Проект по гражданско - патриотическому воспитанию "ЯМАЛ - мой край родной"
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
Муниципальное образование Ямальский район
МБДОУ «Мыскаменский детский сад»_______
ПРОЕКТ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ:
«Ямал – мой край родной».
Подготовила: воспитатель
Минченко Виктория Владимировна.
с. Мыс Каменный, 2019 г.
Вы на карту посмотрите И ЯМАЛ на ней найдите, Потому что здесь наш дом Мы на Севере живем. И.Истомин. |
Актуальность:
Мы живём на великой земле, среди самобытных народов. Здесь зарождаются самые первые понятия о доброте, красоте, смелости, трусости. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторима. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной, северный край. Любовь к близким, к своему дому, городу, стране – необходимые каждому человеку. Северный народ яркий пример неизменной любви к своей земле. Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края, которая выступает в роли первого педагога, знакомящего его с малой родиной. Но без помощи взрослого детям трудно понять, что город, село, лес, река, которые он видит каждый день – это и есть Родина.
Поэтому, очень хочется, чтобы наши дети переняли мудрость коренных народов Севера, научились так же любить свой родной край, свою землю. Очень важно приобщить детей к культуре, быту, традициям и искусству народов Севера, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение и гордость за землю, на которой мы живём.
Чтобы передать детям любовь к Родине нужно её любить самой. В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. Задача педагогов- воспитывать в детях любовь к Родине, к родному краю, гуманное отношение к окружающему, природе, животному миру, помочь детям усвоить необходимые знания о родном крае. Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать знания краеведческого содержания, так как материал включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, быта коренных народов.
Эффективным средством организации такого процесса является технология проектирования и проект как одна из форм творческой познавательной деятельности.
Поэтому был разработан долгосрочный проект по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста.
Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера.
Задачи:
1. Развивать у детей положительное эмоционально – ценностное отношение к малой Родине.
2. Познакомить детей с бытом, культурой и традициями коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).
3. Формировать познавательный интерес к культурному наследию народов Севера.
4. Развивать чувство толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).
5. Воспитывать уважение и гордость за свой родной край.
6. Приобщить родителей (законных представителей) к активному участию в реализации проекта.
Сроки реализации проекта: с 01.09.2019 по 31. 05. 2020г.
Проект, в соответствии с возрастными особенностями и способностями к восприятию учебного материала, рассчитан на старших дошкольников.
Субъекты, включенные в реализацию проекта:
- дети 5-7 лет,
- родители (законные представители),
- педагогические работники: воспитатели, педагог по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования.
Обоснование актуальности проекта
На крайнем севере Западной Сибири, где расположен Ямало-Ненецкий автономный округ, веками живут коренные малочисленные народы. Народы Ямала прошли сложный путь исторического развития, сумев не только сохранить, но и укрепить свою этническую идентификацию и традиционную культуру.
Анализ педагогического процесса, беседы с воспитанниками показали, что наши дети достаточно эрудированны, путешествуют с родителями по разным странам, знают их названия, рассказывают о достопримечательностях, но часто затрудняются рассказать о памятных местах, жизни людей, природных особенностях северного края, быте, культуре и традициях коренных народов Севера. Диагностический срез знаний детей и родителей показал, что:
- к 5 годам у 35% дошкольников низкий уровень познавательного интереса к истории;
- у 25 % детей отмечается низкий уровень знаний истории о быте традициях и культуре коренных народов Севера;
- 45 % родителей (законных представителей) не имеют возможности посещать культурные учреждения из-за высокой занятости;
- 37 % родителей затрудняются ответить о быте и культурном наследии коренных северных народов;
- 45% из опрошенных родителей не усматривали в краеведческой работе большого воспитательного и развивающего потенциала.
В основе работы с детьми лежат следующие принципы:
- Принцип историзма, который реализовывается путем сохранения хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давно – давно) и настоящее (в наши дни).
- Принцип гуманизации - ориентация на высшие общечеловеческие понятия любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.
- Принцип дифференциации – создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.
- Принцип интегративности - сотрудничество с семьей.
Новизна работы состоит в комплексном приобщении детей к духовной и материальной культуре северных народов ЯНАО, истории родного края через проектную деятельность на основе педагогики сотрудничества: дети, родители (законные представители), педагоги.
