Познавательный проект по патриотическому воспитанию «Ямал – мой край родной!»
учебно-методический материал по физкультуре (старшая группа) на тему
Проект по этнокультурному воспитанию дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cherevatenko._etnokulturnoe_vospitanie.docx | 34.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 «Теремок»
Познавательный проект
по патриотическому воспитанию
«Ямал – мой край родной!»
Е.Б.Череватенко, МБДОУ №8 «Теремок»,
инструктор по физической культуре.
Паспорт проекта:
Вид проекта: Краткосрочный, творческий, познавательный, открытый.
Цель проекта: Этнокультурное воспитание дошкольников средствами физической культуры через взаимодействие с родителями.
Задачи:
1. Развивать интерес к быту, культуре, фольклору, обычаям коренных малочисленных народов Севера, чувство гордости за свой родной край.
2. Воспитывать этническую толерантность;
3. Формировать у детей представление о национальной физической культуре как части общенациональной культуры и общемировой физической культуры.
4. Продолжать формировать здоровый образ жизни через знакомство с национальными видами спорта и подвижными играми.
5. Развивать физические качества: быстроту, ловкость, координационные способности.
Предполагаемые результаты:
1.Образовательные.
В результате реализации проекта дети получат знания о быте, культуре, фольклоре, обычаях, в том числе о спортивных и подвижных играх коренных малочисленных народов Севера.
2. Социальные.
Взаимодействие детского сада с семьей, что приведет к консолидации родителей и образовательной общественности.
3. Практичность.
Данный проект может быть реализован как на институциональном, так и муниципальном уровне.
Перспективы дальнейшего развития проекта.
1. Создание долгосрочного проекта.
2. Вовлечение в проект участников других детских садов города Салехард.
Срок реализации: с 09.02.2015г. по 30.04.2015г.
Участники проекта: дети подготовительных групп МБДОУ №8, родители, педагоги.
Территория реализации проекта: МБДОУ №8 «Теремок».
Актуальность проекта
1.В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью».В современной образовательной системе центром является ребенок, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Резкий подъем национального самосознания, стремление к этнической и этнокультурной самоидентификации обусловливают огромный интерес народов не только к своей национальной культуре, но и к культуре народов ближайшего и отдаленного национального окружения. Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества, что отражено в директивных государственных документах: "В Законе об образовании", "Концепции государственной национальной политики".Этнокультурное воспитание – часть патриотического воспитания. Только понимание Родины, как и «малой родины», в дошкольном возрасте своеобразно: оно тесно связано с конкретными представлениями о том, что ему близко и дорого, с любовью к родным, своему дому, окружающей природе.
Главная педагогическая задача здесь заключается в том, чтобы помочь детям обрести уважение к чести и достоинству каждого народа, доказать, что нет народа лучше или хуже другого (Л.М. Дробижева, 1997).
2. Социальный заказ государства, гуманистические тенденции в образовании, вариативность системы дошкольного образования позволяют использовать инновационные подходы в нравственно-патриотическом воспитании.
При всей демократичности общения взрослого с ребенком опыт истинной толерантности во взаимоотношениях дети получают лишь в диалоге со сверстниками. Со сверстниками ребенок ощущает себя «равным среди равных». В тоже время необходимо заметить, что полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния двух институтов, к которым относятся семья и дошкольное учреждение[9].
3. Формирование этнической идентичности человека может происходить в любой деятельности. Не является исключением и деятельность в области физической культуры.
Использование народных игр, состязаний, самобытных физических упражнений при специально созданных этнопедагогических условиях позволит значительно обогатить духовную жизнь не только народов ханты, но и других народов Севера и России в целом [3].
Только дав ребёнку эти знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом ребёнке толерантного гражданина, патриота.
Практическая значимость для ОУ:
-Оформление выставки рисунков «Вороний день»;
-Пополнение сайта детского сада методическими разработками;
-Популяризация МБДОУ в СМИ.
Замысел проекта: Дошкольный возрастхарактеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте народов родного края.
Образовательные области:
-социально-коммуникативное развитие;
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-художественно-эстетическое развитие;
-физическое развитие.
