«Инновационная деятельность по оздоровлению дошкольников»
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа) на тему

Сорокина Алла Владимировна

Здоровьесбережение и здоровьеукрепление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ комбинированного вида детский сад №34 «Солнышко»

Сообщение на педсовете по теме:

«Инновационная деятельность по оздоровлению дошкольников»

Сорокина Алла Владимировна,

воспитатель

г. Воскресенск

2012 г.

 «Инновационная деятельность по оздоровлению дошкольников»

Здоровьесбережение и здоровьеукрепление – приоритетные задачи в дошкольном возрасте, что обусловлено интенсивным развитием, а также негативными тенденциями в здоровье современных детей: уменьшением их числа с нормальным физическим развитием, ростом функциональных отклонений и хронических заболеваний. В связи с этим оздоровительная работа в ДОУ должна опираться на современные подходы: комплексный, системный, интегрированный, индивидуальный.

 Один из путей формирования основ здорового образа жизни – повышение интереса детей к физической культуре. С этой целью инструктор по физической культуре, Фёдорова Елена Анатольевна, использует нетрадиционные формы проведения занятий. Она разработала: перспективное планирование занятий, конспекты разных видов занятий (оздоровительных, образно - игровых, сюжетно - игровых, предметно - образных, по интересам), спортивно-дидактические подвижные игры, сценарий физкультурных развлечений.

Исходя из особенностей развития детей с ослабленным здоровьем, мы отобрали эффективные методы обучения, направленные на формирование у них интереса к предстоящей деятельности и его поддержания на занятиях. Это:

1) использование игровой технологии с введением игрового персонажа, от лица которого ставиться дидактическая задача, оценивается деятельность детей, и подводится итог.

2) отбор интересного материала и его интерпретаций.

3) создание воображаемой ситуации.

4) введение нестандартных ситуаций, связанных с предстоящей деятельностью.

5) комплексное использование видов искусства (изобразительное, музыкальное, литературное).

6) соревнование по подгруппам.

7) эмоциональное преподнесение материала.

8) дифференцированные по степени сложности задания.

9) индивидуальный характер общения с детьми.

10) совет, как помочь товарищу выполнить правильное задание.

Осуществление реализации системного подхода в оздоровлении  дошкольников касались создания комплексной системы физкультурно–оздоровительной работы с детьми, сюда входит: закаливающие процедуры, релаксация, самомассаж стоп, пальчиковая гимнастика, а так же оптимизация двигательного режима, пропаганда среди родителей здорового образа жизни.

В основу нашей деятельности, как воспитателей дошкольного учреждения положены, прежде всего, здоровьесберегающие технологии.  В группе создана богатая развивающая среда, организованы развивающие зоны: оздоровительная зона, экологическая, театральная, уголок дорожной грамоты, уголок развивающих игр, мини-музей животных жарких стран, животных, живущих в нашей местности, уголок произведения.

В оздоровительной зоне есть дорожки для профилактики плоскостопия, для развития координации движения, изготовлены мягкие палочки для общих развивающих упражнений и для формирования правильной осанки, шапочки для подвижных игр.

 Экологическая зона создана для воспитания у детей любви к природе и бережного отношения к ней. Дети ухаживают за комнатными растениями, наблюдают в комнатных условиях за ростом луковицы. Дети имею возможность поиграть с песком, камешками, ракушками. Всё это позволяет адаптировать детей к внешним условиям, кроме того, формирует бережное отношение к окружающему миру.

 От физического здоровья зависит психологическое состояние ребёнка. Для этого в театральном уголке есть куклы «Би–ба–бо», плоскостной театр, матрёшечный театр, пальчиковый театр.

 Всё это способствует созданию благоприятного психологического климата, формируются основы духовно – физической культуры дошкольников.

 Чтобы системно подойти к проблеме формирования у дошкольников культуры здоровья мы составили схему работы по различным темам. Ключевой является тема «Мой организм», как основа формирования «образа здоровья» у детей, вокруг которой объединяются другие темы: «Физическая культура», «Рациональное питание», «Закаливание», «Режим дня», «Безопасность», «Личная и общественная гигиена»», которые раскрывают роль факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье и связанные с ними правила их использования.