Основными формами работы являются:
- создание уголков «Северные просторы», «Природа северного края», «Быт и традиции народов Севера»;
- родительские гостиные «Фольклор народов Севера»;
- выставки народно-прикладного искусства народов Севера «Северные россыпи», «Горжусь тобою мой Ямал»;
- создание картотеки подвижных игр народов Севера;
- создание детских сборников «Сказки народов Севера»;
- спортивный праздник «День коренных народов Севера»;
- составление перспективно – тематического плана по теме.
Работа с родителями:
1.Помощь в создании развивающей среды (фото - выставка «Мой Северный край», создание альбомов «Животные Севера», «Растительный мир ЯНАО», «Быт и традиции народов Севера», «Птицы Севера», «Писатели Севера», стенгазеты, создание сборника «Писатели народов Севера», изготовление макета чума, северного сияния и других принадлежностей быта народов севера…)
2. Подготовка родителями рассказа о народах севера.
Предполагаемые результаты работы по реализации проекта:
Увеличатся знания детей о быте, культуре и традициях коренных народов севера. У воспитанников будет сформирован познавательный интерес к культурному наследию народов севера. Будут сформированы основы чувства толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов севера. Родители воспитанников станут активными участниками реализации проекта.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ознакомление с окружающей и социальной действительностью | Программное содержание |
Продолжать формировать интерес к своей малой Родине. Показать на карте наш край: Обскую губу, тундру, лесотундру, реки, озера, болота. Знать самую большую и тихую реку, кормилицу Ямала – Обь. Молодые города округа - Новый Уренгой, Надым, Ноябрьск. Рассказать детям о главном городе: столице Ямала – Салехард. Знать герб, флаг ЯНАО. Расширять представление о родном крае: чем славиться, рассказать о достопримечательностях. Поддерживать интерес к событиям, происходящим в посёлке: День села; праздник народов Севера. Продолжать формировать элементарные представления о коренных жителях Ямала, некоторые особенности их внешнего вида, национальной одежды, типичные занятия (оленеводство, рыболовство, охота). Рассказать о типичном для образа жизни – сезонные перекочевки: весной к северу, а осенью к югу и традициях по отношению к природе – существование запретов. Расширять представления о жизни детей. С воспитателем обсуждать, то, как живут, как они дружат, играют. Продолжать воспитывать интерес, уважение к труду и обычаям коренных жителей нашего края. | |
Ознакомление с художественной литературой | Способствовать развитию интереса к художественной литературе народов Севера, как источнику расширения и культурного обогащения мира ребёнка. Обогатить и расширить знания детей о художественной литературе народов Севера. Развивать способность слушать литературные произведения народов Севера – сказку, рассказ, стихотворение, малые формы поэтического фольклора, эмоционально реагировать на их содержание и следить за развитием сюжета. Привлекать детей к участию в совместном с воспитателем рассказывании произведений народов Севера. Создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества произведений, поэтического фольклора о жизни народов Севера. |
Ознакомление с природой родного края | Формировать обобщенные представления о каждом сезоне, об изменениях в живой и неживой природе, устанавливать причинно - следственные связи между природными явлениями Крайнего Севера. Углублять и конкретизировать представления о растительном и животном мире нашего края. Познакомить с новыми видами деревьев и кустарников, грибов и ягод (растения тундры, лесотундры). Продолжать знакомить с дикими животными их повадками, приспособленности к среде обитания. Формировать представление об оседлых и перелетных птицах. Систематизировать представления об олене, как домашнем и диком животном и значении его в жизни народов Севера. Расширить представления об обитателях северных водоемов. Воспитывать любовь к родному краю, формировать умение правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей. Формировать эстетическое отношение к окружающей природе. |
Художественно-творческая деятельность | Развивать эмоционально-эстетические чувства, создавать условия для ценностного, социально культурного развития личности. Способствовать развитию творческих способностей дошкольников, самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений к природной, социально культурной среде, по отношению к другим народам, этносам и их ценностям. Сформировать системное представление о Северном крае. Формировать культуру дошкольников через приобщение к музыкальному наследию Северного края. Закреплять и углублять представления о жанрах музыки северного края, ее средствах выразительности. Познакомить с традиционным народным искусством и рукоделием: орнамент из меха и разноцветного сукна, выполняемый техникой мозаики, и использование его в украшении женской одежды. Привлекать детей к драматизации произведений народов Севера, выражению смысла художественного текста во внешних действиях, различным импровизациям. |
ПЕРСПЕКТИВНОЕ – ТЕАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Ямал – мой край родной!».
