ТЕМА: «РОЛЬ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ»
консультация по развитию речи на тему
Предметно-развивающая среда, как известно, является эффективным средством формирования личности ребёнка. С учётом этого, первостепенной задачей педагогического коллектива ДОУ в условиях обновления дошкольного образования и ФГОС является создание предметно-развивающей среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_predmetno-razvivayushchshchey_sredy.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«РОЛЬ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ»
Предметно-развивающая среда, как известно, является эффективным средством формирования личности ребёнка. С учётом этого, первостепенной задачей педагогического коллектива ДОУ в условиях обновления дошкольного образования и ФГОС является создание предметно-развивающей среды. (слово Л.А.).
На развитие ребенка в значительной степени оказывают влияние наследственность, среда и воспитание. Среда – это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его развития и действия. Известно, что именно этот фактор может или тормозить развитие ребенка, или стимулировать его развитие. В последнее время появилось понятие «предметно-развивающая среда». А что это? (ответы воспитателей).
РАЗМИНКА (Собрать правильное определение ПРС)
Предметно – развивающая среда – это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика.
Важное значение для детей имеет организация предметно – пространственной развивающей среды как в кабинетах специалистов ДОУ, так и в групповом помещении, спальной комнате, приёмной.
Главное требование к организации предметно-развивающей среды является её адекватность реализуемой в ДОУ программе, особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка. Важным требованием к среде является учет особенностей развития всех видов детской деятельности. Предметная среда должна быть информативна, удовлетворять потребность ребенка в новизне, преобразовании, экспериментировании. Среда должна являться средством реализации творческих гипотез. Задействованность среды ребенком, её активное познание, изучение зависит от подготовленности и компетентности взрослого. Ребенок и взрослый действуют вместе, им должно быть удобно в этой предметной среде. Функциональный комфорт предметной среды обеспечивает и психофизическое благополучие.
В работах педагогов О.А.Артамоновой, Т.М.Бабуновой, М.П.Поляковой раскрываются педагогические характеристики построения предметно-развивающей среды. Какие? (Игра с педагогами: «Подбери нужное определение»):-
слайды (в виде цветка: педагогические характеристики) Безопасность – в помещении не должно быть опасных предметов: острых, бьющихся, тяжелых, углы должны быть закрыты.
Доступность – используемые игровые средства располагаются так, чтобы ребенок мог дотянуться до них без помощи взрослых. Это помогает ему быть самостоятельным.
Яркость, привлекательность
Постоянство – оборудование и игрушки лежат на одних и тех же местах, ребенок всегда знает, где находятся те или иные предметы, при желании может ими воспользоваться, также это приучает его к порядку.
Свобода выбор - ребёнок самостоятельно решает чем он будет заниматься и берёт необходимые ему для этого материалы. Насыщенность – наличие материалов для продуктивных видов деятельности, игрушки, дидактический материал.
Цель взрослого в предметно – развивающей среде содействовать развитию ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач:
1. Обеспечить чувство психологической защищенности – доверия ребенка к миру, радости существования.
2. Формирование начал личности; развитие индивидуальности.
При проектировании предметно-развивающей среды в группе необходимо выделять следующие основные составляющие:
• - пространство;
• - время;
• - предметное окружение.
Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности. Создавая предметно-развивающую среду для детей, все пространство в группе необходимо разделить на определенные зоны или центры. В связи с этим можно выделить следующие центры:
Центры ПРС:
- учебный центр;
- Центр дорожного движения;
- центр ролевой игры;
- центр искусства;
- центр природы и экспериментальной
- деятельности;
- физкультурно-оздоровительный центр;
- центр театрализованной деятельности;
- зона математического развития;
- зона уединения;
- географический центр;
- телефон доверия;
- центр книги;
- музыкальный центр.
Педагогические задачи: ( игра с педагогами)
- Дети играют в с/р игру «Едем в театр». Вдруг Миша «вылезает из автобуса», где сидят все дети и бежит к шкафу где хранятся учебные принадлежности. Игра останавливается, все дети кричат….
- Девочки рисуют раскраски с модными нарядами для кукол. Паша всё время им мешает, калякая в их работах….
- Мальчики для игр используют пространство под столами….
- Воспитатель наказал ребёнка и, посадив за стол, дал ему игру, правила которой ребёнку неизвестны….
Игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям. Эти положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:
- Принцип дистанции позиции при взаимодействии.
Принцип ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком. Известно, что задушевное общение взрослого с ребенком, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Такую возможность дает соответствующая организация обстановки в группе, которая позволяет сблизить, уравнять ребенка и взрослого.
(Планировка помещений должна быть такова, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное для его эмоционального состояния. Здесь уместно использование разновысокой мебели (горки, подиумы, уголки).)
- Принцип активности, самостоятельности, творчества.
Ребёнок и взрослый в детском саду должны стать творцами своего предметного окружения по сравнению с обычной семейной обстановкой. Поэтому, среда в детском саду должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновению и развитию познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций, чувств. Этот принцип предоставляет возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться.
( В групповых комнатах можно оборудовать центры песка и воды, мастерские, использовать ширмы. Для организации совместной деятельности обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.)
- Принцип стабильности-динамичности.
В проекте пространственной развивающей среды должна бытъ заложена возможность её изменения. В интерьере должны выделяться определённые многофункциональные и легко трансформируемые элементы при сохранении общей, смысловой целостности. Возможность трансформации пространства, в том числе выполняемая детьми, что особенно важно, может быть реализована с помощью применения раздвижных и раскручивающихся рулонных перегородок, разворачивающихся поролоновых матов и т. п.