Этапы деятельности
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность родителей и детей |
1этап-подготовительный 1.02.2015г.-15.02.2015г. | -Определение цели и задач. -Составление плана деятельности. | -Принимают цели и задачи, предложенные педагогом, дополняют собственными. |
2 этап- практическая деятельность по решению проблемы 17.02.2015г.-12.04.2014г. | -Организация работы через НОД. -Деятельность в режимных моментах 2-3 раза в неделю. | -Закрепляют знания, умения, навыки в свободное время. -Участвуют в совместных мероприятиях, выставках, экскурсиях. -Участвуют в подготовке и реализации Фестиваля национальных видов спорта и подвижных игр. |
3 этап – анализ проектной деятельности и оценка результатов. 15.04.-30.04.2014 | Анализ деятельности детей и соотношение полученных результатов с поставленными задачами. |
План – график реализации проекта
№ | Мероприятие | Тема | Сроки | Ответственный |
1. 1 | Экскурсия в детскую библиотеку | История праздника «Вороний день» (по сценарию библиотекаря-методиста). | 11.03.2015г. | Воспитатель, инструктор по физической культуре. |
2. | Знакомство с подвижными играми народов Севера. | «Ловля оленей», «Ловля рыбы» и другие. Прыжки через нарты, перетягивание палки, метание тынзяна на хорей, тройной прыжок. | 17.02.2015- 03.03.2015г. | Инструктор по физической культуре, воспитатель, родители. |
3. | Знакомство с национальными видами спорта | Прыжки через нарты, перетягивание палки, метание тынзяна на хорей, тройной прыжок. | 03.03.2015- 04.04.2015г. | Инструктор по физической культуре. |
4. | Фестиваль национальных видов спорта и подвижных игр. | «Вороний день», посвященный празднованию национального праздника народа ханты «Вурнгахатл» | 04.04.2015г. | Инструктор по физической культуре, воспитатель, родители. |
8. | Выставка работ | Совместное творчество детей и родителей». | 10.04 2015г. | Воспитатель, инструктор по физической культуре, родители. |
5. | Подведение итогов. | 22.04.2015г. |
Продукты проекта для детей:
- Альбом «Наше творчество»;
- Фотоальбом «Вороний день-2015»;
Продукты проекта для педагогов:
- Планирование по данной теме;
- Анкеты для родителей;
- Сценарий «Фестиваль национальных видов спорта и подвижных игр «Вороний день» для детей 6-7-летнего возраста».
- Правила, адаптированные к дошкольному возрасту для состязаний по прыжкам через нарты, «метанию тынзяна на хорей».
Продукты проекта для родителей:
Непосредственное участие в реализации проекта, участие в совместных подвижных играх.
Литература:
1. Дудников Н. Медвежьи забавы. Пермь, издательство «Книжный мир», 2000г.
2. Журавель Н. М. Краеведение Ямало- Ненецкого автономного округа., Новый Уренгой: ЗАО «Центр принт», 2003.
3. Красильников В.П. Игры и состязания в традиционном физическом воспитании хантов. Екатеринбург: Изд-во Рос.гос.проф.-пед.ун-та, 2002. 121с.
4. Лапцуй Л. Едейко. Салехард, издательство «Красный Север», 2004г.
5. Окотетто Е.Н. Ненецкие подвижные игры. Спб «Просвещение», 2002г.
6. Прокопенко В.И. Игры и национальные виды спорта народностей Севера- нивхов: Науч.-метод. Рек. М., 1988.
7. Серия: «Сказки Евражки». Для дошкольного возраста. Ненецкие сказки. Литературная обработка Меновщикова Г.А., Васильева В.И. Издательство «Малыш», 1991.
8. Сказки. Легенды. Мой дом север. « Европа – печать и издательство» ЕООД, София ТОО «Вилад» Москва. 2001г.
9. Филиппова С.О., Митин А.Е. Этнокультурное воспитание дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями // Детский сад будущего — инновации в системе дошкольного образования. – СПб.: Изд-во АПО, 2011. – С. 47-52.
10.Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Сост. Жуковская Р.Н. и Пеньковская Л.А. . М., «Просвещение», 1976.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников: « Мой край родной – частица Родины большой»
Формировать у детей любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему родного края....
Игра- путешествие для старшего дошкольного возраста посвященное Дню рождения Ямала: "Ямал... Мой край родной"
Развлечение в форме игры для детей старшего дошкольного возраста, приуроченное к Дню рождения Ямала. В мероприятии принимают участия несколько групп детского сада...
Проект по патриотическому воспитанию "Югра- мой край родной".
В дошкольном возрасте необходимо прививать интерес и любовь к родному краю ....
Выступление на педагогическом совещании Отчёт подготовительной группы по нравственно-патриотическому воспитанию Тема: «Россия- край родной»
Патриотизм — это социальное, исторически обусловленное явление духовной жизни народа, результат влияния общественной среды и воспитания. Работа в этом направлении должна быть системной и целенап...
проект по нравственно-патриотическому воспитанию, создание макета "Край родной - Камчатка"
Творческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию, который формирует у детей уважение и любовь к своей малой Родине....