Ознакомление с художественной литературой | Ознакомление с окружающей и социальной действительностью | Художественно-творческая деятельность | |||
музыкальная | театральная | Изобразительная | |||
Что нам стоит чум построить? П.С.: Уточнить представление детей о жилище – чуме. Активизировать словарь (циновки, макод, сызмы, нюк, тюмю). Закрепить представление детей о жанровых и языковых особенностях фольклора народов Севера. | Занятие-путешествие «Чум» П.С.: Познакомить детей с традиционным жилищем народом Ямала – чумом; воспитывать чувство уважения к коренным жителям ЯНАО и их традициям. | Слушание музыкального репертуара: «Северный наш край» муз. Ю.Юнкерова; «Оленёнок» сл. Н.Соловьевой, муз. Р.Гуцалюка | Театральная игра «Каслание» П.С.: Знакомить детей с бытом кочевых ненцев. Прививать любовь к родному краю. Формировать интерес к культуре народов Севера | «Стойбище» П.С.: Учить передавать в деталях ненецкие нарты, чум, собак, оленей. Обогащать представления детей о жизни оленеводов; о взаимосвязи человека с природой. | |
Пересказ ненецкой сказки «Два оленя». П.С.: Познакомить детей с ненецкой сказкой. Учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки. Закреплять знания детей о животных севера, характерном внешнем виде, повадках. Воспитывать интерес и уважение к диким животным. | «Благородное животное Севера – олень» П.С.: Познакомить детей с животным оленем; установить взаимосвязь животных и человека; учить передавать в движениях, жестах повадки животных; воспитывать любовь к животным. | Музыкально-театральная игра «Оленевод – профессия героическая» П.С.: Формирование интереса и уважения к профессии оленевода с использованием традиционных для культуры народов севера понятий – добро, уважение. Подвести к взаимосвязи целесообразности деятельности человека в природе на примерах северных народных промыслов. | Ручной труд «Аргиш» (караван из груженных нарт) П.С.: Продолжать учить делать коробки прямоугольной формы, придавать форму нарт. Закреплять представления о жизни коренных народов Севера. | ||
Чтение сказки «Айога». П.С.: Познакомить детей с образом жизни и бытом жителей тундры; учить чувствовать взаимосвязь сказки с реальностью, воспитывать уважение к людям другой культуры. Привлекать детей к участию в совместном с воспитателем рассказывании произведений народов Севера. | Путешествие по Сибири. П.С.: Продолжать формировать интерес к своей малой Родине. Расширять представление о родном городе, крае. | Прослушивание музыкального репертуара о родном городе, крае, малой родине. Разучивание песен и стихотворений, музыкальных этюдов. | Инсценировка сказки «Айога» П.С.: Закреплять представления о эталонах семейных взаимоотношений. Побуждать детей выражать свои чувства мимикой и жестами. | Ручной труд «Девочка в ненецком национальном костюме» П.С.: Учить передавать национальный колорит: ягушка с ненецким узором и меховой отделкой, подбирать цветовую гамму. | |
Чтение ненецкой сказки «Как медведь хвост потерял». П.С.: Продолжать знакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера; формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания. | «Охота в жизни северных народов» П.С.: Сформировать представления детей о традиционном занятии северных народов – охоте, познакомить с представителями животного мира тундры – северном олене, песце, полярном волке и сове | Музыкально-дидактическая игра «Кто как идет» (музыка Г.Левкодимова) П.С.: Развивать ритмический слух у детей, упражнять детей в восприятии и различении акцента на примере животных Северного края. Учить передавать в движениях, жестах повадки животных. | Театрализованная игра «Гордый карась» П.С.: Продолжить знакомство с фольклором (сказками). Обобщить э опыт способами проявления сочувствия, сострадания, сопереживания. | Совушка – сова (рисование)П.С.: Учить изображать сову, сидящую на ветке дерева, передавать окружающий фон, оттенком окрас птицы, соблюдать пропорции дерева и птицы, располагать рисунок во весь лист. | |
