«Инновационная деятельность по оздоровлению дошкольников»
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа) на тему
Здоровьесбережение и здоровьеукрепление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_na_pedsovete_innovacionnaya_deyatelnost_po_ozdorovleniyu_doshkolnikov.docx | 22.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ комбинированного вида детский сад №34 «Солнышко»
Сообщение на педсовете по теме:
«Инновационная деятельность по оздоровлению дошкольников»
Сорокина Алла Владимировна,
воспитатель
г. Воскресенск
2012 г.
«Инновационная деятельность по оздоровлению дошкольников»
Здоровьесбережение и здоровьеукрепление – приоритетные задачи в дошкольном возрасте, что обусловлено интенсивным развитием, а также негативными тенденциями в здоровье современных детей: уменьшением их числа с нормальным физическим развитием, ростом функциональных отклонений и хронических заболеваний. В связи с этим оздоровительная работа в ДОУ должна опираться на современные подходы: комплексный, системный, интегрированный, индивидуальный.
Один из путей формирования основ здорового образа жизни – повышение интереса детей к физической культуре. С этой целью инструктор по физической культуре, Фёдорова Елена Анатольевна, использует нетрадиционные формы проведения занятий. Она разработала: перспективное планирование занятий, конспекты разных видов занятий (оздоровительных, образно - игровых, сюжетно - игровых, предметно - образных, по интересам), спортивно-дидактические подвижные игры, сценарий физкультурных развлечений.
Исходя из особенностей развития детей с ослабленным здоровьем, мы отобрали эффективные методы обучения, направленные на формирование у них интереса к предстоящей деятельности и его поддержания на занятиях. Это:
1) использование игровой технологии с введением игрового персонажа, от лица которого ставиться дидактическая задача, оценивается деятельность детей, и подводится итог.
2) отбор интересного материала и его интерпретаций.
3) создание воображаемой ситуации.
4) введение нестандартных ситуаций, связанных с предстоящей деятельностью.
5) комплексное использование видов искусства (изобразительное, музыкальное, литературное).
6) соревнование по подгруппам.
7) эмоциональное преподнесение материала.
8) дифференцированные по степени сложности задания.
9) индивидуальный характер общения с детьми.
10) совет, как помочь товарищу выполнить правильное задание.
Осуществление реализации системного подхода в оздоровлении дошкольников касались создания комплексной системы физкультурно–оздоровительной работы с детьми, сюда входит: закаливающие процедуры, релаксация, самомассаж стоп, пальчиковая гимнастика, а так же оптимизация двигательного режима, пропаганда среди родителей здорового образа жизни.
В основу нашей деятельности, как воспитателей дошкольного учреждения положены, прежде всего, здоровьесберегающие технологии. В группе создана богатая развивающая среда, организованы развивающие зоны: оздоровительная зона, экологическая, театральная, уголок дорожной грамоты, уголок развивающих игр, мини-музей животных жарких стран, животных, живущих в нашей местности, уголок произведения.
В оздоровительной зоне есть дорожки для профилактики плоскостопия, для развития координации движения, изготовлены мягкие палочки для общих развивающих упражнений и для формирования правильной осанки, шапочки для подвижных игр.
Экологическая зона создана для воспитания у детей любви к природе и бережного отношения к ней. Дети ухаживают за комнатными растениями, наблюдают в комнатных условиях за ростом луковицы. Дети имею возможность поиграть с песком, камешками, ракушками. Всё это позволяет адаптировать детей к внешним условиям, кроме того, формирует бережное отношение к окружающему миру.
От физического здоровья зависит психологическое состояние ребёнка. Для этого в театральном уголке есть куклы «Би–ба–бо», плоскостной театр, матрёшечный театр, пальчиковый театр.
Всё это способствует созданию благоприятного психологического климата, формируются основы духовно – физической культуры дошкольников.
Чтобы системно подойти к проблеме формирования у дошкольников культуры здоровья мы составили схему работы по различным темам. Ключевой является тема «Мой организм», как основа формирования «образа здоровья» у детей, вокруг которой объединяются другие темы: «Физическая культура», «Рациональное питание», «Закаливание», «Режим дня», «Безопасность», «Личная и общественная гигиена»», которые раскрывают роль факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье и связанные с ними правила их использования.
