Программа дополнительного образования "Народные игры"
методическая разработка по физкультуре (средняя группа) по теме
Целью данной программы является: развитие физических способностей через народные игры.
Основные задачи:
1) повысить уровень двигательной активности;
2) способствовать физическому, психическому развитию детей;
3) развивать активность и творчество занимающихся, любознательность, честность;
4) вызвать интерес к народным играм, позволить детям ощутить красоту и радость движений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_narodnye_igry.doc | 150.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «СЕВЕРЯНОЧКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:
На педагогическом совете Заведующая МБДОУ Д/С «Северяночка»
Протокол №________________ _________________________________С. В. Зайцева
ПРОГРАММА КРУЖКА
для детей 4 – 7 лет
Срок реализации 3 года
Составила:
Смычагина О. М. инструктор ФК
МБДОУ «СЕВЕРЯНОЧКА»
с. Горки
2012 г.
Введение
Человеческая личность – это гармония мысли и движения. В настоящее время большое значение имеет формирование физически здорового, активного, гармонически развитого человека. Особое внимание нужно уделить подвижным играм, поскольку игра вызывает у детей большой эмоциональный отклик и помогает безболезненнее включиться в учебную работу. Игры способствуют правильному физическому развитию организма. Дети учатся разным подвижным играм и ежедневному занятию ими.
Данная программа актуальна, так как участвует в решении одной из самых первоочередных задач современного образования – формирование здорового образа жизни дошкольников, через специально организованную двигательную активность ребенка.
Пояснительная записка
Всем известно, что дети любят играть. Это стремление нужно умело использовать в интересах самих детей, развивая и воспитывая в них такие необходимые им качества, как сила, ловкость.
Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.
Игра как средство воспитания.
Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий.
Оздоровительное значение подвижных игр.
Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей и подростков. Большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.
«Народные игры» - программа для детей 4 – 7 лет. Срок реализации программы 3 года. Занятия по данной программе проводятся 1 раз в неделю, 1 год обучения – не более 20 минут, 2 год обучения не более 25 минут, 3 год обучения не более 30 минут из расчета 33 часа в год, в игровой форме.
В первый год проводится ознакомление детей с русскими народными играми. Во второй и третий год с играми народов России и ближнего зарубежья. Программа предусматривает знакомство с обычаями и традициями народов коми, украинцев, белорус, узбеков, дагестанцев и т. д.
Народные игры способствуют повышению уровня двигательной активности до уровня, обеспечивающего нормальное физическое, психическое развитие и здоровье детей; обеспечиваются условия для проявления активности и творчества каждого ребенка.
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания подрастающего поколения. Радость движения сочетается с духовным обогащением. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора: движения точны и образны, часто сопровождаются считалками, потешками, веселыми моментами. Игровая ситуация увлекает и воспитывает детей, а действия требуют от детей умственной деятельности.
Цель данной программы – развитие физических способностей через народные игры.
Основные задачи:
повысить уровень двигательной активности;
способствовать физическому, психическому развитию детей;
развивать активность и творчество занимающихся, любознательность, честность;
вызвать интерес к народным играм, позволить детям ощутить красоту и радость движений.
Содержание программы определено с учётом:
возрастных, психофизиологических и индивидуальных особенностей учащихся, интересов и потребностей учащихся,
тенденции развития воспитания и образования.
Ожидаемый результат
Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.
Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр.
Развитие умений работать в коллективе.
Формирование у детей уверенности в своих силах.
Умение применять игры самостоятельно.
Методическое обеспечение программы:
Теоретический материал программы организовывается в форме бесед, до выполнения двигательной деятельности.
Практические упражнения объединяются в комплексы, которые периодически изменяются, обновляются.
Занятия проводятся интегрировано. При проведении занятий учтены особенности организма детей, его пониженные функциональные возможности. Поэтому индивидуальный подход должен быть одним из основных принципов организации занятий.
Методика обследования знаний подвижных игр и умений организации и самоорганизации детей старшего дошкольного
возраста в них.
Тестирование проводит инструктор Ф. К.
Каждый рассказывает какую-нибудь считалочку для выбора водящего.
Каждый ребенок рассказывает правила одной игры, по выбору инструктора.
Может ли данный ребенок организовать подвижную игру со сверстниками, определяет воспитатель.
оценка:
4 балла. Ребенок знает название не менее 5 подвижных игр (знание выбора водящего - не менее 3 различных считалочек), может рассказать правила игры, которую предлагает инструктор и умеет организовать их со сверстниками (определяет воспитатель).
3 балла. Знает 2-3 подвижные игры (знание выбора водящего - считалочка), но затрудняется в самостоятельной организации их.