«На полярном круге…» П.С.: Познакомить детей со столицей нашего края г. Салехард. Активизировать словарь (Полярная ночь, северное сияние, тундра, лишайник, ягель, карликовая береза, обелиск, хлебосольный Салехард). Воспитывать уважительное отношение к людям народов Севера, бережное отношение к природе родного края. | «Северные тайны»П.С.: Познакомить детей с легендами, мифами коренных жителей, связанных с их основным занятием, воспитывать интерес и уважение к труду и обычаям коренных жителей нашего края. | Музыкально-литературная композиция "Ямал мой необыкновенный!". П.С.: Взаимообогащение с музыкальной культурой народов округа. Изучение традиций и обычаев народов Севера. Знакомство с творчеством, напевными интонациями языка, мелодичностью и красотой песен, самобытностью творчества. Самовыражение детей в театральных этюдах. | Объемная аппликация «Герб ЯНАО» П.С.: Обобщать знания детей о геральдике родного края; Воспитывать чувство гордости, любви, уважения к родному краю. |
Изучение традиций, быта коренных народов Ямала позволяет естественно сочетать обучение и воспитание. Знакомство детей с национальными традициями народов Севера мы начали со сбора и изучения краеведческого материала. В детском саду создан мини-музей « ЯМАЛ - мой край родной». В группе оформлен уголок Севера, подобраны дидактический материал, художественная литература, из которой можно почерпнуть знания об истории народов Севера. Системность и динамичность предметно-развивающей среды позволяет ребенку самостоятельно знакомиться с материалами по краеведению, совместно с родителями регулярно пополнять и обновлять содержание уголка.
В нашем ДОУ разработана система мероприятий по воспитанию любви к родному краю: перспективное планирование занятий для детей старшего дошкольного возраста, картотеки подвижных игр и упражнений самобытных народов севера.
На занятиях по «Ознакомлению с художественной литературой» мы знакомили детей с красотой наших городов, именами писателей, воспевающих родной Север, богатстве и разнообразии устного творчества северных народов. Сказки, легенды, пословицы, поговорки, загадки, приметы, песни, сказания из далёкого прошлого принесли нам сведения о культуре и обычаях северных народов.
Невозможно в полной мере познакомить детей с культурой народов Севера, но в организованных формах обучения, совместной и самостоятельной деятельности мы обогащаем и расширяем кругозор детей о жизни народов Севера. Полученные знания и умения закрепляются в сюжетно-ролевых, дидактических играх, играх–драматизациях, на музыкальных, физкультурных занятиях, в изобразительной и театральной деятельности. Беседы с детьми старшего дошкольного возраста расширят их знания о природе, климате, растительном и животном мире, о жизни народов Севера. Рассказы, беседы сопровождаются авторскими стихами, загадками, сказками, а также вопросами, заданиями и играми, которые помогут лучше усвоить материал и вовлечь в процесс творчества.
Художественно-творческая деятельность оказывает положительное влияние на детей, обладает свойством вызывать активные действия ребенка. К тому же предоставляются богатые возможности общения взрослого с ребенком, что создает основу для эмоционального контакта между ними. Знакомство детей дошкольного возраста с музыкальной культурой Северных народов неотъемлемая часть изучения истории родного края. Краеведческий материал дети дошкольного возраста получают на занятиях, в игровой и самостоятельной деятельности, во время проведения досуговых мероприятий.
Работа в данном направлении ориентирует детей на организацию личностного познания родного края, его обрядов и традиций, музыкальной культуры от непосредственного восприятия, изучения, ощущения к осмыслению. Дети как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество.
Чтобы воспитать человека-патриота, знающего свой край – малую Родину, мы ежегодно проводим праздник народов Севера, творческие мини-проекты. Готовятся к мероприятиям все: родители, дети, педагоги. Организуем творческие выставки, спортивные мероприятия
Результат:
Расширение и улучшение знаний детей о быте, культуре и традициях коренных народов Севера. У воспитанников сформирован познавательный интерес к культурному наследию народов Севера, основы чувства толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера. Родители воспитанников стали активными участниками реализации проекта.
Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать знания краеведческого содержания, так как материал включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, быта коренных народов.