В работе с детьми решаются следующие задачи:
1. Помочь ребёнку осознать, что главная ценность жизни – здоровье, за которое он сам должен отвечать и самостоятельно поддерживать свой организм в здоровом состоянии.
2. Формировать у детей «образ здоровья» на основе представлений:
- о своём организме, его индивидуальности, неповторимости;
- о факторах, положительно и отрицательно влияющих на здоровье: личной и общественной гигиене, рациональном питании, физической культуре, закаливании, рациональной организации различных видов деятельности, полезных и вредных привычках;
- охране здоровья;
3. Воспитывать привычки здорового образа жизни и здоровьесберегающую компетентность – готовность самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья.
4. Формировать умения ориентироваться в чрезвычайных ситуациях, знать причины их возникновения, производить анализ в экстремальных ситуациях и выходить из них.
5. Воспитать привычку здоровьесберегающего гигиенического и двигательного поведения (действия в игровой обстановке и повседневной жизни в соответствии с усвоенными правилами под контролем взрослого).
Одно из важных направлений работы по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников – взаимодействие с семьёй.
С целью привлечения внимания родителей к состоянию здоровья своего ребёнка в родительском уголке оформили ширму с подбором дыхательных упражнений, упражнения для профилактики плоскостопия. Провели консультацию для родителей на тему: «Здоровье, как самая большая ценность на свете», «Это важно знать» (журнал «Инструктор по физкультуре», Краснова Р. С. стр. 99). Дали родителям рекомендации по организации дома «Уголка здоровья», создания условий в семье для двигательной активности.
Благодаря систематичности предъявляемых к дошкольникам требований в дошкольном учреждении и дома, у них формируется привычка действовать в соответствии с правилами.
Реализуя раздел «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными», мы воспитываем у дошкольников культуру здоровья – совокупность двух культур: гигиенической и физической. Для успешного осуществления деятельности по формированию у детей культуры здоровья педагогам необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить состояние оздоровительной работы в ДОУ:
- провести анализ здоровья детей.
- анализ содержания, форм и методов работы с детьми.
2. Провести диагностику культуры здоровья с детьми.
3. Провести диагностику и анализ знаний педагогов о здоровье.
4. Оценить умение педагогов методически правильно проводить различные формы оздоровительной работы.
5. Проанализировать работу педагогов с семьёй по воспитанию здорового ребёнка.
Таким образом, постепенно здоровьесберегающее поведение при чётко организованном укладе жизни входит в привычку и становиться обычным в повседневной обстановке.
Методическая литература.
1. Научно – практический журнал «Инструктор по физкультуре», изд. Цветкова Т.В. ТЦ «Сфера», №1/2009г.
2.Научно – практический журнал «Инструктор по физкультуре», изд. Цветкова Т.В. ТЦ «Сфера», №3/2009г.
3. Научно – практический журнал «Инструктор по физкультуре», изд. Цветкова Т.В. ТЦ «Сфера», №6/2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационная деятельность по оздоровлению дошкольников
Сегодня всех беспокоит проблема сохранения здоровья детей, так как в детские сады поступают дети со 2-й и даже с третьей группой здоровья. Причины этого явления всем хорошо известны - это и экология и...
Инновационный педагогический опыт старшего воспитателя по теме «Инновационные подходы в оздоровлении дошкольников и формировании у них потребности в здоровом образе жизни в условиях ДОУ»
Поиск путей и средств рациональной организации двигательной активности детей в организованной и самостоятельной деятельности.Сохранение и укрепление здоровья детей средствами физической культуры в дош...
Инновационная деятельность: Воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни посредством применения эффективных форм взаимовоздействия ДОУ и семьи
Воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни посредством применения эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи....
Инновационные технологии по оздоровлению дошкольников
По ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ....
«Использование инновационных технологий в оздоровлении дошкольников»
Инновационные подходы к организации оздоровительной работы по сохранению и укреплению здоровья детей...
ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.«Инновационные технологии в оздоровлении дошкольников»
Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Однако в последние годы наблюдается тенденция увеличения количества детей, имеющих недостатки в физическом и пс...
ТЕРРЕНКУР КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
Маршруты терренкура для детей дошкольного возраста разрабатываются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития детского организма.Они включают в себя чередование уча...