(Сборно-разборная мебель; игрушечная мебель; ёмкости для хранения игрушек; игрушки; мягкие плоскости, подиумы для отдыха, спортивное оборудование; игровые столы сложной конфигурации; мебель-трансформер; вертикальных разделителей, костюмерная; игрушки-заменители.)
- Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
Вплотную примыкает к предыдущему «принципу стабильности динамичности». Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям, в соответствии с интересами и желаниями, свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Здесь мы сталкиваемся с очевидным противоречием, с одной стороны, необходимость пространства для проявления активности детей, а с другой – ограниченность помещений детского сада. Преодолению этого противоречия и служит принцип комплексирования и гибкого зонирования. Трансформация помещения может «быть обеспечена раздвижными легкими перегородками. Обязательно должны быть место отдыха и место уединения.
- Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
Постижение детьми категории эстетического начинается с познания своеобразного языка искусства. Поэтому важно различать в интерьере детского сада не громоздкие классические произведения живописи, а простые, но талантливые этюды, абстрактные или полуабстрактные скульптуры, дающие ребёнку представление об основах графического языка и о различных культурах.
- Принцип учёта половых и возрастных различий детей.
Построение среды с учётом половых различий, предполагает представление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе нормами мужественности и женственности. Здесь необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре.
( Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т.п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек), которые творчески используются для решения различных игровых проблем.)
- Принцип учета возрастных особенностей ребёнка.
Отражает те образовательные задачи, которые поэтапно усложняются с возрастом и ориентируются на зону «ближайшего развития».
Кроме этого, предметно - развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.
Практическая часть
- Игра «Кто больше придумает игр со скакалкой»
- Игра «Педагогический сундучок» - особенности предметно-развивающей среды.
В сундучке находятся особенности предметно-развивающей среды. Каждая группа берет из сундучка один вопрос и отвечает на него, остальные помогают.
Вопросы:
- От чего, зависит предметно-развивающая среда в группе? (От возраста, уровня развития ребенка, содержания воспитания, опыта деятельности, типа образовательного учреждения.)
- Почему, среда называется развивающей? (Среда должна создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу, развивать все потенциальные возможности каждого ребенка.)
- Перечислите, педагогические характеристики построения предметно-развивающей среды (Комфортность и безопасность, эстетичность, обеспечение самостоятельности и свободы выбора, богатства сенсорных впечатлений, возможности для исследования, принцип функциональности, опережающего развития, динамичности-статичности среды.)
- Перечислите, основные центры в группах. (Игровой, природный, двигательный, познавательного развития, продуктивный, музыкально-театральный).
- Как вы считаете, нужно ли размещать уголки в приемной и туалетной комнатах и почему?
- Назовите принципы построения развивающей среды в условиях ДОУ. (Дистанции, активности, стабильности-динамичности, комплексирования и гибкого зонирования, сочетания привычных и неординарных элементов, Гендерный принцип, этапности и учета возрастных особенностей ребёнка, интеграции образовательных областей).
- Цель взрослого в предметной среде?
Методические рекомендации по размещению игровых материалов в групповой комнате:
- Все материалы для свободной самостоятельной деятельности должны быть доступны детям.
- Постройки детей из строительного материала и конструкции сохраняются до тех пор, пока не будут разрушены или разобраны самими детьми. Рисунками и поделками дети имеют право распоряжаться сами – забрать домой или использовать в игре, поместить на выставку.
- Все материалы и пособия должны иметь постоянное место.
- Малыши не умеют взаимодействовать и предпочитают игры рядом, но не вместе; поэтому надо размещать строительный материал в нескольких местах группы.
- Напольный строительный материал требует много места, поэтому его лучше поместить отдельно на низко расположенных навесных полках и рядом постелить ковер, дорожку.
- Мелкий строительный материал можно насыпать в корзины, ящики или коробки.
- Конструкторы разметаются на столах в открытых коробках и деревянных ящиках.
- По окончании работы надо побуждать детей к совместной уборке материала, раскладывая его по цвету и форме.
В заключительной части семинара задание для педагогов: - придумать развивающую среду своей группы по возрастам (составить макет, нарисовать).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".
Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....
Доклад на тему «Роль предметно-развивающей среды в экологическом воспитании дошкольников»
Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционального моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это единство социа...
Проект на тему "Создание предметно-пространственной среды, способствующей развитию познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики».
Представленный материал поможет создать действенную развивающую предметную среду, способствующую развитию познавательных и творческих способностей у детей дошкольного возраста ...
Консультация для родителей на тему: «Роль предметно-развивающей среды в развитии речи детей»
laquo;Роль предметно-развивающей среды в развитии речи детей»...
Консультация для родителей на тему: «Роль предметно-развивающей среды в развитии речи детей»
Консультация для родителей на тему: «Роль предметно-развивающей среды в развитии речи детей»...
Отчёт о проделанной работе для решения годовой задачи ДОУ «Создание условий для развития познавательной и творческой активности детей в театрализованной деятельности при организации и оснащении развивающей предметно-пространственной среды»
В любом возрасте ребенок стремится проявить творчество. В развитии творческих способностей помогает театр (театрализованная деятельность, поскольку в своей основе содержит творческое начало ...
Презентация на тему: "Организация предметно-развивающей образовательной среды в старшей группе"
Автор: Хорошилова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская область-КузбассПрезентация предназначена для воспитателей и методистов дошкол...