«Использование инновационных технологий в оздоровлении дошкольников»
консультация

Сальникова Екатерина Юрьевна

Инновационные подходы к организации оздоровительной работы по сохранению и укреплению здоровья детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия г.Троицка»

«Использование

инновационных технологий

в оздоровлении дошкольников»

                                                                                       

 

Подготовили:

                                                                    Инструктор по физической   культуре

                                                                                   Сальникова Е.Ю.

Актуальность

В настоящее время данные физического состояния детей свидетельствуют о том, что здоровье подрастающего поколения далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества.  Детский сад, как первая ступень непрерывного образования, должен стать “школой здорового стиля жизни”.

Здоровый образ жизни для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать и быть полезным для общества человеком.

Ни в каком другом возрасте здоровье не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.

В настоящее время состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьезную озабоченность общества. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, в России 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Неблагоприятные экологические условия приводят к ослаблению иммунитета, и, как следствие к увеличению простудных заболеваний, инфекций, поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях является приоритетной.

Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как привить навыки здорового образа жизни?

Главной нашей задачей является воспитание у детей разумного отношения к своему организму, привитию необходимых санитарно-гигиенических навыков, обучение вести здоровый образ жизни с раннего детства.

Сбережение и обогащение здоровья ребенка – всегда приоритетная задача для взрослых. Ребенок как целостность физического, психологического и духовного благополучия – это счастливый, активный, добрый и успешный человек.

Для достижения этих целей все специалисты тесно взаимодействуют между собой, и, наряду с традиционными здоровьесберегающими технологиями, широко используют и инновационные технологии оздоровления дошкольников.

Инновационные технологии оздоровления дошкольников

Виды инновационных технологий по оздоровлению

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Ответственный

Корригирующая гимнастика

В рамках платных дополнительных услуг 

Не раньше чем через 30 минут после еды, 2 раза в неделю, во второй половине дня

Рекомендуется с целью профилактики плоскостопия и в качестве профилактики нарушений осанки

Педагог дополнительного образования

Является средством профилактики нарушений осанки и плоскостопия у дошкольников, способствует укреплению мышечного корсета спины, мышц живота, укрепляет свод стопы.  Общая цель корригирующей гимнастики - формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия.

Основная цель - укрепление здоровья детей и совершенствование их физического развития. Задачи: содействовать профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата, совершенствовать навыки владения индивидуальными упражнениями; обучить видам дыхательных упражнений; освоить двигательные навыки и умения, необходимые для нормальной жизнедеятельности; формулировать системы элементарных знаний о здоровом образе жизни.

Дыхательная гимнастика

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

Педагоги МАОУ

Правильное дыхание - это дыхание через нос и без шума.

 Необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Правильное дыхание играет важнейшую роль для формирования речевой системы, очень полезна для нервной системы, ведь глубокий медленный выдох помогает нам расслабиться, снять напряжение, успокоиться, перебороть раздражение или, может быть, волнение. Недаром восточная мудрость гласит: «Управляя дыханием, управляешь собой».

Дыхательная гимнастика в дошкольном возрасте преследует следующие задачи:

повышение общего жизненного тонуса ребенка и сопротивляемости, закаленности и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы;

развитие дыхательной мускулатуры; увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфо - и кровообращения в легких улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы и кровообращения.

В комплексе упражнений обязательно должны быть элементы надувания резиновых мячей, игрушек. Контролируем, чтобы вдох у детей происходил только через нос.

Фитбол-гимнастика

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Форма проведения зависит от поставленной цели и контингента детей

Инструктор по физической культуре

Фитбол – это гимнастика с использованием мячей диаметром от 55 до 70 см. Эти мячи вносят игровой момент в занятие, а также создают неповторимый эмоциональный подъем.

Они имеют ярко выраженный лечебный эффект. Задача состоит в развитие гибкости, подвижности суставов, укрепление мышц без нагрузки на позвоночник, мягкая растяжка - все это прекрасно осуществляется с помощью мяча. Упражнения на мяче укрепляют все основные группы мышц, способствуют развитию выносливости, силы, координации движений. Формируют правильную осанку, заряжают энергией. Занятия в сочетании с движениями и музыкой развивают творческие способности, раскрывают природный потенциал детей, формируют положительные эмоционально – волевые качества: саморегуляцию, настойчивость, уверенность, оптимизм, смелость, выдержку, справедливость. Ребята получают приятные эмоции от общения с фитболами, победы над своим неумением, понимания того, что они делают что-то очень важное для своего здоровья.

Самая приятная особенность   фитбола в том, что для занятий с ним не существует никаких противопоказаний! Занятия на фитболе - это профилактика нарушений осанки, тренировка вестибулярного аппарата и всех групп мышц ребёнка. Это то, что касается пользы. Но детей в этих занятиях привлекает совсем не это: попрыгать в весёлой компании на мячах – что может быть интереснее!

Танцевальная

ритмика

В рамках платных дополнительных услуг 

Не раньше чем через 30 минут после еды, 2 раза в неделю, во второй половине дня.

Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка

Педагог дополнительного образования

Цель: содействовать всестороннему развитию личности ребёнка средствами ритмики, гимнастики, хореографии и музыки. Включает в себя ритмическую гимнастику, психогимнастику, элементы хореографии, упражнения стретчинга, танцы, игры.