Несомненно, мероприятия по краеведению – одна из актуальных задач методики всестороннего развития детей дошкольного возраста, требующая преодоления сложившихся стереотипов, новых идей и способов их реализации.
Литература:
- Журнал «Культура Ямала» №3-4, 2001г. статья С.К.Нарышкина «Песни народа Неща (Лесные ненцы)».
- Журнал «Ямальский меридиан» №1,2002г. Статья Ю.Юнкерова «Песня да хорей».
- Журнал «Северяне» №2, 2005г. Статья Р.Ругин «Олень и солнце».
- Журнал «Северяне» №2, 2005г. Фотоматериал «Оленья упряжка», «Образы земли Ямальской. №1, 2007г. «Хантыйская семья».
- Журнал «Ямальский меридиан»№8, 2006г. Статья С.Няруй «Певец Ямальской тундры», фотоматериалы «Весомые достижения», «Первый слет оленеводов».
- Журнал «Севернее» №4, 2005г. Статья «Движения чувств» - Стихи Л.Г. Ефремовой
- Сборник песен «Мой дом Север» Н.Дудников.
- Сборник песен «Северный калейдоскоп» Юрия Юнкерова.
- Сборник «Детские подвижные игры народов Севера» Юрия Юнкерова.
- Сборник песен «Праздник тундры» Семен Няруй.
- Культура народов Ямала / Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В. – Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002.
- Фёдорова Л.В. «Ямальский калейдоскоп», Тюмень, Издательство ИПОС СО РАН, 2003 г.
- Шорыгина Т.А. «Беседы о русском Севере». Методические рекомендации М.: ТЦ Сфера, 2008 г.
- Журавель Н. М. Краеведение Ямало – Ненецкого автономного округа., Новый Уренгой: ЗАО «Центр принт», 2003 .
- Северные родники / Автор – составитель Л.В.Федорова. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001.
- Серия: «Сказки Евражки». Для дошкольного возраста. Ненецкие сказки. Литературная обработка Меновщикова Г.А., Васильева В.И. Издательство «Малыш», 1991.
- Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Сост. Жуковская Р.Н. и Пеньковская Л.А. . М., «Просвещение», 1976.
- Детские подвижные игры народов Севера. Сост. А.В.Кенеман., М., «Просвещение», 1989.
- Шесталов Ю. , Сначала была сказка. Повесть, стихи, сказки, загадки, песни. Ленинград «Детская литература». 1985.
- Ямал – наш дом, один на всех. «Тинейджер». Детская газета в газете «Правда Севера», март 2003 г.
- Аромштам М.,Чему нам учиться у ненецких детей, или этнопедагогика для взрослых. «Дошкольное образование», №20 ,октябрь, 2002 года.
- Борко Т.И., Галкин В.Т. Культура народов Ямала.
- Богун П.Н. Национальные и народные игры ненцев Тазовского района. Учебное пособие. Салехард 1993.
- Прокопенко В.В., Красильников В.П., Прокопенко В.В. Традиционные средства физического воспитания сургутских хантов.
- Соловар В.Н., Моронко С.Д. Хантыйские народные загадки. Ханты – Мансийск, изд – во «Н.И.К.» 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер- класс "Воспитание гражданско-патриотических чувств через историю родного края"
Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. Гордость за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошло...
Проект по духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию детей. Тема: "Родной свой край люби и знай!"
Проект по духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию детей .Тема: "Родной свой край люби и...
В1.Модель гражданско-патриотического воспитания дошкольников «КРАЙ СВОЙ РОДНОЙ, ЛЮБИ И ЗНАЙ»
АктуальностьВоспитание гражданина и патриота страны - одно из главных условий национального возрождения. Происходящие процессы в обществе выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию циви...
Проект по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию «Мой край родной»
Проект по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию «Мой край родной»...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Мой край родной, тобой любуюсь»
Родина, Отечество…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложн...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию Любимый край, Родной мой!!!
Актуальность темы проекта: Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения. Ребенок не рождается патриотом, а становится. Патриотизм –это любовь к мате...
Конспект занятия по гражданско - патриотическому воспитанию " Мой край родной - Оренбургская область"
Бузулукский бор - рассказы детей о соснах в бору....