Инновационная деятельность: Воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни посредством применения эффективных форм взаимовоздействия ДОУ и семьи
методическая разработка по физкультуре
Воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни посредством применения эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsion_deyatelnost_madou_skazka.docx | 18.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни посредством применения эффективных форм взаимовоздействия ДОУ и семьи
Бутова О.В. , МАДОУ ДСКВ "Сказка, г. Покачи.
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного возраста. Её решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет. Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение, в первую очередь - детский сад, должно стать «школой здорового стиля» воспитанников, где любая их деятельность будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формируя навыки принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Целью работы МАДОУ ДСКВ «Сказка» города Покачи по теме: «Воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни посредством применения эффективных форм взаимовоздействия ДОУ и семьи» является создание комплексной системы воспитания и развития ребёнка, направленной на формирование потребности в здоровом образе жизни и укрепление здоровья детей в рамках образовательного пространства и семьи.
Из цели вытекают следующие задачи:
1. Приобщение родителей к жизни детского сада и использование их образовательного потенциала для формирования у воспитанников культуры здорового образа жизни;
2. Создание участниками воспитательно-образовательного процесса условий, гарантирующих укрепление здоровья воспитанников, а так же формирование потребности в здоровом образе жизни.
Одним из приоритетных направлений работы МАДОУ ДСКВ "Сказка"» является физическое развитие. Поэтому сотрудники ДОУ находятся в постоянном поиске новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних действий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учёте и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий. По этой же причине возникла необходимость активизации методической работы по данному направлению и разработке программы «Здоровый малыш» (получила Диплом Губернатора ХМАО-Югры в номинации «Сохранение здоровья» (приказ № 14.08.2008 №757 «О награждении победителей конкурсов Губернатора ХМАО-Югры в сфере образования»), отражающей систему деятельности ДОУ по здоровьесбережению детей и эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления подрастающего поколения в дошкольном учреждении.
Программа определяет основные направления, задачи, а также план действий и реализацию их в течение 5 лет.
Цель программы: внедрение новой оздоровительной, психолого-педагогической модели ДОУ ориентированной на снижение заболеваемости и улучшение качества физического и психического здоровья воспитанников, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения своего здоровья.
Система физкультурно-оздоровительных мероприятий содержит как традиционные (утренняя гимнастика, подвижные игры, динамические паузы в непосредственно-образовательной деятельности, подвижные игры на прогулке и спортивной площадке, индивидуальная работа над совершенствованием движений), так и инновационные формы работы.
Инновационными формами работы являются:
1. Оздоровительная ходьба на прогулке. В МАДОУ разработана методика оздоровительной ходьбы. Сначала это короткие расстояния (10-15 метров), затем они удлиняются до 400 метров, увеличивая физическую нагрузку детям.
Инструктором по физической культуре разработан цикл оздоровительной ходьбы, который может изменяться и дополняться. В это время педагог может разговаривать с детьми о природе, о временах года, петь песни, использовать сюрпризные моменты (найти спрятанную игрушку, игровые приёмы, разыгрываются сюжеты игр). Ходьба проводится в обычной сезонной одежде.
2. Закаливающие процедуры после сна: постепенный подъём под музыку с выполнением гимнастики после сна, в отдельных группах с применением фитбол-мячей, ходьба по мокрой дорожке, ребристой доске и массажным коврикам, обширное умывание.
3. Игровой час в спортивном зале проводится во второй половине дня 2-3 раза в неделю. Это время, когда дети могут сами выбрать вид двигательной деятельности, игрушки, спортивный инвентарь, тренажёры.
4. Физкультурно-оздоровительные занятия, начиная с группы детей раннего возраста (2-3 года) проводятся 2 раза в неделю. Для повышения интереса детей мы используем образные игровые сюжеты. Все занятия организуются в соответствии с перспективным планом, составленным с обязательным сохранением двигательной нагрузки и учётом интереса индивидуальных особенностей детей.
5. Традиционно устраиваются сезонные походы с выходом в лесополосу с детьми и родителями старшего дошкольного возраста.