Является основой для развития двигательных способностей и чувства ритма  занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности.

Массаж (щёточный, точечный,

су-джок, логопедический)

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Воспитатели,

инструктор по физической культуре, учитель-логопед

Является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.

Благоприятное воздействие массажа на организм переоценить невозможно. Массаж является одним из средств лечебно-профилактической работы. И еще очень важно – массаж не требует особого дорогостоящего оборудования. Многие комплексы самомассажей имеют игровую форму, упражнениям даны названия, понятные детям.

Физическое здоровье и психическое состояние ребенка взаимосвязаны.

В последнее время проблемам обеспечения физического и психического здоровья детей уделяется особенное внимание. Это обусловлено целым рядом причин и особенно тем, что неврозы, как следствие стресса, все увереннее "перекочевывают" в детский возраст, что дети часто оказываются в состоянии психоэмоционального напряжения. В этой ситуации им бывает труднее всего из-за низкой психической устойчивости, обусловленной возрастом. Детские стрессы влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную заболеваемость. Причиной таких стрессов является дефицит положительных эмоций у ребенка и отрицательная психологическая обстановка.

Необходимость постоянно поддерживать позитивное психоэмоциональное состояние детей требует создания всех необходимых условий для гармоничного взаимодействия ребенка с жизненной средой дошкольного учреждения.

 Для сохранения и укрепления психоэмоционального здоровья детей, а также для успешного обучения, воспитания и развития дошкольников в МАОУ используются:

  • Имаготерапия

 (куклотерапия и сказкотерапия)

Это театрализация  психотерапевтического процесса. В основе лежит использование пересказа произведения, переход в заранее запланированный диалог между взрослым и ребёнком, развивающий ситуацию.

Куклотерапия –один из видов имаготерапии, основана на идентификации с образом любимого героя (сказки,мультфильма, игрушки).

Сказкотерапия – психокорекция средствами сказки – основана на притягательности для детей сказки как вида произведения, позволяющего мечтать, фантазировать. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Сказка содержит многогранный материал, в основе сказкотерапии лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе скрытый смысл решения сложных ситуаций.

  • Психогимнастика

Обучение детей выразительным движениям.

Тренировка узнавания эмоций по внешним сигналам.

Формирование у детей моральных представлений.

 Коррекция поведения с помощью ролевых игр.

 Снижение эмоционального напряжения.

Тренировка психомоторных функций.

Кислородный коктейль

Это замечательная вкусная пена, которая состоит из тысяч крошечных пузырьков. Коктейль, повышая кислородное насыщение тканей, способствует улучшению обменных процессов и кровообращения, устраняет гипоксию. Кислородный коктейль может повысить иммунитет и поможет организму справиться с различными вирусами и инфекциями.

Очень важно знать, что во время роста тканей кислород играет основную роль. Поэтому этот напиток очень полезен детям.

Взаимодействие с родителями

С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.

Уровень профессионального мастерства педагогов определяется отношением семьи к детскому саду, к самим педагогам и их требованиям. Только при условии положительных результатов всей оздоровительной работы с дошкольниками, родители начнут доверять рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт.

В нашем детском саду в рамках родительского клуба «Сказочная семья» проводятся  совместные  досуги, праздники, семинары, мастер-классы, смотры-конкурсы, выставки. МАОУ выпускает журнал для родителей «В гостях у «Сказки» о жизни детского сада. На страницах этого журнала специалисты дают советы и рекомендации родителям.

Таким образом, проводимая нами оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.

Заключение

У наших дошколят нет еще достаточного стремления укреплять свое здоровье. Они генетически запрограммированы до определенного возраста на уход за ними со стороны взрослых, поэтому наша задача – помочь им выработать собственные жизненные ориентиры, научить оценивать свои физические возможности, осознавать ответственность за свое здоровье – одним словом – создать детско-взрослое сообщество «дети-родители-педагоги».

Это далеко не все инновационные подходы к организации оздоровительной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, каждый из вас может их продолжить и умножить.

Реализуемая нами система работы привела к устойчивым положительным результатам: снижению общей и простудной заболеваемости (в динамике),  стабильности физической и умственной работоспособности детей, сосредоточенности, уравновешенности, улучшение в целом эмоционально-психологической ситуации у детей.

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация Использование игровых технологий в оздоровлении дошкольников

Использование игровых технологий в оздоровлении дошкольников в детском саду на современном этапе....

Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в оздоровлений дошкольников

Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в нашей работе. Цель моей работы:Повысить знания о значении физического развития  и закаливания в жизни детей. Ознакомить родителе...

«Использование здоровьесберегающих технологий в оздоровлении дошкольников»

Забота  о  здоровье – это важный  труд  воспитателя. От жизнерадостности, бодрости  детей  зависит их  духовная  жизнь, мировоззрение, умственное  развитие...

Совместная деятельность с родителями и детьми 5-6 лет, использование инновационных технологий в оздоровлении детей

в этом материале я описала, какие технологии в оздоровлении детей, я использую в своей группе....

Отчет по самообразованию. Тема«Использование здоровьесберегающих технологий в оздоровлении дошкольников»

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем о...

Инновационные технологии по оздоровлению дошкольников

По ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ....

ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.«Инновационные технологии в оздоровлении дошкольников»

Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Однако в последние годы наблюдается тенденция увеличения количества детей, имеющих недостатки в физическом и пс...