 В работе с детьми решаются следующие задачи:

1. Помочь ребёнку осознать, что главная ценность жизни – здоровье, за которое он сам должен отвечать и самостоятельно поддерживать свой организм в здоровом состоянии.

2. Формировать у детей «образ здоровья» на основе представлений:

- о своём организме, его индивидуальности, неповторимости;

- о факторах, положительно и отрицательно влияющих на здоровье: личной и общественной гигиене, рациональном питании, физической культуре, закаливании, рациональной организации различных видов деятельности, полезных и вредных привычках;

- охране здоровья;

3. Воспитывать привычки здорового образа жизни и здоровьесберегающую компетентность – готовность самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья.

4. Формировать умения ориентироваться в чрезвычайных ситуациях, знать причины их возникновения, производить анализ в экстремальных ситуациях  и выходить из них.

5. Воспитать привычку здоровьесберегающего гигиенического и двигательного поведения (действия в игровой обстановке и повседневной жизни в соответствии с усвоенными правилами под контролем взрослого).

Одно из важных направлений работы по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников – взаимодействие с семьёй.

С целью привлечения внимания родителей к состоянию здоровья своего ребёнка в родительском уголке оформили ширму с подбором дыхательных упражнений, упражнения для профилактики плоскостопия. Провели консультацию для родителей на тему: «Здоровье, как самая большая ценность на свете», «Это важно знать» (журнал  «Инструктор по физкультуре», Краснова Р. С.   стр. 99). Дали родителям рекомендации по организации дома «Уголка здоровья», создания условий в семье для двигательной активности.

Благодаря систематичности предъявляемых к дошкольникам требований в дошкольном учреждении и дома, у них формируется привычка действовать в соответствии с правилами.

Реализуя раздел «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными», мы воспитываем у дошкольников культуру здоровья – совокупность двух культур: гигиенической и физической. Для успешного осуществления  деятельности по формированию у детей культуры здоровья педагогам необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить состояние оздоровительной работы в ДОУ:

- провести анализ здоровья детей.

- анализ содержания, форм и методов работы с детьми.

2. Провести диагностику культуры здоровья с детьми.

3. Провести диагностику и анализ знаний педагогов о здоровье.

4. Оценить умение педагогов методически правильно проводить различные формы оздоровительной работы.

5. Проанализировать работу педагогов с семьёй по воспитанию здорового ребёнка.

Таким образом, постепенно здоровьесберегающее поведение при чётко организованном укладе жизни входит в привычку и становиться обычным в повседневной обстановке.

Методическая литература.

1. Научно – практический журнал «Инструктор по физкультуре», изд. Цветкова Т.В. ТЦ «Сфера»,  №1/2009г.

2.Научно – практический журнал «Инструктор по физкультуре», изд. Цветкова Т.В. ТЦ «Сфера»,  №3/2009г.

3. Научно – практический журнал «Инструктор по физкультуре», изд. Цветкова Т.В. ТЦ «Сфера»,  №6/2009г.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность по оздоровлению дошкольников

Сегодня всех беспокоит проблема сохранения здоровья детей, так как в детские сады поступают дети со 2-й и даже с третьей группой здоровья. Причины этого явления всем хорошо известны - это и экология и...

Инновационный педагогический опыт старшего воспитателя по теме «Инновационные подходы в оздоровлении дошкольников и формировании у них потребности в здоровом образе жизни в условиях ДОУ»

Поиск путей и средств рациональной организации двигательной активности детей в организованной и самостоятельной деятельности.Сохранение и укрепление здоровья детей средствами физической культуры в дош...

Инновационная деятельность: Воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни посредством применения эффективных форм взаимовоздействия ДОУ и семьи

Воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни посредством применения эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи....

Инновационные технологии по оздоровлению дошкольников

По ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ....

«Использование инновационных технологий в оздоровлении дошкольников»

Инновационные подходы к организации оздоровительной работы по сохранению и укреплению здоровья детей...

ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.«Инновационные технологии в оздоровлении дошкольников»

Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Однако в последние годы наблюдается тенденция увеличения количества детей, имеющих недостатки в физическом и пс...

ТЕРРЕНКУР КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

   Маршруты терренкура для детей дошкольного возраста разрабатываются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития детского организма.Они включают в себя чередование уча...