатель, инструктор по физической культуре, родители.

5.

Подведение итогов.

22.04.2015г.

Продукты проекта для детей:

  1. Альбом «Наше творчество»;
  2. Фотоальбом «Вороний день-2015»;

Продукты проекта для педагогов:

  1. Планирование по данной теме;
  2. Анкеты для родителей;
  3. Сценарий «Фестиваль национальных видов спорта и подвижных игр «Вороний день» для детей 6-7-летнего возраста».
  4. Правила, адаптированные к дошкольному возрасту для состязаний по прыжкам через нарты, «метанию тынзяна на хорей».

Продукты проекта для родителей:

Непосредственное участие в реализации проекта, участие в совместных подвижных играх.

Литература:

1. Дудников Н. Медвежьи забавы. Пермь, издательство «Книжный мир», 2000г.

2. Журавель Н. М. Краеведение  Ямало- Ненецкого автономного округа., Новый Уренгой: ЗАО «Центр принт», 2003.

3. Красильников В.П. Игры и состязания в традиционном физическом воспитании хантов. Екатеринбург: Изд-во Рос.гос.проф.-пед.ун-та, 2002. 121с.

4. Лапцуй Л. Едейко. Салехард, издательство «Красный Север», 2004г.

5. Окотетто Е.Н. Ненецкие подвижные игры. Спб «Просвещение», 2002г.

6. Прокопенко В.И. Игры и национальные виды спорта народностей Севера- нивхов: Науч.-метод. Рек. М., 1988.

7. Серия: «Сказки Евражки». Для дошкольного возраста. Ненецкие сказки. Литературная обработка Меновщикова Г.А., Васильева В.И. Издательство «Малыш», 1991.

8. Сказки. Легенды. Мой  дом север. « Европа – печать и издательство» ЕООД, София ТОО «Вилад» Москва. 2001г.

9. Филиппова С.О., Митин А.Е. Этнокультурное воспитание дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями // Детский сад будущего — инновации в системе дошкольного образования. – СПб.: Изд-во АПО, 2011. – С. 47-52.

10.Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Сост. Жуковская Р.Н. и  Пеньковская Л.А. .  М., «Просвещение», 1976.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников: « Мой край родной – частица Родины большой»

Формировать у детей  любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему родного края....

Игра- путешествие для старшего дошкольного возраста посвященное Дню рождения Ямала: "Ямал... Мой край родной"

Развлечение в форме игры для детей старшего дошкольного возраста, приуроченное к Дню рождения Ямала. В мероприятии принимают участия несколько групп детского сада...

Проект по патриотическому воспитанию "Югра- мой край родной".

В дошкольном возрасте необходимо прививать интерес и любовь к родному краю ....

Выступление на педагогическом совещании Отчёт подготовительной группы по нравственно-патриотическому воспитанию Тема: «Россия- край родной»

Патриотизм — это социальное, исторически обусловленное явление духовной жизни народа, результат влияния общественной среды и воспитания. Работа в этом направлении должна быть системной и целенап...

проект по нравственно-патриотическому воспитанию, создание макета "Край родной - Камчатка"

Творческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию, который формирует у детей уважение и любовь к своей малой Родине....