2 балла. Знает не более одной подвижной игры (не имеет знаний выбора водящего), но организует ее только с частичной помощью взрослого.
1 балл. Все выполняет по подсказке взрослого.
0 баллов. Полное отсутствие знаний игр и умений их организовать.
Учебно-тематический план
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
неделя | вид игры | название игры |
сентябрь |
1-2 | Подготовка инвентаря, видиотеки, аудиотеки, физкультурного зала к занятиям. |
3-4 | Обследование знаний подвижных игр, умений организации и самоорганизации. |
октябрь |
1 | Знакомство с обычаями и традициями русских народных игр. |
2 | подвижные | «С кочки на кочку» «Медведь и пчелы» «Солнышко и дождик» «Самолеты» |
малоподвижные | «Море волнуется» |
3-4 | подвижные | «Мышеловка» «Гуси-лебеди» «Удочка» «Хитрая лиса» |
малоподвижные | «Эхо» |
ноябрь |
1-2 | подвижные | «Ловишки» «Лохматый пес» «Наседка и цыплята» «Догони свою пару» «Муха» |
малоподвижные | «Летает – не летает» |
3-4 | подвижные | «Перелет птиц» «Караси и щука» «Мышеловка» «Зайцы и волк» «Гуси летят» |
малоподвижные | «Найди свой цвет» |
декабрь |
1-2 | подвижные | «Бездомный заяц» «Перебежки» «Хитрая лиса» «Мыши в кладовой» «Обыкновенные жмурки» |
малоподвижные | «Кто ушел» |
3-4 | подвижные | «Лохматый пес» «Зайцы и волк» «Быстро возьми, быстро положи» «Хитрая лиса» «Два мороза» |
малоподвижные | «Молчанка» |
январь |
2 | подвижные | «Охотник и зайцы» «Кто сделает меньше прыжков» «У медведя во бору» «Наседка и цыплята» «Пустое место» |
малоподвижные | «Найди и промолчи» |
3-4 | подвижные | «Перебежки» «Волк во рву» «Лошадки» «Ловишка, бери ленту» «Бабка Ежка» |
малоподвижные | «Затейники» |
февраль |
1-2 | подвижные | «Сделай фигуру» «Мы веселые ребята» «Лиса в курятнике» «Кто скорее добежит до флажка» «Горелки» |
малоподвижные | «Подбрось – поймай» |
3-4 | подвижные | «Мы веселые ребята» «Слышим – делаем» «Охотники и звери» «Стоп» «Салки» |
малоподвижные | «Тихо – громко» |
март |
1-2 | подвижные | «Перелет птиц» «Затейники» «Лохматый пес» «Садовник и цветы» «Салки» |
малоподвижные | «У кого мяч» |
3-4 | подвижные | «Садовник и цветы» «Лиса в курятнике» «Перемени предмет» «Наседка и цыплята» «»Коршун» |
малоподвижные | «Великаны и гномы» |
апрель |
1-2 | подвижные | «Не оставайся на полу» «Удочка» «Ловишки» «Пятнашки» «Гуси – лебеди» |
малоподвижные | «Затейники» |
3-4 | подвижные | «Коршун и наседка» «У медведя во бору» «Бездомный заяц» «Карусель» «Классы» |
малоподвижные | «Тишина» |
май |
1-2 | подвижные | «Классы» «Мяч водящему» «Серсо» «Перебежки» «Перетягивание каната» |
малоподвижные | «Сбей кеглю» |
3-4 | Обследование знаний подвижных игр, умений организации и самоорганизации. |
Учебно-тематический план
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
неделя | вид игры | название игры |
сентябрь |
1-2 | Подготовка инвентаря, видиотеки, аудиотеки, физкультурного зала к занятиям. |
3-4 | Обследование знаний подвижных игр, умений организации и самоорганизации. |
октябрь |
1 | Знакомство с обычаями и традициями КОМИ. |
2-3-4 | подвижные | «Стой, олень» «Невод» «Ловля оленей» «Охота на оленей» |
малоподвижные | Релаксация |
ноябрь |
1 | Знакомство с обычаями и традициями УКРАИНЦЕВ. |
2-3-4 | подвижные | «Колдун» «Хлебец» «Перепелочка» «Мак» «Иголочка-ниточка» «Волк и козлята» |
малоподвижные | Релаксация |
декабрь |
1 | Знакомство с обычаями и традициями БЕЛОРУС. |
2-3-4 | подвижные | «Прела – горела» «Заяц – месяц» «Ежик и мыши» «Иванка» «Ленок» «Заплетись, плетень» «Лиски» |
малоподвижные | «Колечко» |
январь |
2 | Знакомство с обычаями и традициями УЗБЕКОВ. |
3-4 | подвижные | «Белый тополь, зеленый тополь» «Чай-чай» «Пастух и козы» «Медведи и пчелы» |
малоподвижные | Релаксация |
февраль |
1 | Знакомство с обычаями и традициями КАЗАХ. |