Двигательная деятельность детей раннего возраста эффективно развивается, а здоровье сохраняется и укрепляется при условии систематической работы по физическому воспитанию и оздоровлению с применением инновационных форм физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Начиная с раннего возраста, в каждой группе ведется наблюдение за динамикой развития двигательной активности и проводится мониторинг физкультурно-оздоровительной работы. Диагностика в младших группах не предполагает ничего специально организованного, а в бытовых условиях, играх и на занятиях инструктор и воспитатели следят за детьми, делают особые отметки и получают дополнительно к своим наблюдениям данные о здоровье и физическом развитии от медиков и родителей.
Критерии оценки зависят от возраста детей. До 3 лет применяем достаточно простую оценку «умеет», «не умеет». В дальнейшем предпочтение отдаётся более точной системе оценки результатов - это «Губернаторские состязания». Оценки результатов тестирования двигательных навыков позволяет не только получить достаточно объективную картину физической подготовленности отдельных детей другой возрастной группы, и даже появляется возможность сравнить уровень физической подготовленности детей всего дошкольного учреждения. Вся документация заносится в «паспорт здоровья» и карту индивидуального развития ребёнка.
Для успешного проведения всех форм физкультурно-оздоровительных мероприятий в группе создана предметно-развивающая среда, которая побуждает детей к действию. Она легко меняется и дополняется в зависимости от индивидуальных особенностей и склонностей ребёнка, уровня его подготовленности.
Создание развивающего пространства в ДОУ – одно из необходимых условий укрепления здоровья воспитанников и формирования потребности в здоровом образе жизни. Организуя предметную среду в групповом помещении, в кабинетах специалистов, в раздевалках и участках, педагоги учитывают всё, что способствовало бы становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка. Предметно-развивающая среда меняется в зависимости от возрастных особенностей воспитанников. Руководствуясь именно этим принципом, педагоги разработали проект по созданию предметно-развивающей среды. Педагогами всех возрастных групп ведётся активная работа по привлечению родителей к приобретению и установке малых форм на участках территории дошкольного учреждения. В групповых комнатах имеется традиционный физкультурный инвентарь. Также совместными усилиями педагогов и родителей изготовлено нестандартное спортивно-игровое оборудование. Известно, что здоровые привычки формируются с самого раннего возраста ребенка.
Выполнение задачи по укреплению здоровья и формированию привычки к здоровому образу жизни дает возможность осуществлять в полной мере взаимодействие специалистов и воспитателей. Интеграция помогает свести к минимуму традиционные формы организации образовательной деятельности в ДОУ и служит залогом успешной реализации поставленных целей и задач.
В дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия у детей формируется привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья, одна из важнейших составляющих содержания физического воспитания, обеспечивающих малышу физическое развитие. Именно поэтому возникла необходимость создания инструктором по физическому воспитанию проекта по взаимодействию педагогов ДОУ и семьи.
Основная цель проекта «В дружбе взрослых и детей – сила сада и семей» – привлечение родителей к совместной активной деятельности в вопросах физического воспитания. Создание комплексной системы воспитания и развития ребенка, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, позволяет нам формировать у родителей и воспитанников ответственность в виде сохранения собственного здоровья Использование различных, как традиционных, так и инновационных форм работы с детьми и родителями позволяет нам реализовать основную цель работы МАДОУ ДСКВ «Сказка» – создание комплексной системы воспитания и развития ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВОСПИТАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
Благополучие любого общества во многом зависит от состояния здоровья подрастающего поколения. Формирование здорового поколения – одна из стратегических задач страны. Здоровый крепкий организм до...
Совместная деятельность детского сада и семьи по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни
Представлены формы взаимодействия ДОУ и семьи, этапы работы, создание развивающей среды дома....
Совместная деятельность детского сада и семьи по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни
Консультация для родителей...
Совместная деятельность детского сада и семьи по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни
Консультация для родителей...
Консультация для родителей «Воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни»
Консультация для родителей «Воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни»...
Проект «Совместная деятельность детского сада и семьи по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни»
Цель: Поиск и разработка новых, современных форм сотрудничества педагогов детского сада с родителями, как условие позитивного физического развития ребенка и формирования родительской компетентности....
Проект «Совместная деятельность детского сада и семьи по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни»
Все чаще и чаще звучат в средствах массовой информации, из уст педагогов, медиков, родителей, вопросы, связанные с проблемами здоровья дете...