2-3-4 | подвижные | «Конное состязание» «Белый лютый – серый лютый» «Ястребы и ласточки» «Платок с узелком» «Цыплята» |
малоподвижные | «Есть идея» |
март |
1 | Знакомство с обычаями и традициями ГРУЗИН. |
2-3-4 | подвижные | «Снятие шапки» «Игра в лягушек» «Мяч в кругу» «Ударь жгутом» «Захвати палку» |
малоподвижные | «Защитник» |
апрель |
1 | Знакомство с обычаями и традициями АЗЕРБАЙДЖАН. |
2-3-4 | подвижные | «Белый мяч и черный мяч» «Отдай платочек» «Чья шеренга победит» «Палочка-выручалочка» «День и ночь» «Дети и петух» |
малоподвижные | Релаксация |
май |
1 | Знакомство с обычаями и традициями БАШКИР. |
2 | подвижные | «Медный пень» «Липкие пеньки» «Стрелок» «Юрта» |
малоподвижные | Релаксация |
3-4 | Обследование знаний подвижных игр, умений организации и самоорганизации. |
Учебно-тематический план
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
неделя | вид игры | название игры |
сентябрь |
1-2 | Подготовка инвентаря, видиотеки, аудиотеки, физкультурного зала к занятиям. |
3-4 | Обследование знаний подвижных игр, умений организации и самоорганизации. |
октябрь |
1 | Знакомство с обычаями и традициями БУРЯТ. |
2-3-4 | подвижные | «Табун» «Иголка, нитка и узелок» «Волк и ягнята» |
малоподвижные | Релаксация |
ноябрь |
1 | Знакомство с обычаями и традициями АДЫГЕИ. |
2-3-4 | подвижные | «Скачки» «Прыжок лягушки» «Ягненок» «Перетягивание веревки» «Кто быстрее» «Сильные ноги» |
малоподвижные | «Журавли – журавушки» |
декабрь |
1 | Знакомство с обычаями и традициями СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА. |
2-3-4 | подвижные | «Солнце» «Каюр и собаки» «Олени и пастухи» «Ловля оленей» «Куропатки и охотники» «Льдинки, ветер и мороз» |
малоподвижные | «Полярная сова и евражки» |
январь |
2-3-4 | подвижные | «Ручейки и озера» «Рыбаки и рыбки» «Здравствуй, догони!» «Смелые ребята» «Важенка и оленята» «Перетягивание каната» |
малоподвижные | «Солнце» |
февраль |
1 | Знакомство с обычаями и традициями МОЛДАВАН. |
2-3-4 | подвижные | «Лошадки» «Овцы и волк» «Пастух и стадо» «Барашек» «Яблоко» |
малоподвижные | «Перешагивание через ноги» |
март |
1 | Знакомство с обычаями и традициями ДАГЕСТАНЦЕВ. |
2-3-4 | подвижные | «Выбей из круга» «Надень папаху» «Подними платок» «Слепой медведь» «Бег к реке» |
малоподвижные | «Достань шапку» |
апрель |
1 | Знакомство с обычаями и традициями ЯКУТОВ. |
2-3-4 | подвижные | «Волк и жеребята» «Ястреб и утки» «Игра в мяч» «Перетягивание на палках» «Игра с перетягиванием» «Сокол и лиса» |
малоподвижные | «Один лишний» |
май |
1 | Знакомство с обычаями и традициями АРМЯН. |
2 | подвижные | «Козлик-козлик» «Пастух» «Три камня» «Перетягивание палки» «Цветы и ветерки» |
малоподвижные | «Земля, вода, огонь, воздух» |
3-4 | Обследование знаний подвижных игр, умений организации и самоорганизации. |
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Детские народные подвижные игры: Книга для воспитателей дет. сада и родителей/сост. А. В. Кенеман, Т. И. Осокина. – 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение; Владос, 1995.
Валентинов Вл. 150 веселых игр. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2002.
Страница |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Фрагмент программы дополнительного образования "Игры с кинетическим песком"
В материалах представлен фрагмент программы дополнительного образования, включающий цель и задачи программы, учебный план, календарный учебный график....
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)
2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
Программа дополнительного образования "Играем вместе" русские народные игры
Программа дополнительного образования "Играем вместе" русские народные игры...
Комментарии
Программа дополнительного образования "Народные игры"
спасибо